Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-72/2019 (2-3308/2018;) ~ М-3424/2018 от 28.11.2018

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 января 2019 года г. Тула

Советский районный суд г. Тулы в составе

председательствующего Бездетновой А.С.,

при секретаре Болошенко С.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-72/2019 по иску Васильева Сергея Викторовича к Управлению Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Туле о признании права на досрочное назначение страховой пенсии,

у с т а н о в и л:

Васильев С.В. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Туле о признании права на досрочное назначение страховой пенсии.

В обоснование заявленных требований, ссылался на то, что 30.07.2018 г. он обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 1 п.1 ст.30 Федерального закона №400-ФЗ от 28.12.2013 г. «О страховых пенсиях».

Между тем, решением УПФ РФ (ГУ) в г. Туле № 180000023490/433742/18 от 01.11.2018 г. ответчик отказал ему в назначении такой пенсии ввиду отсутствия требуемого 10-летнего специального стажа работ. При этом в специальный стаж истца не был включен период его работы с 09.08.1989 г. по 04.05.1990 г. в должности слесаря КИПиА участка радиационной техники Центральной изотопной лаборатории ПАО «Тулачермет», так как документально не подтверждена занятость истца в работах с радиоактивными веществами активностью на рабочем месте свыше 10 милликюри радия-226 или эквивалентного по радиотоксичности количества радиоактивных веществ.

Считает решение незаконным, поскольку стаж работы во вредных условиях труда, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, подтверждается записями в его трудовой книжке, льготно-уточняющей справке, карточкой учета индивидуальных доз облучения, полученных во время работ по обслуживания радиоактивных приборов, находящихся на территории НПО «Тулачермет» и других представленных документах.

Просит суд признать за ним право на досрочное назначение страховой пенсии, обязать Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г.Туле включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, период работы с 09.08.1989 г. по 04.05.1990 г. в должности слесаря КИПиА участка радиационной техники Центральной изотопной лаборатории ПАО «Тулачермет»; обязать Управление пенсионного фонда РФ (ГУ) в г.Туле назначить ему пенсию с 30.07.2018 года.

В уточненном исковом заявлении от 22.01.2019 г. истец просил также обязать ответчика включить в подсчет его специального стажа период срочной службы в Советской Армии с 26.04.1987 г. по 03.06.1989 г.

Истец Васильев С.В. в судебном заседании исковые требования с учетом уточнений поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, и просил их удовлетворить.

Представитель ответчика ГУ - Управления Пенсионного фонда РФ в г. Туле по доверенности Фалдина А.В. заявленные истцом требования не признала, указав, что правомерно не был принят в зачет специального стажа Васильева С.В. период работы с 09.08.1989 г. по 04.05.1990 г. в должности слесаря КИПиА участка радиационной техники Центральной изотопной лаборатории ПАО «Тулачермет» в связи с отсутствием документального подтверждения постоянной занятости с радиоактивными веществами активностью на рабочем месте свыше 10 милликюри радия 226 или эквивалентного по радиотоксичности количества других радиоактивных веществ, на основании актов документальных проверок ГУ – УПФ РФ по Пролетарскому, Зареченскому району г.Тулы обоснованности выдачи уточняющих справок работникам Центральной изотопной лаборатории, которым было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, заключения Департамента труда №6/259 от 30.05.2003 г., письма Исполнительной дирекции ПФР №25-22/10013 от 26.09.2006 г. На момент обращения специальный стаж Васильева С.В. отсутствовал. На основании изложенного просила в иске отказать.

Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные доказательства, материалы пенсионного дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч.1 ст.39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Согласно ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 названного Федерального закона ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, страховая пенсия по старости назначается мужчинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на подземных работах, работах с вредными условиями труда и в горячих цехах не менее 10 лет и имеют страховой стаж не менее 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста (для мужчин 60 лет) на один год за каждый полный год такой работы.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (ч. 3 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ).

При досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда, применяется Список N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10.

Время выполнявшихся до 01.01.1992 работ, предусмотренных Списком N 1 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 N 1173, засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, наравне с работами, предусмотренными Списком N 2 от 26.01.1991 N 10.

Согласно письму Министерства здравоохранения и социального развития РФ № 637 от 04.06.2004 г. «О порядке применения соложений Постановления Конституционного суда РФ от 29.01.2004 г. № 2-П» при определения права на трудовую пенсию исчисление страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ, имевших мест вступления в силу ФЗ № 173-ФЗ, может производиться по нормам действующего на 31.12.2001 г. правового регулирования (независимо от продолжительности трудового стажа на указанную дату).

В подп. «а» п.1 «Работы, связанные с радиоактивными веществами» раздела 3 Списка № 1 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает прав государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержден Постановлением Совета Министров СССР № 1173 от 22.08.1956 г. (с последующими изменениями и дополнениями) указаны рабочие, руководители и специалисты постоянно занятые на работах с радиоактивными веществами и источниками ионизирующих излучений. В дополнение к Списку № 1 от 1956 г., утвержденному Постановлением Совета Министров СССР 12.02.1964 г. № 134-49 указаны работники постоянно и непосредственно занятые на работах с радиоактивными веществами высокой активности и высокой радиоактивное лабораториях, оборудованных специальными боксами (камерами), при одновременной работе свыше 10 милликюри радия 226 или эквивалентного по радиотоксичности количества других радиоактивных веществ на рабочем месте.

Данный пункт включен в раздел IV «Работы в научно-исследовательских институтах, лабораториях, опытных производствах, конструкторских и опытно-конструкторских бюро» Списка № 1 производств, цехов, профессий и должностей и показателей на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах. При этом термин «открытые» формы радиоактивных веществ - источник ионизирующего излучения, не значится.

Более того, наименование данного подпункта названного Списка № 1 указывает на «рабочих, занятых на работах с радиоактивными веществами и источниками ионизирующих излучений», что свидетельствует о том, что законодатель приравнивает понятия занятости на работах с радиоактивными веществами и занятости на работах с источниками ионизирующих излучений. Аналогичные положения содержатся и в Списке №1, утвержденном 26.01.1991 года.

На основании позиции 12201000-1754б раздела XXII Списка № 1 производств работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжкими условиями труда, занятость в которых дает право на пенсии по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденного Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 года № 10, право на льготное пенсионное обеспечение имеют рабочие, руководители и специалисты, постоянно занятые на работах с радиоактивными веществами активностью на рабочем месте свыше 10 милликюри радия 226 или эквивалентного по радиотоксичности количества радиоактивных веществ и на ремонте оборудования в этих условиях.

При этом разъяснения Минтруда РФ от 22.05.1996г. № 5 содержат указания на то, что в тех случаях, когда в Списках предусмотрены не только наименования профессий или должностей, но и показатели условий труда, характеризующиеся наличием вредных веществ определенного класса опасности (в данном случае работники, занятые на работах с радиоактивными веществами активностью на рабочем месте свыше 10 милликюри радия 226 или эквивалентного по радиотоксичности количества радиоактивных веществ), то при установлении права работника на пенсию в связи с особыми условиями труда, следует руководствоваться Государственным стандартом системы стандартов безопасности труда, т.е. в данном случае при определении права на пенсию истца подлежат применению Нормы радиационной безопасности (НРБ), а также Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ). Указанные Нормы и Правила регламентируют труд работников, занятых на работах с радиоактивными веществами, поскольку указанная профессиональная деятельность связана со специфическим воздействием неблагоприятных факторов на организм человека в процессе исполнения трудовых обязанностей.

Пунктом 7 указанных разъяснений предусмотрено, что правом на пенсию в связи с особыми условиями труда пользуются все работники независимо от наименования профессий и должностей, занятые в технологическом процессе производства или на отдельных работах, если в Списках указаны эти производства и работы без перечисления наименований профессий и должностей работников.

П. 16 вышеуказанного разъяснения установлено, что работникам, профессии и должности которых включены в Списки, в специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, засчитываются все периоды их фактической работы в этих профессиях и должностях (в том числе до введения в действие Списков).

В силу п.1 указания Министерства соцзащиты населения РСФСР от 20.04.1992г. № 1-28-У при назначения работникам Пенсии на льготных условиях нет необходимости требовать от руководителей предприятий, организаций и учреждений данных о результатах аттестации рабочих мест, заключений органов государственной, экспертизы, санитарно-эпидемиологических станций и других органов о фактических условиях труда на их рабочих местах. Однако если в Списках для некоторых категорий рабочих, руководителей и специалистов указываются показатели (условия), при которых им предоставляются пенсионные льготы, то такие сведения должны быть подтверждены уточняющей справкой со ссылкой на документы. При этом при выдаче администрацией такой справки, указание кода профессии не имеет обязательного значения для учета стажа.

Согласно правовой позиции, сформированной в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ), период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).

Из трудовой книжки истца усматривается, что с 09.08.1989 г. он был принят в Центральную изотопную лабораторию НПО «Тулачермет» слесарем КИПиА в производственных лабораториях с радиоактивными веществами 3 разряда на участок радиационной техники (распоряжение № 60 от 20.03.1990 г.). Распоряжением № 250-к от 06.05.1990 г. переведен плавильщиком плавильного участка.

Данные сведения подтверждаются уточняющей справкой, выданной ПАО «Тулачермет», согласно которой в указанный период Васильев С.А. работал в вышеуказанной должности Центральной изотопной лаборатории с постоянной и непосредственной занятостью на работах с радиоактивными веществами высокой активности и высокой радиотоксичности в лабораториях при одновременной обработке свыше 10 мКи радия-226 или эквивалентного по радиотоксичности количества других радиоактивных веществ на рабочем месте.

На основании приказа НПО «Тулачермет» № 797 от 22.09.1978 года во исполнение приказа Министерства черной металлургии СССР от 21.08.1978 года в НПО «Тулачермет» создана как самостоятельное структурное подразделение - Центральная изотопная лаборатория на базе радиометрической лаборатории.

В соответствии с Положением о Центральной изотопной лаборатории Научно-производственного объединения «Тулачермет» от 1979 года ЦИЛ выполняет следующие функции: ведет монтаж и наладку приборов и систем автоматического контроля и регулирования технологических процессов с применением новейших достижений радиоизотопной техники, проводит экспериментальные исследования и выполняет опытно-конструкторские работы по разработке, совершенствованию и модернизации методов и средств автоматического контроля и регулирования технологических процессов с применением радиоактивных веществ и источников ионизирующих излучений, а также выполняет работы по исследованию технологических процессов с применением радиоактивных веществ и источников ионизирующих излучений, а также выполняет работы по исследованию технологических процессов с применением радиоизотопных индикаторов; изготавливает опытные образцы радиоизотопных приборов и систем автоматического контроля и регулирования технологических процессов на основе радиоактивных веществ и источников ионизирующих излучений; проверяет качество сварных и литых конструкций неразрушающими методами контроля (гаммадефектоспопия, ультразвуковая, магнитная и рентгенодефектоскопия и др.) с выдачей заключений о степени годности; оказывает помощь предприятиям и организациям отрасли в поставке им радиоизотопной радиометрической и дозиметрической аппаратуры, средств радиационной защиты; обеспечивает надлежащее хранение и транспортировку радиоактивных веществ и источников ионизирующих излучений, используемых ЦИЛ.

В соответствии с Нормами радиационной безопасности (ОСП-72/87) хранение и проведение работ с источниками ионизирующих излучений разрешается только после оформления санитарного паспорта. Санитарный паспорт на право работы с источниками ионизирующего излучения оформляют местные органы Госсаннадзора на основании акта приемки новых учреждений или акта санитарного обследования действующих учреждений.

Специалист ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Тульской области» Миронова Г.Н. пояснила суду, что «Тулачермет» использует радиоактивные источники, данная лаборатория контролируется Центром гигиены и эпидемиологии в Тульской области. Раньше выдавался санитарный паспорт, сейчас выдается заключение и лицензия на право использования ионизирующих источников изучения. Все сотрудники ЦИЛ относились к категории «А», как лица, работающие с техногенными источниками излучения, они непосредственно держат изотоп в руках. К категории «А» относятся слесари, инженеры, дозиметристы, все кто непосредственно связан с источниками. У инженера имеются средства защиты. Интенсивность излучения зависит от того, что излучается и из какого источника. У каждого сотрудника есть свой дозиметр, они его регистрируют, расписываются в журнале, это говорит о работе с вредными условиями труда. Если дозиметр показывает, что человек получил большую дозу облучения, его отстраняют от работы. Закрытый источник – это источник излучения, устройство которого исключает поступление содержащихся в нем радионуклидов в окружающую среду в условиях применения и износа, на которые он рассчитан, а открытый – это источник излучения, при использовании которого возможно поступление содержащихся в нем радионуклидов в окружающую среду. Техногенный источник- это источник ионизирующего излучения специально созданный для его полезного применения или являющийся побочным продуктом этой деятельности.

В соответствии с разделами «Термины и определения» Санитарных правил 2.6.1 «Ионизирующее излучение, радиационная безопасность» в частности: Санитарные правила 2.6.1.758-99 «Нормы радиационной безопасности (НРБ-99)» и «Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности (ОСПРБ-99) 2.6.1.799-99» разъясняются понятия: п.7. Вещество радиоактивное - вещество в любом агрегатном состоянии, содержащее радионуклиды с активностью, на которые распространяются требования настоящих Норм и Правил, и является источником ионизирующего излучения. п.2. Активность - мера радиоактивности какого-либо количества радионуклида, находящегося в данном энергетическом состоянии в данный момент времени. п.27. Источник ионизирующего излучения - (в рамках данного документа- источник) радиоактивное вещество или устройство, испускающее или способное испускать ионизирующее излучение, на которое распространяется действие настоящих Норм и Правил. п.28.Источник излучения природный - источник ионизирующего излучения природного происхождения, на который распространяется действие настоящих Норм и правил. п.29.Источник излучения техногенный - Источник ионизирующего излучения специально созданный для его полезного применения или являющийся побочным продуктом этой деятельности. п.30. Источник радионуклидный закрытый - источник излучения, устройство которого исключает поступление содержащихся в нем радионуклидов в окружающую среду в условиях применения и износа, на которые он рассчитан. п.31 Источник радионуклидный открытый - источник излучения, при использовании которого возможно поступление содержащихся в нем радионуклидов в окружающую среду.

п.49. Объект радиационный - организация, где осуществляется обращение с техногенными источниками ионизирующего излучения. п.60.Работа с источниками ионизирующего излучения - все виды обращения с источником излучения на рабочем месте, включая радиационный контроль. п.32.Категория объекта радиационного — характеристика объекта по степени потенциальной опасности объекта для населения в условиях его нормальной эксплуатации и при возможной аварии. п.38.Население - все лица, включая персонал вне работы с источниками ионизирующего излучения.

п.55. Персонал - лица, работающие с техногенными источниками излучения (группа А) или находящиеся по условиям работы в сфере их воздействия (группа Б). п.39.Облучение - воздействие на человека ионизирующего излучения. п.З6. Место рабочее - место постоянного или временного пребывания персонала для выполнения производственных функций в условиях воздействия ионизирующего излучения в течении более половины рабочего времени или двух часов непрерывно. п.45.Облучение производственное - облучение работников от всех техногенных и природных источников ионизирующего излучения в процессе производственной деятельности. п.46.Облучение профессиональное - облучение персонала в процессе его работы с техногенными источниками ионизирующего излучения. п.47.Облучение техногенное - облучение от техногенных источников как в нормальных, так и в аварийных условиях, за исключением медицинского облучения пациентов. Персонал не должен превышать нормированный предел дозы. п.56.Предел дозы - величина годовой эффективной или эквивалентной дозы техногенного облучения, которая не должна превышаться в условиях нормальной работы (таб. 3,1). Соблюдение предела годовой дозы предотвращает возникновение детерминированных эффектов, а вероятность стохастических эффектов сохраняется при этом на приемлемом уровне. В организации проводится дозиметрический и радиометрический контроль исключающий возникновение эффекта облучения. п.62.Риск радиационный - вероятность возникновения у человека или его потомства какого-либо вредного эффекта в результате облучения, п.35.Контроль радиационный - получение информации о радиационной обстановке в организации, окружающей среде и об уровнях облучения людей (включает в себя дозиметрический и радиометрический контроль.

При работе с радиоактивными веществами предприятия и организации обязаны строго соблюдать требования «Норм радиационной безопасности (НРБ-99)», «Основных санитарных правил обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ-99)» раздел 1 п.п. 1.1, 1.2,-1-1.8. Органы Госсанэпиднадзора в Тульской области постоянно осуществляют текущий надзор за работой изотопной лаборатории ЦЛА ОАО «Тулачермет». До 1998г. ежегодно специалисты отделения радиационной гигиены проводили санитарно-гигиенические обследования изотопной лаборатории и цехов, где на технологическом оборудовании были установлены приборы с закрытыми радионуклидными источниками. По результатам обследования выдавали санитарный паспорт на право эксплуатации радиоизотопных приборов с радионуклидными источниками и на право хранения в хранилище источников демонтированных в цехах с технологического оборудования с указанием названия источника и его мощности, согласно паспорта на каждый источник и акта инвентаризации источников, утв. руководителем предприятия. С 1999г. обследования проводятся, но выдаются санитарно-эпидемиологические заключения (в замен санитарных паспортов), разрешающие организации в течение установленного времени проводить регламентированные работы с источниками ионизирующего излучения в конкретных помещениях, вне помещений или на транспортных средствах (п. 24. СП 2.6.1.799-99 «ОСПОРБ-99») при тех же санитарно-гигиенических требованиях.

В настоящее время и ранее действовали Нормы радиационной безопасности (НРБ), а также Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ). Санитарные правила СП 2.6.1.799-9 «Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ -99), утвержденные Главным государственным санитарным врачом РФ 27.12.1999 г. Санитарные правила СП 2.6.1.758-99 «Ионизирующее излучение, радиационная безопасность. Нормы радиационной безопасности (НРБ-99), утвержденные Главным государственным санитарным врачом РФ 02.07.1999 г. в утверждении Минюстом РФ не нуждаются.

В п.7 НРБ-99 раздела «Термины и определения» дано понятие «радиоактивного вещества», которое представляет собой вещество в любом агрегатном состоянии, содержащее радионуклиды с активностью, на которые Нормы и Правила П.28 НРБ-99 предусматривает понятие «источник излучения природный» - источник ионизирующего излучения природного происхождения, на который распространяется действие настоящих Норм и Правил. П.32 НРБ-99 термин «категория объекта радиационного» определяется как характеристика объекта по степени потенциальной опасности объекта для населения в условиях его нормальной эксплуатации и при возможной аварии. Понятие «место рабочее» дано в п.3б НРБ-99 - это место постоянного или временного пребывания персонала для выполнения производственных функций в условиях воздействия ионизирующего излучения в течение более половины рабочего времени или двух часов непрерывно. Также НРБ-99 в п.37 предусмотрено понятие «мощность дозы», это доза излучения за единицу временя (секунду, минуту, час). П.39 предусматривает понятие «облучения», которое представляет собой воздействие на человека ионизирующего излучения. Термин «облучение аварийное» расшифровывается в п.40 НРБ-99, это облучение в результате радиационной аварии. ОАО «Тулачермет» является предприятием, которое в работе использует радиоактивные источники. П.55 НРБ-99 дает понятие «персоналу» - это лица, работающие с техногенными источниками излучения (группа А) или находящиеся по условиям работы в сфере их воздействия (группа Б). В данном случае Васильев С.В. относился к персоналу категория «группы А». Это также подтверждается содержанием раздела № 3 НРБ-99.

П.60 НРБ-99 предусматривает понятие «работа с источником ионизирующего излучения» - это все виды обращения с источником излучения на рабочем месте, включая радиационный контроль. Термин «работа с радиоактивными веществами» определяется в п.61 НРБ-99 как все виды обращения с радиоактивными веществами на рабочем месте, включая радиационный контроль.

Как следует из карточки доз индивидуального контроля, в процессе работы Васильева С.В. им были получены дозы облучения, что подтверждает непосредственную 80% занятость в течение рабочего дня, в обычном понятии, с открытыми или закрытыми радиоактивными веществами активностью свыше 10 милликюри радия 226 согласно требованиям ОСП и НРБ и сходя из специфики труда истца недопустима. Постоянная занятость с радиоактивными веществами не должна превышать 2 часов либо с перерывами в течение дня. На предприятиях, где имеются такие источники, разработаны правила работы, основанные на требованиях стандартов, которыми предусмотрен уровень дозы облучения, превышение которого является недопустимым и противоправным. Превышение дозы облучения возможно лишь в определенных случаях. Работа в лаборатории производится в хлопчатобумажной одежде. Основной защитой от неблагоприятного воздействия ионизирующих источников на организм человека является время работы с таким источником и расстояние от источника излучения. Различий между работой с открытым радиоактивным веществом и работой с закрытым радиоактивным веществом не имеется. В обоих случаях имеется вредность работы, существенных различий по степени вредности на организм человека нет.

Кроме того, работавшим с Васильевым С.В. в одном подразделении в той же должности коллегам истца по была назначена досрочная трудовая пенсия на льготных условиях с зачетом в стаж тех же периодов работы.

Перечнем по Центральной изотопной лаборатории производств, работ, профессий и должностей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение от 08.07.1996 г. установлены списки рабочих, имеющих право на льготное назначение пенсии, среди которых указана должность «слесаря по контрольно-измерительным приборам и автоматике» как рабочего, постоянно занятого на работах с радиоактивными веществами активностью свыше 10 милликюри радия 226 или эквивалентного по радиотоксичности количества радиоактивных веществ и на ремонте оборудования в этих условиях.

Санитарно-эпидемиологическими заключениями от 06.02.2001 г. и 07.02.2001 г. подтверждается право ОАО СП АК «Тулачермет» на проведение работ с источниками ионизирующих излучений.

Давая оценку указанным доказательствам с позиции положений ст. 67 ГПК РФ, а также с учетом правовой позиции, выраженной в Постановлениях Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 года № 2-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», от 3 июня 2004 г. № 11 – П «По делу о проверке конституционности положений подпунктов 10, 11 и 12 пункта 1 ст.28, пунктов 1 и 2 статьи 31 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в РФ», согласно которым принципы равенства и справедливости, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в РФ как в правовом и социальном государстве, включая право на пенсионное обеспечение, предполагают по смыслу статей 1, 2, 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть первая), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции РФ, правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, то есть в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты, суд считает установленной вышеприведенными доказательствами осуществление истцом Васильевыи С.В. работы в особых условиях занятости на работах с радиоактивными веществами активностью на рабочем месте свыше 10 милликюри радия 226 или эквивалентного по радиотоксичности количества радиоактивных веществ и на ремонте оборудования в этих условиях, в связи с чем спорный период его работы с 09.08.1989 г. по 04.05.1990 г. в должности слесаря КИПиА участка радиационной техники Центральной изотопной лаборатории ПАО «Тулачермет» подлежит включению в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости по нормам подп. 1 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».

Давая оценку заявленным истцом требованиям о включении в специальный стаж периода прохождения военной службы по призыву, суд также находит их подлежащими удовлетворению.

Так, из содержания трудовой книжки истца и материалов его пенсионного дела следует, что непосредственно следующий за призывом на военную службу (с 26.04.1987 г. по 03.06.1989 г.) период с 09.08.1989 г. по 04.05.1990 г., являлся периодом работы по Списку № 1.

Согласно разъяснению Минтруда РФ от 17.10.2003г. №4, если работа протекала в период действия названного Закона, вопрос о праве на досрочное назначение трудовой пенсии по старости может быть рассмотрен в соответствии с Положением о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденных Постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972г. №590.

Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 г. № 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 г. № 8-П и Определение от 5 ноября 2002 г. N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.

Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» порядок расчета специального трудового стажа для начисления пенсии по выслуге лет на льготных условиях не регулируется. Этот порядок установлен специальными нормами ФЗ от 27.05.1998г. №76-ФЗ «О статусе военнослужащих»

В соответствии с пунктом 109 Положения о порядке назначения и выплаты пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. № 590, действовавшим в период службы истца в армии и нахождении на курсах, служба в составе Вооруженных Сил СССР и курсы повышения квалификации включались в специальный стаж. Указанные периоды приравниваются либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.

Согласно пункту 3 статьи 10 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации) - один день военной службы за два дня работы.

Таким образом, на период прохождения истцом службы в Советской Армии действующее правовое регулирование предусматривало возможность зачета такой деятельности в стаж работы, а дальнейшее изменение законодательства не может служить основанием для ущемления его прав в области пенсионного обеспечения.

Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.

При таких данных период службы в рядах Советской Армии с 26.04.1987 г. по 03.06.1989г. подлежит включению в специальный стаж истца.

В соответствии с положениями ст. 22 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» трудовая (страховая) пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Поскольку ко времени обращения истца в УПФ РФ (ГУ) в г. Туле 30.07.2018 г. с учетом периодов, включенных ответчиком в специальный стаж, и периодов, подлежащих включению в специальный стаж по выводам суда, он имел требуемый специальный стаж на 30.07.2018 г., в связи с чем страховая пенсия ему должна быть назначена с указанной даты.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ (░░) ░ ░. ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ (░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░) ░ ░.░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░ ░ 09.08.1989 ░. ░░ 04.05.1990 ░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░░», ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ 26.04.1987 ░. ░░ 03.06.1989░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ (░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░) ░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ 30.07.2018 ░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░

2-72/2019 (2-3308/2018;) ~ М-3424/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Васильев Сергей Викторович
Ответчики
ГУ УПФ РФ в г.Туле Тульской области
Суд
Советский районный суд г. Тулы
Судья
Бездетнова Александра Сергеевна
Дело на сайте суда
sovetsky--tula.sudrf.ru
28.11.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
28.11.2018Передача материалов судье
29.11.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
29.11.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.11.2018Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
18.12.2018Предварительное судебное заседание
14.01.2019Судебное заседание
22.01.2019Судебное заседание
22.01.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.01.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.02.2019Дело оформлено
26.02.2019Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее