Определение суда апелляционной инстанции от 13.03.2023 по делу № 33а-1015/2023 от 16.02.2023

33а-1015/2023

Судья: фио

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

13 марта 2023 года                                                                  адрес

 

Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего Гордеевой О.В.,

судей фио, адресВ.,

при секретаре Помаз А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи фио административное дело 2а-1380/2022 по апелляционной жалобе административного истца Алякиной Н.Ж., представляющей интересы несовершеннолетней Алякиной С.С., на решение Мещанского районного суда адрес от 02 декабря 2022 года, которым постановлено:

«В удовлетворении административного иска Алякиной Н.Ж., Алякиной С.С. к Департаменту информационных технологий адрес, Департаменту образования и науки адрес о признании решения незаконным, обязании восстановить нарушенные права  отказать»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

        фио, являющаяся законным представителем несовершеннолетней Алякиной С.С.,  обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просила признать незаконным и отменить решение Департамента информационных технологий адрес от 11 октября 2022 года,  признать законным поданное заявление на официальном портале Мэра и Правительства Москвы в личном кабинете от 11 октября 2022 года «запись на участие в фио, заявление на итоговое сочинение, итоговом собеседовании по русскому языку», обязать Департамент информационных технологий адрес внести в список Департамента образования адрес ГБОУ школа 2107 участника государственной итоговой аттестации (далее- фио) фио в 2022-2023 году, обязать Департамент образования и науки адрес провести проверку по внесению в список ГБОУ Школа 2107 участника фиоадресС.

        Требования мотивированы тем, что при подаче заявления на государственную итоговую аттестацию и итоговое собеседование по русскому языку в списках образовательной организации на участие в фио отсутствует учащаяся 9 «З» класса фио, при том, что заявление об участии в фио было подано в соответствии необходимой процедурой на официальном сайте портала Мэра и Правительства Москвы.

Судом постановлено решение, об отмене которого просит фио в апелляционной жалобе, считая его незаконным и необоснованным.

Исследовав материалы дела, выслушав объяснения административного истца Алякиной Н.Ж., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя Департамента информационных технологий адрес фио и представителя Департамента образования и науки адрес фио, просивших оставить решение без изменения, сочтя возможным в соответствии с правилами, установленными статьями 150 и 152 КАС РФ, рассмотреть дело в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения дела, проверив решение, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения обжалуемого судебного акта в апелляционном порядке.

При этом судебная коллегия исходит из следующего.

Конституция Российской Федерации, провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, устанавливает право каждого на образование и гарантирует общедоступность и бесплатность, в том числе дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях (статьи 7 и 43).

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Федерального закона 29 декабря 2012 года  273-ФЗ от «Об образовании в Российской Федерации» государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основывается на соблюдении принципа обеспечения права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования.

Как предусмотрено статьей 5 Федерального закона 29 декабря 2012 года  273-ФЗ от «Об образовании в Российской Федерации» право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, а также других обстоятельств. В Российской Федерации гарантируется общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в том числе дошкольного образования.

В целях реализации Федерального закона от 27 июля 2010 года  210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» и на основании постановления Правительства Москвы от 10 июля 2013 года  447-ПП создана Комплексная информационная система «Государственные услуги в сфере образования в электронном виде» (далее - КИС «ГУСОЭВ», система).

КИС «ГУСОЭВ» является государственной информационной системой адрес, предназначенной для предоставления услуг в сфере образования и исполнения государственных функций в сфере образования, в том числе в электронной форме. Государственная информационная система адрес функционирует в соответствии с законодательством Российской Федерации и адрес.

Согласно пункту 3.1 постановления Правительства Москвы от 10 июля 2013 года  447-ПП Департамент информационных технологий адрес является оператором указанной системы.

В соответствии с п.2.1 ст.2 Правил предоставления электронных услуг «Запись на участие в итоговом собеседовании по русскому языку для 9 классов» и «Запись на участие в государственной итоговой аттестации (ОГЭ, ГВЭ в рамках электронного сервиса «Запись на участие в государственной итоговой аттестации (ЕГЭ, ОГЭ, ГВЭ), итоговом сочинении (изложении), итоговом собеседовании по русскому языку для 9 классов», утвержденными Министром Правительства Москвы, руководителем Департамента образования и науки адрес 15 сентября 2021  01-14-46/21 и  01-14-44/21 установлено, что Департамент и ДИТ совместно уполномочены в технической части предоставлении данной услуги.

Приказом Министерства просвещения и науки Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 07 ноября 2018 года  189/1513 утвержден Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования (далее - Порядок), который определяет формы проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования (далее - фио), участников, требования к использованию средств обучения и воспитания, средств связи при проведении фио, требования, предъявляемые к лицам, привлекаемым к проведению фио, порядок проверки экзаменационных работ, порядок подачи и рассмотрения апелляций, изменения и (или) аннулирования результатов фио (п.1 Порядка).

15 сентября 2021 года Министром Правительства Москвы, руководителем Департамента образования адрес фио утверждены Правила предоставления электронной услуги «Запись на участие в государственной аттестации (ОГЭ, ГВЭ) в рамках электронного сервиса «Запись на участие в государственной итоговой аттестации (ЕГЭ, ОГЭ, ГВЭ), итоговом сочинении (изложении), итоговом собеседовании по русскому языку для 9 классов» (далее- Правила).

Для участия в итоговом собеседовании по русскому языку для обучающихся 9 классов обучающиеся обязаны подать заявление не позднее, чем за две недели до даты проведения итогового собеседования (в 2023 году дата проведения итогового собеседования в основной период 08 февраля 2023 года) и фио- 9 до 1 марта включительно.

Из материалов дела следует, что фио является матерью Алякиной С.С., учащейся 9 «З» класса ГБОУ Школа 2107.

 Алякиной Н.Ж. посредством сайта государственных услуг было подано заявление, которое зарегистрировано за номером 001-9000003-04020105604713/22.

Как полагает фио, ею было подано заявление на оказание услуги «о регистрации заявлений на государственную итоговую аттестацию и итоговое собеседование».

18 октября 2022 года заместителем директора ГБОУ Школы  2107 фио, ответственным за организацию и проведение государственной итоговой аттестации от образовательной организации, посредством электронной почты Алякиной Н.Ж. направлено сообщение о необходимости регистрации Алякиной С.С. для участия в итоговом собеседовании и ГИА-9 в 2023 году, а также ссылка с пошаговой инструкцией для регистрации.

В своем ответе от 21 октября 2022 года фио  указала, что все действия, связанные с регистрацией, осуществила верно, а ссылка на пошаговую инструкцию является оскорбительным жестом в ее сторону.

Суд, учитывая положения вышеприведенных нормативных актов, пришел к выводу о необоснованности доводов Алякиной Н.Ж., поскольку ею было подано заявление о предоставлении информации о результатах государственной итоговой аттестации.

Данные выводы суда мотивированы, подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами и оснований для признания их незаконными по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Из материалов дела следует, что фио обратилась с заявлением о предоставлении услуги: «предоставление информации о результатах государственной итоговой аттестации (ОГЭ, ГВЭ), итогового сочинения, итогового собеседования по русскому языку».

В статусе заявления указано, что на текущий момент результаты не опубликованы. Дана рекомендация подписаться на получение результатов фио в личном кабинете и при первом вводе и сохранении пары с интерактивной формой.

18 октября 2022 года заместитель директора школы фио в сообщении, направленном административным истцам, изложил просьбу направить номер заявления с портала mos.ru для включения Алякиной С.С. в число лиц, подавших заявление на фио.

21 октября 2021 года Алякиной Н.Ж. был направлен ответ, к которому приложено заявление.

Заместителем директора школы фио в адрес Алякиной Н.Ж. повторно направлено сообщение о необходимости подачи заявления, поскольку ранее было подано заявление на предоставлении услуги «результаты фио».

Исходя из текста поданного Алякиной Н.Ж. заявления, усматривается, что было подано «заявление о получении результатов фио», а не «заявление о регистрации заявлений на государственную итоговую аттестацию и итоговое собеседование».

В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Частями 9, 11 ст. 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В данном случае административными ответчиками доказано, что обжалуемое решение, действия совершены в рамках предоставленной законом компетенции, порядок принятия оспариваемого решения соблюден, основания для принятия оспариваемого решения имелись. По утверждениям представителя Департамента информационных технологий адрес, не опровергнутым в ходе судебного засепдания, заявление Алякиной  Н.Ж. «о регистрации заявлений на государственную итоговую аттестацию и итоговое собеседование» не поступало.

Напротив, Алякиной Н.Ж. не доказан факт нарушения ее прав, свобод и законных интересов. 18 и 21 октября 2022 года заместителем ГБОУ СОШ фио разъяснено право обращения с соответствующим заявлением, при этом им была предоставлена ссылка для регистрации заявления на государственную итоговую аттестацию и итоговое собеседование. Однако, фио отказалась от указанных предложений. Такое заявление не подано по настоящее время.

Разрешая спор, суд пришел к правомерному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований; обоснованно исходил из того, что утверждения Алякиной Н.Ж. о незаконном решении Департамента образования и науки адрес не нашли своего объективного подтверждения; такие суждения суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела, подтверждаются доказательствами, правильно оцененными судом по правилам статьи 84 КАС РФ, и согласуются с нормами материального права, регулирующими рассматриваемые правоотношения; оснований не согласиться с ними у судебной коллегии не имеется.

Доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку доказательств, установленных по делу фактических обстоятельств, и при этом не содержат в себе обстоятельств, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда.

Довод Алякиной Н.Ж. о том, что «заявление о получении результатов фио» имеет иную форму, является необоснованным.

Таким образом, по доводам апелляционной жалобы и изученным материалам дела оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции, судебной коллегией не установлено; решение суда мотивировано и по своему содержанию соответствует положениям статьи 180 КАС РФ, собранные по делу доказательства получили надлежащую оценку, оснований не согласиться с которой у судебной коллегии не имеется. Нарушений процессуального характера, влекущих безусловную отмену решения, не допущено.

Руководствуясь ст.ст. 309, 310, 311 КАС РФ, судебная коллегия 

 

ОПРЕДЕЛИЛА:

 

решение Мещанского районного суда адрес от 02 декабря 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев в ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░  ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░.

 

░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 20 ░░░░ 2023 ░░░.

 

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░:

 

░░░░:

33а-1015/2023

Категория:
Административные
Статус:
Оставить судебное постановление без изменения, жалобу без удовлетворения, 13.03.2023
Истцы
Алякина Н.Ж.
Алякина С.С.
Ответчики
Департамент информационных технологий г.Москвы
Департамент образования и науки города Москвы
Суд
Московский городской суд
Дело на сайте суда
mos-gorsud.ru

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее