Дело № 2-10288/2015
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 ноября 2015 года г.Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия
в составе председательствующего судьи Саврук Ю.Л.
при секретаре Исаковой В.В.,
с участием заместителя Карельского межрайонного природоохранного прокурора Антонова П.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Карельской межрайонной природоохранной прокуратуры в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Петрозаводского городского округа о понуждении к ликвидации несанкционированной свалки,
УСТАНОВИЛ:
Иск заявлен по следующим основаниям, что Карельской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления, в ходе которой установлено, что на территории общего пользования Петрозаводского городского округа в районе <адрес>, находится несанкционированная свалка бытовых и строительных отходов с координатами <данные изъяты>. Размещение данной свалки осуществлено без учета требований в области охраны окружающей среды, предъявляемых к эксплуатации объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, на санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, что нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду, как проживающих на территории муниципального образования, так и неопределенного круга лиц. Ссылаясь на ст. 3 ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 3, 13 ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст.ст. 7, 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ст. 42 Конституции РФ, ст. 45 ГПК РФ, ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», просит суд обязать Администрацию Петрозаводского городского округа ликвидировать несанкционированную свалку с координатами <данные изъяты>, расположенную на территории общего пользования Петрозаводского городского округа в районе <адрес>.
Определением судьи от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечено Министерство по природопользованию и экологии РК.
В судебном заседании заместитель Карельского межрайонного природоохранного прокурора Антонов П.В. исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.
Представитель Администрации Петрозаводского городского округа в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Представил отзыв, в котором просил о проведении судебного заседания в свое отсутствие, указал, что ДД.ММ.ГГГГ между Администрацией Петрозаводского городского округа и ООО «ФИО1» заключен муниципальный контракт на выполнение работ по ликвидации стихийных свалок (мест несанкционированного размещения отходов производства и потребления), расположенных на территории общего пользования Петрозаводского городского округа, в указанный перечень входит, в том числе, несанкционированная свалка, расположенная в районе <адрес>, которая будет ликвидирована силами подрядчика в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Министерство по природопользованию и экологии РК в судебное заседание своего представителя не направило, извещено надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, представило отзыв на иск, в котором просило о проведении судебного заседания в отсутствие своего представителя.
Заслушав заместителя Карельского межрайонного природоохранного прокурора Антонова П.В., исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
В силу пункта 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 42 Конституции Российской Федерации и статье 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
В силу статьи 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.
Статьей 4 данного закона предусмотрено, что земли, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, леса … являются объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности. Организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения городских, сельских поселений (часть 1 статьи 7 Закона).
Аналогичное положение содержится в части 3 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», где указано, что к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
В соответствии с частью 1 статьи 13 настоящего закона территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» предусматривает, что отходы производства и потребления, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещаются сброс отходов производства и потребления, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Согласно п.24 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Уставом Петрозаводского городского округа к полномочиям Администрации Петрозаводского городского округа относится исполнение полномочий органов местного самоуправления Петрозаводского городского округа по решению вопросов местного значения Петрозаводского городского округа в соответствии с федеральными законами, нормативными правовыми актами Петрозаводского городского Совета (п.1 ч.1 ст.39 Устава).
В судебном заседании установлено, что Карельской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления, в ходе которой установлено, что на территории общего пользования Петрозаводского городского округа в районе <адрес>, находится несанкционированная свалка бытовых и строительных отходов с координатами <данные изъяты>.
Данное обстоятельство подтверждается актом обследования санитарного состояния территорий Петрозаводского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ (с приложением фотографий), в соответствии с которым в оформлении акта принимали участие сотрудники ответчика.
Таким образом, судом установлено, что размещение свалки на вышеуказанном земельном участке - на территории общего пользования осуществлено без учета требований в области охраны окружающей среды, предъявляемых к эксплуатации объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, на санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, что нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду, как проживающих на территории Петрозаводского городского округа, так и неопределенного круга лиц.
В ходе судебного разбирательства установлено, что обнаруженная несанкционированная свалка находится в границах Петрозаводского городского округа, земельный участок, на котором обнаружена свалка, не предоставлен в пользование юридическим или физическим лицам; лица, разместившие эти отходы, не установлены.
В нарушение ст.14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Устава Петрозаводского городского округа, Администрацией Петрозаводского городского округа не организован надлежащий сбор и вывоз отходов производства и потребления на территории городского округа, чем нарушаются права неопределенного круга лиц на благоприятную природную среду.
Оценивая в совокупности представленные по делу доказательства, суд считает доказанным факт несанкционированного размещения отходов на территории Петрозаводского городского округа, а также полагает, что Администрация Петрозаводского городского округа является органом, обязанным организовать сбор и вывоз отходов производства и потребления, в связи с чем требования прокурора обоснованы и подлежат полному удовлетворению.
С учетом положений ст.103 ГПК РФ, п.п. 19 п.1 ст.333-36 Налогового кодекса РФ государственная пошлина в ответчика взысканию не подлежит.
Руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Карельской межрайонной природоохранной прокуратуры в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Обязать Администрацию Петрозаводского городского округа ликвидировать несанкционированную свалку с координатами <данные изъяты>, расположенную на территории общего пользования Петрозаводского городского округа в районе <адрес>.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в Верховный Суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Ю.Л.Саврук
Мотивированное решение составлено 27.11.2015.