Решение по делу № 2-634/2016 от 03.02.2016

Дело № 2-634/16

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Соликамск 29 марта 2016 года

    Соликамский городской суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Шатуленко И.В.,

при секретаре Максимовой Д.О.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Соликамске гражданское дело по иску Управления имущественных отношений администрации города Соликамска Пермского края к Угринову Е.Ю, о взыскании неосновательного обогащения и процентов за пользование чужими денежными средствами,

у с т а н о в и л :

Управление имущественных отношений администрации г. Соликамска Пермского края обратилось в суд с иском к Угринову Е.Ю. о взыскании неосновательного обогащения и процентов за пользование чужими денежными средствами. В обоснование иска указало, что согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от <дата>, собственником нежилого здания, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <...>, является Угринов Е.Ю. с <дата>.

    Указанный объект недвижимости расположен на земельном участке, площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером , по адресу: <...>.

    В соответствии с п.3 ст. 35 Земельного Кодекса РФ, собственник здания, сооружения, находящихся на чужом земельном участке, имеет преимущественное право покупки или аренды земельного участка.

    <дата> в адрес истца поступило заявление от Угринова Е.Ю. о предоставлении земельного участка в собственность.

    <дата> постановлением администрации г.Соликамска Пермского края было принято решение о предоставлении Угринову Е.Ю. в собственность земельного участка на условиях договора купли -продажи по выкупной цене.

    <дата> ответчиком был получен проект договора купли-продажи земельного участка.

    Все разумные сроки, отведенные для рассмотрения и подписания проекта договора купли-продажи, истекли. До настоящего времени подписанный договор в адрес истца не предоставлен, равно как и разногласия, препятствующие стороне в подписании договора.

    В соответствии со ст. ст. 1, 65 Земельного Кодекса РФ, любое использование земли Российской Федерации осуществляется за плату.

    В адрес ответчика направлено письмо от <дата>. с приложением расчета за пользование земельным участком за <дата> год. Согласно расчету ежеквартальная плата за пользование земельным участком в квартал составляет <дата> руб. Данное письмо ответчиком получено лично, что подтверждается распиской в расчетах.

    Размер платы за пользование земельным участком в <дата> году не менялся.

    Согласно расчету, ответчик обязан вносить плату за пользование земельным участком равными платежами ежеквартально, при этом за 1-й квартал – не позднее 15 марта, за 2-й квартал - не позднее 15 июля, за 3-й квартал- не позднее 15 сентября, за 4-й квартал – не позднее 15 ноября текущего года.

    Однако плата за пользование земельным участком за 4-й квартал не внесена, соответственно ответчик сберег денежные средства в размере <дата> руб.

В соответствии с п. 1 ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).

В соответствии с п. 2 ст. 1105 Гражданского кодекса РФ лицо, неосновательно временно пользовавшееся чужим имуществом без намерения его приобрести либо чужими услугами, должно возместить потерпевшему то, что оно сберегло вследствие такого пользования, по цене, существовавшей во время, когда закончилось пользование.

Пункт 2 ст. 1107 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает, что на сумму неосновательного обогащения подлежат начислению проценты за пользование чужими денежными средствами.

Также в соответствии со статьей 395 Гражданского кодекса Российской Федерации за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств.

В связи с тем, что плата за пользование земельным участком не вносилась ответчиком своевременно, размер процентов за пользование чужими денежными средствами в период с <дата> по <дата> составил <дата> руб.

Просит взыскать с ответчика Угринова Е.Ю., с зачислением в УФК по Пермскому краю (Управление имущественных отношений администрации г. Соликамска) на расчетный счет <данные изъяты>, неосновательно сбереженные денежные средства за пользование земельным участком в размере <данные изъяты> руб. за 4 квартал <дата> года; проценты за пользование чужими денежными средствами в размере <данные изъяты> руб. за период с <дата>. по <дата>.

В судебное заседание истец – Управление имущественных отношений администрации города Соликамска Пермского края явку представителя не обеспечил, заявил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, на удовлетворении исковых требований настаивал в полном объеме, против вынесения заочного решения не возражал, что подтверждается письменным заявлением, приобщенным к материалам дела.

Ответчик в судебное заседание не явился.

Согласно ст.167 ч.1 Гражданского процессуального кодекса РФ лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.

В соответствии со ст. 233 ч.1 Гражданского процессуального кодекса РФ в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства.

Принимая во внимание мнение представителя истца, суд счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика в порядке заочного производства, поскольку о времени и месте рассмотрения дела ответчик был извещён судом надлежащим образом по адресу: <...>, что подтверждается информацией с сайта «Почта России: отслеживание почтовых отправлений».

Неявку ответчика в судебное заседание суд расценивает как нежелание реализовать свои процессуальные права, выразить возражения против иска, представить суду доказательства необоснованности заявленного иска, следовательно, ответчик должен нести риск неблагоприятных последствий не совершения процессуальных действий.

Исследовав письменные доказательства по делу, оценив их в соответствии с требованиями ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что согласно кадастровому паспорту земельного участка от <дата>, представленному ФБУ «Кадастровая палата» по <...>, земельный участок общей площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенный на землях населенных пунктов, по адресу: <...>, разрешенное использование: для эксплуатации и обслуживания здания управления образования администрации города (МОУ «Средняя общеобразовательная школа »), сформирован как ранее учтенный и поставлен на государственный кадастровый учет <дата>

<дата> Соликамским отделом УФРС по <...> зарегистрировано право собственности Угринова Е.Ю. на объект недвижимости: нежилое здание площадью <данные изъяты> кв.м, расположенное на земельном участке по адресу: <...>, что объективно подтверждается Выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (л.д. 5).

В соответствии со ст. 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности субъектов Российской Федерации относятся:

земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации;

земельные участки, предоставленные органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.

В целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся:

земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований;

земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления;

иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земли.

В силу пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, указанными в статье 3.1 настоящего Федерального закона, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если настоящим Федеральным законом или другим федеральным законом не предусмотрено иное. Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для осуществления распоряжения ими (в ред. Федеральных законов от 05.02.2007 N 13-ФЗ, от 22.07.2008 N 141-ФЗ)

Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.

(в ред. Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ)

В юридически значимый для рассмотрения настоящего дела временной период основания и порядок разграничения государственной собственности на землю регулировались с 20.12.2001 по 01.07.2006 - Федеральным законом от 17.07.2001 N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю", с 01.07.2006 по настоящее время - статьей 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".

В силу статьи 2 Федеральным законом от 17.07.2001 N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю" право собственности на земельные участки возникало у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований с момента его государственной регистрации, основанием которой являлись акты Правительства Российской Федерации об утверждении соответствующих перечней земельных участков и судебные решения по спорам о разграничении государственной собственности на землю.

Статьи 3 - 5 Закона N 101-ФЗ устанавливали основания внесения земельных участков в перечни разграничиваемых в пользу Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований.

Находящиеся в государственной собственности земельные участки под приватизированными объектами недвижимости из земель сельскохозяйственного назначения, населенных пунктов, промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, энергетики, а также природоохранного, рекреационного и историко-культурного назначения, водного фонда подлежали разграничению исходя из того, в чьей публичной собственности находилось соответствующее недвижимое имущество до его приватизации.

Статьей 3.1 Закона N 137-ФЗ изменены критерии разграничения государственной собственности на землю и порядок ее разграничения.

Ранее действовавший порядок разграничения путем утверждения перечней упразднен, участки считаются разграниченными и находящимися в той публичной собственности, к которой они отнесены непосредственно законом, на что обращено внимание в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.07.2011 N 2178/11. При этом земельные участки, разграниченные посредством утверждения перечней по актам Правительства Российской Федерации, изданным до 01.07.2006, подлежат государственной регистрации в соответствии с этими актами.

Такое основание разграничения находящихся в государственной собственности земельных участков, как принадлежность расположенного на них недвижимого имущества до его приватизации к определенному уровню публичной собственности, из критериев разграничения исключено.

В этой связи такие земельные участки, как не подпадающие под критерии разграничения, предусмотренные непосредственно Законом N 137-ФЗ, если они не были разграничены изданными до вступления в силу Закона N 137-ФЗ актами Правительства Российской Федерации, остались в неразграниченной государственной собственности, право распоряжения которой за установленными законом изъятиями предоставлено органам местного самоуправления муниципальных районов, городских округов (статьи 3 и 3.1 Закона N 137-ФЗ).

Согласно статье 17 Земельного кодекса РФ в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

Поскольку на момент введения в действие с 01.07.2006 статьи 3.1 Закона N 137-ФЗ земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенный на землях населенных пунктов по адресу: <...>, не был разграничен в порядке, установленном Федеральным законом от 17.07.2001 N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю" по утвержденным актами Правительства Российской Федерации перечням, и был занят исключительно приватизированным (частным) недвижимым имуществом, то независимо от принадлежности такого имущества до приватизации названный земельный участок относится к тем, государственная собственность на которые не разграничена.

В силу пункта 10 статьи 3 Закона N 137-ФЗ распоряжение этим земельным участком, государственная собственность на который не разграничена, уполномочена осуществлять администрация.

Подпунктом 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса РФ закреплено единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов в качестве одного из принципов земельного законодательства. Согласно данному принципу все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков.

В соответствии с пунктом 1 статьи 35 Земельного Кодекса РФ при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.

Согласно ст. 1102 Гражданского кодекса РФ лицо, которое без установленных законом, иным правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).

В силу ст. 36 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.

Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.

Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.

Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Согласно пункту 3 статьи 552 Гражданского Кодекса РФ, при продаже, недвижимости, находящейся на земельном участке, не принадлежащем продавцу на праве собственности, покупатель приобретает право пользования соответствующей частью земельного участка на тех же условиях, что продавец недвижимости.

Судом установлено, что с момента государственной регистрации права собственности Угринова Е.Ю. на объект недвижимости, расположенный на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты>, ответчик на основании п.п. 1,3 статьи 35 Земельного кодекса РФ и п..3 ст. 552 Гражданского Кодекса РФ приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник, имеет преимущественное право покупки или аренды земельного участка, занятого этими объектами и необходимую для их использования.

Ответчик Угринов Е.Ю. являясь фактическим пользователем земельного участка, был обязан оформить свое право в отношении данного земельного участка путем заключения по собственному выбору договора аренды или купли-продажи.

    <дата> в адрес истца поступило заявление от Угринова Е.Ю. о предоставлении земельного участка в собственность (л.д.6).

    <дата> постановлением администрации г.Соликамска Пермского края было принято решение о предоставлении Угринову Е.Ю. в собственность земельного участка на условиях договора купли -продажи по выкупной цене (л.д.8).

    <дата> ответчиком был получен проект договора купли-продажи земельного участка.

    Все разумные сроки, отведенные для рассмотрения и подписания проекта договора купли-продажи, истекли. До настоящего времени подписанный договор в адрес истца не предоставлен, равно как и разногласия, препятствующие стороне в подписании договора.

Таким образом, ответчик не приобрел соответствующий земельный участок ни в собственность, ни в аренду, следовательно, пользуется им без оформления соответствующих документов.

<дата> в адрес ответчика было направлено письмо о представлении подписанного договора купли-продажи, либо аргументированного отказа в его подписании, с приложением расчета за пользование земельным участком за <дата> год. Согласно расчетам ежеквартальная плата за пользование земельным участком в квартал составляет <данные изъяты> руб. Данное письмо было получено ответчиком лично, что подтверждается распиской в расчетах (л.д.10).

    Земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный на землях населенных пунктов по адресу: <...>, разрешенное использование: для эксплуатации и обслуживания здания управления образования администрации города (МОУ «Средняя общеобразовательная школа »), сформирован и постановлен на государственный кадастровый учет <дата>, кадастровый номер , что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка, представленным ФБУ «Кадастровая палата» по <...>.

За 4 квартал <дата> года плата за пользование земельным участком ответчиком не осуществлялась, в связи с чем он сберег денежные средства в размере <данные изъяты> руб. Данная сумма подлежит взысканию с Угринова Е.Ю. в качестве неосновательного обогащения.

Относимых и допустимых доказательств, которые бы подтверждали факт неиспользования ответчиком земельного участка в указанном выше размере, в материалах дела не имеется, и в соответствии со ст. 56 ГПК РФ ответчиком суду не представлено.

Взыскание с ответчика платы за фактическое использование земельного участка в качестве неосновательного обогащения обусловлено невыполнением им обязанности по надлежащему оформлению на данный земельный участок прав собственности либо аренды.

Согласно пункту 2 статьи 1107 Гражданского кодекса на сумму неосновательного денежного обогащения подлежат начислению проценты за пользование чужими денежными средствами с момента, когда приобретатель узнал или должен был узнать о неосновательности сбережения денежных средств.

В связи с неуплатой суммы неосновательного обогащения с ответчика в пользу истца подлежат взысканию проценты за пользование чужими денежными средствами в размере <данные изъяты> руб. за период с <дата> по <дата>.

Размер неосновательно сбереженных денежных средств и процентов за пользование чужими денежными средствами подтверждается представленным истцом расчетом (л.д. 11,12), правильность которого судом проверена, и ответчиком не опровергнута.

Правом требовать плату за землю в виде неосновательного обогащения с лиц, неосновательно пользующихся земельными участками, относящимися к неразграниченной государственной собственности, наделены органы, которым право распоряжения такими участками предоставлено законом.

В данном случае таким органом является Управление имущественных отношений администрации города Соликамска, обратившееся в суд в пределах своей компетенции с настоящим иском.

С учетом вышеизложенного исковые требования Управления имущественных отношений администрации города Соликамска о взыскании с Угринова Е.Ю. неосновательно сбереженных денежных средств в размере <данные изъяты> руб.; процентов за пользование чужими денежными средствами в размере <данные изъяты> руб. подлежат удовлетворению.

В соответствии с ч.1 ст. 103 ГПК РФ с ответчика в доход муниципального образования – Соликамский городской округ подлежит взысканию государственная пошлина в размере <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп

Руководствуясь ст.ст. 194-198, 103, главой 22 ГПК РФ,

р е ш и л:

Исковые требования Управления имущественных отношений Администрации города Соликамска Пермского края, удовлетворить.

Взыскать с Угринова Е.Ю. в пользу Управления имущественных отношений администрации города Соликамска Пермского края с зачислением в УФК по <...> (Управление имущественных отношений администрации <...>) на расчетный счет <данные изъяты>, неосновательно сбереженные денежные средства за пользование земельным участком в размере <данные изъяты> руб. за 4 квартал <дата> года; проценты за пользование чужими денежными средствами в размере <данные изъяты> руб. за период с <дата>. по <дата>., а всего <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп.

Взыскать с Угринова Е.Ю. в пользу муниципального образования – Соликамский городской округ государственную пошлину в размере <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп.

Ответчик вправе подать в Соликамский суд заявление об отмене заочного решения в течение 7 дней со дня вручения ему копии этого решения.

Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Председательствующая И.В.Шатуленко

2-634/2016

Категория:
Гражданские
Истцы
Управление имущественных отношений администрации г. Соликамска
Ответчики
Угринов Е.Ю.
Суд
Соликамский городской суд Пермского края
Дело на сайте суда
solikam.perm.sudrf.ru
03.02.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
03.02.2016Передача материалов судье
03.02.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.02.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.02.2016Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
29.03.2016Предварительное судебное заседание
29.03.2016Судебное заседание
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее