дело № 2а-576/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Благовещенск 27 августа 2018 года
Благовещенский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Комогорцева И.Ю.,
при секретаре Кузьминой В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Элаева ФИО6 к администрации Благовещенского района Амурской области о признании незаконным отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка,
У С Т А Н О В И Л :
Элаев И.Д.о. обратился в суд с административным иском к администрации Благовещенского района Амурской области, в обоснование которого указал, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился с заявлением в администрацию Благовещенского района о предварительном согласовании предоставления земельного участка для сенокошения и выпаса скота. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ администрация отказала ему в согласовании запрашиваемого земельного участка на том оснований, что запрашиваемый земельный участок накладываются на земельный участок, границы которого были утверждены постановлением администрации Благовещенского района от ДД.ММ.ГГГГ <номер>. С указанным отказом он не согласен, так как схема расположения запрашиваемого земельного участка прошла согласование с МБУ «ИЦБР» и отделом архитектуры и градостроительства администрации Благовещенского района. Ссылка администрации на ст.ст. 22 и 23 ЗК РФ является неправомерной, поскольку он является гражданином РФ. На основании изложенного просил суд признать незаконным отказ администрации Благовещенского района предварительном согласовании предоставления земельного участка под сенокос; обязать администрацию Благовещенского района совершить действия по согласованию заявления от ДД.ММ.ГГГГ.
Административный истец Элаев И.Д.о. в судебное заседание не явился, будучи извещен о времени и месте рассмотрения дела, обеспечил явку своего представителя Москаленко Г.В., которая доводы и требования, изложенные в административном иске, поддержала, на их удовлетворении настаивала, суду пояснила, что одним из оснований оспариваемого отказа администрации Благовещенского района явилось наложение земельного участка с кадастровым номером <номер> на границы земельного участка, запрашиваемого административным истцом. В настоящее время указанное обстоятельство устранено, конфигурация земельного участка с кадастровым номером <номер> была изменена в судебном порядке, пересечение с испрашиваемым земельным участком отсутствует.
Представитель административного ответчика администрации Благовещенского района Амурской области Рачко О.С. возражала против удовлетворения требований административного истца, так как установлено совпадение местоположения испрашиваемого земельного участка с местоположением земельного участка, границы которого ранее утверждены постановлением администрации Благовещенского района от ДД.ММ.ГГГГ.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Элаев И.Д.о. обратился в администрацию Благовещенского района Амурской области с заявлением предварительном согласовании предоставления земельного участка для сенокошения, расположенного в <адрес>, в аренду на 3 года.
На указанное заявление администрацией Благовещенского района Амурской области был дан ответ <номер> от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому Элаеву И.Д.о. было отказано в предварительном согласовании предоставления запрашиваемого земельного участка в аренду. В качестве основания отказа в предварительном согласовании земельного участка указано на положения п. 8 ст. 39.15, пп. 2 п. 16 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ, поскольку при проверке представленных координат к схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории установлено, что запрашиваемый земельный участок накладывается на границы земельного участка, границы которого были утверждены постановлением администрации Благовещенского района от ДД.ММ.ГГГГ <номер>.
Не согласившись с указанным отказом, Элаев И.Д.о. обратился в суд с настоящими требованиями.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (ч. 9 ст. 226 КАС РФ).
В соответствии со ст. 11 Земельного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом 2 ст. 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.
В соответствии с приведенными нормами права Элаев И.Д.о. обратился за предварительным согласованием предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства в аренду в администрацию Благовещенского района Амурской области, приложив к заявлениям схемы расположения земельных участков.
Согласно п. 1 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Предварительное согласование предоставления земельного участка предполагает предоставление земельного участка без проведения торгов (п. 16 ст. 39.15 Земельного кодекса РФ), что допустимо в отношении определенной категории земельных участков, указанной в пункте 2 статьи 39.3, статьи 39.5, пункте 2 статьи 39.6 или пункте 2 статьи 39.10 ЗК РФ. Подпунктом 15 п. 2 ст. 39.6 предусмотрено предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса.
Пунктом 1 ст. 39.18 ЗК РФ установлено, что в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий:
1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;
2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса.
Уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса (подпункт 1 пункта 8 статьи 39.15 ЗК РФ).
Основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек (подпункт 2 пункта 16 статьи 11.10 ЗК РФ).
В силу ч. 11 статьи 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств в части соблюдения требований нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; а так же в части соответствия содержания оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения возлагается на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В качестве подтверждения обоснованности отказа Элаеву И.Д.о., администрацией Благовещенского района было предоставлено постановление администрации Благовещенского района Амурской области <номер> от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым администрация Благовещенского района Амурской области как распорядитель земель утвердила схему расположения земельных участков на кадастровом плане территории площадью 3 344 521 кв.м., 6 773 572 кв.м., 3 655 182 кв.м., 6 606 632 кв.м., 2 143 327 кв.м., из категории земель сельскохозяйственного назначения, с приложением согласованной схемы расположения земельного участка.
Вместе с тем, из представленного администрацией Благовещенского района постановления и приложенной к нему схемы расположения земельного участка не усматривается, что земельный участок, испрашиваемый Элаевым И.Д.о., накладывается на земельный участок, утвержденный постановлением администрации Благовещенского района Амурской области <номер> от ДД.ММ.ГГГГ. Схемы наложения испрашиваемого Элаевым И.Д.о. земельного участка на земельный участок, схема которого была утверждена вышеуказанным постановлением администрации Благовещенского района, администрацией не представлено.
Таким образом, со стороны администрации Благовещенского района в ходе судебного разбирательства по делу не было представлено надлежащих доказательств законности оспариваемого отказа.
Одновременно суд учитывает, что согласование схемы расположения земельного участка постановлением <номер> от ДД.ММ.ГГГГ осуществлялось администрацией Благовещенского района Амурской области не в рамках действовавшей на момент вынесения указанного постановления ст. 34 Земельного кодекса РФ, регламентировавшей порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, а по инициативе администрации Благовещенского района Амурской области на основании п. 10 ст. 3 Федерального закона № 137-ФЗ от 25 октября 2001 года «О введении в действие Земельного кодекса РФ». После согласования схемы администрация никаких действий по распоряжению земельным участком не предприняла, то есть, по сути, согласованием схемы земельного участка администрация Благовещенского района Амурской области фактически осуществила резервирование земель, не соблюдая необходимые для того процедуры.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о незаконности данного администрацией Благовещенского района Амурской области отказа <номер> от ДД.ММ.ГГГГ, как не основанного на достоверных данных, подтвержденных документально.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
С учетом установленных обстоятельств, суд считает необходимым избрать следующий способ защиты нарушенного права административного истца, заключающийся в возложении на администрацию Благовещенского района обязанности повторно рассмотреть заявление Элаева И.Д.о. о предварительном согласовании предоставления земельного участка для сенокошения в аренду, поступившее в администрацию Благовещенского района ДД.ММ.ГГГГ за <номер>.
Кроме того, указанный способ восстановления нарушенных прав избран судом так же в связи с тем, что суд не имеет права предрешать существо решения, принятие которого входит в полномочия компетентного в данных вопросах органа.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административный иск Элаева ФИО6 к администрации Благовещенского района Амурской области о признании незаконным отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка – удовлетворить частично.
Признать незаконным отказ администрации Благовещенского района Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ <номер> в предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду.
Возложить на администрацию Благовещенского района Амурской области обязанность повторно рассмотреть заявление Элаева ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ <номер> о предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду.
В удовлетворении остальной части административного иска – отказать.
Обязать администрацию Благовещенского района Амурской области сообщить об исполнении решения по настоящему административному делу в суд и Элаеву ФИО6 в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Благовещенский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
В окончательной форме решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий