Судья ФИО4 дело № 33-775 2012год
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
07.08.2012 года г. Майкоп
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Адыгея в составе:
председательствующего – Мейстер В.М.
судей – Безуглова В.В. и Шишева Б.А.
при секретаре – Хамирзовой А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе ответчика администрации МО «Город Майкоп» на решение Майкопского городского суда от 07.06.2012 года, которым постановлено:
– иск ФИО1 к Администрации муниципального образования «Город Майкоп» и Министерству образования и науки Республики Адыгея об обжаловании решения жилищной комиссии и взыскании субсидии на приобретение жилья, удовлетворить.
Признать пункт 18 решения комиссии по жилищным вопросам Администрации муниципального образования «Город Майкоп» от 25.04.2012г., утвержденного распоряжением Главы администрации МО «Город Майкоп» от 03.05.2012г. №1090-р незаконным.
Обязать Администрацию муниципального образования «Город Майкоп» включить ФИО1 и членов его семьи - дочь ФИО2, 04.06.2004 года рождения, сына ФИО3, 22.03.2006 года рождения в очередь граждан нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма как относящегося к категории детей-сирот, оставшихся без попечения родителей с момента обращения, а именно с 24.04.2012г.
Обязать Министерство образования и науки Республики Адыгея перечислить Администрации МО «Город Майкоп» субвенцию, а Администрацию МО «Город Майкоп» предоставить ФИО1 социальную выплату на приобретение жилья в соответствии с п. 15 Порядка осуществления государственных полномочий Республики Адыгея по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством, не имеющих закрепленных жилых помещений, утверждённого постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 24.10.2011г. №219.
Заслушав доклад судьи Мейстер В.М., объяснения представителя ответчика администрации МО «Город Майкоп» Божковой Ю.В. (по доверенности) и представителя Министерства образования и науки РА Самоквитовой Л.В. (по доверенности), поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражения представителя истицы Некрасовой Т.С. – Малдбековой Е.Е., полагавшей решение суда законным, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Некрасова Т.С. обратилась в суд с иском к Администрации муниципального образования «Город Майкоп» и Министерству образования и науки Республики Адыгея об обжаловании решения жилищной комиссии и взыскании субсидии на приобретение жилья, указав, что она обратилась в жилищную комиссию Администрации МО «Город Майкоп» для постановки на учет граждан нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, как относящегося к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В обоснование указала, что ей было отказано в постановке на учет в связи с достижением на момент обращения возраста 26 лет, тогда как закон допускает социальную поддержку до 23 лет. Полагает, что в соответствии с требованием законодательства, обязанность по постановке на учет после окончания учебы была возложена на образовательное учреждение. О том, что образовательное учреждение не поставило ее на учет и про утрату права на такую социальную поддержку после 23 лет, она не знала в связи с тем, что не имела познаний в юриспруденции. Полагала, что в соответствии с действующим законодательством «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» имеет право на получение по месту жительства вне очереди жилого помещения не ниже установленных социальных норм и от бездействия образовательного учреждения по постановке его на учет, не может быть потеряно ее право на реализацию гарантий, предусмотренных Конституцией и законом. Просила суд признать решение жилищной комиссии по отказу ей в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, как относящегося к категории детей-сирот незаконным и обязать жилищную комиссии включить ее в список граждан, нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, как относящегося к категории детей-сирот с момента обращения, а также обязать Администрацию МО «Город Майкоп» и субсидиарно Министерства образования и науки РА предоставить в пользу Некрасовой Т.С. социальную выплату на приобретение жилья в размере 1255500 рублей.
В судебном заседании представитель истца по Малдбекова Е.Е. уточнила исковые требования и просила обязать ответчиков предоставить в пользу Некрасовой Т.С. социальную выплату на приобретение жилья в размере 1287900 рублей.
Суд принял указанное выше решение.
В апелляционной жалобе ответчик просит отменить решение, ссылаясь на то, что суд не учел, что обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей ограничивается возрастом, поэтому оснований к постановке на жилищный учет как ребенка- сироту истицы не имелось.
В возражениях на жалобу представитель истицы просила решение суда оставить без изменения, как законное и обоснованное.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, заслушав участников процесса, судебная коллегия полагает, что решение суда подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении иска по следующим основаниям.
В соответствии с ч.4 ст.1 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей, имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Анализ данной нормы свидетельствует о том, что право пользоваться соответствующими мерами социальной поддержки сохраняется до достижения возраста 23 лет.
Поскольку, истица обратилась в жилищную комиссию администрации МО «Город Майкоп» после достижения 26 летнего возраста, ей правильно отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, как относящейся к категории граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Однако, суд, удовлетворяя исковые требования истицы, пришел к выводу о том, что действующее законодательство в настоящее время не содержит возрастного ограничения в предоставлении мер социальной поддержки указанной категории граждан. Этот вывод судом сделан на основании того обстоятельство, что из преамбулы Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» № 159-ФЗ от 21.12.1996 года (в редакции ФЗ от 17.12.2009 года № 315-ФЗ) исключены слова «из числа в возрасте до 23 лет». Если в предыдущей редакции речь шла о мерах «социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет», то в действующей редакции в преамбуле сказано о мерах «социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Между тем, этот вывод суда сделан без учета положений п.4 ст.1 названного ФЗ, который четко определяет круг лиц, на которых распространяется действие закона, является ошибочным и свидетельствует о неправильном истолковании закона.
С учетом изложенного, у суда не имелось оснований к признанию решения жилищной комиссии администрации МО «Город Майкоп» незаконным.
Кроме того, суд, признавая истицу нуждающейся в предоставлении жилого помещения и обязывая ответчиков предоставить ей социальную выплату на приобретение жилья на семью из трех человек принял в качестве письменных доказательств различные справки и уведомления, которые в нарушение положений ч.2 ст. 71 ГПК РФ представленные в копиях, надлежаще не заверенных, ввиду чего содержащиеся в них сведения об обстоятельствах, имеющих значение для разрешения по существу дела, не являются достоверными.
Судом не проверено, не использовала ли истица право на социальную выплату для приобретения жилья или право на предоставление ей жилого помещения в период с 1.09.2002 года по 13.09.2011 года, поскольку данные о регистрации ее по месту жительства в указанный период отсутствуют. Так, из выписки из протокола жилищной комиссии от 03.05.2012 года (л.д.27) следует, что в комиссию она также эти сведения не представила. При этом, обращаясь с иском к администрации МО «Город Майкоп», указала, что местом ее проживания является город Майкоп. Из ксерокопии паспорта (незаверенной), имеющейся в материалах дела следует, что местом регистрации истицы является <адрес>. лишь с 17.09.2011 года. До этого 4 дня была зарегистрирована в Белореченском районе. При наличии таких данных, суду следовало более тщательно дать оценку нуждаемости ее в предоставлении жилья либо выплате субсидии на его приобретение.
Судебная коллегия с учетом изложенного и доводов жалобы ответчика администрации МО «Город Майкоп» полагает апелляционную жалобу подлежащей удовлетворению, а решение Майкопского райсуда – отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении иска за необоснованностью.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Майкопского городского суда от 07.06.2012 года отменить. Принять новое решение, которым в иске ФИО1 к администрации муниципального образования «Город Майкоп» и Министерству образования и науки Республики Адыгея об обжаловании решения жилищной комиссии и взыскании субсидии на приобретение жилья, отказать.
Председательствующий – В.М. Мейстер
Судьи – В.В. Безуглов
Б.А. Шишев
Председательствующий – Мейстер В.М.
Судьи – Безуглов В.В. и Шишев Б.А.
Копия верна:
судья Верховного суда
Республики Адыгея В.М. Мейстер