№ 2-74/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Хасавюрт 06 марта 2019 года
Хасавюртовский районный суд Республики Дагестан в составе: председательствующего судьи Минаева З.Р., при секретаре Темирсултановой Д.О. с участием помощника Махачкалинского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры Гафурова М.М., представителя ОАО «Российские железные дороги» по доверенности Кунжуева Р.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Махачкалинского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры в защиту интересов неопределенного круга лиц к ОАО «РЖД» о понуждении оборудовать пассажирские платформы,
установил:
Махачкалинский транспортный прокурор Южной транспортной прокуратуры обратился с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к ОАО «Российские железные дороги» о понуждении оборудовать пассажирские платформы.
В обоснование исковых требований указал, что Махачкалинской транспортной прокуратурой проведена проверка состояния законности в сфере соблюдения законодательства о защите прав потребителей при техническом оснащении пассажирских платформ, эксплуатируемых на территории Республики Дагестан и находящихся на балансе Северо-Кавказской дирекции пассажирских обустройств структурного подразделения Центральной дирекции пассажирских обустройств - филиала ОАО «РЖД» (далее - Северо- Кавказская дирекция пассажирских обустройств).
В ходе проведенной совместно с главным врачом Махачкалинского филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии по железнодорожному транспорту» проверкой установлено, что в нарушение требований закона, низкая открытая пассажирская платформа островная на железнодорожной станции Карланюрт, расположенная согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ № по адресу: <адрес>, не оборудована навесами или павильонами.
Навесы или павильоны предназначены для укрытия пассажиров от неблагоприятных погодных условий (снега, дождя, избыточных солнечных воздействий).
Кроме того, проверкой установлено, что низкие открытые пассажирские платформы береговая и островная на железнодорожной станции Карланюрт не оборудованы устройствами для освещения мест посадки и высадки пассажиров.
Отсутствие на пассажирских платформах устройств для освещения, а также навесов или павильонов, предназначенных для укрытия пассажиров от неблагоприятных погодных условий, может привести к тяжелым последствиям, в том числе травмированию граждан, причинению вреда жизни и здоровью граждан, пользующихся услугами железнодорожного транспорта.
Указанные пассажирские платформы находятся в собственности ОАО «Российские железные дороги», что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ серия 05-РД № и состоят на балансе Северо-Кавказской дирекции пассажирских обустройств структурного подразделения Центральной дирекции пассажирских обустройств - филиала ОАО «РЖД».
Таким образом, на ответчике лежит обязанность по оборудованию пассажирских платформ навесами и павильона в соответствии с установленным законом и техническими нормами требованиям.
При этом иск прокурора направлен на защиту прав пассажиров и иных лиц именно как потребителей услуг железнодорожного транспорта, в связи с чем, спорные правоотношения также регулируются Законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О защите прав потребителей», в соответствии со статьей 4 которого организации независимо от ее организационно-правовой формы, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору, обязаны оказать услугу, качество которой соответствует договору и обязательным требованиям, предусмотренным законом в установленном порядке.
Положением ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) прокурор наделен правом обращения в суд с заявлением в интересах прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации.
Неопределенный круг лиц - это такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать, привлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении и решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела.
Исковое заявление подано прокурором в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, так как определить точный и исчерпывающий круг лиц, чьи права и интересы нарушаются в связи с тем, что пассажирская платформа не соответствует требованиям закона, не представляется возможным.
Низкие открытые пассажирские платформы (береговая - перрон и островная) на железнодорожной станции Карланюрт предназначены для посадки и высадки пассажиров. Следовательно, на указанном остановочном пункте осуществляется исполнение договора перевозки в отношении неопределенного круга лиц, в интересах которых прокурором подается исковое заявление.
Учитывая финансовые возможности ответчика ОАО «Российские железные дороги» и потребность пассажиров, пользующихся услугами железнодорожного транспорта, ежедневно осуществляющих посадку-высадку с платформ станции Карланюрт, разумным сроком исполнения работ по оборудованию пассажирских платформ указанной станции является шесть месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Представитель истца - помощник Махачкалинского транспортной прокуратуры Южной транспортной прокуратуры Гафуров М.М. просил удовлетворить исковое заявление в полном объеме по указанным в нем основаниям.
Представитель ответчика ОАО «РЖД» по доверенности Кунжуев Р.И. не признал требования прокурора, просил отказать в удовлетворении исковых требований, представил суду письменное возражение на исковое заявление прокурора, которое он просил приобщить к материалам гражданского дела, в ходе изучения и обсуждения возражения установлено, что указанные в нем основания не относятся к рассматриваемому исковому заявлению, в связи с чем, поданное им возражение оставлено без рассмотрения.
Выслушав мнение сторон, исследовав письменные материалы, суд находит исковое заявление прокурора подлежащим удовлетворению по нижеуказанным основаниям.
В соответствии с ч. 4 ст. 27, ч. 3 ст. 35 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № «О прокуратуре Российской Федерации» прокурору предоставлено право на обращение в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства.
В силу ст. 45 ГПК РФ, прокурор наделен правом обращения в суд с заявлением в интересах прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации.
Неопределенный круг лиц - это такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать, привлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении и решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела.
Из справки от ДД.ММ.ГГГГ старшего помощника Махачкалинского транспортного прокурора Якубова М.Я. следует, что проведена проверка, по результатам которой выявлены нарушения требований законодательства о железнодорожном транспорте, низкая открытая островная пассажирская платформа на станции «Карланюрт», расположенная по адресу: <адрес>, 2215 км., не оборудована навесами и павильонами.
Навесы и павильоны предназначены для укрытия пассажиров от неблагоприятных погодных условий (снега, дождя, избыточных солнечных условий). Кроме того, низкая открытая пассажирская платформа и перрон (береговая платформа) на <адрес> не оборудованы устройствами для освещения мест посадки и высадки пассажиров, в то время как на остановочном пункте <адрес> посадка и высадка пассажиров производится, в том числе, в темное время суток.
Отсутствие на пассажирских платформах устройств для освещения, а также навесов или павильонов, предназначенных для укрытия пассажиров от неблагоприятных погодных условий, может привести к тяжелым последствиям, в том числе травмированию граждан, причинению вреда жизни и здоровью граждан, пользующихся услугами железнодорожного транспорта.
Из справки №/п от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Главным врачом Махачкалинского филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии по железнодорожному транспорту» Кузнецовым А.А. на основании письменного запроса Махачкалинской транспортной прокуратуры от 02.10.2018 №, принято участие в проводимой Махачкалинской транспортной прокуратурой проверке соблюдения требований законодательства в сфере защиты прав потребителей при техническом оснащении пассажирских платформ на железнодорожной станции Карланюрт.
В ходе проведенной проверки ДД.ММ.ГГГГ выявлены нарушения законодательства при техническом оснащении пассажирских платформ на железнодорожной станции Карланюрт, а именно: низкие открытые пассажирские платформы островная и береговая - перрон на железнодорожной станции Карланюрт, пассажирские платформы не оборудованы устройствами для освещения мест посадки и высадки пассажиров и отсутствуют павильоны, навесы.
В нарушение ст. 80 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации», пункта 29 Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных приказом Минтранса РФ от ДД.ММ.ГГГГ № и ОСТ 31-120-98 «Нормы искусственной освещенности объектов железнодорожного транспорта».
Из представленного филиалом ОАО «РЖД» Центральной дирекции пассажирских обустройств материалов ответу на запрос №/СКДПО от ДД.ММ.ГГГГ технической документации № от ДД.ММ.ГГГГ <адрес> и перечня пассажирских платформ балансовой принадлежности Северо-Кавказской дирекции пассажирских обустройств в границах Махачкалинского региона, оснащения освещением и, навесами и павильонами следует, что на станции Карланюрт отсутствует освещение пассажирской платформы (островная), в том числе павильоны и навесы.
В соответствии с ч. 3 ст. 1, ч. 2 ст. 20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», п. 15 Правил оказания услуг по пользованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № функционирование железнодорожного транспорта осуществляется исходя из принципов доступности, безопасности и качества оказываемых услуг. Владельцы инфраструктур, перевозчики и другие участники перевозочного процесса в пределах установленной законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте компетенции обеспечивают безопасные для жизни и здоровья пассажиров условия проезда.
Статьей 80 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» установлена обязанность перевозчиков и владельцев инфраструктур по обеспечению безопасности перевозок пассажиров, качественному обслуживанию пассажиров на железнодорожных станциях, железнодорожных вокзалах, пассажирских платформах и в поездах.
Вокзалы и другие сооружения, предназначенные для обслуживания пассажиров, должны содержаться в исправном техническом состоянии и соответствовать требованиям строительных и санитарных норм, правил, других нормативных документов.
На железнодорожных станциях сооружаются пассажирские платформы, оборудованные навесами и павильонами, а также пешеходные настилы, тоннели, мосты в соответствии с нормами технологического проектирования и содержания, связанными с обслуживанием пассажиров объектов железнодорожного транспорта, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.
Согласно п. 29 Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных приказом Минтранса РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - Правила) пассажирские остановочные пункты на перегонах должны иметь пассажирские платформы с навесами или павильонами. На пассажирских остановочных пунктах должны освещаться места посадки пассажиров в вагоны и высадки из вагонов и помещения для пассажиров.
Навесы или павильоны предназначены для укрытия пассажиров от неблагоприятных погодных условий (снега, дождя, избыточных солнечных воздействий).
Исследованными судом материалами, что на станции «Карланюрт», расположенной по адресу: <адрес>, 22.15 км, низкие открытые пассажирские платформы береговая и островная на железнодорожной станции Карланюрт не оборудованы устройствами для освещения мест посадки и высадки пассажиров.
Отсутствие на пассажирских платформах устройств для освещения, а также навесов или павильонов, предназначенных для укрытия пассажиров от неблагоприятных погодных условий, может привести к тяжелым последствиям, в том числе травмированию граждан, причинению вреда жизни и здоровью граждан, пользующихся услугами железнодорожного транспорта.
Указанные пассажирские платформы находятся в собственности ОАО «Российские железные дороги», что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ серия 05-РД № и состоят на балансе Северо-Кавказской дирекции пассажирских обустройств структурного подразделения Центральной дирекции пассажирских обустройств - филиала ОАО «РЖД».
Статьей 210 ГК РФ установлено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Подпунктами 1, 4 п. 9 Положения о Центральной дирекции пассажирских обустройств - филиала ОАО «РЖД», установлено, что основными задачами Центральной дирекции пассажирских обустройств является, в том числе, планирование, организация и контроль эксплуатации, технического обслуживания, текущего и капитального ремонта, реконструкция и строительство платформ, вокзалов, павильонов и других пассажирских обустройств. Кроме того Центральная дирекция пассажирских обустройств организует оказание услуг по предоставлению инфраструктуры пригородного пассажирского комплекса, в том числе для безопасной посадки, высадки пассажиров, размещения необходимой информации для пассажиров, а также предоставление площадей и помещений для размещения билетных кассиров и средств автоматизированного контроля пропуска пассажиров.
Таким образом, на ответчике лежит обязанность по оборудованию пассажирских платформ навесами и павильона в соответствии с установленным законом и техническими нормами требованиям.
При этом иск прокурора направлен на защиту прав пассажиров и иных лиц именно как потребителей услуг железнодорожного транспорта, в связи с чем спорные правоотношения также регулируются Законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О защите прав потребителей», в соответствии со статьей 4 которого организации независимо от ее организационно-правовой формы, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору, обязаны оказать услугу, качество которой соответствует договору и обязательным требованиям, предусмотренным законом в установленном порядке.
Согласно статье 7 Закона РФ «О защите прав потребителей» потребитель имеет право на то, чтобы услуга была безопасна для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причиняла вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность услуги для жизни и здоровья потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном порядке.
Согласно ст. 789 ГК РФ перевозка, осуществляемая коммерческой организацией, признается перевозкой транспортом общего пользования, если из закона, иных правовых актов вытекает, что эта организация обязана осуществлять перевозки грузов, пассажиров и багажа по обращению любого гражданина или юридического лица.
Договор перевозки транспортом общего пользования является публичным договором.
Согласно ч. 1 ст. 426 ГК РФ публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратился.
Низкие открытые пассажирские платформы (береговая - перрон и островная) на железнодорожной станции Карланюрт предназначены для посадки и высадки пассажиров. Следовательно, на указанном остановочном пункте осуществляется исполнение договора перевозки в отношении неопределенного круга лиц, в интересах которых прокурором подается исковое заявление.
В соответствии в ч. 2 ст. 784 ГК РФ общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
Судом установлено бездействие Северо - Кавказской региональной дирекции пассажирских обустройств - структурного подразделения Центральной дирекции пассажирских обустройств - филиала ОАО «РЖД», выражающееся в ненадлежащем оборудовании низких открытых пассажирских платформ (береговая и островная) на железнодорожной станции Карланюрт, нарушаются требования Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации».
В связи с чем, суд считает исковое заявление прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц обоснованным, и подлежим удовлетворению.
Учитывая финансовые возможности ответчика ОАО «Российские
железные дороги» и потребность пассажиров, пользующихся услугами
железнодорожного транспорта, ежедневно осуществляющих посадку-высадку с платформ станции Карланюрт, разумным сроком исполнения работ по оборудованию пассажирских платформ указанной станции Карланюрт, является шесть месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, предусмотрено, что издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
В силу п. 8 ч. 1 ст. 333.20 НК РФ, в случае, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с настоящей главой, государственная пошлина уплачивается ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.
Поскольку прокурор освобожден при подаче искового заявления от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина взыскивается с ответчика ОАО «РЖД», не освобожденного от уплаты судебных расходов в доход местного бюджета в размере 300 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковое заявление Махачкалинского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры в защиту интересов неопределенного круга лиц к ОАО «Российские железные дороги» о понуждении оборудовать пассажирские платформы, - удовлетворить.
Обязать ОАО «Российские железные дороги», находящееся по адресу: <адрес>, основной государственный регистрационный №, свидетельство о государственной регистрации юридического лица сери № № от ДД.ММ.ГГГГ, регистрационный орган по налогам и сборам № по <адрес>, ИНН №, ОГРН №, оборудовать:
- низкую открытую пассажирскую платформу островную железнодорожной станции «Карланюрт», расположенную по адресу: <адрес>, навесами или павильонами в соответствии с установленными требованиями в течение 6 (шести) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу;
- низкие открытие пассажирские платформы (береговую-перрон и островную) железнодорожной станции «Карланюрт», расположенную по адресу: <адрес>, устройствами для освещения мест посадки и высадки пассажиров в течение 6 (шести) месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Взыскать по иску Махачкалинского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры с ОАО «Российские железные дороги в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Дагестан в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Мотивированное решение составлено и опечатано в совещательной комнате ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий подпись З.Р. Минаев