Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-3934/2011 ~ М-3340/2011 от 10.05.2011

Петрозаводский городской суд Дело № 2-3934/19-2011 год

г.Петрозаводск, ул.Красная, д.33

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

03 июня 2011 года город Петрозаводск

Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Орловой А.А., при секретаре Трофимовой М.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению о признании действий Администрации Кондопожского муниципального района незаконными,

у с т а н о в и л:

Заявленные требования мотивированы тем, что 21.02.2011 года Савин Д.Ю. обратился в Администрацию Кондопожского муниципального района с заявлением о предоставлении земельного участка ориентировочной площадью <данные изъяты> кв.м. в районе <данные изъяты> в аренду для ведения дачного хозяйства. 18.03.2011 года Администрация Кондопожского муниципального района отказала Савину Д.Ю. в предоставлении земельного участка, ссылаясь на федеральный закон «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» по тем, основаниям, что предоставление земельного участка для ведения дачного хозяйства в индивидуальном порядке не предусмотрено, и обязанность по предоставлению дачных участков возлагается на орган местного самоуправления по месту жительства граждан. Заявитель, считая отказ необоснованным, просил суд признать данный отказ незаконным, а также обязать Администрацию Кондопожского муниципального района обеспечить выбор земельного участка и рассмотреть его заявление о предоставлении земельного участка в соответствии с требованиями Земельного кодекса.

В судебном заседании заявитель и его представитель по доверенности Ермаков М.А. поддержали заявленные требования.

Савин Д. Ю. пояснил, что с заявлениями о предоставлении земельного участка обращался с января 2010 года, Администрацией Кондопожского района всякий раз указывались различные причины, обосновывающие невозможность предоставления: вначале было предложено организовать выезд специалистов для осмотра на место; затем – согласовать возможность предоставления с сельским поселением; после выполнения этих мероприятий сообщение о наличии свободных участков было опубликовано, но в связи с наличием нескольких заявлений, принято решение приступить к формированию земельных участков и продаже их на аукционе; позже Администрация указала на то, что испрашиваемый участок находится в прибрежной защитной полосе; на заявление, где было уточнено местоположение земельного участка и указано, что он находится за пределами двухсотметровой прибрежной защитной полосы, Администрация указала, что на земельные участки в испрашиваемом районе поступило несколько заявлений, поэтому следует обратиться с заявлением по месту жительства с тем, чтобы земельный участок был предоставлен садоводческому объединению.

Представитель заявителя полагал, что нормы закона, на который сослалась Администрация, не исключают и не подменяют собой процедуру предоставления земельного участка, предусмотренную Земельным кодексов РФ. Получив заявление орган местного самоуправления был обязан обеспечить выбор земельного участка в соответствии со ст. ст. 30,31,32 ЗК РФ и только после выполнения этой процедуры принять решения о возможности либо невозможности предоставления земельного участка. Без соблюдения указанной процедуры оспариваемое решение является преждевременным.

Представитель Администрации Кондопожского муниципального района в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. В представленных суду возражениях просил рассмотреть дело в его отсутствие. Полагал, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям: индивидуальное дачное хозяйство не предусмотрено действующим законодательством, кроме как на территории действующего товарищества, партнерства и т.д., при условии не вступления в этот кооператив; кроме того, в соответствии со ст. 13. Федерального закона № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» обеспечение граждан дачными участками является обязанностью органов местного самоуправления по месту жительства граждан, а Савин Д.Ю. является жителем <адрес>.

Выслушав объяснения стороны заявителя, изучив письменный отзыв и исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований.

В судебном заседании установлено, что 21.02.2011 года Савин Д.Ю. обратился в Администрацию Кондопожского муниципального района с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка ориентировочной площадью <данные изъяты> кв.м. в районе <данные изъяты> для ведения дачного хозяйства. Письмом от 18.03.2011 года Администрация Кондопожского муниципального района отказала Савину Д.Ю. в предоставлении земельного участка, сославшись на то, что федеральным законом не предусмотрено ведение индивидуального дачного хозяйства вне территории действующего дачного объединения, а также индивидуальное предоставление земельного участка для этих целей; также указав на то, что обеспечение граждан садовыми участками является обязанностью органов местного самоуправления по месту жительства, в рассматриваемом случае – в <адрес>.

В соответствии со ст. 81 Земельного кодекса РФ порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливается настоящим Кодексом, федеральным законом о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан.

В соответствии со ст. 3 Закона РФ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» от 15.04.1998г. № 66-ФЗ правовое регулирование ведения гражданами садоводства, огородничества и дачного хозяйства осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, гражданским, земельным, градостроительным, административным, уголовным и иным законодательством Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В силу ст. 2 названного закона предметом его регулирования являются отношения, возникающие в связи с ведением гражданами садоводства, огородничества и дачного хозяйства, он устанавливает правовое положение садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений, порядок их создания, деятельности, реорганизации и ликвидации, права и обязанности их членов.

Тогда как, земельные отношения, возникающие в связи с созданием садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений, а также в связи с деятельностью таких объединений, настоящий Федеральный закон регулирует в той мере, в какой они не урегулированы законодательством Российской Федерации (ч. 2 ст. 2).

Из приведенных положений видно, что данный закон имеет ограниченную сферу применения и осуществляет узкоспециальное регулирование. Поэтому суду представляется недостаточной ссылка Администрации Кондопожского муниципального района, в обоснование отказа, на ст. 13, согласно которой обеспечение граждан садовыми, огородными и дачными земельными участками является обязанностью органов местного самоуправления по месту жительства граждан.

Довод об отсутствии обязанности обеспечивать дачными земельными участками граждан, не проживающих на территории района, основан на неверном толковании законодательства. Поскольку норма, закрепляющая данную обязанность – ст. 13 Закона РФ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», во взаимосвязи с положениями Земельного кодекса РФ, не содержащими каких –либо ограничений, не может рассматриваться как ограничивающая права граждан в зависимости от их места жительства.

Установленный названным законом порядок регистрации заявлений, определения потребности в предоставлении участков и порядок их предоставления призван обеспечить реализацию прав граждан на землю и ее использование в соответствии с целевым назначением. Однако несоблюдение органом местного самоуправления установленного порядка: отсутствие зонирования территории, организованного учета заявлений, и как следствие, затруднения в определении потребности и возможности предоставить земельный участок, определить его размеры, не может является препятствием для реализации прав гражданина.

Пункт 8 вышеуказанного закона гласит, что граждане вправе вести садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке. А Земельный кодекс РФ, соответственно, не ограничивает возможность предоставления земельного участка с обозначенными целями индивидуально, на что указывает и формулировка ч. 2 ст. 81 ЗК РФ – о порядке предоставления земельных участков «гражданам и их объединениям», а также пункта 1 статьи 4 Закона N 66-ФЗ – о том, что граждане в целях реализации своих прав на получение дачных земельных участков….. могут (следовательно, не обязаны) создавать дачные некоммерческие объединения.

В соответствии с ч. 1 ст. 27 Земельного кодекса РФ оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом. Следовательно, принимая решение о предоставлении либо об отказе в предоставлении земельного участка, уполномоченный орган, которым в рассматриваемом случае, в силу ст. 11 ЗК РФ, является Администрация Кондопожского муниципального района, должен руководствоваться гражданским и земельным кодексами.

Согласно ч. 1 ст. 28 и ч. 1 ст. 29 ЗК РФ земельные участки предоставляются гражданам в аренду на основании решения органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.

По мнению суда, обозначенная заявителем цель использования земельного участка, не исключающем возможность осуществления строительства, предопределяет регулирование возникших правоотношений статьями 30 п.5, 31 ЗК РФ.

Частью 5 ст. 30 ЗК РФ (п.п.1) установлен порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места расположения объекта, предполагающий выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта.

Частью 8 ст. 31 ЗК РФ определено, что решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства.

Из чего следует, что обращение с заявленной целью использования земельного участка, предполагает исследование уполномоченным органом вопроса возможности принятия решения о предоставлении после выполнения процедур, включающих выбор земельного участка и предварительное согласование места размещения объекта и на основании полученных в ходе приведенных процедур данных. Совершение указанных действий – в части составления акта выбора и оценки возможности принять решение о предварительном согласовании является обязанностью органа местного самоуправления.

Из представленной заявителем переписки по вопросу предоставления земельного участка, следует, что за период с января 2010 года до направления заявителю оспариваемого отказа, Администрацией Кондопожского муниципального района, требуемые действия выполнены не были, заявленные основания к отказу в предоставлении земельного участка, по мнению суда, не основаны на законе.

В связи с чем требование о признании отказа в предоставлении земельного участка незаконным подлежит удовлетворению, поскольку оспариваемое решение препятствует заявителю в реализации права на получение земельного участка.

Нарушенное право подлежит восстановлению в полном объеме путем обязания Администрации рассмотреть заявление Савина Д. Ю. о предоставлении земельного участка в аренду для ведения дачного хозяйства, обеспечив выбор испрашиваемого земельного участка, что не предопределяет решения по существу заявления.

На основании ст. 98 ГПК РФ с Администрации Кондопожского муниципального района в пользу заявителя подлежит взысканию госпошлина, уплаченная при подаче заявления, в размере 200 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 198, 258 ГПК РФ, суд

решил:

Заявление удовлетворить.

Признать оспариваемое решение Администрации Кондопожского муниципального района – отказ в предоставлении земельного участка, выраженный в письме от 18.03.2011г. незаконным, нарушающим право Савина Д. Ю. на приобретение земельного участка в аренду.

Обязать Администрацию Кондопожского муниципального района устранить допущенное нарушение в полном объеме, то есть рассмотреть заявление Савина Д. Ю. о предоставлении земельного участка в аренду для ведения дачного хозяйства, обеспечив Савину Д. Ю. выбор земельного участка, ориентировочной площадью <данные изъяты> кв.м. в районе <данные изъяты>

Взыскать с Администрации Кондопожского муниципального района в пользу 200 (двести) рублей в возврат госпошлины.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.

Судья А.А.Орлова

Мотивированное решение изготовлено 17.06.2011г.

2-3934/2011 ~ М-3340/2011

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Савин Дмитрий Юрьевич
Другие
Администрация Кондопожского муниципального района
Суд
Петрозаводский городской суд Республики Карелия
Судья
Орлова А.А.
Дело на странице суда
petrozavodsky--kar.sudrf.ru
10.05.2011Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.05.2011Передача материалов судье
11.05.2011Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.05.2011Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.05.2011Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
26.05.2011Предварительное судебное заседание
03.06.2011Судебное заседание
21.06.2011Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.09.2011Дело оформлено
15.09.2011Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее