Дело № 12-635/2021
РЕШЕНИЕ
21 сентября 2021 года г. Севастополь
Судья Ленинского районного суда г. Севастополя Истягина Н.М., рассмотрев жалобу должностного лица Замилова Р.Ф. на постановление заместителя руководителя УФНС России по г. Севастополю № от 26 февраля 2021 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 15.25 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
26.02.2021 г. постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной налоговой службы по г. Севастополю № должностное лицо генеральный директор ООО «ЗАМША» Замилов Р.Ф. подвергнут административному наказанию за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ в виде штрафа в размере 20 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, должностное лицо Замилов Р.Ф. обратилась в Ленинский районный суд г. Севастополя с жалобой на данное постановление, указывая на малозначительность совершенного правонарушения.
Решением Ленинского районного суда города Севастополя от 02.06.2021 года в удовлетворении жалобы Замилова Р.Ф. отказано.
Решением Севастопольского городского суда от 02.08.2021 года решение Ленинского районного суда города Севастополя отменено, дело направлено на новое рассмотрение в Ленинский районный суд города Севастополя.
В судебном заседании заявитель Замилов Р.Ф. не явился.
Представитель УФНС России по г. Севастополю Басиров А.А. в судебном заседании просил постановление оставить без изменения, сославшись на доводы, изложенные в письменных пояснениях.
Выслушав представителя УФНС России по Ленинскому району г. Севастополя, изучив представленные материалы, прихожу к следующему выводу.
Согласно части 1 статьи 15.25 КоАП РФ осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на граждан, лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц в размере от 75 до 100 процентов суммы незаконной валютной операции; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
В соответствии с пунктом 9 статьи 1 Федерального закона№ 173-ФЗ от 10.12.2003 «О валютном регулировании и валютном контроле» к валютным операциям относится отчуждение резидентом в пользу нерезидента валюты Российской Федерации на законных основаниях, а также использование валюты Российской Федерации в качестве средства платежа. Выплата юридическим лицом – резидентом заработной платы иностранным гражданам в валюте РФ является валютной операцией.
Таким образом, ООО «ЗАМША», являющееся резидентом, совершало операции по выдаче (отчуждению) в пользу физического лица - нерезидента валюты Российской Федерации.
Расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации, а также переводами электронных денежных средств (абзац 2 части 2 статьи 14 Федерального закона № 173-ФЗ).
Частью 2 статьи 14 Федерального закона № 173-ФЗ установлен исчерпывающий перечень случаев, при которых юридические лица - резиденты могут осуществлять расчеты с физическими лицами - нерезидентами в наличной валюте Российской Федерации без использования банковских счетов в уполномоченных банках.
Расчеты по выплате работодателем-резидентом работнику-нерезиденту заработной платы наличными денежными средствами, минуя счета в уполномоченных банках, валютным законодательством Российской Федерации не предусмотрена; в перечень исключений, установленный частью 2 статьи 14 Федерального закона № 173-ФЗ, не входят.
Из акта проверки соблюдения валютного законодательства № от 04.02.2021 года, послужившего основанием для составления протокола об административном правонарушении следует, что ООО «ЗАМША» выплачивало заработную плату с 01.08.2019 по 31.08.2019 года нерезиденту: ФИО3 на общую сумму 72270,00 рублей.
Согласно протоколу об административном правонарушении, на основании которого вынесено оспариваемое постановление, ООО «ЗАМША», являясь резидентом Российской Федерации, в период с 01.08.2019 по 31.08.2019 использовало труд наемных работников - нерезидентов, заключив трудовой договор с иностранным гражданином: ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, паспорт гражданина Украины № №, выдан ДД.ММ.ГГГГ Буденновским РО ДГУ ГУМВД Украины в <адрес>.
В соответствии с условиями трудового договора № от ДД.ММ.ГГГГ работник ФИО3 принимается на работу в должности бармена, место работы: <адрес>. Работнику устанавливается должностной оклад согласно штатному расписанию в размере 11500, 00 руб.
В соответствии с положениями подпунктов 6 и 7 части 1 статьи 1 Закона №173-ФЗ иностранный гражданин ФИО3 является нерезидентом Российской Федерации.
За выполненную работу с 01.08.2019 по 31.08.2019 – 27.08.2019 года иностранному гражданину ФИО3 выплачена заработная плата на общую сумму 72270,00 рублей.
Данный факт подтверждается платежной ведомостью № от ДД.ММ.ГГГГ, за указанный расчетный период.
Таким образом, валютная операция в виде выплаты заработной платы осуществлена Заявителем минуя банковский счет в уполномоченном банке, что является нарушением требований ч.2 ст. 14 Закона №173-Ф3 и образует состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ.
Судом установлено, что в отношении Замилова Р.Ф. вынесен ряд постановлений о привлечении к административной ответственности по каждому факту выплаты заработной платы гражданину Украины: ФИО3
Согласно положениям пункта 19 Постановления Пленума ВАС РФ от 27.01.2003 №2 под длящимся административным правонарушением следует понимать действие (бездействие), выражающееся в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении возложенных на лицо обязанностей и характеризующееся непрерывным осуществлением противоправного деяния, за исключением случаев, охватываемых абзацем третьим настоящего пункта.
Объективная сторона административного правонарушения предусмотренного частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ состоит в осуществлении незаконных валютных операций, т.е. законодателем не установлена ответственность за совершение одной незаконной валютной операции.
Принимая во внимание, что нарушения валютного законодательства выявлены 04.02.2021 года в ходе проведения одной проверки, их совершение инкриминируется одному лицу, выявленные правонарушения являются однородными, выплата заработной платы производилась регулярно, систематически на постоянной основе, суд полагает, что раздельное рассмотрение таких дел с последующим вынесением постановлений по каждой выплате приводит к созданию их искусственной множественности.
Приведенные обстоятельства свидетельствуют о совершении не отдельных самостоятельных оконченных правонарушений, а длящегося правонарушения, которое выразилось в выплате заработной платы нерезидентам в нарушение валютного законодательства.
Таким образом, субъективная сторона вменённого заявителю административного правонарушения, в частности направленность его умысла на нарушение валютного законодательства при выплате заработной платы в наличной форме нерезидентам – работникам общества, при рассмотрении дела об административном правонарушении, не была исследована.
Суд полагает, что выявленные нарушения валютного законодательства следует рассматривать как однородные, подлежащие квалификации в рамках одного состава административного правонарушения, выявленного в ходе проведения проверки.
Обстоятельства, послужившие основанием для возбуждения дела об административном правонарушении, имели место 04.02.2021 года.
Согласно части 2 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 этой статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
В соответствии с частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составляет два года.
При таких обстоятельствах, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел срок давности привлечения к административной ответственности на момент рассмотрения дела в суде не истек, в связи с чем, суд не вправе разрешить вопрос о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
В силу пункта 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении суд выносит решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Поскольку, настоящая жалоба подана относительно привлечения заявителя к ответственности по факту совершения одной валютной операции, судом установлено, что органом существенно нарушены процессуальные требования, предусмотренные КоАП, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а суд лишен возможности выйти за рамки рассматриваемой жалобы и восполнить полноту рассмотрения настоящего дела об административном правонарушении, дав оценку иным вмененным заявителю составам правонарушений, оспариваемое постановление № от 26.02.2021 года подлежит отмене, а дело об административном правонарушении - возвращению на новое рассмотрение в Управление Федеральной налоговой службы России по городу Севастополю.
На основании изложенного, руководствуясь п. 4 ч.1 ст. 30.7, 30.9 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
Жалобу Замилова Р.Ф. удовлетворить частично.
Постановление заместителя руководителя Управление Федеральной налоговой службы России по городу Севастополю Белостоцкой Ю.В. № от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении к административной ответственности должностного лица – генерального директора ООО «ЗАМША» Замилова Р.Ф. по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ – отменить, дело об административном правонарушении в отношении Замилова Р.Ф. Управление Федеральной налоговой службы России по городу Севастополю по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ направить на новое рассмотрение.
В остальной части жалобы – отказать.
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в 10-дневный срок со дня получения копии решения.
Судья: Н.М. Истягина