Дело № 2- 7580\9-2010г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2 ноября 2010 года г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Савельевой Н.В.,
при секретаре Матвеенко Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Бровко А.П. об оспаривании решения ФГУ «Земельная кадастровая палата» об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета объекта недвижимости,
установил:
Бровко А.П. обратился в суд по тем основаниям, что 08.06.2010г. решением № ФГУ «Земельная кадастровая палата» по РК ему отказано в осуществлении государственного учета земельного участка, образованного путем выдела в счет доли в праве коллективно-долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый квартал № в связи с тем, что площадь земельного участка 3,77 га, в том время как в соответствии с Законом РК от 19.03.2004г. №765-ЗРК «О предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность» в Лахденпохском районе минимальный размер земельных участков для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства составляет 4,5га, в связи с чем образование земельного участка менее 4,5 га не допускается. Полагает решение незаконным, поскольку действие данного закона распространяется на отношения, возникающие при предоставлении гражданам земельных участков, тогда как право на земельный участок у его отца возникло в 1994 году. Положения п. 1 ст. 4 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» об установлении законами субъектов РФ минимальных размеров образуемых новых земельных участков сельскохозяйственного назначения не распространяются на случаи выдела земельного участка в счет доли (долей) в праве общей собственности на земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства или осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, если их основной деятельностью является садоводство, овощеводство, цветоводство, виноградарство, семеноводство, птицеводство, пчеловодство, рыбоводство или другая деятельность в целях производства сельскохозяйственной продукции по технологии, допускающей использование земельных участков, размеры которых менее чем минимальные размеры земельных участков, установленные законами субъектов Российской Федерации. Кроме того, органом кадастрового учета был нарушен срок отправки отказа в осуществлении кадастрового учета. На основании изложенного, просил признать решение от 08.06.2010г. № ФГУ «Земельная кадастровая палата» по РК «Об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета объекта недвижимости» незаконным, обязать ФГУ «Земельная кадастровая палата» по РК осуществить кадастровый учет объекта недвижимости- земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый квартал №.
Заявитель и его представитель Балабаева Л.В. в судебном заседании поддержали заявление.
Представитель заявителя Тинькин К.Ю. полагал заявление не подлежащим удовлетворению, пояснив, что в оспариваемом решении ошибочно указан п. 1 ч. 3 ст. 27 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» вместо п. 2 ч. 3 ст. 27 Закона, в соответствии с которым орган кадастрового учета принимает решение об отказе в постановке на учет земельного участка, если размер образуемого земельного участка или земельного участка, который в результате преобразования сохраняется в измененных границах, не будет соответствовать установленным в соответствии с земельным законодательством требования предельным (минимальным или максимальным) размерам земельных участков. При выделе доли в праве коллективно-долевой собственности образуется новый земельный участок площадью 3,77 га, являющейся меньше, чем установленный Законом РК минимальный размер земельного участка, а именно 4,5 га, что является недопустимым; кроме того, при согласовании местоположения границ земельного участка нарушен, предусмотренный Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» порядок, что также является основанием для отказа в осуществлении кадастрового учета земельного участка.
Заслушав пояснения участвующих лиц, исследовав материалы дела, суд полагает заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Согласно п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009г. №2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» по правилам, предусмотренным Главой 25 ГПК РФ рассматриваются также дела об оспаривании решений, действий (бездействия) юридических лиц, принятых, совершенных при осуществлении ими переданных в установленном порядке конкретных государственно-властных полномочий. К таким лицам, в частности, относятся государственные учреждения, подведомственные федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 14 мая 2010 года заявитель обратился в Учреждение с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет земельного участка, образованного путем выдела в счет доли в праве коллективно-долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый квартал №. К заявлению были приложены межевой план, акт согласования местоположения границ земельного участка с приложением копии извлечения из газеты «<данные изъяты>» № от 15.04.2008г. с размещением извещения о намерении выдела земельного участка в счет земельной доли, копии из газеты «<данные изъяты>» № от 03.12.2009г. с размещением извещения о согласовании местоположения границы земельного участка, копии рекомендуемого плана границ земельного участка из земель коллективно-долевой собственности <данные изъяты> для выделения доли в натуре от 26.02.2008г., копии акта оценки земельного участка, копии свидетельства на право собственности на землю, копии свидетельства о праве на наследство по закону.
Решением ФГУ «Земельная кадастровая палата» по РК № от 08 июня 2010 года отказано в осуществлении государственного кадастрового учета объекта недвижимости по тем основаниям, что размер земельного участка не соответствует установленным в соответствии с земельным законодательством требованиям к предельным (максимальным или минимальным) размерам земельных участков. В соответствии с подпунктом 2 п. 1 ст. 19.1 Федерального закона от 24.07.2002г. №101 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» минимальные размеры земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, предусмотренные п. 1 ст. 4 указанного закона, приравниваются к минимальным размерам земельных участков, устанавливаемым в соответствии со ст. 33 Земельного кодекса Российской Федерации для осуществления крестьянского (фермерского) хозяйства. В соответствии с законом Республики Карелия от 19.03.2004г. №765-ЗРК «О предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность» минимальный размер земельных участков для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства в Лахденпохском районе составляет 4,5 га. Таким образом, образование новых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения для целей сельскохозяйственного производства менее 4,5 га, недопустимо. Размер земельного участка (№), образуемого в результате выдела в счет доли в праве коллективно-долевой собственности на земельный участок с К№ №, не соответствует установленным в соответствии с п. 1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2002г. №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» предельным минимальным размерам земельных участков (п.1 ч.3ст. 27 Федерального закона от 24.07.2007г. №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»).
В соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 27 Федерального закона от 24.07.2007г. №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» орган кадастрового учета принимает решение об отказе в постановке на учет земельного участка в случае, если размер образуемого земельного участка или земельного участка, который в результате преобразования сохраняется в измененных границах, не будет соответствовать установленным в соответствии с земельным законодательством требованиям предельным (минимальным или максимальным) размерам земельных участков.
Заявитель обратился в орган кадастрового учета о постановке на кадастровый учет земельного участка, образуемого при выделе в счет доли в праве коллективно-долевой собственности, площадью 3,77 га (37700 кв.м.).
В соответствии с п. 1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2002г. №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» минимальные размеры образуемых новых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения могут быть установлены законами субъектов РФ в соответствии с требования земельного законодательства.
В силу пп. 2 п. 1 ст. 19.1 Федерального закона от 24.07.2002г. №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» в случае, если на день вступления в силу настоящего Федерального закона субъектом РФ не принят закон, обеспечивающий реализацию настоящего Федерального закона, на территории субъекта Российской Федерации применяются следующие правила: минимальные размеры земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, предусмотренные пунктом 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, приравнивается к минимальным размерам земельных участков, устанавливаемым в соответствии со статьей 33 Земельного кодекса РФ для осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства.
Согласно ч. 1 ст. 33 Земельного кодекса РФ предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственность земель для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации, для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства –нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Пунктом 2 ст. 1 Закона Республики Карелия от 19.03.2004г. №765-ЗРК «О предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность» минимальные размеры земельных участков для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства в Лахденпохском районе составляют 4,5 га.
Размер земельного участка выделяемого в счет доли в праве коллективной собственности заявителю составляет 3,77 га, что не соответствует установленным в соответствии с земельным законодательством минимальным размерам земельных участков.
Доводы заявителя о том, что положения ст. 19.1 Федерального закона от 24.07.2002г. №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» носят переходный характер, пока не будет принят соответствующий закон на территории субъекта РФ, в том время как в Республике Карелия принят закон «О некоторых вопросах оборота земель сельскохозяйственного назначения на территории Республики Карелия» от 30 декабря 2003 года №740-ЗРК, не могут быть учтены судом, поскольку пунктом 2 ст. 19.1 Федерального закона от 24.07.2002г. №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» установлено, что положения настоящей статьи действуют до вступления в силу закона субъекта Российской Федерации, регулирующего указанные правоотношения. Однако Закон Республики Карелия от 30 декабря 2003 года №740-ЗРК «О некоторых вопросах оборота земель сельскохозяйственного назначения на территории Республики Карелия» не установил минимальные размеры образуемых новых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения.
Доводы заявителя со ссылкой на п. 1 ст. 13 Федерального закона от 24.07.2002г. №101 –ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» о том, что определение минимального размера земельного участка с использованием нормативов земельных участков для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства неправомерно, поскольку вид назначения земельного участка собственником не определен, основаны на неправильном толковании положений данной статьи, поскольку в соответствии с приведенными положениями участник или участники долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения вправе выделить земельный участок в счет своей земельной доли или своих земельных долей для создания либо расширения личного подсобного хозяйства или крестьянского (фермерского) хозяйства, а также для передачи земельного участка в аренду или распоряжения им иным образом, если это не нарушает требований статьи 4 настоящего Федерального закона, то есть если размер выделяемого земельного участка соответствует минимальным размерам образуемых новых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения.
Доводы заявителя о том, что действие Закона РК от 19.03.2004г. №765-ЗРК «О предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность» распространяется на отношения, возникающие при предоставлении гражданам земельных участков, тогда как право на земельный участок у его отца возникло в 1994 году, является несостоятельными, поскольку постановлением мэрии Лахденпохского района от 22 июня 1994 года №566 отцу заявителя было выдано свидетельство о праве коллективно-долевой собственности на земельную долю с оценкой 132 баллогектаров, без выделения в счет доли в праве коллективно-долевой собственности нового земельного участка, в свою очередь в настоящее время заявитель просит поставить на кадастровый учет вновь образуемый земельный участок путем выдела в счет доли в праве коллективно-долевой собственности.
При таких обстоятельствах ФГУ «Земельная кадастровая палата» по РК правомерно отказало в постановке на кадастровый учет вышезаявленного земельного участка в соответствии с требованиями п. 2 ч. 3 ст. 27 Федерального закона от 24.07.2007г. №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».
Кроме того, в соответствии с ч. 1 ст. 39 Федерального закона от 24.07.2007г. №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» местоположение границ земельных участков подлежит в установленном законом о кадастре порядке обязательному согласованию с заинтересованными лицами, в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.
В соответствии с ч. 8 ст. 39 названного Федерального закона в случае согласования местоположения границ посредством проведения собрания заинтересованных лиц извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ возможно путем опубликования в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации соответствующего муниципального образования.
Согласно ч. 10 ст. 39 Федерального закона от 24.07.2007г. №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ должно быть опубликовано в срок не менее чем тридцать дней до дня проведения данного собрания.
Извещение о согласовании местоположения границ заявленного для постановки на кадастровый учет земельного участка размещено в газете «Карелия» №135 (2003) от 03.12.2009г. В соответствии с данным извещением собрание заинтересованных лиц было назначено на 31.12.2009г. Соответственно срок с момента опубликования до проведения собрания составляет менее тридцати дней. Межевой план подготовлен и подписан 28.12.2009г., то есть до проведения собрания заинтересованных лиц.
В соответствии с п. 2 ч. 5 ст. 27 Федерального закона от 24.07.2007г. №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» при кадастровом учете в связи с уточнением границ земельного участка орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета также, в случае, если при уточнении указанных границ нарушен установленный законом порядок согласования местоположения границ земельных участков.
Таким образом, правовых оснований для удовлетворения заявления о признании решения от 08.06.2010г. № ФГУ «Земельная кадастровая палата» по РК «Об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета объекта недвижимости» незаконным, обязании ФГУ «Земельная кадастровая палата» по РК осуществить кадастровый учет объекта недвижимости- земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый квартал № не имеется, в связи с чем суд полагает в удовлетворении заявления отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 – 199, 258 ГПК РФ, суд
установил:
Заявление Бровко А.П. об оспаривании решения ФГУ «Земельная кадастровая палата» об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета объекта недвижимости оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья - Н.В. Савельева