Дело № 2а-829/2016 копия
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Лысьва 27 апреля 2016 года
Лысьвенский городской суд Пермского края в составе
председательствующего судьи Г.Г.Батуевой,
при секретаре Савиных А.Г.,
рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Лысьве административное дело по иску Межрайонной ИФНС России № 6 по Пермскому краю к Я.О. о взыскании налогов и пени,
УСТАНОВИЛ:
31.03.2016г. Межрайонная ИФНС № 6 по Пермского краю обратилась в суд с административным иском к ЯО, о взыскании недоимки по транспортному налогу за период 2012-2013гг. в общей сумме <данные изъяты>., и по налогу на имущество за 2012г. в сумме <данные изъяты>
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что административный ответчик состоит на налоговом учете в Межрайонной ИФНС России № 6 по Пермскому краю. Я.О. является собственником транспортного средства – ВАЗ№. Я.О. был начислен транспортный налог за 2012г. в сумме <данные изъяты>., за 2013 г. –<данные изъяты>. В адрес ответчика налоговым органом направлялись уведомления № расчетом налога за 2012 г. со сроком уплаты 15.11.2013 г., № № с расчетом налога за 2013 г. со сроком уплаты 17.11.2014 г. Исчисленная сумма налога в бюджет не поступала. Также ответчик является собственником квартиры по ул. <адрес>, который также является объектом налогообложения. В 2013 г. ответчику было направлено налоговое уведомление с расчетом налога на имущество за 2012 г. со сроком уплаты до 01.11.2013 г. в сумме <данные изъяты>. Требования ответчиком исполнены не были. На основании ст. ст.69, 70 НК РФ налогоплательщику направлены требования об уплате налогов. Административный истец просит восстановить пропущенный срок для обращения в суд и взыскать с ответчика недоимку по транспортному налогу и налогу на имущество с учетом уточнений в связи с опиской в заявлении в общей сумме <данные изъяты>
В судебное заседание представитель административного истца Межрайонной ИФНС № 6 по Пермского краю не явилась, просила о рассмотрении дела в ее отсутствие, на заявленных требованиях настаивает.
Административный ответчик Я.О. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, о чем свидетельствует имеющаяся в материалах дела справка, в суд не явилась, возражений не представила.
Исследовав материалы дела, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Так, в соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации и п. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно ст. 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (п.1 ст. 358 НК РФ).
В соответствии с п.1 ст.362 НК РФ, сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
Налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления (п.3 ст. 363 НК РФ).
Согласно п.1 ст. 23 Закона Пермской области от 30.08.2001г. № 1685-296 «О налогообложении в Пермском крае» налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог не позднее 15 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 1 Закона РФ от 09.12.1991 г. № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» (действовавшем на момент сложившихся правоотношений) плательщиками налогов на имущество физических лиц признаются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения.
Объектами налогообложения являются жилые дома, квартиры, комнаты, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения, доля в праве общей собственности на указанное имущество (ст. 2 Закона РФ от 09.12.1991 г. № 2003-1).
Согласно п. 1 ст.5 указанного Закона исчисление налогов производится налоговыми органами.
Уплата имущественного налога производится не позднее 1 ноября года, следующего за годом, за который исчислен налог. (п.9 ст.5 Закона).
Согласно п. 3 ст. 396 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами.
Согласно ст. 397 НК РФ налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Я.О. является собственником следующего имущества: автомобиля ВАЗ№ квартиры <адрес> в общей совместной собственности, 0,5 доли (дата возникновения собственности 14.02.2012г) (л.д.11).
В соответствии с п. 2 ст. 52 НК РФ, в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (п. 4 ст. 52 НК РФ).Согласно п.1 ст. 45 НК РФ обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Согласно п. 2 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (п.6 ст.69 НК РФ). Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании (п.4 ст. 69 НК РФ).
Налоговым органом были исчислены налоги за налоговый период 2012 год и 2013год: по транспортному налогу– в общей сумме <данные изъяты>. и налогу на имущество физических лиц – в сумме <данные изъяты>
В адрес налогоплательщика были направлены: налоговые уведомления № о начислении транспортного налога за 2012г. по сроку уплаты до ДД.ММ.ГГГГ. в сумме <данные изъяты>. и налога на имущество в сумме <данные изъяты> с уплатой до 01.11.2013г. (л.д.12); № с расчетом налога за 2013г. со сроком уплаты до 17.11.2014г. по транспортному налогу в сумме <данные изъяты>. и налога на имущество в сумме <данные изъяты>. по уплате до 05.11.2014г. (л.д.14).
Факт направления ответчику заказных писем с указанными уведомлениями подтвержден реестром на отправку заказной корреспонденции Межрайонной ИФНС № 6 по Пермскому краю. (л.д.13, 15).
Однако, требования налогового органа в установленные сроки ответчиком не были исполнены, налоги не уплачены.
Ответчику были направлены требования № от 19.11.2013г. об уплате транспортного налога в сумме <данные изъяты>. и налога на имущество <данные изъяты>. в с рок до 31.12.2013г. (л.д.7); требование № от 25.05.2015г. об уплате налогов в срок до 25.05.2015г. (л.д.6). Факт направления ответчику данных требований подтверждается почтовыми реестрами (л.д.6 об., 7об.)
Основания и порядок принудительного взыскания налога с физического лица установлены ст. 48 НК РФ. Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей (п.2 ст. 48 НК РФ). Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (п.3 ст. 48 НК РФ). Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом. (ч. 4 п. 2 ст. 48 НК РФ).
Согласно п. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Как следует из материалов дела, последнее требование об уплате налога от 25.02.2015г. было направлено в адрес административного ответчика 26.02.2015 года с установлением срока оплаты до 25.05.2015 года.
Настоящее заявление о взыскании с Я.О.. задолженности по налогам поступило в Лысьвенский городской суд 31.03.2016 года.
Административный истец ходатайствует о восстановлении срока для обращения в суд.
Суд полагает возможным восстановить административному истцу срок для обращения в суд, поскольку в данном случае пропуск срока связан с изменением законодательства, регулирующего порядок взыскания обязательных платежей, то есть по уважительной причине. В частности, до введения с 15.09.2015 г. в действие КАС РФ истец руководствовался НК РФ и требованиями ГПК РФ, которые предусматривали обязательный досудебный порядок путем предъявления заявления о выдаче судебного приказа. Заявление в суд о взыскании обязательных платежей могло было быть подано в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. То есть, действовавшее законодательство фактически устанавливало годичный срок для взыскания обязательных платежей и санкций. С введением же КАС РФ процессуальный срок и порядок взыскания был изменен, что лишило административного истца своевременно обратиться в суд. При этом суд учитывает, что административный истец в установленный законом срок неоднократно направлял в адрес административного ответчика исковое заявление (л.д.5), и только после повторного направления и получения, как того требует ст. 125 КАС РФ, доказательств вручения ответчику данных документов, то есть с пропуском срока, смог обратиться в суд.
Таким образом, учитывая, что факт нарушения ответчиком обязанности по уплате налога за спорные налоговые периоды установлен, расчет недоимки по налогам проверен судом и не опровергнут ответчиком, порядок принудительного взыскания налога налоговым органом соблюден, то в силу указанных выше норм закона административный иск подлежит удовлетворению.
С ответчика следует взыскать транспортный налог за 2012-2013 гг. в размере <данные изъяты>., налог на имущество физических лиц за 2012 гг. в размере <данные изъяты>
Согласно ч. 1 ст. 114 КАС РФ государственная пошлина, от уплаты которой административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Поскольку административный истец в соответствии с пп.19 пункта 1 статьи 333.36 НК РФ освобожден от уплаты госпошлины, то с административного ответчика следует взыскать в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере, установленном пп.1 пункта 1 статьи 333.19 НК РФ, то есть 400 руб.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ
РЕШИЛ:
Взыскать в пользу Межрайонной ИФНС России №6 по Пермскому краю с Я.О.
- транспортный налог за 2012 год в размере <данные изъяты> и за 2013 год в размере <данные изъяты>, налог на имущество физических лиц за 2012 год в размере <данные изъяты>, всего <данные изъяты>
Взыскать с Я.О. доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 400 рублей.
Решение суда может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Лысьвенский городской суд в течение одного месяца.
Председательствующий: подпись Г.Г.Батуева
Копия верна. Судья: