РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 июля 2015 года Центральный районный суд г.Тольятти Самарской области в составе
председательствующего Марковой Н.В.,
при секретаре ФИО4
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Ермолаева А.А. к мэрии г.о. Тольятти о признании права собственности в порядке приватизации,
установил:
Ермолаев А.А. обратился в суд с иском к Мэрии г.о.Тольятти о признании права собственности в порядке приватизации на земельный участок площадью 379 кв.м., разрешенное использование «садовые земельные участки», категория земель: земли населенных пунктов, местоположение: <адрес>, <адрес>, и земельный участок площадью 367 кв.м., разрешенное использование «садовые земельные участки», категория земель: земли населенных пунктов, местоположение: <адрес>, <адрес>
В судебном заседании истец исковые требования поддержал, суду пояснил, что он является владельцем и пользователем спорных земельных участков. Постановлениями мэрии г.о. Тольятти данные земельные участки были предоставлены истцу в собственность в границах плана, являющегося неотъемлемой частью постановления. Для получения кадастровых паспортов истцу необходимо обратиться в ФГБУ «ФКП Росреесра», предоставив межевой план. Однако истцу известно, что в постановке участков на кадастровый учет ему будет отказано по причине несоответствия из размеров установленным минимальным размерам садовых земельных участков, поскольку согласно Правилам землепользования и застройки г.о. Тольятти в редакции, утвержденной Решением Думы г.о.Тольятти №1236 от 19.06.2013, минимальный размер вновь образуемого садового земельного участка - 450 кв.м. Считает данный отказ необоснованным, поскольку ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области в данном случае должен руководствоваться минимальным размером земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность для ведения садоводства, установленного законом субъекта РФ в размере 0,03 га (300 кв.м), а не правовым актом органа местного самоуправления. На основании изложенного, просит признать право собственности в порядке приватизации на земельный участок площадью 379 кв.м., разрешенное использование «садовые земельные участки», категория земель: земли населенных пунктов, местоположение: <адрес>, <адрес>, и земельный участок площадью 367 кв.м., разрешенное использование «садовые земельные участки», категория земель: земли населенных пунктов, местоположение: <адрес>, <адрес>.
Представитель ответчика мэрии г.о. Тольятти в судебное заседание не явился, согласно представленного отзыва, просил рассмотреть дело в его отсутствие, пояснив, что спорный земельный участок был предоставлен истцу бесплатно на праве собственности, спор о праве на земельный участок между истцом и мэрией отсутствует, на основании чего просил суд принять решение по делу по усмотрению суда по имеющимся в деле доказательствам.
Представитель третьего лица СНТ «Любитель» в судебное заседание не явился.
Представители ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области, Управления Росреестра по Самарской области в судебное заседание не явились, извещены, причины неявки не сообщили.
Проверив материала дела, выслушав истца, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:
Согласно пункту 2 части 3 статьи 27 Федерального закона от 24.07.2007 года N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости" орган кадастрового учета принимает решение об отказе в постановке на учет земельного участка также в случае, если размер образуемого земельного участка или земельного участка, который в результате преобразования сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок), не будет соответствовать установленным в соответствии с земельным законодательством требованиям к предельным (минимальным или максимальным) размерам земельных участков.
В соответствии с частью 1 статьи 11.9 Земельного кодекса РФ предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.
В соответствии с частью второй настоящей статьи, предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов распространяются или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяются в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Решением исполнительного комитета Тольяттинского городского Совета депутата трудящихся Куйбышевской области от 16.09.1965 года №545 «Об отводе земельных участков Управлению железнодорожного транспорта «Куйбышевгидростроя» и Нефтебазе", Решением исполнительного комитета Тольяттинского городского Совета депутата трудящихся Куйбышевской области от 30.09.1965г. №606 «О выделении земельных участков предприятиям и организациям города под коллективные сады», были выданы акты на право землепользования садоводческим товариществам, в том числе с/т «Энергетик» ТоТЭЦ, которое находилось в обществе «Любитель», расположенного северо-западнее п/о «Куйбышевфосфор» Центрального р-на.
Письмом заместителя мэра г.о Тольятти от 29.07.2014 г. № 6562/5 согласован План-схема территории некоммерческого объединения. Устанавливающего распределение и закрепление земельных участков за членами СНТ «Любитель».
Судом установлено, что Ермолаев А.А. обратился в мэрию г.о. Тольятти с заявлением о предоставлении земельных участков бесплатно на праве собственности.
Постановлением мэрии г.о.Тольятти № 1037-п/1 от 01.04.2015г. земельный участок, входящий в состав земель населенных пунктов, площадью 379 кв.м. по адресу: <адрес>, <адрес>, с разрешенным использованием «Садовые земельные участки» в соответствии с территориальной зоной СХ-1 был предоставлен Ермолаеву А.А.
Постановлением мэрии г.о.Тольятти № 834-п/1 от 17.03.2015г. земельный участок, входящий в состав земель населенных пунктов, площадью 367 кв.м. по адресу: <адрес>, <адрес>, с разрешенным использованием «Садовые земельные участки» в соответствии с территориальной зоной СХ-1 был предоставлен Ермолаеву А.А.
Из пояснений истца следует, что для получения кадастрового паспорта ему необходимо обратиться в ФГБУ «ФКП Росреестра», однако ему известно, что собственникам соседних земельных участков в постановке участков на кадастровый учет было отказано по причине несоответствия размера земельного участка установленным минимальным размерам садовых земельных участков, с указанием на Правила землепользования и застройки г.о.Тольятти в редакции, утвержденной Решением Думы г.о.Тольятти №1236 от 19.06.2013, согласно которым минимальный размер вновь образуемого садового земельного участка составляет 450 кв.м. По мнению истца, ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области при рассмотрении заявлений и принятии решения должен был руководствоваться минимальным размером земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность для ведения садоводства, установленного законом субъекта РФ, а не правовым актом органа местного самоуправления.
Согласно статье 33 Земельного Кодекса РФ, предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, ведения садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, устанавливаются законами субъектов РФ, для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства - нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Согласно п.1 ст. 13 Закона Самарской области «О земле», минимальный размер земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения садоводства составляет 0,03 га (300 кв.м.).
В соответствии с пунктом 2 статьи 33 Земельного Кодекса РФ, максимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность бесплатно для целей, предусмотренных правилами пункта 1, устанавливаются федеральными законами в случае предоставления из земель, находящихся в федеральной собственности; законами субъектов РФ - из земель, находящихся в собственности субъектов РФ; нормативными правовыми актами органов местного самоуправления - из земель, находящихся в собственности муниципальных образований.
Согласно пункта 3 статьи 33 Земельного Кодекса РФ, для целей, не указанных в пунктах 1 и 2.1 настоящей статьи, предельные размеры земельных участков устанавливаются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, <данные изъяты>
Таким образом, применение предельных размеров земельных участков, установленных органом местного самоуправления, правомерно только в случаях:
максимальный размер земельных участков для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, ведения садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, применяется при предоставлении участков из земель, находящихся в собственности муниципальных образований;
максимальные и минимальные размеры применяются при предоставлении земельных участков для целей, не указанных в п.1,2.1 ст.33 Земельного Кодекса РФ.
Согласно статье 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ», в целях разграничения государственной собственности на земли федеральной собственности, земли субъектов РФ и земли поселений, городских округов, муниципальных районов установлены критерии отнесения земельных участков к собственности конкретного субъекта.
Так, согласно пункта 3 названного Федерального закона, к землям муниципальной собственности относятся земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований; земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления; иные земельные участки, предусмотренные федеральными законами и законами субъектов РФ.
Таким образом, предоставленные истцу земельные участки являются участками, государственная собственность на который не разграничена. В соответствии со ст.10 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ», распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством РФ об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Решением Думы городского округа Тольятти от 24.12.2008 г. N 1059 были утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования городского округа г.о. Тольятти. Согласно указанным Правилам минимальный размер земельного участка, отнесенного к категории земель садовые земельные участки, составляет 450 кв.м.
Площадь предоставленных истцу земельных участков составляет 379 кв.м. и 367 кв. м. соответственно, что действительно не соответствует минимальному и максимальному размеру земельного участка указанной категории земель.
Вместе с тем, в соответствии с представленными суду копиями садоводческих книжек Ермолаева А.А., последний использует спорные земельные участки с 2002 года, т.е. указанные земельные участки были предоставлены истцу до принятия Правил землепользования и застройки г.о. Тольятти.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что указанные Правила землепользования и застройки г.о. Тольятти ( утвержденные Решением Думы городского округа Тольятти от 24.12.2008 г. N 1059) не могут применяться к спорным правоотношениям, иное противоречило бы принципу, согласно которому закон обратной силы не имеет и может распространяться только на правоотношения, возникшие после вступления его в силу, если иное не установлено самим законом.
Согласно пункту 1 статьи 11.3 Земельного Кодекса РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов:
1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации;
2) проектная документация о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков;
3) утвержденная схема земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 3 ст.11.3 Земельного Кодекса РФ исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков из земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства либо для ведения дачного хозяйства иным юридическим лицам.
Судом установлено, что проект расположения земельных участков и земель общего пользования в СНТ «Любитель» утвержден мэрией г.о.Тольятти, что подтверждается письмом исх. № 6562/5 от 29.07.2014 г.
Согласно статье 14 Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» земельные участки, образованные в соответствии с проектом межевания территории из земельного участка, предоставленного садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению, предоставляются членам такого объединения в соответствии с распределением образованных или образуемых земельных участков в собственность или аренду без проведения торгов в порядке, установленном Земельным кодексом РФ. Садовые, огородные или дачные земельные участки предоставляются в собственность бесплатно в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов РФ.
В соответствии с частью 3 статьи 39.5 Земельного Кодекса РФ гражданину в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется предоставление земельного участка, образованного в результате раздела земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества и относящегося к имуществу общего пользования, данной некоммерческой организации или в случаях, предусмотренных федеральным законом, в общую собственность членов данной некоммерческой организации.
Согласно части 1 статьи 10.4 Закона Самарской области «О земле» предоставление в собственность земельных участков садоводам, огородникам, дачникам и их садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, составляющих территорию садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, осуществляется без проведения торгов бесплатно при соблюдении следующих условий:
- некоммерческое объединение создано до 01.01.2010 либо является правопреемником такого некоммерческого объединения;
- план-схема территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, содержащий координаты характерных точек границ данной территории, утвержденный председателем и правлением некоммерческого объединения, представлен на согласование уполномоченному органу исполнительной власти или органу местного самоуправления, осуществляющим предоставление земельных участков, в срок до 01.07.2014 г.
Предоставление земельных участков, указанных в части 1 настоящей статьи, в собственность граждан осуществляется на основании заявления гражданина и документа, устанавливающего распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении, подготовленного и утвержденного правлением некоммерческого объединения в соответствии с согласованным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, осуществляющими предоставление земельных участков, планом-схемой, указанным в части 1 настоящей статьи.
Таким образом, получение земельного участка бесплатно в собственность предусмотрена действующим законодательством, но, в силу указанных выше обстоятельств, у истца отсутствует возможность оформить свое право собственности на земельный участок в порядке, установленном Федеральным Законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» иначе как в судебном порядке.
В соответствии со 11.3, 33, 39.5 ЗК РФ, ст. 14 Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», ст.27 ФЗ № 221 от 24.07.2007 г. «О государственном кадастре недвижимости», ст.10.4 Закона Самарской области «О земле», суд, оценив достаточность и взаимную связь всех доказательств в их совокупности, считает необходимым признать в порядке приватизации право собственности на земельные участки, расположенные по адресу: <адрес>, <адрес> за истцом, поскольку именно признание права собственности за истцом в данном случае является единственным адекватным и соразмерным способом защиты его прав.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования удовлетворить.
Признать в порядке приватизации за Ермолаевым <данные изъяты> право собственности на земельный участок площадью 379 кв.м., разрешенное использование «садовые земельные участки», категория земель: земли населенных пунктов, местоположение: <адрес>, <адрес>
Признать в порядке приватизации за Ермолаевым <данные изъяты> право собственности на земельный участок площадью 367 кв.м., разрешенное использование «садовые земельные участки», категория земель: земли населенных пунктов, местоположение: <адрес>, <адрес>
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Центральный районный суд г. Тольятти в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 03 августа 2015 года.
Судья