Дело № 2-417/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Поддорье
Новгородской области 23 апреля 2020 года
Старорусский районный суд Новгородской области в составе:
председательствующего судьи Ивановой Ю.А.,
при секретаре Трофимовой И.Н.,
с участием Холмского межрайонного прокурора Новгородской области Бойцова Г.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Холмского межрайонного прокурора Новгородской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному автономному образовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа» <адрес> об обязании совершить определенные действия,
у с т а н о в и л:
Холмский межрайонный прокурор Новгородской области, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился с иском в суд к муниципальному автономному образовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа» <адрес>, в котором просит, обязать ответчика в срок до ДД.ММ.ГГГГ оборудовать здание образовательного учреждения, расположенного по адресу: <адрес>: системой экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации; на 1-м этаже помещением для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации); контрольно - пропускным пунктом основного входа в здание (постом охраны); стационарными или ручными металлоискателями.
В обосновании иска указал, что Холмской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований законодательства об образовании, об охране жизни и здоровья учащихся учебного заведения и о противодействии терроризму, в ходе которой установлено следующее.
Согласно положениям ст.28 Федерального закона от 29.12.2012 №273-Ф3
«Об образовании в Российской Федерации», образовательная организация
обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в
осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-
экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных
актов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными
нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом
образовательной организации.
К компетенции образовательной организации в установленной сфере
деятельности относятся, помимо прочего, создание необходимых условий для
охраны и укрепления здоровья обучающихся и работников образовательной
организации.
Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе: создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации; соблюдать права и свободы обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников образовательной организации.
Противодействие терроризму в Российской Федерации, в соответствии с положениями ст.2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее - Федеральный закон №35-Ф3) основывается, в том числе, на принципах: обеспечения и защиты основных прав и свобод человека и гражданина; приоритета мер предупреждения терроризма; сочетания гласных и негласных методов противодействия терроризму; конфиденциальности сведений о специальных средствах, технических приемах, тактике осуществления мероприятий по борьбе с терроризмом, а также о составе их участников.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона № 35-ФЗ, под антитеррористической защищенностью объекта (территории) понимается состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, препятствующее совершению террористического акта.
Согласно части 3.1 статьи 5 Федерального закона № 35-ФЗ физические лица выполняют требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), используемых для осуществления различных видов деятельности и находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании. Юридические лица обеспечивают выполнение указанных требований в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 5 Федерального закона № 35 Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно- энергетического комплекса).
Во исполнение указанных выше положений Федерального закона № 35 постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 № 1006 утверждены требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) требования устанавливают обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации» (далее -Требования).
Пунктом 6 Требований предусмотрено, что в целях установления дифференцированных требований к обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) с учетом степени угрозы совершения террористического акта и возможных последствий его совершения и на основании оценки состояния защищенности объектов (территорий), их значимости для инфраструктуры и жизнеобеспечения и степени потенциальной опасности совершения террористического акта проводится категорирование объектов (территорий).
Согласно п. 24 Требований в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий), отнесенных к четвертой категории опасности, осуществляются следующие мероприятия:
д) оборудование объектов (территорий) системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
Кроме того, исходя из п. 25 Требований следует, что в отношении объектов (территорий) третьей категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктом 24 настоящих требований, осуществляются следующие мероприятия:
в) оборудование на 1-м этаже помещения для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации);
г) оборудование основных входов в здания, входящие в состав объектов (территорий), контрольно-пропускными пунктами (постами охраны);
д) оснащение объектов (территорий) стационарными или ручными металлоискателями.
Как установлено проведенной межрайонной прокуратурой проверкой, объекту образования МАОУ «СОШ» <адрес> присвоена 3 категория опасности, однако в нарушение пп. «д» п. 24 и пп. «в», «г», «д» п. 25 Требований, здание МАУ «СОШ» <адрес>, расположенное по адресу: <адрес>, не оборудовано: системой экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации; на 1-м этаже помещением для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации), а именно стационарное оборудование для передачи сообщений на пункт центральной охраны сигнала «ТРЕВОГА» для экстренного вызова полиции; контрольно - пропускным пунктом основного входа в здание (постом охраны); стационарными или ручными металлоискателями.
Согласно ст.4 Федерального закона от 24.07.1998 №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», основными целями государственной политики в интересах детей являются осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений, защита детей от негативно влияющих факторов, основанными на законодательном обеспечении прав ребенка.
Согласно ст.ст. 3, 6 Конвенции о правах ребенка, ратифицированной Постановлением ВС СССР от 13.06.1990 №1559-1, во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка, Государства - участники признают, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь и обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка.
В силу п.п. 11, 12 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ 05.10.2009 г. одной из основных задач противодействия терроризму является выявление и устранение причин и условий, способствующих возникновению и распространению терроризма.
Предупреждение (профилактика) терроризма, обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей являются основными направлениями деятельности по противодействию терроризму.
Изложенное свидетельствует, о грубом нарушении требований законодательства о противодействии терроризму, создает угрозу террористических посягательств, причинения вреда жизни и здоровью несовершеннолетних, работников учреждения и иных лиц, не отвечает требованиям защиты их прав на противодействие терроризму и антитеррористическую защищенность объектов образования и мест массового пребывания людей.
Указанные факты создают угрозу жизни и здоровья как работников образовательного учреждения, воспитанников учреждения, их родителей, так и иных граждан, посещающих образовательное учреждение, то есть неопределенного круга лиц, чем нарушаются их права на защиту жизни и здоровья.
В судебном заседании Холмский межрайонный прокурор Новгородской области исковое заявление поддержал полностью, по изложенным в нем основаниям, просил его удовлетворить.
Представитель ответчика - муниципального автономного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа» <адрес> Никитина С.Н. в судебное заседание не явилась, в суд предоставила заявление, в котором указала, что исковые требования прокурора она признает в полном объеме, последствия признания иска ей разъяснены и понятны. Просила суд рассмотреть дело без ее участия.
Представитель третьего лица – Администрации Поддорского муниципального района Новгородской области в судебное заседание не явился. О времени и месте рассмотрения дела был надлежащим образом уведомлен, об уважительных причинах неявки суд не известил, ходатайств об отложении дела не заявлял.
Основываясь на положениях ст. 39 ГПК РФ суд считает возможным принять признание иска ответчиком, поскольку это не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.
В соответствии с ч. 3 ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
Представителю ответчика разъяснены последствия принятия иска судом, предусмотренные ч. 3 ст. 173 ГПК РФ.
Последствия признания иска и принятия его судом представителю ответчика разъяснены и понятны, что отражено в соответствующем заявлении.
Принимая во внимание, что представителю ответчика муниципального автономного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа» <адрес> Никитиной С.Н., имеющей все полномочия для признания иска и подписания от имени ответчика соответствующего заявления, признаны исковые требования в полном объеме, признание иска является правом ответчика, не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора.
Согласно абз. 2 ч. 4 ст. 198 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.39,173,198 ГПК РФ, суд
решил:
Принять признание представителем ответчика муниципального автономного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа» <адрес> требований Холмского межрайонного прокурора Новгородской области в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному автономному образовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа» <адрес> об обязании совершить определенные действия.
Исковые требования Холмского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить.
Обязать муниципальное автономное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа» <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ оборудовать здание образовательного учреждения, расположенного по адресу: <адрес>: системой экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации; на 1-м этаже помещением для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации); контрольно - пропускным пунктом основного входа в здание (постом охраны); стационарными или ручными металлоискателями.
Взыскать с автономного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа» <адрес> в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Новгородский областной суд Новгородской области, через Старорусский районный суд Новгородской области в течение месяца со дня его вынесения.
Судья: Ю.А. Иванова