Судья – Михин Б.А. дело № 33-23972/2020
№ 2-1562/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
12 октября 2020 года город Краснодар
Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Онохова Ю.В.
судей Старосельской О.В., Волошиной С.Г.
при ведении протокола помощником судьи Боевым А.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Акционерного общества «ЮТэйр-Вертолетные услуги» к Александрову Юрию Юрьевичу о взыскании задолженности за обучение в размере ....... рублей,
по апелляционной жалобе представителя Жуйковой Т.Н., в интересах Александрова Ю.Ю. на решение Анапского городского суда Краснодарского края от 15 июня 2020 года, которым исковые требования Акционерного общества «ЮТэйр-Вертолетные услуги» к Александрову Ю.Ю. удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Онохова Ю.В., судебная коллегия
установила:
Акционерное общество «ЮТэйр-Вертолетные услуги» обратилось в суд с иском к Александрову Ю.Ю. о взыскании задолженности за обучение в обоснование, указав на заключение 25 января 2019 года ученического договора №....... по условиям которого общество приняло обязательство подготовки пилота за счёт собственных средств (пункт 1.1), ответчик обязался пройти указанное обучение и поступить на работу на срок не менее 40 месяцев (пункт 2.1.4.). Общество выполнило принятые на себя обязательства, понеся расходы на обучение, однако после заключения трудового договора, он ранее установленного срока расторгнут приказом № 513-л/67.00 от 8 мая 2019 года на основании подпункта б пункта 6 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации (появление работника на работе в состоянии алкогольного опьянения, что является основанием для возмещения понесённых расходов на обучение ответчика в размере ....... рублей.
Постановленным по делу решением Анапского городского суда Краснодарского края от 15 июня 2020 года исковые требования Акционерного общества «ЮТэйр-Вертолетные услуги» к Александрову Ю.Ю. удовлетворены, с ответчика взыскано задолженность за обучение в размере ....... рублей и расходы на уплату госпошлины в размере ....... рублей.
В апелляционной жалобе на данное судебное постановление представитель Жуйкова Т.Н., в интересах Александрова Ю.Ю., указывая на его незаконность и необоснованность, просит отменить и отказать в удовлетворении исковых требований. Вместе с тем, обращает внимание судебной коллегии на ненадлежащее уведомление ответчика о времени и даты судебного заседания, поскольку судебные уведомления направлены по ненадлежащему адресу.
С учетом установленных существенных процессуальных нарушений, определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 21 сентября 2020 года суд перешел к рассмотрению гражданского дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель Александрова Ю.Ю. по доверенности Жуйкова Т.Н. в судебном заседании настаивала на удовлетворении апелляционной жалобы и отмене решения суда нижестоящей инстанции.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представитель истца не явился, извещён судом надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил, ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявил, в связи с чем, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие на основании статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Разрешая дело по правилам производства в суде первой инстанции, судебная коллегия установила следующее.
Согласно статье 198 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель - юридическое лицо (организация) имеет право заключать с лицом, ищущим работу, ученический договор на профессиональное обучение, а с работником данной организации - ученический договор на профессиональное обучение или переобучение без отрыва или с отрывом от работы.
В соответствии с частью 2 статьи 207 Трудового кодекса Российской Федерации в случае, если ученик по окончании ученичества без уважительных причин не выполняет свои обязательства по договору, в том числе не приступает к работе, он по требованию работодателя возвращает ему полученную за время ученичества стипендию, а также возмещает другие понесенные работодателем расходы в связи с ученичеством.
Статьей 249 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае увольнения без уважительных причин до истечения срока, обусловленного трудовым договором или соглашением об обучении за счет средств работодателя, работник обязан возместить затраты, понесенные работодателем на его обучение, исчисленные пропорционально фактически не отработанному после окончания обучения времени, если иное не предусмотрено трудовым договором или соглашением об обучении.
По смыслу указанных норм и статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении спора о возмещении работником затрат, понесенных работодателем на его обучение, ответчик должен доказать уважительность причин невыполнения своих обязательств по договору, а истец - факт обучения работника, невыполнения ответчиком обязательств по договору и размер расходов, понесенных работодателем в связи с ученичеством.
Трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.
В трудовом законодательстве (статья 206 Трудового кодекса Российской Федерации) предусмотрено, что условия ученического договора, противоречащие настоящему Кодексу, коллективному договору, соглашениям, являются недействительными и не применяются.
Тем самым, трудовое законодательство не содержит механизма признания ученического договора недействительным, а содержит порядок не применения условий ученического договора в случае признания их недействительными.
Как следует из материалов дела, условия трудового договора не противоречат Трудового кодекса Российской Федерации и доказательств обратного суду не представлено.
Анализ части 1 статьи 198 Трудового кодекса Российской Федерации приводит к выводу, что работодатель - юридическое лицо (организация) имеет право заключать ученические договоры двух видов: с лицом, ищущим работу; с работником данной организации на получение образования без отрыва или с отрывом от работы.
В зависимости от правового положения лиц, заключающих ученический договор, последствия неисполнения договора будут различными.
Обязанность лица, ищущего работу, по возмещению затрат на его обучение предусмотрена частью 2 статьи 207 Трудового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой в случае, если ученик по окончании ученичества без уважительных причин не выполняет свои обязательства по договору, в том числе не приступает к работе, он по требованию работодателя возвращает полученную за время ученичества стипендию, а также возмещает другие понесенные работодателем расходы в связи с ученичеством.
Обязанность для работника, заключившего ученический договор, по возмещению работодателю затрат на его обучение в случае неисполнения обязанности по отработке, предусмотрена статьей 249 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которой в случае увольнения без уважительных причин до истечения срока, обусловленного трудовым договором или соглашением об обучении за счет средств работодателя, работник обязан возместить затраты, понесенные работодателем на его обучение, исчисленные пропорционально фактически не отработанному после окончания обучения времени, если иное не предусмотрено трудовым договором или соглашением об обучении.
В трудовом договоре может предусматриваться условие об обязанности работника отработать после обучения, проводимого за счет средств работодателя, не менее установленного договором срока (статья 57 Трудового кодекса Российской Федерации).
В силу изложенного, заключая соглашение об обучении за счет средств работодателя, работник добровольно принимает на себя обязанность отработать не менее определенного срока у работодателя, оплатившего обучение, а в случае увольнения без уважительных причин до истечения данного срока - возместить работодателю затраты, понесенные на его обучение, при их исчислении по общему правилу пропорционально фактически не отработанному после окончания обучения времени.
Такое правовое регулирование направлено на обеспечение баланса прав и интересов работника и работодателя, способствует повышению профессионального уровня данного работника и приобретению им дополнительных преимуществ на рынке труда, а также имеет целью компенсировать работодателю затраты по обучению работника, досрочно прекратившего трудовые отношения с данным работодателем без уважительных причин.
Как следует из материалов дела, 25 января 2019 года между АО «ЮТэйр-Вертолетные услуги» и Александровым Ю. Ю. заключен ученический договор № 3/19 ОР.
В соответствии с пунктом 1.1 вышеуказанного договора истец обязался обеспечить ответчику возможность переподготовки пилотов на новый тип ....... (в том числе теоретическая подготовка в АНО ДПО «ЦПП» города Тюмени, аэродромная подготовка в непроизводственных условиях на ВС истца, за счет истца, а также гарантированных сроках его работы в АО «ЮТэйр-Вертолетные услуги». Срок обучения с 28 января 2019 года до момента допуска к самостоятельным полетам на AS-350, а ответчик обязуется пройти указанное обучение, поступить на работу к истцу, проработать в соответствии с полученной квалификацией не менее 40 (сорок) месяцев (пункт 2.1.4 договора).
Истцом исполнены принятые на себя обязательства по ученическому договору №3/19 ОР в полной мере, что подтверждается следующими содержащимися в материалах дела доказательствами: приложением к акту №....... от 15 февраля 2019 года, согласно которому ответчик в рамках договора Истца с НИ «Центр подготовки персонала» от 22 июля 2016 года №.......-а (19/16ДО) в период с 28 января 2019 года – 2 февраля 2019 года проходил обучение в группе 135 стоимостью ....... рублей и с 5 февраля 2019 года по 5 февраля 2018 года прошел обучение в группе №173 стоимостью ....... рублей;
счетом-фактурой №188 от 15 февраля 2019 года и актом зачета взаимных требований № 4 от 31 марта 2018 года, подтверждающими оплату работодателя за обучение ответчика;
авансовым отчетом №....... от 4 февраля 2019 года, согласно которому ответчику выданы подотчет ....... рублей суточные на 7 дней, а так же на оплату билета к месту обучения выдано ....... рублей, всего выдано в подотчет ....... рублей;
ведомостями оплаты проживания ответчика в гостинице «Луч» на период обучения, на общую сумму ....... рублей (реестр проживающих в гостинице «Луч» с 27 января 2019 года по 2 февраля 2019 года);
справкой о начисленной и перечисленной средней заработной платы в размере ....... рублей № ....... от 17 марта 2020 года, что подтверждается расчетными листами за январь, февраль 2019г. и реестром платежных переводов;
заданием на полет №....... заданием на полет № ......., заданием на полет №......., согласно которым Александров Ю.Ю. провел 4 часа 10 мин (4,17) летного времени при выполнении тренировочных полетов.
Согласно представленной суду калькуляции, стоимость 1 летного часа вертолета AS-350 составляет ....... рублей.
Таким образом, исследованными судом доказательствами, в их совокупности, подтверждены расходы работодателя на обучение ответчика по договору от №....... в размере ....... рублей.
Из материалов дела также усматривается, что приказом № ....... от ....... года трудовой договор с ответчиком расторгнут на основании подпункта б пункта 6 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации - появление работника на работе в состоянии алкогольного опьянения.
До момента увольнения, ответчик не был введен в строй, предусмотренный пунктом 1.1, ученического договора, обучение не окончено в полной мере и не отработано по полученной специальности ни одного дня.
В соответствии с пунктом 3.1. ученического договора от 25 января 2019 года, в случае увольнения работника до истечения срока, определенного пунктом 2.1.4. (сорок месяцев после окончания обучения) без уважительных причин по любым основаниям, работник обязан возместить понесенные расходы в связи с ученичеством в соответствии с пунктом 3.2 данного договора.
Увольнение ответчика из АО «ЮТэйр-Вертолетные услуги» на основании подпункта «б» пункта 6 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации, не является уважительной причиной для увольнения, таким образом, у ответчика возникла обязанность возместить работодателю все понесенные расходы, затраченные на его обучение.
Вместе с тем, соответствии с пунктом 3.4 ученического договора №3/19 ОР, ученик дает свое согласие и подтверждает своим личным заявлением право работодателя на возмещение расходов на ученичество, из окончательного расчета, производимого при увольнении работника, в том числе, по основаниям, указанным в пункте 3.1. договора, суммы расходов связанных с ученичеством в полном объеме.
На основании вышеизложенного, в день увольнения Александрова Ю.Ю. в соответствии с пунктом 3.4 договора №1120/18 с него удержано ....... рублей (расчетный лист май 2019г.), соответственно сумма не возмещенных затрат на обучение составила ....... рублей.
Данную сумму судебная коллегия считает достоверной, подтвержденной надлежащими доказательствами и верным расчётом, который не опровергнут истцом.
Таким образом, исходя из системного толкования вышеуказанных правовых требований и ученического договора, судебная коллегия приходит к выводу о возникновении у Александрова Ю.Ю. обязанности по возмещению работодателю оставшейся суммы расходов, затраченных на обучение.
Доводы апелляционной жалобы не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения в суде первой инстанции или опровергали выводы судебного решения, направлены на иную оценку собранных по делу доказательств, и не являются основанием для отмены решения в соответствии со статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Относительно доводов жалобы о наличии у Александрова Ю.Ю. льготных условий, так как он является участником боевых действий необходимо отметить следующее.
В соответствии со статьей 420 Гражданского кодекса Российской Федерации договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. Граждане и юридические лица свободны в заключении договора (статья 421 Гражданского кодекса Российской Федерации)
Поскольку ответчиком при заключении договора с Акционерным обществом «ЮТэйр-Вертолетные услуги» добровольно скрыт факт наличия удостоверения ветерана боевых действий, данный довод признается судебной коллегией несостоятельным. Вместе с тем, судебная коллегия приходит к выводу о невозможности распространения данных льгот на обязательства, вытекающие из трудовых правоотношений.
Суд оценивает доказательства согласно статье 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
При указанных обстоятельствах, оценив в совокупности доказательства по делу, позицию сторон, судебная коллегия приходит к выводу, что исковые требования Акционерного общества «ЮТэйр-Вертолетные услуги» подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 328 – 330, статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,
определила:
решение Анапского городского суда Краснодарского края от 15 июня 2020 года отменить и принять по делу новое решение.
Исковое заявление акционерного общества «ЮТэйр-Вертолетные услуги» к Александрову Юрию Юрьевичу о взыскании задолженности удовлетворить.
Взыскать с Александрова Юрия Юрьевича в пользу АО «ЮТэйр-Вертолетные услуги» задолженность за обучение в размере ....... рублей и расходы на уплату госпошлины в размере ....... рублей.
Председательствующий:
Судьи:
.......
.......
.......
.......
.......
.......
.......
.......
.......
.......
.......
.......
.......
.......
.......
.......
.......
.......
.......
.......
.......
.......
.......
.......
.......
.......
.......
.......
.......
.......
.......
.......
.......
.......
.......