Дело № 2-5387/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 декабря 2020 года г. Щелково Московской области
Щелковский городской суд Московской области в составе:
председательствующего федерального судьи Ванеевой Н.В.,
при секретаре судебного заседания Скорых Д.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Голодовой ФИО6 к Администрации городского округа Щёлково о признании права собственности на жилой дом,
УСТАНОВИЛ:
Голодова Л.В. обратилась в Щелковский городской суд Московской области с иском к Администрации г.о. Щёлково о признании права собственности на жилой дом.
В обоснование иска указала, что на основании Договора Аренды Земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ, Договора о переуступке прав и обязанностей по договору аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ, Договора о переуступке прав и обязанностей по договору аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ, Акта приёма-передачи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ является арендатором земельного участка площадью 1490 кв.м., с кадастровым номером №, категория земель – земли населённых пунктов, видом разрешённого использования – для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: <адрес>.
В 2012 году на вышеуказанном земельному участке, истцом был построен объект недвижимого имущества – жилой дом. Данный жилой дом был построен с учётом технического отчёта об инженерно-геологических изысканиях выполненных для строительства, обладает признаками самовольной постройки, так как был возведён без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений. Жилой дом не нарушает прав и интересов других лиц, соответствует требованиям строительных и градостроительных нормативов, сохранение самовольной постройки не создает угрозы жизни и здоровью граждан.
Неоднократно истец в досудебном порядке принимал попытки осуществить регистрацию права собственности на жилой дом, однако такая регистрация на сегодняшний день не осуществлена.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 222 ГК РФ, истец просит суд признать за собой право собственности на жилой дом, общей площадью 432,5 кв.м., расположенный на земельном участке площадью 1490 кв.м., с кадастровым номером №, категория земель – земли населённых пунктов, вид разрешённого использования – для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: <адрес>
В судебное заседание истец не явился, его представитель ФИО5, действующий на основании доверенности, заявленные исковые требования поддержал, просил удовлетворить в полном объеме.
В судебном заседании представитель Администрации городского округа Щёлково ФИО3 вопрос удовлетворения исковых требований оставила на усмотрение суда, не возражал.
Представитель ФГБУ «НП «Лосиный остров» в судебное заседание не явился, о его дате, времени и месте проведения извещен.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, оценив в совокупности представленные в материалы дела письменные доказательства, суд приходит к следующему.
На основании Договора аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ, Договора о переуступке прав и обязанностей по договору аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ, Договора о переуступке прав и обязанностей по договору аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ, Акта приёма-передачи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ истец является арендатором земельного участка площадью 1490 кв.м., с кадастровым номером №, категория земель – земли населённых пунктов, видом разрешённого использования – для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: <адрес>.
В 2012 году на вышеуказанном земельному участке истцом был построен объект недвижимого имущества – жилой дом. Данный жилой дом был построен с учётом технического отчёта об инженерно-геологических изысканиях, выполненных для строительства.
Вышеуказанный жилой дом, общей площадью 432,5 кв.м. расположен в границах земельного участка, находящегося в пользовании истца, что подтверждается техническим паспортом.
Возведённый истцом жилой дом обладает признаками самовольной постройки, так как был возведён без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений.
Возведённый истцом жилой дом не нарушает прав и интересов других лиц, соответствует требованиям строительных и градостроительных нормативов, а сохранение самовольной постройки не создает угрозы жизни и здоровью граждан.
Статьей 130 ч.1 ГК РФ предусматривается, что к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
В соответствии с ч. 2 ст. 35 Конституции Российской Федерации каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
В силу ст. ст. 218, 219 ГК РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
Право собственности на здания, сооружения и иное вновь созданное недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
По смыслу указанной нормы, право собственности на вновь созданные объекты недвижимости возникает на основании совокупности юридических фактов: вещь должна быть изготовлена или создана лицом для себя; для строительства объекта в установленном порядке должен быть отведен земельный участок; получено разрешение на строительство; при возведении объекта соблюдены градостроительные, строительные, природоохранные и иные нормы.
Изготовление и создание вещи для себя является основанием возникновения первоначального права собственности, что предполагает отсутствие у вещи прежнего собственника.
Последствия самовольной постройки определяются ст. 222 Гражданского Кодекса Российской Федерации.
Самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил (п. 1 ст. 222 ГК РФ).
В п. 2 определения Конституционного Суда Российской Федерации от 03.07.2007 № 595-О-П разъяснено, что, вводя правовое регулирование самовольной постройки, законодатель закрепил в п. 1 ст. 222 ГК РФ три признака самовольной постройки, а именно: возведение постройки на земельном участке, не отведенном для этих целей в установленном законом порядке; возведение постройки без получения необходимых разрешений; возведение постройки с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил. Для признания постройки самовольной достаточно наличия хотя бы одного из указанных признаков.
В соответствии с п. 3 ст. 222 ГК РФ и п. 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 "О некоторых вопросах,
возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с
защитой права собственности и других вещных прав" право собственности
на самовольную постройку может быть признано судом за лицом, в
собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном
(бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где
осуществлена постройка. Право собственности на самовольную постройку
не может быть признано за указанным лицом, если сохранение постройки
нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, либо создает
угрозу жизни и здоровью граждан.
Как отмечено в Обзоре судебной практики по делам, связанным с самовольным строительством, утвержденным Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 19 марта 2014 г., право собственности на самовольную постройку, возведенную лицом без необходимых разрешений на земельном участке, который предоставлен ему по договору аренды для строительства соответствующего объекта недвижимости, может быть признано, если такое строение создано без существенных нарушений градостроительных и строительных норм и правил и если его сохранение не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Такая правовая позиция Верховного Суда РФ поддержана Конституционным Судом РФ, который в своем определении от 29.01.2015 г. № 101-о указал, что п. 3 ст. 222 ГК Российской Федерации, направленный на защиту прав граждан, а также на обеспечение баланса публичных и частных интересов и тем самым - на реализацию ст. 17 (ч. 3) и 55 (ч. 3) Конституции Российской Федерации, с учетом разъяснений, содержащихся в Обзоре судебной практики по делам, связанным с самовольным строительством (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 19 марта 2014 года), о том, что право собственности на самовольное строение, возведенное гражданином без необходимых разрешений на земельном участке, который предоставлен ему по договору аренды для строительства соответствующего объекта недвижимости, может быть признано, если строение создано без существенных нарушений градостроительных и строительных норм и правил и если сохранение этого строения не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, не создает угрозу жизни и здоровью граждан, не может рассматриваться как нарушающий конституционные права и свободы заявителя, указанные в жалобе.
В п. 26 постановления Пленума № 10/22 разъяснено, что рассматривая иски о признании права собственности на самовольную постройку, суд устанавливает, допущены ли при ее возведении существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, создает ли такая постройка угрозу жизни и здоровью граждан.
Таким образом, отсутствие разрешения на строительство само по себе
не может служить основанием для отказа в иске о признании права
собственности на самовольную постройку. В то же время суду необходимо
установить, предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку,
надлежащие меры к ее легализации, в частности к получению разрешения
на строительство и/или акта ввода объекта в эксплуатацию, а также
правомерно ли отказал уполномоченный орган в выдаче такого разрешения
или акта ввода объекта в эксплуатацию.
Если иное не установлено законом, иск о признании права собственности на самовольную постройку подлежит удовлетворению при установлении судом того, что единственными признаками самовольной постройки являются отсутствие разрешения на строительство и/или отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию, к получению которых лицо, создавшее самовольную постройку, предпринимало меры. В этом случае суд должен также установить, не нарушает ли сохранение самовольной постройки права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает ли угрозу жизни и здоровью граждан.
В рамках рассмотрения гражданского дела проведена судебная экспертиза.
Эксперт пришел к выводу, что вышеуказанный жилой дом соответствует установленным строительным, санитарным и противопожарным нормам и правилам, пригоден для дальнейшей эксплуатации по назначению, не нарушает права и законные интересы третьих лиц, не создает угрозу их жизни и здоровью.
Согласно п. 2 ст. 8 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, ели иное не установлено законом.
Между тем, в соответствии с ч. 1 ст. 9 ГК РФ граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права, при этом пределы осуществления гражданских прав определены в ст. 10 ГК РФ, а способы защиты - в ст. 12 ГК РФ, в которой в качестве одного из способов судебной защиты нарушенного права закреплено признание права.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 59 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что единственным эффективным средством правовой защиты истца, является признание за ним права собственности на жилой дом.
Учитывая указанные выше обстоятельства и нормы закона, суд приходит к выводу о правомерности заявленных исковых требований о признании за истцом права собственности на жилой дом.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Голодовой ФИО7 к Администрации городского округа Щёлково о признании права собственности – удовлетворить.
Признать за Голодовой ФИО8 право собственности на жилой дом, общей площадью 432,5 кв. м., расположенный на земельном участке площадью 1490 кв.м., с кадастровым номером №, категория земель – земли населённых пунктов, видом разрешённого использования – для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: <адрес>
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Щелковский городской суд Московской области.
Судья Н.В. Ванеева