Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1830/2016 ~ М-1250/2016 от 03.03.2016

Дело № 2-1830/2016

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

07 июня 2016 года, г. Кострома

Свердловский районный суд г. Костромы в составе

председательствующего Колесова Р. Н.,

при секретаре Зудиной М.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к администрации <адрес> о предоставлении жилого помещения,

у с т а н о в и л:

ФИО2 обратился в суд с указанным иском по тем основаниям, что на данное время и на протяжении всей жизни не имеет своего жилья, при этом является сиротой с детства. Населенного пункта, где он родился, уже не существует, он не имеет никакой собственности ни в <адрес>, ни в области, ни на территории России. Состоял в общей очереди на квартиру с <дата> за номером в исполнительном комитете <адрес> ФИО1 народных депутатов <адрес>, но за 25 лет сдвинулся в очереди в обратную сторону и стал уже под номером Дождаться своей очереди просто не хватит жизни. Продолжительное время жил на съемных квартирах, в общежитиях, на территории гражданской жены, а также в подъездах и на чердаках.

Обращался во все инстанции, но ответ везде один: как ребенок-сирота мог обратиться с 18 до 23 лет, но закон об этом вышел только в <дата> году, когда ему было уже 35 лет. В то время, когда ему было 18-19 лет, жилье могли дать только от производства, да и то где был жилищный фонд. Вариантов получения жилья своих одноклассников, как детей-сирот, не знает ни одного.

Просил обязать администрацию <адрес> обеспечить его любым жильем в <адрес> или компенсировать в денежном эквиваленте стоимость комнаты в общежитии в сумме ... рублей.

В ходе рассмотрения дела исковые требования уточнил, дополнительно просил проверить возможность предоставления жилья по иным основаниям, установленным законом.

В судебном заседании истец ФИО2 исковые требования поддержал в полном объеме.

Представитель ответчика администрации <адрес> ФИО4 исковые требования не признал, полагая их необоснованными. Указывал, что права на предоставления жилья как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, истец не имеет, права на внеочередное предоставление жилья по договору социального найма либо жилого помещения маневренного фонда у него также не имеется.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что ФИО2 родился <дата>.

Его отец ФИО5 умер <дата>, мать ФИО6 умерла <дата>.

В период с <дата> по <дата> ФИО2 обучался в средней школе-интернате с производственным обучением <адрес>.

Как следует из приговора Димитровского районного суда <адрес> от <дата>, ФИО2 ранее был впервые осужден <дата> к ... годам лишения свободы с применением ст. 24.2 УК ФИО1, отбывал работы на стройках народного хозяйства, определением <адрес> суда от <дата> был возвращен в места лишения свободы на ....

В период с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> ФИО2 отбывал наказание в виде лишения свободы учреждении ОТ-15/1 и ФКУ ИК-10 соответственно.

Иных сведений о роде занятий истец не представил.

<дата> истец был поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий за номером <адрес> ФИО1 народных депутатов <адрес>.

По данным ГК «Кострмоаоблкадастр», Управления Росреестра по <адрес> на праве собственности объектов недвижимости истец не имеет.

Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным правовым государством, в котором гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина и политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 1, часть 1; статья 7, часть 1; статья 18; статья 19, части 1 и 2).

Как неоднократно подчеркивал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, обозначенные в Конституции Российской Федерации цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении им нормальных условий существования (Постановление от 16 декабря 1997 года N 20-П, Определение от 15 февраля 2005 года N 17-О и др.).

Эти конституционные начала взаимоотношений личности, общества и государства в социальной сфере распространяются и на отношения, связанные с осуществлением права на жилище, которое получило в том числе международно-правовое признание в качестве одного из необходимых условий гарантирования права на достойный жизненный уровень (статья 25 Всеобщей декларации прав человека, статья 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах).

Из положений ст. 55 Конституции РФ следует, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Согласно ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище; органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище; малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Согласно ст. 155.3. Семейного кодекса Российской Федерации дети, оставшиеся без попечения родителей и находящиеся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением либо, если отсутствует жилое помещение, получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.

Федеральный закон от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", имеющий целью конкретизацию государственных полномочий субъектов Российской Федерации в указанной сфере, регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (статья 2).

Согласно статей 4, 5 данного Федерального закона дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечиваются и охраняются государством. Дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В силу статьи 8 данного Федерального закона детям-сиротам, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (п.1).

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.

В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка.

По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Суд отмечает, что на момент достижения истцом возраста 18 лет действовал Жилищный кодекс РСФСР, согласно ст. 33 которого жилые помещения предоставлялись гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет и включения в списки на получение жилых помещений. Граждане, имеющие право на первоочередное и внеочередное предоставление жилых помещений, включались в отдельные списки.

В силу п. 2 ст. 37 ЖК РСФСР, вне очереди жилое помещение предоставлялось детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, гражданам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях здравоохранения, стационарных учреждениях социального обслуживания и других учреждениях независимо от форм собственности для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемных семьях, детских домах семейного типа, у родственников, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации либо по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, - если им не могут быть возвращены жилые помещения, которые они ранее занимали.

Пунктом 3 ст. 60 ЖК РСФСР было предусмотрено, что в случае, если в жилом помещении, из которого выбыли дети, не остались проживать члены их семьи и помещение предоставлено другим гражданам или вселение в это помещение невозможно по иным причинам, то по окончании срока пребывания детей в государственном детском учреждении, а также по достижении совершеннолетия детей, возвратившихся от родственников или опекунов (попечителей), они обеспечиваются жилой площадью исполнительным комитетом местного Совета народных депутатов.

Пункт 31 постановления ЦК КПСС, Совмина СССР от 31 июля 1987 года N 872 «О мерах по коренному улучшению воспитания, обучения и материального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», также устанавливал, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей (а также дети, находившиеся под опекой или попечительством), по окончании пребывания в детском учреждении или обучении в среднем профессионально-техническом училище, высшем и среднем специальном учебном заведении либо по окончании срока службы в Вооруженных Силах СССР обеспечиваются вне очереди благоустроенным жильем.

Постановлением Совета Министров РСФСР от 31 июля 1984 года N 335 "О порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР" были утверждены Примерные Правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР, в соответствии с которыми для принятия на учет граждане должны были подать заявление с приложением необходимых документов. При принятии решения о постановке на учет граждане, имеющие право на первоочередное и внеочередное получение жилых помещений, включались в отдельные списки на предоставление жилой площади.

Таким образом, постановка граждан на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений вне очереди на момент достижения истицом возраста 18 лет носила заявительный характер, учет таких граждан осуществлялся по отдельным спискам.

Из материалов дела следует, что истец с заявлением о постановке на учет для внеочередного предоставлении жилого помещения не обращался, был поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий лишь в порядке общей очереди в марте 1989 года, то есть в возрасте 27 лет.

В настоящее время истец достиг возраста 53 лет и в силу закона утратил статус лица, оставшегося без попечения родителей, а соответственно и право на социальную поддержку от государства по этому основанию, в том числе и право на внеочередное получение жилья.

Доводы истца о том, что поскольку он достиг возраста 23 лет до вступления в силу Федерального закона №159-ФЗ, ограничившего право на получение жилого помещения данным возрастом, то он к нему в этой части применен быть не может, а следовательно статус лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за ним сохранен до настоящего времени, также основаны на неверном толковании закона, поскольку в силу п. 2 ст. 4 ГК РФ по отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.

Что же касается иных оснований предоставления истцу жилого помещения органом местного самоуправления, то суд отмечает, что в данном случае для этого возможны два варианта: предоставления жилья маневренного жилищного фонда и предоставление жилого помещения по договору социального найма.

В соответствии с частью 1 статьи 1 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ) органы местного самоуправления обязаны обеспечить условия для осуществления гражданами права на жилище и его безопасность.

Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, предусмотрены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Согласно частям 1, 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.

Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статьей 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.

Положения части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливают, что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

Частью 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

Согласно пункту 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно, и указанных в перечне, утверждаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации органом.

Таким образом, как уже отмечалось, право на получение жилого помещения по договору социального найма у истца имеется, однако будет реализовано в порядке очередности постановки на соответствующий учет и в настоящее время не нарушено. К категориям лиц, имеющих право на предоставление жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке, истец не отнесен.

Что же касается жилых помещений маневренного фонда, то суд отмечает следующее.

В силу ч. 1 ст. 92 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения маневренного фонда относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда.

Как установлено ст. 95 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилые помещения маневренного фонда предназначены для временного проживания:

1) граждан в связи с капитальным ремонтом или реконструкцией дома, в котором находятся жилые помещения, занимаемые ими по договорам социального найма;

2) граждан, утративших жилые помещения в результате обращения взыскания на эти жилые помещения, которые были приобретены за счет кредита банка или иной кредитной организации либо средств целевого займа, предоставленного юридическим лицом на приобретение жилого помещения, и заложены в обеспечение возврата кредита или целевого займа, если на момент обращения взыскания такие жилые помещения являются для них единственными;

3) граждан, у которых единственные жилые помещения стали непригодными для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств;

4) иных граждан в случаях, предусмотренных законодательством.

В силу статьи 99-100 Жилищного кодекса Российской Федерации специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования. Специализированные жилые помещения предоставляются по установленным настоящим Кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте. По договору найма специализированного жилого помещения одна сторона - собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем.

Как следует из ст. 106 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилые помещения маневренного фонда предоставляются из расчета не менее чем шесть квадратных метров жилой площади на одного человека. Договор найма жилого помещения маневренного фонда заключается на период:

1) до завершения капитального ремонта или реконструкции дома (при заключении такого договора с гражданами, указанными в пункте 1 статьи 95 настоящего Кодекса);

2) до завершения расчетов с гражданами, утратившими жилые помещения в результате обращения взыскания на них, после продажи жилых помещений, на которые было обращено взыскание (при заключении такого договора с гражданами, указанными в пункте 2 статьи 95 настоящего Кодекса);

3) до завершения расчетов с гражданами, единственное жилое помещение которых стало непригодным для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств, в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, другими федеральными законами, либо до предоставления им жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в случаях и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом (при заключении такого договора с гражданами, указанными в пункте 3 статьи 95 настоящего Кодекса);

4) установленный законодательством (при заключении такого договора с гражданами, указанными в пункте 4 статьи 95 настоящего Кодекса).

Истечение периода, на который заключен договор найма жилого помещения маневренного фонда, является основанием прекращения данного договора.

Установленный статьей 95 Жилищного кодекса Российской Федерации перечень случаев, в которых гражданам может предоставляться жилое помещение маневренного фонда, не является закрытым. Вместе с тем, данный перечень предполагает, что жилое помещение маневренного фонда может быть предоставлено лишь в случае, прямо предусмотренным законом.

В настоящее время возможность предоставления жилого помещения маневренного фона в дополнение к основаниям, изложенным в Жилищном кодексе Российской Федерации, регламентируется Федеральным законом от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", ч. 3 ст. 15 которого гласит, что военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и членам их семей, прибывшим на новое место военной службы до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития, а также Федеральным законом от 01.12.2007 N 310-ФЗ "Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", которым предусмотрено предоставление жилых помещений маневренного фонда гражданам, которые являлись собственниками изъятых в целях размещения олимпийских объектов индивидуальных жилых домов или жилых помещений в многоквартирных домах.

Иных оснований для предоставления жилого помещения маневренного фонда, в дополнение в вышеперечисленным, закон не предусматривает.

Поскольку истец не относятся ни к одной из категорий граждан, которым законом предоставлено право на получение жилых помещений маневренного фонда, данное право у него также отсутствует.

При таких обстоятельствах заявленные исковые требования удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

В удовлетворении исковых требований ФИО2 отказать.

На настоящее решение в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме может быть подана апелляционная жалоба в Костромской областной суд через Свердловский районный суд <адрес>.

Председательствующий    Р. Н. Колесов

2-1830/2016 ~ М-1250/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Балашов Олег Юрьевич
Ответчики
Администрация г.Костромы
Другие
Управление строительства и капитального ремонта
Суд
Свердловский районный суд г. Костромы
Судья
Колесов Роман Николаевич 142
Дело на сайте суда
sverdlovsky--kst.sudrf.ru
03.03.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
03.03.2016Передача материалов судье
04.03.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
04.03.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.03.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.04.2016Судебное заседание
11.05.2016Судебное заседание
07.06.2016Судебное заседание
11.06.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.11.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.11.2016Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее