У Л Ь Я Н О В С К И Й О Б Л А С
Т Н О Й С У Д
Судья Алексеева Е.В. Дело № 33а-4752/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Ульяновск 15 декабря 2020 года
Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего Полуэктовой С.К.,
судей Камаловой Е.Я., Смирновой Ю.В.,
при секретаре Каминской Ю.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Ильиной Екатерины Николаевны на решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 4 сентября 2020 года, с учетом определения того же суда от 8 октября 2020 года об исправлении описки, по делу № 2а-3612/2020, по которому постановлено:
в удовлетворении административного иска Ильиной Екатерины Николаевны к прокуратуре Ульяновской области, УМВД России по Ульяновской области, Министерству здравоохранения Ульяновской области о признании незаконными бездействий - отказать.
Заслушав доклад судьи Камаловой Е.Я., пояснения представителя ответчика УМВД России по Ульяновской области Батраковой Е.В. и представителя ответчика прокуратуры Ульяновской области Федечко Ф.И., судебная коллегия
установила:
административный истец Ильина Е.Н. обратилась в суд с административным иском к прокуратуре Ульяновской области, УМВД России по Ульяновской области, Министерству здравоохранения Ульяновской области, указав, что она является инвалидом по *** заболеванию и ответчики обязаны проводить и осуществлять надзор за исполнением п.2.3 совместного приказа в части проведения социально-реабилитационных мероприятий. Данную обязанность ответчики не исполнили, что способствовало совершению ею общественно опасных деяний.
Просила признать незаконными бездействие ответчиков.
Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Ильина Е.Н. не соглашается с решением суда, считает его принятым с нарушением норм материального и процессуального права. Полагает, что судом не выяснен порядок исполнения УМВД России по Ульяновской области, Министерством здравоохранения Ульяновской области полномочий по социальной реабилитации в соответствии с их внутренними документами. Социально-реабилитационные мероприятия не проводятся, а прокуратура не находит нарушений. Считает, что прокуратура области и Министерство здравоохранения Ульяновской области бездействуют. Просит отменить решение суда.
В возражениях на апелляционную жалобу УМВД России по Ульяновской области просит решение суда оставить без изменения.
В заседание суда апелляционной инстанции иные лица, участвующие в деле, кроме представителей УМВД России по Ульяновской области и прокуратуры Ульяновской области, не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований к отмене решения суда.
Согласно статье 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу ч. 2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Из смысла приведенных норм права следует, что суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Судом установлено, что совместным приказом Минздрава РФ N 133, МВД РФ N 269 от 30.04.1997 (далее - Приказ №269), в целях практического исполнения Закона Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», Федеральной целевой программы "Неотложные меры по совершенствованию психиатрической помощи (1995 - 1997 годы)", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 20 апреля 1995 г. N 383, Уголовного кодекса Российской Федерации, в части, касающейся мер медицинского характера, и комплексного подхода к решению этих задач были определены меры по предупреждению общественно опасных действий лиц, страдающих психическими расстройствами, а также утверждена Инструкция об организации взаимодействия органов здравоохранения и органов внутренних дел Российской Федерации по предупреждению общественно опасных действий лиц, страдающих психическими расстройствами.
В соответствии с пунктом 2.3 указанного приказа руководителям МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, УВД (ОВД) ГУ МВД России и органов управления здравоохранением поручено проводить служебные проверки по фактам совершения лицами, страдающими психическими расстройствами, общественно опасных действий, в процессе которых вскрывать причины, способствовавшие их совершению, давать оценку эффективности ранее проведенных в отношении этих лиц лечебных, социально-реабилитационных и профилактических мероприятий, принимать меры к виновным и устранению выявленных недостатков.
На основании пункта 4.3 указанного приказа по каждому факту совершения лицами с психическими расстройствами преступлений руководители МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, УВД ОВД) ГУ МВД России проводят предварительное следствие. Устанавливают причины и условия, способствовавшие совершению таких действий, и в установленном порядке вносят в соответствующие органы и учреждения представления об устранении имеющих недостатков.
Как следует из содержания приказа, решение о включении в группу лиц с психическими расстройствами, склонных к общественно опасным действиям, а также о выведении из нее в каждом конкретном случае принимается комиссией врачей - психиатров на основании медицинской документации психиатрических стационаров, а также данных, полученных врачами психоневрологических диспансеров.
На указанную комиссию направляются лица: совершившие в прошлом общественно опасные деяния, предусмотренные уголовным законодательством, с освобождением от уголовной ответственности или наказания и применением к ним принудительных мер медицинского характера; отбывшие наказание за преступления, совершенные до установления у них психического расстройства; в структуру психических расстройств больных входят симптомы, обусловливающие склонность к совершению общественно опасных действий (императивные галлюцинации, некоторые формы бреда, психопатоподобные состояния с повышенной поведенческой активностью и патологией влечений и т.п.), в том числе приводившие в прошлом к недобровольной госпитализации; страдающие пограничными формами психических расстройств, совершившие в прошлом общественно опасные деяния, в отношении которых они признавались невменяемыми в связи с развившимся на этой почве психозом. (п.1.2, 1.3.1- 1.3.4 «Инструкции об организации взаимодействия органов здравоохранения и органов внутренних дел Российской Федерации по предупреждению общественно опасных действий лиц, страдающих психическими расстройствами», утв. указанным выше приказом).
Свои требования к административным ответчикам Ильина Е.Н. обосновала их бездействием по проведению и осуществлению надзора за исполнением п.2.3 приказа в части проведения социально-реабилитационных мероприятий.
Судом установлено, что Ильина Е.Н. является инвалидом по психическому заболеванию и состоит на учете в ГКУЗ «Ульяновская областная клиническая больница им. В.А. Копосова» с 2003 года.
Из дела следует, что в период с 22.04.2010 по 03.04.2015 Ильина Е.Н. состояла на профилактическом учете в УМВД РФ по г. Ульяновску, с 11.04.2019 состоит на учете в ОМВД России по Заволжскому району г. Ульяновска.
В соответствии с совместным приказом Минздрава РФ N 133, МВД РФ N 269 от 30.04.1997, приказом МВД России от 29.03.2019 за №205 «О несении службы участковыми уполномоченными полиции на обслуживаемом административном участке и организации этой деятельности», во исполнение Инструкции по исполнению участковыми уполномоченными полиции служебных обязанностей на обслуживаемом административном участке, утв. Приказом МВД России от 29.03.2019 года №205, ОМВД России по Заволжскому району в г.Ульяновске ведет списочный учет лиц, страдающих психическими расстройствами. В указанный список включена Ильина Е.Н., что подтверждается сведениями, содержащимися в АИПС «Профучет» ИИБД-73.
В отношении Ильиной Е.Н. в СУ СК были возбуждены уголовные дела по признакам составов преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 214 Уголовного кодекса РФ.
Постановлением мирового судьи от 13 марта 2020 года к Ильиной Е.Н. применены принудительные меры медицинского характера в виде принудительного лечения в медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь в стационарных условиях общего типа.
10.07.2020 в отношении Ильиной Е.Н. возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 115 Уголовного кодекса РФ.
По результатам проведенных проверок в адрес органа опеки и попечительства ОМВД России по Заволжскому району г.Ульяновска направлялись письма с просьбой принять меры в пределах их компетенции по защите прав и законных интересов Ильиной Е.Н.
Учитывая, что на органы внутренних дел указанным выше приказом обязанность по проведению и надзору за проведением социально-реабилитационных мероприятий не возложена, суд первой инстанции обоснованно не усмотрел бездействия, допущенного УВМД РФ по Ульяновской области.
Совместный приказ Минздрава РФ N 133, МВД РФ N 269 от 30.04.1997 «О мерах по предупреждению общественно опасных действий лиц, страдающих психическими расстройствами» не возлагает на органы прокуратуры каких-либо обязанностей по выполнению предусмотренных им мер.
Полномочия, организация и порядок деятельности органов прокуратуры РФ определяется Федеральным законом от 17.01.1992 за №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».
Прокуратура Российской Федерации является единой федеральной централизованной системой органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.
14.04.2020 отец истицы, ***., обращался в прокуратуру Ульяновской области с заявлением о проведении проверки исполнения сотрудниками полиции требований приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации № 133, Министерства внутренних дел Российской Федерации № 269 от 30.04.1997 «О мерах по предупреждению общественно опасных действий лиц, страдающих психическими расстройствами».
В соответствии с Федеральным законом от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», данное обращение перенаправлено в прокуратуру Заволжского района г.Ульяновска.
05.06.2020 прокуратурой Заволжского района г.Ульяновска административному истцу был дан ответ по существу его обращения.
Нарушений в деятельности органов внутренних дел по исполнению указанного выше приказа прокуратурой не установлено.
Судом установлено, что в целях реализации вышеуказанного приказа ГКУЗ «Ульяновская областная клиническая психиатрическая больница им. В.А. Копосова» принят приказ от 09.01.2017 № 87 «О порядке применения амбулаторного принудительного лечения и наблюдения у психиатра в диспансерном отделении им. В.А. Копосова», согласно которому в структуре диспансерного отделения работает кабинет активного диспансерного наблюдения. Основной задачей деятельности кабинета АДН является наблюдение и лечение за лицами, страдающими психическими расстройствами и совершившими общественно опасные действия, склонными к совершению подобных действий, а также за лицами, проходящими амбулаторное принудительное наблюдение и лечение, проживающими на территории г. Ульяновска.
Ильина Е.Н., как лицо с психическим расстройством, включена в группу активного диспансерного наблюдения.
В соответствии со статьей 9 ФЗ РФ от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» реабилитация инвалидов – система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности.
Специалистами учреждений медико-социальной экспертизы совместно со специалистами медицинских организаций разрабатываются индивидуальные программы реабилитации, абилитации инвалидов, которые содержат реабилитационные или абилитационные мероприятия (статья 8).
В соответствии с п.13 Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм (утв. Приказом Минтруда России от 13.06.2017 №486н) при реализации ИПРА инвалида (ИПРА ребенка-инвалида) обеспечиваются последовательность, комплексность и непрерывность в осуществлении реабилитационных или абилитационных мероприятий, динамическое наблюдение и контроль за эффективностью проведенных мероприятий.
На основании п.14 указанного Порядка федеральное государственное учреждение медико-социальной экспертизы направляет выписку из ИПРА инвалида (ИПРА ребенка-инвалида) не позднее трех дней с даты формирования ИПРА инвалида (ИПРА ребенка-инвалида) в соответствующие органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, организации, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, на которые возложено проведение реабилитационных или абилитационных мероприятий, предусмотренных ИПРА инвалида (ИПРА ребенка-инвалида), посредством размещения соответствующих сведений в федеральной государственной информационной системе "Федеральный реестр инвалидов".
Выписки Федеральной государственной информационной системой "Федеральный реестр инвалидов" формируются в автоматическом режиме и направляются:
г) в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере социальной защиты населения (в сфере социального обслуживания) - в части выполнения мероприятий по социальной реабилитации или абилитации, по обеспечению техническими средствами реабилитации, предоставляемыми инвалиду (ребенку-инвалиду) за счет средств федерального бюджета, в случае передачи в установленном порядке полномочий Российской Федерации по обеспечению техническими средствами реабилитации инвалида (ребенка-инвалида) субъектам Российской Федерации, по обеспечению инвалида (ребенка-инвалида) техническими средствами реабилитации за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, по выполнению мероприятий по реабилитации или абилитации инвалида (ребенка-инвалида), проживающего в организации социального обслуживания и получающего социальные услуги в стационарной форме социального обслуживания, по выполнению мероприятий по проверке наличия приобретенного для ребенка-инвалида товара и услуги, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов, на приобретение которых направляются средства (часть средств) материнского (семейного) капитала.
Таким образом социально-реабилитационные мероприятия, предусмотренные ИПРА, органами здравоохранения не осуществляются.
При таких обстоятельствах, вывод суда об отсутствии бездействия, допущенного органами прокуратуры и Министерства здравоохранения Ульяновской области по проведению и надзору за проведением в отношении Ильиной Е.Н. социально-реабилитационных мероприятий, является правильным.
Кроме того, в исковом заявлении Ильиной Е.Н. отсутствуют сведения о нарушении ответчиками конкретных ее прав и законных интересов и неблагоприятных последствиях, вызванных их бездействием.
Принятое по делу решение является правильным, нормы материального и процессуального права применены судом верно.
Оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 4 сентября 2020 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Ильиной Екатерины Николаевны – без удовлетворения.
Определение суда
апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может
быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой
кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса
административного судопроизводства Российской Федерации через суд первой
инстанции.
Председательствующий
Судьи: