Решение по делу № 2-289/2017 ~ М-149/2017 от 16.03.2017

Дело № 2-289/2017

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

03 мая 2017 года                                        г. Емва

Княжпогостский районный суд Республики Коми в составе:

председательствующего судьи Мишиной О.Н.,

при секретаре Обухович Е.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Степановой С. М. к Администрации муниципального района «Княжпогостский» об обязании предоставить жилое помещение специализированного жилищного фонда,

установил:

Истец обратился в суд с иском к Администрации муниципального района «Княжпогостский» об обязании предоставить жилое помещение специализированного жилищного фонда.

В обоснование исковых требований указано на то, что её родители лишены родительских прав, и она относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей.

Считает, что она имеет право на обеспечение жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, которым не обеспечена.

Истец в судебном заседании поддержала заявленные требования и доводы, указанные в иске.

Представитель администрации муниципального района «Княжпогостский», надлежащим образом уведомленный о месте и времени рассмотрения дела, не явился в судебное заседание, ходатайство об отложении судебного заседания суду не заявлено.

В соответствии со статьей 167, 233 Гражданского процессуального кодекса РФ суд рассмотрел дело в отсутствии представителя ответчика, в порядке заочного судопроизводства.

Суд, выслушав истца, свидетеля Свидетель №1, изучив и оценив материалы дела, приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище.

Право на жилище может быть реализовано путем предоставления жилого помещения в пользование по договору социального или коммерческого найма, а также путем приобретения жилого помещения в собственность. Основания и порядок предоставления жилого помещения в пользование предусмотрены Гражданским и Жилищным кодексами, другими правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации.

Круг лиц, обладающих правом получения жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищных фондов по договору социального найма жилья обозначен федеральным законодательством.

Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь, для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливается государственная гарантия социальной защиты.

Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт "ж" части 1), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

При этом по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в том числе в социальной сфере, общие принципы разграничения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации установлены Федеральным законом от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

Согласно ст. 26.3 указанного Федерального закона к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях).

Статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Пунктом 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.01.2013 г.), абз. 4 ст. 1 и п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ (в редакции, действовавшей до 01.01.2013 г.) был закреплен внеочередной порядок обеспечения жилым помещением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы при отсутствии у них закрепленного жилого помещения.

Вместе с тем, ст. 31 Жилищного кодекса РСФСР было предусмотрено, что принятие граждан на учет, нуждающихся в улучшении жилищных условий производится по месту жительства решением исполнительного комитета местного Совета народных депутатов, а по месту работы - совместным решением администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации.

Статьей 33 ЖК РСФСР было предусмотрено, что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет и включения в списки на получение жилых помещений.

Граждане, имеющие право на первоочередное и внеочередное предоставление жилых помещений включаются в отдельные списки (ч. 2).

Так, пункт 31 Постановления ЦК КПСС, Совмина СССР от 31.07.1987 № 872 устанавливал, что дети – сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей (а также дети, находившиеся под опекой или попечительством), по окончании пребывания в детском учреждении или обучении в среднем профессиональном техническом училище, высшем и среднем специальном учебном заведении либо по окончании срока службы в Вооруженных Силах СССР обеспечиваются вне очереди благоустроенным жильем.

Таким образом, действующее до 01 марта 2005 года жилищное законодательство включало в себя обязательный принцип принятия граждан на учет нуждающихся в жилье и предоставления гражданам жилых помещений строго по очередности, в том числе и в группе граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилых помещений.

В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ в редакции, действующей с 01.01.2013 г., детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Жилищное законодательство Российской Федерации в части, касающейся обеспечения социально незащищенных граждан жилыми помещениями, базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных законодательством Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения.

Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.

Вместе с тем отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им жилого помещения, поэтому суд обязан выяснять причины, в силу которых истец своевременно не встал (не был поставлен) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.

В Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013 года, изложена позиция о необходимости выяснения причин, в силу которых лица, из числа детей-сирот и лиц, оставшихся без попечения родителей, своевременно до достижения ими возраста 23 лет не встали (не были поставлены) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. В указанном обзоре Президиум Верховного Суда Российской Федерации отмечает наиболее распространенные причины несвоевременной постановки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа на учет нуждающихся в жилом помещении, признаваемые судами уважительными:

- ненадлежащее выполнение обязанностей по защите прав этих лиц в тот период, когда они были несовершеннолетними, их опекунами, попечителями, органами опеки и попечительства, образовательными и иными учреждениями, в которых обучались и (или) воспитывались истцы;

- незаконный отказ органа местного самоуправления в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не достигших возраста 23 лет;

- состояние здоровья детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, которое объективно не позволяло им встать на учет нуждающихся в жилом помещении;

- установление обстоятельств того, что лицо до достижения возраста 23 лет предпринимало попытки встать на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, но не было поставлено на учет из-за отсутствия всех необходимых документов.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Степанова С. М. <ДД.ММ.ГГГГ> рождения имеет статус оставшейся без попечения родителей, поскольку ФИО2, которая приходится мамой истцу на основании решения Княжпогостского районного суда Республики Коми от 18.08.1993 года (дело № 2-332/1993 г.) лишена родительских прав; сведения об отце внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери ребенка (запись акта о рождении № 26 от 22.04.1985 г. администрацией сельского поселения «Вожаёль» Княжпогостского района Республики Коми.

Постановлением главы администрации п. Вожаель № 24/10 от 13.10.1993 года постановлено предоставить право на внеочередное получение жилья на основании п. 3 ст. 60 ЖК РСФСР, а также на основании Постановления ЦК КПСС и СМ СССР от 31.07.1987 г. Степановой С. М.. Из текста данного постановления следует, что основанием для принятия данного решения явилось ходатайство опеки и попечительства администрации Княжпогостского района о предоставлении жилья истцу по окончании и пребывания в Государственном учреждении.

С 11.03.1997 года по 31.08.2001 года истец являлась воспитанницей Детского дома г. Емвы.

В период с 01.09.2001 года по 30.06.2004 года Степанова С.М. обучалась в Профессиональном училище № 1 г. Сыктывкара, форма обучения – дневная.

До окончания ПУ № 1 директор училище письменно обращался в Управление по социальным вопросам Администрации МО Княжпогостский район об окончании Степановой С.М. училища, для решения вопроса по окончании о предоставлении внеочередного жилого помещения на основании постановления главы администрации п. Вожаель от 03.10.1993 года № 24/10 и п. 3 ст. 60 ЖК РСФСР.

Также в ходе судебного заседания установлено, что Степанова С.М. в период нахождения её в детском доме г. Емвы 28.06.2001 года была зарегистрирована в жилом помещении по адресу: <адрес>, по месту регистрации её мамы Свидетель №1, лишенной родительских прав.

Согласно заключению межведомственной комиссии № 24/1 от 26 сентября 2006 года жилой дом по адресу: <адрес> признан непригодным для проживания.

Из Постановления администрации городского поселения «Емва» от 14.10.2011 года № 122 следует, что ФИО1 на состав семьи, в который включена истец, предоставлена однокомнатная квартира <№> в доме <№> по <адрес> общей площадью 28,63 кв.м. жилой 13,31 кв.м. по договору социального найма в связи со сносом дома в рамках республиканской адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда» на 2010 – 2011 годы во вновь вводимом 20-ти квартирном доме.

На основании решения Княжпогостского районного суда Республики Коми от 14 июня 2016 года признано незаконным постановление администрации городского поселения «Емва» от 14.10.2011 года № 122 в части включения Степановой С.М. в состав семьи ФИО1.

Степанова С.М. исключена из списка лиц (членов семьи), указанных в постановлении администрации городского поселения «Емва» от 14.10.2011 № 122.

Данное решение вступило в законную силу.

После вступления в решения в законную силу Степанова С.М. обратилась с заявлением к ответчику о включении её в список детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда.

Постановлением руководителя администрации МР «Княжпогостский» Степановой С.М. отказано во включении в список детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда в связи с истечением срока, дающего право на обеспечение жилым помещением.

В ходе судебного заседания исследовано учетное дело Степановой С.М., из которого следует, что у Степановой С.М. отсутствуют жилые помещения в собственности.

Проверяя доводы истца, в ходе судебного заседания допрошена свидетель Свидетель №1, которая суду показала, что Степанова С.М. её дочь, в отношении которой она лишена родительских прав. В период, когда дочь находилась в детском доме, к ней обратились сотрудники детского дома, которые попросили зарегистрировать Свету у неё, поскольку она получает паспорт, а регистрации у неё нет. Она попросила мужа дать согласие на регистрацию. После этого дочь числилась зарегистрированной по адресу: <адрес>, но фактически никогда там не жила.

При установленных обстоятельствах Степанова С.М., оставшаяся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и, следовательно, имеет право на меры государственной поддержки, установленные Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» № 159-ФЗ. На основании постановления главы администрации п. Вожаёль № 24/10 от 13.10.1993 года Степанова С.М. была поставлена на учет на внеочередное получение жилья. На момент окончания пребывания Степановой С.М. в образовательном учреждении – июнь 2004 года, наступления её совершеннолетия - 08.03.2003 года, действовали положения Жилищного кодекса РСФСР, которые регулировали порядок и процедуру принятия граждан на учет, нуждающихся в жилых помещениях, в том числе детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на день вынесения решения суда жилое помещение Степановой С.М. не предоставлено.

Согласно ст. 7 Закона Республики Коми от 07.12.2012 № 104-РЗ «О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда предоставляются гражданам однократно на территории муниципального образования, органы местного самоуправления которого приняли решение о включении гражданина в список, на основании решений указанных органов местного самоуправления о предоставлении жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленным органами местного самоуправления по месту нахождения предоставляемых жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда.

Постановлением Конституционного Суда Республики Коми от 20.10.2015 ч. 2 ст. 7 признана соответствующей Конституции Республики Коми в части предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленным органами местного самоуправления по месту нахождения этих жилых помещений.

Анализ вышеприведенных положений действующего законодательства при установленных судом обстоятельствах, свидетельствует о наличии у органа местного самоуправления, в данном случае, у администрации МР «Княжпогостский», обязанности по предоставлению Степановой С.М., как лицу, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, поскольку в данном случае Степанова С.М. свое право на обеспечение жилым помещением до дня вступления в силу Федерального закона № 15-ФЗ от 29 февраля 2012 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» не реализовала, при этом на учет в качестве нуждающегося она принята до вступления ЖК РФ, в постановке её на учет ответчиком было отказано лишь по тому основанию, что она достигла возраста 23 лет, без учета всех установленных обстоятельствах.

Таким образом, требования заявлены обоснованно и подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194-199, 233 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Степановой С. М. удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального района «Княжпогостский» предоставить Степановой С. М., жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда, пригодное для постоянного проживания, в виде отдельной квартиры на состав семьи один человек не ниже нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органом местного самоуправления по месту нахождения предоставляемого жилого помещения в пределах территории муниципального образования.

Ответчик вправе подать в Княжпогостский районный суд Республики Коми заявление об отмене заочного решения в течение семи дней со дня вручения копии решения.

Заочное решение может быть обжаловано сторонами также в Верховный Суд Республики Коми в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения, путем подачи кассационной жалобы через Княжпогостский районный суд.

Мотивированное решение изготовлено 11 мая 2017 года в 16 час.

Судья                                 О.Н. Мишина

2-289/2017 ~ М-149/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Степанова Светлана Михайловна
Ответчики
Администрация МР "Княжпогостский"
Другие
Администрация ГП "Емва"
Суд
Княжпогостский районный суд Республики Коми
Судья
Мишина Ольга Николаевна
Дело на странице суда
knsud--komi.sudrf.ru
16.03.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
16.03.2017Передача материалов судье
20.03.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.04.2017Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
03.04.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.04.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.04.2017Судебное заседание
26.04.2017Судебное заседание
03.05.2017Судебное заседание
11.05.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.05.2017Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
17.05.2017Копия заочного решения ответчику (истцу) вручена
19.05.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.06.2017Дело оформлено
28.02.2018Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее