Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-84/2020 ~ М-61/2020 от 04.02.2020

УИД

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Ивановка                                                                                                03 марта 2020 года

Ивановский районный суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи                                                                       Скобликовой Н.Г.,

при секретаре                                                                                                   Адамчуке А.А.

С участием представителей административного истца: помощников прокурора Ивановского района: ЛИА и КЕВ; представителя административного ответчика: главы Администрации <адрес> сельсовета ЖВВ,

рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Ивановка административное дело                     по административному иску прокурора Ивановского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации <адрес>    сельсовета    о признании бездействия в части не создания специализированной службы по вопросам похоронного дела незаконным и возложении обязанности по созданию такой службы,

УСТАНОВИЛ:

     Прокурор Ивановского района, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился с административным иском к Администрации <адрес>     сельсовета о признании бездействия в части не создания специализированной службы по вопросам похоронного дела незаконным и возложении обязанности по созданию такой службы. Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой Ивановского района в ДД.ММ.ГГГГ года проведена проверка исполнения федерального законодательства о похоронном деле, в ходе которой установлено следующее.

    Согласно системному толкованию ст. 12, ч. 2 ст. 3, ч. 1 ст. 130 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление, которое в пределах своих полномочий самостоятельно, является необходимой формой осуществления власти народа, составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения.

    Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, государственные гарантии его осуществления устанавливает Федеральный закон от 06.10.2003 № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

    На основании ч. 3 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20 (в части принятия в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).

    Статьей 1 закона Амурской области от 03.10.2014 № 413-03 «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями области» за сельскими поселениями области помимо вопросов местного значения, отнесенных ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельских поселений, отнесены вопросы, предусмотренные, в частности, пунктом 22, т.е. организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

    Согласно п. 1 ст. 9 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантируется оказание на безвозмездной основе перечня услуг по погребению. На основании пункта 2 указанной статьи услуги по погребению, указанные в пункте 1 настоящей статьи, оказываются специализированной службой по вопросам похоронного дела.

    Пунктом 1 ст. 25 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» предусмотрено, что гарантии осуществления погребения умершего в соответствии с настоящим Федеральным законом реализуются путем организации в Российской Федерации похоронного дела как самостоятельного вида деятельности. При этом частью второй указанной статьи предусмотрено, что организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.

    На основании ч. 1 ст. 29 Федерального закона «О погребении и похоронном деле» органы местного самоуправления создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с настоящим Федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших.

    Согласно п. 2.1.3 ГОСТа 32609-2014 «Межгосударственный стандарт. Услуги бытовые. Услуги ритуальные. Термины и определения», введенного в действие Приказом Росстандарта от 11.06.2014 № 551-ст, под специализированной службой по вопросам похоронного дела понимается хозяйствующий субъект, на который возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших или погибших.

    По результатам проверки исполнения законодательства о погребении и похоронном деле, проведенной прокуратурой района в ДД.ММ.ГГГГ года, в адрес главы администрации <адрес> сельсовета ДД.ММ.ГГГГ внесено представление с требованием устранить выявленные нарушения путем создания специализированной службы по вопросам похоронного дела.

    Согласно ответа главы администрации <адрес>    сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ                  в целях устранения нарушений федерального законодательства велась работа по заключению договора со специализированными службами по вопросам похоронного дела.

    В ходе повторной проверки, проведенной в ДД.ММ.ГГГГ года, прокуратурой района установлено, что специализированная служба по вопросам похоронного дела на территории муниципального образования <адрес>     сельсовета до настоящего времени не создана.

    Отсутствие в муниципальном образовании <адрес>     сельсовет специализированной службы по вопросам похоронного дела лишает лицо, принявшее на себя обязанность осуществить погребение умершего, права выбора между осуществлением такого погребения безвозмездно специализированной службой в соответствии с гарантированным перечнем услуг, либо самостоятельно с последующим получением социального пособия на погребение, т.е. нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц.

На основании изложенного и заявления уточняющего характера от ДД.ММ.ГГГГ, руководствуясь ст.ст. 19, 39, 218 КАС РФ, ст.ст. 27, 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор Ивановского района просит:

- признать бездействие администрации <адрес>     сельсовета по не созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела - незаконным;

- обязать администрацию <адрес>     сельсовета создать специализированную службу по вопросам похоронного дела в течение 3 – х месяцев со дня вступления решения в законную силу.

     При этом прокурором указывается, что срок на обращение в суд с административным иском, с учетом положений ч.1.1 ст. 219 КАС РФ, не пропущен.

      Главой Администрации <адрес> сельсовета ЖВВ      представлены возражения на иск, обоснованные ссылкой на нормы материального права, приведенные прокурором в административном исковом заявлении, но с учетом следующих обстоятельств.

     Из заявления следует, что Администрация <адрес> сельсовета бездействует и не создает на территории сельсовета специализированную службу по похоронному делу, с данными доводами ответчик не может согласиться.

    В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131 – ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся: организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

    Администрацией во исполнение полномочий, предусмотренных федеральным законом № 131-ФЗ от 06.10.2003, проведена следующая работа: заключен договор с ООО «Земельный вопрос» для подготовки межевого плана и постановки на кадастровый учет для дальнейшего оформления в собственность <адрес> сельсовета земельного участка под кладбище; приняты нормативные правовые акты: решение Совета народных депутатов <адрес> сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ    «Об утверждении Положения о погребении и похоронном деле на территории <адрес> сельсовета», постановление Администрации <адрес> сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении административного регламента «Предоставление земельного участка для погребения умершего», постановление Администрации <адрес> сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ «О стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг на погребение»; в бюджете сельсовета предусмотрены финансовые средства на содержание кладбищ по статье «благоустройство».

    Отношения, связанные с погребением умерших, регулирует Федеральный закон от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», который устанавливает гарантии погребения умершего с учетом волеизъявления, выраженного лицом при жизни, и пожелания родственников, гарантии предоставления материальной и иной помощи для погребения умершего, санитарные и экологические требования к выбору и содержанию мест погребения, основы организации похоронного дела в Российской Федерации как самостоятельного вида деятельности. Гарантии осуществления погребения умершего в соответствии с поименованным законом реализуются путем организации в Российской Федерации похоронного дела как самостоятельного вида деятельности, которая осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются создаваемыми органами местного самоуправления специализированными службами по вопросам похоронного дела (далее специализированная служба), порядок деятельности которых определяется названными органами (пункты 1 и 2 статьи 25, статья 29 Закона № 8-ФЗ).

    Именно специализированная служба на безвозмездной основе оказывает супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантированный законом следующий перечень услуг по погребению: оформление документов, необходимых для погребения; предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения; перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий); погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом) (пункты 1 и 2 статьи 9 Закона № 8-ФЗ).

    Закон № 8-ФЗ не содержит понятие специализированной службы. Согласно пункту 2.1.3 ГОСТа 32609-2014 это хозяйствующий субъект, на который возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших или погибших, которые кроме ритуальных и мемориальных услуг оказывают дополнительные обрядовые, юридические и другие виды услуг.

    Из положений статей 9 и 10 упомянутого закона в их системном единстве следует, что, устанавливая гарантии, связанные с погребением умерших, в частности, возлагая обязанность по осуществлению погребения умерших на специализированные службы, федеральный законодатель не конкретизирует способ и порядок их реализации и не исключает возможности выполнения данной деятельности другими хозяйствующими субъектами, определяя, лишь, что качество предоставляемых услуг должно соответствовать требованиям, устанавливаемым органами местного самоуправления.

    Статьей 9 Закона № 8-ФЗ определено, что стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, возмещается специализированной службе в зависимости от категории, к которой относится умерший, за счет Пенсионного фонда Российской Федерации, федерального бюджета, Фонда социального страхования Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации (пункт 3).

    В силу положений статьи 10 названного закона в случае, если погребение осуществлялось за счет средств супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность по погребению умершего, им выплачивается социальное пособие на погребение в размере, равном стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, указанному в пункте 1 статьи 9 этого закона.

    В условиях перехода к рыночным отношениям, в соответствии с Указом Президента РФ от 21.12.2017 № 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции» (вместе с «Национальным планом развития конкуренции в Российской Федерации на 2018 - 2020 годы»), в соответствии с которым основополагающими принципами государственной политики по развитию конкуренции являются: сокращение доли хозяйствующих субъектов, учреждаемых или контролируемых государством или муниципальными образованиями, в общем количестве хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на товарных рынках; обеспечение равных условий и свободы экономической деятельности на территории Российской Федерации; запрет на необоснованное вмешательство, в свободное функционирование товарных рынков, издание актов, принятие решений, которые могут привести к недопущению, устранению конкуренции.

Следует отметить, что Указом № 618 органам местного самоуправления рекомендовано активизировать работу по развитию конкуренции в муниципальных образованиях.

    При создании бюджетного, автономного, казенного учреждения (специализированная служба), муниципалитет не вправе будет выделить субсидию учреждению на выполнение

работ по похоронному делу или довести муниципальное задание, так как муниципалитет нарушит Федеральный закон «О защите конкуренции». Названные услуги являются муниципальной нуждой и могут быть получены муниципалитетом только в установленном Законом № 44-ФЗ порядке.

    Как следует из законодательства бюджетным, автономным, казенным учреждением признается некоммерческая организация, созданная РФ, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ, оказание услуг в целях осуществления полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, по работе с детьми и молодежью в указанных сферах. Организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения относится к нуждам самого муниципального образования, а не муниципальных учреждений действующих на территории. Следовательно, администрация не вправе выделить субсидию или довести муниципальное задание на выполнение работ или оказание услуг без проведения торгов

    Федеральные законы: № 131-ФЗ, № 135-Ф3 и № 8-ФЗ не предусматривают права органов местного самоуправления на передачу муниципальному учреждению (бюджетному, казенному, автономному), созданному для оказания безвозмездных услуг при погребении, на осуществление работ, являющихся муниципальными нуждами, без проведения торгов на право получения муниципального контракта.

    Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, продукции и услуг, ритуальные услуги относятся к бытовым услугам и конечными их потребителями являются граждане, которые в целях получения тех или иных бытовых услуг заключают договоры бытового подряда.

    Все услуги по погребению, в том числе оказываемые в пределах гарантированного перечня, обладают свойствами товара, а соответствующая деятельность специализированных служб всегда является экономической деятельностью и должна осуществляться на конкурентном рынке, следовательно, предпочтительнее определять хозяйствующий субъект, наделяемый правом оказывать ритуальные услуги за счет бюджета, именно на конкурсной основе (ст. 15 № 135 - ФЗ).

    Руководствуясь Федеральным законом от 05.04.2013 № 44 – ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», ДД.ММ.ГГГГ Администрация заключила договор на оказание услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению на территории МО <адрес> сельсовета, с ИП ЗТЮ, сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ.

    Указанный договор заключен в соответствии с п.4 ч.1 ст. 93 Федерального закона № 44 – ФЗ.

    Из п. 1.1 договора следует, что исполнитель предоставляет на безвозмездной основе согласно гарантированному перечню услуги по погребению на территории МО лицам, не имеющим близких родственников, иных родственников, законного представителя или иного лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умерших.

    Из п. 1.3 договора следует, что оплата предоставленного гарантированного перечня услуг осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом № 8 – ФЗ, за счет Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования, бюджета субъекта РФ (Амурская область через соцзащиту).

    Указом Президента Российской Федерации от 29.06.1996 № 1001 «О гарантиях прав граждан на предоставление услуг по погребению умерших» предусмотрено, что специализированные службы оказывают на безвозмездной основе перечисленные выше услуги по погребению по первому требованию указанных в пункте 1 статьи 9 Федерального закона № 8-ФЗ лиц, а также обращено внимание на недопустимость отказа специализированных служб в оказании таких услуг в связи с отсутствием у них необходимых средств и по другим основаниям (пункт 1), предусмотрено, что органы местного самоуправления выделяют специализированным службам необходимые средства для оказания гарантированного перечня услуг по погребению.

    Таким образом, не нарушая действующего законодательства «О защите конкуренции», 8-ФЗ, Указа Президента РФ № 1001 от 29.06.1996, администрация предоставляет на безвозмездной основе супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантированный законом перечень услуг по погребению.

На территории <адрес> сельсовета земельные участки под захоронение умершего предоставляются Администрацией бесплатно, гарантированный перечень, предусмотренный законодательством, также предоставляется бесплатно, гражданам, изъявившим желание самостоятельно осуществлять захоронение, Администрация не отказывает, предоставляет земельный участок, оформляет документы и граждане самостоятельно получают социальное пособие на погребение, то есть права и законные интересы граждан не нарушаются.

    Данный вывод следует из графы – «результат погребения»: самостоятельно или по гарантированному перечню через организацию, с которой заключен договор у Администрации).     Жалоб в Администрацию <адрес>    сельсовета об отказе в предоставлении выше указанной услуги на протяжении более трех лет не поступало.

    Таким образом, администрацией поселения предприняты необходимые меры к реализации прав и гарантий неопределенного круга лиц на получение гарантированного перечня услуг по погребению, в том числе путем принятия соответствующих правовых актов, регламентирующих реализацию права граждан на получение гарантированного законом перечня услуг по погребению.

     В предварительном судебном заседании и судебном заседании – ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ помощник прокурора Ивановского района – ЛИА на удовлетворении заявленного иска настаивала, по обстоятельствам и доводам, изложенным в административном исковом заявлении и заявлении от ДД.ММ.ГГГГ. Указала на то, что информация, изложенная в отзыве на иск, о наличии действующего договора с ИП ЗТЮ об оказании услуг, согласно гарантированного перечня, не соответствует действительности, поскольку решением Арбитражного суда Амурской области, принятого по иску областной прокуратуры, данный договор признан недействительным.

    Помощник прокурора Ивановского района – КЕВ в судебном заседании – ДД.ММ.ГГГГ на удовлетворении исковых требований настаивала. Полагала возможным предоставить ответчику срок для создания специализированной службы по вопросам похоронного дела до ДД.ММ.ГГГГ, с учетом комплекса мероприятий, которые необходимо будет провести при создании специализированной службы.

     Представитель административного ответчика – глава Администрации <адрес>    сельсовета ЖВВ в предварительном судебном заседании и судебных заседаниях, имевших место ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ,ДД.ММ.ГГГГ, на возражениях, представленных суду, настаивал, не оспаривая факт признания Арбитражным судом Амурской области договора, заключенного Администрацией <адрес> сельсовета с ИП ЗТЮ, недействительным.

    Суд, заслушав представителей сторон и изучив материалы дела, установил следующие обстоятельства.

     В силу положений статьи 12, части 2 статьи 3, части 1 статьи 130 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление, которое в пределах своих полномочий самостоятельно, является необходимой формой осуществления власти народа, составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения.

    Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, государственные гарантии его осуществления устанавливает Федеральный закон № 131-ФЗ, который к вопросам местного значения сельского поселения относит вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20 (в части принятия в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).

    Статьей 1 закона Амурской области от 03.10.2014 № 413-03 «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями области» за сельскими поселениями области, помимо вопросов местного значения, отнесенных ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения сельских поселений, отнесены вопросы, предусмотренные, в частности, пунктом 22 части 1 статьи Федерального закона № 131 – ФЗ, т.е. организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

     Межгосударственный стандарт ГОСТ 32609-2014, введенный в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии с 1 января 2016 года и устанавливающий обязательные для применения в документах термины и определения в области похоронного дела (далее - ГОСТ 32609-2014), определяет ритуальные услуги как результат непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя, а также деятельность исполнителя по погребению останков, праха умерших или погибших, проведению похорон, содержанию мест захоронений, указывая в примечании, что под ритуальными услугами следует подразумевать похоронные и мемориальные услуги (пункт 2.1.4).

     В силу части 1 статьи 17 Федерального закона № 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселения, муниципальные районы и городские округа обладают полномочиями, в частности, по созданию муниципальных предприятий и учреждений, финансированию муниципальных учреждений, формированию и размещению муниципального заказа, установлению тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами.

    Отношения, связанные с погребением умерших, регулирует Федеральный закон от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее - Федеральный закон                  № 8-ФЗ), который устанавливает гарантии погребения умершего с учетом волеизъявления, выраженного лицом при жизни, и пожелания родственников; гарантии предоставления материальной и иной помощи для погребения умершего; санитарные и экологические требования к выбору и содержанию мест погребения; основы организации похоронного дела в Российской Федерации как самостоятельного вида деятельности (статья 1).

     Гарантии осуществления погребения умершего в соответствии с поименованным законом реализуются путем организации в Российской Федерации похоронного дела как самостоятельного вида деятельности, которая осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются создаваемыми органами местного самоуправления специализированными службами по вопросам похоронного дела (далее - специализированная служба), порядок деятельности которых определяется названными органами (пункты 1 и 2 статьи 25, статья 29 Федерального закона № 8-ФЗ).

     Именно специализированная служба на безвозмездной основе оказывает супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантированный законом перечень услуг по погребению (пункты 1 и 2 статьи 9 Федерального закона № 8-ФЗ).

     Указом Президента Российской Федерации от 29.06.1996 № 1001 «О гарантиях прав граждан на предоставление услуг по погребению умерших» предусмотрено, что специализированные службы оказывают на безвозмездной основе перечисленные выше услуги по погребению по первому требованию указанных в пункте 1 статьи 9 Федерального закона № 8-ФЗ лиц, а также обращено внимание на недопустимость отказа специализированных служб в оказании таких услуг в связи с отсутствием у них необходимых средств и по другим основаниям (пункт 1), предусмотрено, что органы местного самоуправления выделяют специализированным службам необходимые средства для оказания гарантированного перечня услуг по погребению.

     Статьей 9 Федерального закона № 8-ФЗ определено, что стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, возмещается специализированной службе в зависимости от категории, к которой относится умерший, за счет Пенсионного фонда Российской Федерации, федерального бюджета, Фонда социального страхования Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации (пункт 3).

    В силу положений статьи 10 Федерального закона № 8-ФЗ в случае, если погребение осуществлялось за счет средств супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность по погребению умершего, им выплачивается социальное пособие на погребение в размере, равном стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, указанному в пункте 1 статьи 9 этого закона.

    Исходя из оценки полномочий по содержанию на территории сельского поселения мест захоронения и организации ритуальных услуг, отнесенных законом Амурской области от 03.10.2014 № 413-03 «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями области» к ведению сельских поселений в сфере похоронного дела, во взаимосвязи с Федеральным законом № 8-ФЗ, органы местного самоуправления должны осуществлять меры организационно-властного воздействия, направленные на создание условий для обеспечения безусловного исполнения закона, гарантирующего каждому человеку после его смерти погребение с учетом его волеизъявления, предоставление бесплатно участка земли для погребения тела (останков) или праха в соответствии с названным законом (пункт 1 статьи 7 Федерального закона № 8-ФЗ), и оказание на безвозмездной основе определенного законом перечня услуг по погребению (статья 9 приведенного закона).

    Из системного анализа указанных выше норм материального права следует, что создание в поселении специализированной службы должно быть осуществлено именно органом местного самоуправления как гарантия безусловного исполнения требований Федерального закона № 8-ФЗ и предоставления лицам, взявшим на себя обязанность по погребению умершего, права выбора организации, осуществляющей услуги по погребению, независимо от наличия на территории муниципального образования иных субъектов предпринимательской деятельности, оказывающих услуги в сфере похоронного дела.

    Указанная служба администрацией <адрес> сельсовета не создана, что следует из материалов дела и не оспаривается представителем административного ответчика, что свидетельствует о наличии бездействия со стороны административного ответчика.

    На основании выше установленных обстоятельств, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных прокурором Ивановского района исковых требований в полном объеме.

    Срок, в течение которого административный ответчик должен исполнить возложенную на него обязанность (создание специализированной службы по вопросам похоронного дела), указанный прокурором - до ДД.ММ.ГГГГ, суд считает разумным и обоснованным, отмечая при этом, что в случае невозможности исполнения суда в установленный законом срок, в силу уважительности причин административный ответчик может воспользоваться правом на предоставление отсрочки по исполнению судебного решения, в порядке, предусмотренном ст. 189 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

    Доводы, приведенные административным ответчиком, в отзыве на иск, суд, в силу выше установленных обстоятельств и норм материального права, находит несостоятельными.

    Дополнительно отмечая, что решением Арбитражного суда Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу, исковые требования Первого заместителя прокурора Амурской области, действующего в интересах Амурской области в лице Министерства финансов Амурской области, к администрации <адрес> сельсовета и ИП ЗТЮ о признании недействительным договора от ДД.ММ.ГГГГ об оказании услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению на территории МО <адрес> сельсовета, удовлетворены, в силу положений ст. 168 ГК РФ договор, заключенный между ответчиками, как противоречащий требованиям закона, признан недействительным.

     Частью 1.1. статьи 219 Кодека административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что если настоящим Кодексом или другим федеральным законом не установлено иное, административное исковое заявление об оспаривании бездействия органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа либо организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего может быть подано в суд в течение срока, в рамках которого у указанных лиц сохраняется обязанность совершить соответствующее действие, а также в течение трех месяцев со дня, когда такая обязанность прекратилась.

    Учитывая, что обязанность - организация специализированной службы по вопросам похоронного дела, возложенная на администрацию <адрес>    сельсовета, последней не исполнена до настоящего времени, срок на обращение в суд с данным иском прокурором Ивановского района не пропущен.

    Судебных расходов судом не установлено.

    Руководствуясь ст.ст. 175, 177 – 180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

     Исковые требования прокурора Ивановского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации <адрес>     сельсовета    - удовлетворить полностью.

    Признать бездействие Администрации <адрес>    сельсовета в части не создания специализированной службы по вопросам похоронного дела – незаконным.

     Обязать Администрацию <адрес>     сельсовета создать специализированную службу по вопросам похоронного дела в срок до ДД.ММ.ГГГГ с сообщением в адрес суда и прокурора Ивановского района об исполнении данной обязанности в срок до ДД.ММ.ГГГГ

     Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Ивановский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 06.03.2020.

Судья

Ивановского районного суда                                                                             Скобликова Н.Г.

2а-84/2020 ~ М-61/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокуратура Ивановского района Амурской области в интересах неопределенного круга лиц
Ответчики
Администрация Дмитриевского сельсовета
Суд
Ивановский районный суд Амурской области
Судья
Скобликова Наталья Геннадьевна
Дело на странице суда
ivanovskiy--amr.sudrf.ru
04.02.2020Регистрация административного искового заявления
04.02.2020Передача материалов судье
05.02.2020Решение вопроса о принятии к производству
05.02.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.02.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
20.02.2020Предварительное судебное заседание
20.02.2020Судебное заседание
27.02.2020Судебное заседание
03.03.2020Судебное заседание
06.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.09.2020Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее