РЕШЕНИЕ
08 декабря 2020г. с. Красный Яр
Красноярский районный суд Астраханской области в составе председательствующего судьи Зотовой Н.А., при секретаре Дорошковой К.С., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ООО «Газпром бурение» на постановление государственного инспектора Межрегионального управления Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям <> от 23 октября 2020г. о признании ООО «Газпром бурение» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением государственного инспектора Межрегионального управления Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям <> от 23 октября 2020г. ООО «Газпром бурение» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, с назначением наказание в виде административного штрафа в размере 40000 рублей.
ООО «Газпром бурение», не согласившись с указанным постановлением, обратилось с жалобой, в которой просит его отменить и производство по делу прекратить в связи с отсутствием в действиях состава правонарушения, поскольку химического загрязнения грунта нефтепродуктами на территории строительства эксплуатационных скважин № 9917 934 АГКМ не было, был загрязнен насыпной грунт основания площадки, который передан специализированной организации на обезвреживание. Отборы почвенных образцов в границах территории, прилегающей к скважинам, производились в отсутствие понятых.
В судебном заседании представитель ООО «Газпром бурение» Толкач Д.Г., действующий на основании доверенности, доводы жалобы поддержал в полном объеме по обстоятельствам, в ней изложенным, просил постановление <> от 23 октября 2020г. отменить, производство по делу прекратить.
Суд, выслушав представителя ООО «Газпром бурение» Толкач Д.Г., свидетеля ФИО6., проверив материалы дела об административном правонарушении, приходит к следующему выводу.
В соответствии с частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Согласно статье 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В силу статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению обстоятельства, в частности: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения.
В соответствии с частью 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от сорока тысяч до восьмидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», загрязнение окружающей среды - поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду; загрязняющее вещество - вещество или смесь веществ, количество и (или) концентрация которых превышают установленные для химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов нормативы и оказывают негативное воздействие на окружающую среду.
В силу предусмотренных статьей 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» принципов охраны окружающей среды хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду; презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; обязательности оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности; обязательности проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды; приоритета сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов; допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; обеспечения снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов; запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, иным негативным изменениям окружающей среды; ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
В силу части 1 статьи 4 Федерального закона от 10 января 2002г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» компоненты природной среды - земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле, являются объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности.
В силу статьи 12 Земельного кодекса Российской Федерации целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
В силу пункта 2 части 2 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
В силу части 1 статьи 39 Федерального закона от 10 января 2002г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» эксплуатация объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, по рекультивации земель, и с учетом соблюдения нормативов качества окружающей среды.
В силу частей 1 и 2 статьи 46 Федерального закона от 10 января 2002г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» эксплуатация объектов нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки должны осуществляться в соответствии с требованиями, установленными законодательством в области охраны окружающей среды, должны предусматриваться эффективные меры рекультивации нарушенных и загрязненных земель, снижению негативного воздействия на окружающую среду, а также по возмещению вреда окружающей среде, причиненного в процессе строительства и эксплуатации указанных объектов.
В соответствии с ГОСТом 17.4.3.04-85 «Государственный стандарт Союза ССР. Охрана природы. Почвы. Общие требования к контролю и охране от загрязнения» загрязнение почты - изменение состава и состояния почвы в результате хозяйственной деятельности и других антропогенных нагрузок, способных вызвать ухудшение ее качества.
Как следует из постановления № <> от 23 октября 2020г. ООО «Газпром бурение» 03 июня 2020г. в результате деятельности по строительству скважин с применением буровой установки F-400 допустило загрязнение и порчу почты нефтепродуктами на объекте строительства «<> - в 2,83-21,36 раза, по валовому содержанию серы в 1,13-2,8 раз по отношению к фоновым точкам, на объекте строительства «<> в 3,13-9,08 раз, по валовому содержанию серы в 1,18-1,6 раз по отношению к фоновым точкам.
Таким образом, постановлением о назначении наказания, а также протоколом об административном правонарушении управлением не вменяется ООО «Газпром Бурение» порча, повреждение плодородного слоя почвы.
Объективная сторона рассматриваемого административного правонарушения предусматривает 2 самостоятельных состава:
1) уничтожение плодородного слоя почвы земель;
2) порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления.
В рассматриваемом данном административном деле управлением установлен факт порчи земель в результате нарушения правил обращения с иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами. Факт загрязнения (порчи) почвы установлен имеющимся в деле заключением ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» - «ЦЛАТИ по АО» № 174 от 19 июня 2020г. о превышении в точках отбора проб содержание нефтепродуктов по отношению к фоновым концентрациям в 1,07-14,6 раз.
Вина ООО «Газпром бурение» в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях полностью подтверждается имеющимися в деле доказательствами.
Из пояснений представителя ООО «Газпром бурение», из представленных материалов дела, в том числе имеющихся фотографий, следует, что 03 июня 2020 г. в рабочее время на территории АГКМ строительство объекта «<> установлен факт загрязнения открытых участков почвы, где отсутствует твердое покрытие, в результате разлива жидкости после промывки емкости блока приготовления бурового раствора, размещением открытого мешка с химическими реагентами (барит) при осуществлении деятельности по строительству скважин к применением буровой установки F-400. Также установлен факт загрязнения открытых участков почвы, где отсутствует твердое покрытие, буровым раствором между шламонакопителем и блоком очистки бурового раствора, гидравлическим маслом у входа станции НАУ при осуществлении деятельности по строительству скважин с применением буровой установки F-400.
Согласно пояснительной записки начальника ОВР филиала «Астрахань бурение» по устройству площадок бурения скважин № 9917, 627, 934 АГКМ весь грунт, необходимый для сооружения площадок бурения и обвалования берется при выравнивании территории, дополнительно грунт для строительства площадок извне не завозился.
Отбор проб 03 июня 2020 г. проводился в соответствии с ГОСТ 17.4.3.01-2017, о чем имеется запись в протоколе отбора проб почв. В виду того, что превышение содержания серы в пробах почв, отобранных 03 июня 2020 г. составило 1,07-14,6 раз по отношению к фоновым точкам, следовательно такое количество серы в почве оказывает негативное влияние на почвенный покров, что отражено в протоколах измерений почвы № 106гк, 107гк от 18 июня 2020 г., 104гк от 17 июня 2020 г., 103гк от 15 июня 2020 г. и в экспертном заключении №174 от 19 июня 2020 г.. Общая площадь загрязнения почвы по валовому содержанию серы и нефтепродуктов составила 17,4 кв.м. и 43,75 кв.м.. Оснований не доверять специалистам аккредитованной лаборатории ФГУБ «ЦЛАТИ по ЮФО» - «ЦЛАТИ по Астраханской области» не имеется. Пробы отобраны в присутствии госинспектора МУР по АО и ВО, помощника Аксарайского прокурора, зам.директора по ОТ, ПБ и ООС филиала «Астрахань бурение» ООО «Газпром бурение».
На основании изложенного суд приходит к выводу, что обстоятельства дела государственным инспектором Межрегионального управления Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям исследованы полно и объективно, в постановлении им дана надлежащая оценка, а само постановление является законным и обоснованным.
Государственный инспектор Межрегионального управления Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям пришел к правильному выводу о нарушении ООО «Газпром бурение» требований земельного законодательства, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Иные доводы жалобы по существу сводятся к переоценке доказательств, которые являлись предметом исследования административного органа, не опровергают установленных судом обстоятельств и не влияют на законность принятого по делу постановления, сомнений в своей законности не вызывает, является правильным и оснований для его отмены или изменения не усматривается.
Всем доводам ООО «Газпром бурение» дана надлежащая оценка, с которой суд при пересмотре постановления соглашается.
В силу статьи 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Административное наказание ООО «Газпром бурение» назначено в пределах санкции части 2 ст.8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с учетом всех обстоятельств дела.
Каких-либо нарушений процессуальных требований, предусмотренных Кодеком Российской Федерации об административных правонарушениях, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при производстве по делу об административном правонарушении в отношении юридического лица не допущено.
Оснований к прекращению производства по делу об административном правонарушении в отношении юридического лица, предусмотренных статьями 2.9 и 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу не усматривается.
Нарушений норм материального и процессуального закона, влекущих отмену состоявшегося по делу постановления, в ходе производства по данному делу об административном правонарушении не допущено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения обжалуемого акта не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 30.6, 30.7, 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
РЕШИЛ:
Постановление государственного инспектора Межрегионального управления Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям <> от 23 октября 2020г. о признании ООО «Газпром бурение» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - оставить без изменения, а жалобу ООО «Газпром бурение» - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд через Красноярский районный суд в течение 10 суток со дня получения копии решения.
Решение вынесено и отпечатано в совещательной комнате на компьютере.
Судья Зотова Н.А.