Судебный акт #1 (Решение) по делу № 3а-15/2018 (3а-548/2017;) ~ М-671/2017 от 24.08.2017

Дело № 3а-15/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

«05» февраля 2018 года г. Краснодар

Краснодарский краевой суд в составе:

председательствующего Булата А.В.,

при секретаре Ткаченко С.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ООО «Дружба» об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере рыночной,

У С Т А Н О В И Л:

ООО «Дружба» обратилось в Краснодарский краевой суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости:

- земельного участка с кадастровым номером <...>, площадью 21476752 кв.м, расположенного по адресу: <...>, в размере рыночной стоимости, равной <...> рубля;

- земельного участка с кадастровым номером <...>, площадью 37258 кв.м, расположенного по адресу: <...>, в размере рыночной стоимости, равной <...> рублей.

Административный истец мотивирует свои требования тем, что является арендатором земельных участков, в отношение которых заявлены административные исковые требования. Согласно данным филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Краснодарскому краю кадастровая стоимость земельных участков: с кадастровым номером <...> составляет <...> рублей; с кадастровым номером <...><...> рублей.

Общество не согласно с установленной кадастровой стоимостью спорных земельных участков, ссылаясь на то, что уплачивает арендную плату, рассчитываемую из кадастровой стоимости земельных участков. Поскольку оспариваемая кадастровая стоимость участков значительно превышает их рыночную стоимость, это приводит к необоснованному увеличению арендных платежей.

В судебном заседании представитель ООО «Дружба» - Верещагин М.Ф., действующий на основании доверенности, настаивал на удовлетворении административных исковых требований, просит установить кадастровую стоимость объектов недвижимости: с кадастровым номером <...> в размере его рыночной стоимости, равной <...> рубля; с кадастровым номером <...> с размере его рыночной стоимости, равной <...> рублей.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом, ходатайств относительно рассмотрения дела в их отсутствие, а также заявлений, содержащих указания на причины неявки, суду не представили.

В силу части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства РФ суд считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие не явившихся лиц.

Проверив доводы искового заявления, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.

В соответствии с пунктами 1, 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.

Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

Согласно пунктам 2 и 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности проводится государственная кадастровая оценка земель. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Из содержания положений статьи 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» следует, что под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьёй 24.19 Федерального закона.

Согласно данным филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Краснодарскому краю кадастровая стоимость, содержащаяся в государственном кадастре недвижимости объектов недвижимости: с кадастровым номером <...> составляет <...> рублей; с кадастровым номером <...><...> рублей.

В силу ст. 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

В силу положений статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером <...> является 01 января 2015 года, объекта недвижимости с кадастровым номером <...> – 18 ноября 2016 года, что подтверждается сведениями, предоставленными филиалом ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Краснодарскому краю, а также не оспаривается лицами, участвующими в деле. Иных данных о дате определения оспариваемой кадастровой стоимости суду не представлено, в связи с чем, суд считает указанные сведения достоверными.

Обосновывая свою правовую заинтересованность в пересмотре кадастровой стоимости земельных участков, истец ссылается на то, что завышенная кадастровая стоимость ведет к необоснованному увеличению размера арендных платежей, которые исчисляются из кадастровой стоимости.

Так, согласно договору аренды земельного участка <...> от 22 мая 2015 года административный истец является арендатором земельного участка с кадастровым номером <...>, площадью 21476752 кв.м, расположенного по адресу: <...>. Срок действия договора аренды до 30 декабря 2026 года. Арендная плата исчисляется исходя из кадастровой стоимости земельного участка.

Согласно договору аренды земельного участка № <...> от 30 декабря 2016 года административный истец является арендатором земельного участка с кадастровым номером с кадастровым номером <...>, площадью 37258 кв.м, расположенного по адресу: <...>. Срок действия договора аренды до 21 мая 2064 года. Арендная плата исчисляется исходя из кадастровой стоимости земельного участка.

Пунктом 6 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснено, что арендаторы недвижимого имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе обратиться с названным заявлением в случаях, когда арендная плата исчисляется исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости.

В суд заявителем представлен отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером <...>, выполненный 11 мая 2017 года оценщиком ООО «Аврора». Оценщиком рыночная стоимость указанного земельного участка установлена по состоянию на 01 января 2015 года в размере 21126 703 рубля.

Согласно отчету об оценке рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером <...>, выполненному 30 июня 2017 года оценщиком ООО «Аврора». Оценщиком рыночная стоимость указанного земельного участка установлена по состоянию на 18 ноября 2016 года в размере <...> рублей.

Указанные отчеты об оценке административным истцом представлены при обращению в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Краснодарскому краю (далее - Комиссия).

Решениями Комиссии от 27 июля 2017 года №№ 23/40, 23/41, вступившим в законную силу, установлено несоответствие указанных отчетов об оценке требованиям статьи 11 Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ», а также требованиям о содержании и описании в отчете информации, установленным федеральными стандартами оценки в связи с чем, заявления ООО «Дружба» о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельных участков и установлении кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости отклонено.

Принимая во внимание решения Комиссии, суд считает, что истцом не предоставлено суду допустимых и достаточных доказательств размера рыночной стоимости спорных земельных участков на дату определения кадастровой стоимости.

Учитывая указанные обстоятельства, судом по настоящему делу проведена судебная экспертиза для определения размера рыночной стоимости спорных земельных участков.

07 августа 2017 года в Краснодарский краевой суд поступило заключение эксперта ООО «<...>» № <...> от 01 августа 2017 года, в соответствии с которым рыночная стоимость объектов недвижимости:

- земельного участка с кадастровым номером <...> по состоянию на 01 января 2015 года составляет <...> рублей;

- земельного участка с кадастровым номером <...> по состоянию на 18 ноября 2016 года составляет <...> рублей.

В судебном заседании представитель административного истца заявил ходатайство о назначении по делу дополнительной судебной экспертизы, для определения рыночной стоимости земельных участков, в обоснование указав, что заключение эксперта об определении рыночной стоимости спорных объектов недвижимости вызывает сомнения в его достоверности и корректности приведенных данных и методов расчетов.

Определением от 06 декабря 2017 года по делу назначена дополнительная судебная экспертиза по определению рыночной стоимости спорных земельных участков.

В соответствии с заключением дополнительной судебной оценочной экспертизы выполненной ООО «<...>» от 26 января 2018 года № <...>, рыночная стоимость объектов недвижимости:

- земельного участка с кадастровым номером <...> по состоянию на 01 января 2015 года составляет <...> рублей;

- земельного участка с кадастровым номером <...> по состоянию на 18 ноября 2016 года составляет <...> рублей.

Оценив по правилам ст. ст. 82, 84 КАС РФ заключение дополнительной судебной экспертизы от 14 марта 2017 года, суд приходит к выводу, что заключение судебной экспертизы соответствует требованиям Федерального закона от 31 мая 2001 года N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", Федеральным стандартам оценки в той части, которые подлежат применению при производстве судебной экспертизы, отвечает требованиям ст. 82 КАС РФ.

Результаты экспертизы основываются на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных; экспертное заключение содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорных объектов недвижимости, содержит все предусмотренные законом разделы и сведения; экспертом соблюдены основные принципы при составлении заключения; дана общая характеристика подходов и методов определения стоимости объектов; дано подробное описание объектов оценки. Текст заключения в полной мере дает возможность уяснения смысла и значения терминологии, используемой экспертом, методики исследования, смысла и значения признаков, выявленных при изучении объекта, критериев оценки выявленных признаков.

Экспертом обоснованы исходные, рыночные и расчетные величины, используемые при реализации процедур и методов определения рыночной стоимости объектов недвижимости, отражен порядок проведения расчетов, позволяющий осуществить проверку результатов, полученных экспертом.

Заключение эксперта содержит все необходимые ссылки на источники использованной информации, а также методов и методик определения рыночной стоимости.

В заключении эксперта даны ответы на все поставленные перед экспертом вопросы, учтены все обстоятельства, имеющие значение для разрешения поставленных вопросов. Отсутствуют противоречия выводов эксперта другим доказательствам, представленным административным истцом в обоснование своих требований.

При этом суд также учитывает, что экспертное заключение подготовлено лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследований, в пределах имеющейся у экспертов соответствующей специальности.

Материалами дела подтверждается, что эксперт Трофимова Т.Е. имеет высокую квалификацию и большой стаж работы в области оценочной деятельности; является членом СРО «РАО», имеет высшее образование и диплом о профессиональной переподготовке ГОУ ВПО «Кубанский государственный университет» по программе профессиональной переподготовки «Оценка стоимости предприятия (бизнеса)»; эксперт был предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.

В своем заключении эксперт при определении рыночной стоимости земельных участков руководствовался принципом наиболее эффективного использования, на основании которого наиболее эффективным использованием счел использование земельного участка в соответствии с видом разрешенного использования.

В этой связи, суд считает, что по рассматриваемому делу кадастровая стоимость земельных участков должна быть определена на основании заключения дополнительной судебной оценочной экспертизы, подготовленной ООО «Оценка и Право-Юг», поскольку указанная экспертиза соответствует принципам проверяемости, существенности и однозначности. Изложенные экспертом суждения основываются на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов, существо проведенных исследований является понятным, выводы, изложенные в заключении, согласуются между собой.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что определённая судебным экспертом рыночная стоимость земельных участков является достоверной.

Учитывая изложенное, суд считает, что административным истцом доказан факт несоответствия кадастровой стоимости спорных земельных участков их рыночной стоимости, кадастровая стоимость значительно превышает рыночную, что затрагивает его права и обязанности как арендатора и лица, имеющего исключительное право выкупа земельных участков.

При таких обстоятельствах, учитывая объем заявленных требований и установленные факты, суд считает административный иск подлежащим частичному удовлетворению.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации правовое регулирование, закрепляющее использование для проведения государственной кадастровой оценки земельных участков главным образом методом массовой оценки, но не исключающее использование индивидуально определенной рыночной стоимости, само по себе не может рассматриваться как нарушающее принцип равного налогообложения и не предусматривает возможность дискриминационного и произвольного характера определения налоговой базы по земельному налогу (Определение от 01 марта 2011 года № 280-О-О и др.).

При этом не лишает налогоплательщика права на установление кадастровой стоимости такого объекта в размере, равном ее рыночной стоимости, также как и права оспаривать в целях защиты своих интересов недостоверные результаты определения кадастровой стоимости земельного участка, ему принадлежащего, или ошибки в кадастровых сведениях (Определение Конституционного Суда РФ № 1555-0 от 03.07.2014 года).

Кроме того, суд считает необходимым обратить внимание на то, что установление судом рыночной стоимости земельного участка в силу пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации является основанием для органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.

На основании положений статьи 24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

ООО «Дружба» обратилось с настоящим административным иском в суд 24 августа 2017 года, в Комиссию – 11 июля 2017 года с заявлениями о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельных участков. В связи с чем, датой подачи заявления следует считать 11 июля 2017 года.

Таким образом, в отношении объектов недвижимости следует установить кадастровую стоимость в размере рыночной стоимости, соответственно на период с 01 января 2017 года и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.

Руководствуясь статьями 20, 175, 180, 245-249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

административный иск ООО «Дружба» об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере рыночной – удовлетворить частично.

Установить в отношении земельного участка с кадастровым номером <...>, площадью 21476752 кв.м, расположенного по адресу: <...>, кадастровую стоимость в размере его рыночной стоимости, установленной по состоянию на 01 января 2015 года в размере <...> рублей, на период с 01 января 2017 года и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.

Датой подачи заявления о кадастровой стоимости считать 11 июля 2017 года.

Установить в отношении земельного участка с кадастровым номером <...>, площадью 37258 кв.м, расположенного по адресу: <...>, кадастровую стоимость в размере его рыночной стоимости, установленной по состоянию на 18 ноября 2016 года в размере <...> рублей, на период с 01 января 2017 года и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.

Датой подачи заявления о кадастровой стоимости считать 11 июля 2017 года.

Решение суда является основанием для внесения соответствующих изменений в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами <...>.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Краснодарского краевого суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение суда изготовлено 23 октября 2017 года.

Судья А.В. Булат

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

3а-15/2018 (3а-548/2017;) ~ М-671/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
ООО "Дружба"
Ответчики
Управление Росреестра по КК
Департамент имущесвтенных отношений КК
Суд
Краснодарский краевой суд
Судья
Булат Александр Владимирович
Дело на странице суда
kraevoi--krd.sudrf.ru
24.08.2017Регистрация административного искового заявления
24.08.2017Передача материалов судье
28.08.2017Решение вопроса о принятии к производству
28.08.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.08.2017Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
04.10.2017Предварительное судебное заседание
21.11.2017Производство по делу возобновлено
21.11.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.12.2017Судебное заседание
02.02.2018Производство по делу возобновлено
05.02.2018Судебное заседание
09.02.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.02.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.02.2018Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее