Решение от 19.02.2020 по делу № 02-0298/2020 от 23.09.2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

 

19 февраля 2020 года                                                            город Москва

 

Тверской районный суд города Москвы 

в составе председательствующего судьи Молитвиной Т.А.,

при секретаре Семенове В.В.,

с участием сторон,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело  2-298/2020 по иску Министерства имущественных отношений Московской области к Дмитруку А.С. о взыскании платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка,   

 

УСТАНОВИЛ:

 

Истец Министерство имущественных отношений Московской области обратился в суд с иском к Дмитруку А.С. и просит суд взыскать с ответчика плату за изменение вида  разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 50:27:0020550:51 в размере 7 982 794,23 руб.

В обоснование заявленных исковых требований истец указал, что  ответчик Дмитрук А.С. имеет 12/100 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок, расположенный по адресу: Московская обл., Подольский р-н, с/о Стрелковский, вблизи д. Борисовка с кадастровым номером 50:27:0020550:51, находящемся в общей долевой собственности. В соответствии с Уведомлением Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области от 28.02.2017 года исх.01-45/0853 на основании общих правил землепользования и застройки с/п Стрелковское Подольского муниципального района изменен вид разрешенного использования земельного участка категории «земли населенных пунктов» площадью 230 339 кв.м. с  кадастровым номером 50:27:0020550:51, находящегося в собственности граждан, с «для сельскохозяйственного производства» на «индивидуальное жилищное строительство». Изменение вида разрешенного использования земельного участка осуществлено Филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области на основании декларации от 11.08.2016 «Об изменении вида разрешенного использования земельного участка», представленной в ООО «Квартал-инвестстрой», действующим на основании доверенностей от имени сособственников в том числе и от собственника 12/100 долей Дмитрука А.С., в общей долевой собственности которых находится земельный участок на дату подачи декларации. На основании постановления Правительства Московской области от 31.12.2013 1190/57 «Об утверждении порядка определения платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка, находящегося в собственности физического или юридического лица, Перечня видов объектов капитального строительства, имеющих важное социально-экономическое значение для развития Московской области, и Перечня муниципальных образований Московской области, в границах которых плата за изменение вида разрешенного использования земельного участка не взимается» Минмособлимущество осуществило расчет платы и направило собственникам соответствующие уведомления. Указанное уведомление, направленное в адрес собственников, вернулось в Минмособлимущество. На основании п.7.1 Закона 23/96-03 (в редакции действующей на момент вынесения постановления от 03.03.2017  0428/14-02/2017) собственник земельного участка считается уведомленным о размере платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка со дня получения уведомления о размере платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка или со дня возврата уполномоченному органу заказного письма. Учитывая, что общий размер платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка составляет 66 523 258,23 руб., размер платы, подлежащий уплате ответчиком соразмерно доле в праве составляет 7 982 794,23 руб. Плата в бюджет Московской области на основании уведомления от 09.03.2017 13 исх-4412 ответчиком не внесена.

Представитель истца Министерства имущественных отношений Московской области по доверенности Беляева А.Р. в судебное заседание  явилась, исковые требования поддержала, просила суд удовлетворить иск по основаниям, изложенным в иске.

Ответчик Дмитрук А.С. в судебное заседание не явился, извещался судом о дате, времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, уполномочила представлять свои интересы представителя по доверенности Гончарова А.В., который в судебное заседание явился, исковые требования не признал по доводам письменных объяснений, просил суд отказать в иске.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

В силу положений пункта 6 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ, градостроительное зонирование - зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов.

Пунктом 8 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.

В соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 30 Градостроительного кодекса РФ в градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, в обязательном порядке указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Согласно части 1 статьи 37 Градостроительного кодекса РФ, разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: 1) основные виды разрешенного использования; 2) условно разрешенные виды использования; 3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.

В силу части 3 статьи 37 Градостроительного кодекса РФ, изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.

При этом, частью 4 статьи 37 Градостроительного кодекса РФ установлено, что основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.

Соответственно, в соответствии с федеральным законодательством выбор вида разрешенного использования осуществляется правообладателем земельного участка самостоятельно, при этом выбранный вид разрешенного использования земельного участка должен соответствовать разрешенными видами использования, предусмотренными градостроительным регламентом (зонированием территории).

Как установлено в судебном заседании собственникам на праве общей долевой собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 50:27:0020550:51, общей площадью 230 339 кв. м, расположенный по адресу: Московская обл., Подольский р-н, с/о Стрелковский, вблизи д. Борисовка, о чем 08.08.2016 в ЕГРП внесена соответствующая регистрационная запись. 

Ответчик Дмитрук А.С. является собственником в праве общей долевой собственности на земельный участок, расположенный по адресу: Московская обл., Подольский р-н, с/о Стрелковский, вблизи д. Борисовка с кадастровым номером 50:27:0020550:51, имеет 12/100 долей, государственная регистрация от 11.04.2015 года.

На основании декларации от 11.08.2016 «Об изменении вида разрешенного использования земельного участка», представленной в ООО «Квартал-инвестстрой», действующим на основании доверенностей от имени сособственников, в том числе, и от собственника 12/100 долей Дмитрука А.С., Филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области был изменен вид разрешенного использования земельного участка категории «земли населенных пунктов» площадью 230 339 кв.м. с  кадастровым номером 50:27:0020550:51, находящегося в собственности граждан, с «для сельскохозяйственного производства» на «индивидуальное жилищное строительство».

В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 05.04.2013 43-ФЗ «Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации  городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»  решение об изменении одного вида разрешенного использования земельного участка, расположенного в границах субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы, в границах Московской области и находящегося в собственности физического лица или юридического лица, на другой вид такого использования, предусматривающий строительство и (или) реконструкцию объекта капитального строительства, принимается на основании заявления этого лица при условии внесения им платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка, определяемой в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы, нормативным правовым актом Московской области, с учетом разницы между кадастровой стоимостью земельного участка с установленным на дату подачи указанного заявления видом разрешенного использования и кадастровой стоимостью земельного участка с измененным видом разрешенного использования.(в ред. Федерального закона от 02.12.2013 N 327-ФЗ). Плата за изменение вида разрешенного использования земельного участка, расположенного в границах субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы, в границах Московской области и находящегося в собственности физического лица или юридического лица, подлежит зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы, бюджет (в ред. Федерального закона от 02.12.2013 N 327-ФЗ) 3. Плата за изменение вида разрешенного использования земельного участка, расположенного в границах субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы, в границах Московской области и находящегося в собственности физического лица или юридического лица, в случае, предусмотренном частью 1 настоящей статьи, не взимается при условии, что вид разрешенного использования земельного участка изменяется на вид разрешенного использования, указанный в градостроительном плане земельного участка, утвержденном до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, а также в случаях, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы, законом Московской области.

Порядок внесения платы за изменение вида разрешенного использования земельных участков, расположенных на территории Московской области установлен ст.5.1 Закона Московской области от 07.06.1996 23/96-ОЗ «О регулировании земельных отношений в Московской области, а также принятым на основании указанной статьи постановлением Правительства Московской области от 31.12.2013  1190/57 "Об утверждении Порядка определения платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка, находящегося в собственности физического или юридического лица, Перечня видов объектов капитального строительства, имеющих важное социально-экономическое значение для развития Московской области, и Перечня муниципальных образований Московской области, в границах которых плата за изменение вида разрешенного использования земельного участка не взимается" размер платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка определяется Министерством имущественных отношений Московской области с учетом разницы между кадастровой стоимостью земельного участка с установленным на день подачи заявления собственника земельного участка видом разрешенного использования и кадастровой стоимостью земельного участка с измененным видом разрешенного использования по формуле:

Рп = С x ((КС2 - КС1) + У);

где:

Рп - размер платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка;

С - ставка для расчета платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка;

У - разница между кадастровыми стоимостями земельного участка во всех случаях изменения вида разрешенного использования начиная с 1 января 2014 г., исчисляется по каждому случаю изменения вида разрешенного использования земельного участка отдельно;

КС1 - кадастровая стоимость земельного участка на дату обращения об изменении вида разрешенного использования земельного участка, в том числе в соответствии с правилами землепользования и застройки, о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка;

КС2 - кадастровая стоимость земельного участка с измененным в установленном порядке видом разрешенного использования земельного участка;

Значения ставки для расчета платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка (С) устанавливаются в процентах в соответствии с приложением N 2 к настоящему Порядку, для случаев изменения вида разрешенного использования земельных участков после дня утверждения в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации классификатора видов разрешенного использования земельных участков.

Истцом был осуществлен расчет платы за изменение вида разрешенного использование земельного участка, общий размер платы составил 66 523 258,23 руб., размер платы, подлежащий уплате ответчиком соразмерно доле в праве составляет 7 982 794,23 руб. Плата в бюджет Московской области на основании уведомления от 09.03.2017 13 исх-4412 ответчиком не внесена. В адрес собственников были направлены соответствующие уведомления. Уведомление, направленное ответчику Дмитруку А.С. вернулось в Минмособлимущество.

Представленный  истцом в судебное заседание расчет суммы за изменение вида разрешенного использования земельного участка, судом проверен.

Оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению и взысканию с ответчика в пользу истца подлежит плата за изменение вида разрешенного использования земельного участка в размере 4656629, 97 коп., с учетом того, что вид разрешенного использования земельного участка  изменен, то в соответствии ч. 9, 12 ст. 5.1 Закона Московской области N 23/96-ОЗ, плата за изменение вида разрешенного использования земельного участка, находящегося в собственности физического лица или юридического лица, на другой вид такого использования, предусматривающий строительство и (или) реконструкцию объекта капитального строительства, в соответствии с правилами землепользования и застройки подлежит внесению физическим лицом или юридическим лицом, являющимся собственником земельного участка, в полном объеме.

Из буквального толкования ст. 5.1 Закона Московской области N 23/96-ОЗ следует, что плата взимается при изменении ВРИ не только на основании решения органа местного самоуправления муниципального образования Московской области об изменении ВРИ земельного участка (ч. 3 ст. 5.1 Закона N 23/69-ОЗ); но и на основании Правил землепользования и застройки (ч. 9, 12 ст. 5.1 Закона N 23/96-ОЗ).

Доводы ответчика о том, что расчет платы изменение вида разрешенного использования составлен неверно, поскольку плата определена с учетом кадастровой стоимости земельного участка, с которой ответчик не согласен, а также ссылки на вступившее в законную силу решение Московского областного суда от 11.11.2019г. по делу  3а-787/19, которым суд установил кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:27:0020550:51 по состоянию на 07.09.2016г. в размере его рыночной - 191 127 000 руб. суд отклоняет ввиду следующего.

Кадастровая стоимость земельного участка определяется в порядке, установленном Федеральным законом от 03.07.2016  237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», в соответствии с  ч. 1 ст. 6, ст. 12, ч. 1 ст. 13, ст. 14, ст. 15 уполномоченным органом субъекта РФ принимается  решение о проведении кадастров оценки   и подготовки к ее проведению, рассчитывается кадастровая стоимость специализированным бюджетным учреждением в субъекте РФ,  составляется и утверждается  отчет о результатах определения кадастровой стоимости.

Согласно ст. 22 Федеральным законом от 03.07.2016года  237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде.

Как следует из материалов дела,  утвержденная кадастровая стоимость земельного участка ответчиком на момент принятия Постановления об изменении вида разрешенного использования земельного участка в установленном законом порядке оспорена не была.

Кроме того, суд учитывает, что Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 3 июля 2014 года N 1555-О указал, что в силу статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель; органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу) (пункт 2); при этом в случаях определения рыночной стоимости земельного участка его кадастровая стоимость устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3). Приведенные законоположения предусматривают, таким образом, преимущество, в том числе для целей налогообложения, в применении кадастровой стоимости, равной рыночной стоимости земельного участка, перед кадастровой стоимостью земельных участков, установленной по результатам государственной кадастровой оценки земель. Само по себе такое регулирование не означает, однако, что государственная кадастровая оценка земель лишена экономических оснований и не связана с рыночной стоимостью земельных участков. Как следует из Федерального стандарта оценки "Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости (ФСО N 4)" (утвержден Приказом Минэкономразвития России от 22 октября 2010 года N 508), под кадастровой стоимостью понимается установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, - рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности (пункт 3). Преимущество же применения рыночной стоимости земельных участков, определяемой в силу пункта 1 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации по правилам законодательства об оценочной деятельности, состоит, в частности, в том, что ее устанавливают в отношении конкретных земельных участков, а это предполагает большую точность по сравнению с массовой оценкой. В то же время установление кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости, будучи законным способом уточнения одной из основных экономических характеристик указанного объекта недвижимости, в том числе в целях налогообложения, само по себе не опровергает предполагаемую достоверность ранее установленных результатов государственной кадастровой оценки земель.

Согласно ст.103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Исходя из этого, с ответчика, с учетом требований ст.333.19 НК РФ, подлежит взысканию государственная пошлина в доход бюджета города Москвы в размере 48113,97 руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

 

РЕШИЛ:

 

Взыскать с Дмитрука А.С. в пользу Министерства имущественных отношений Московской области сумму платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка 7 982 794,23 руб.

Взыскать с Дмитрука А.С. в доход бюджета города Москвы государственную пошлину в размере 48113,97 руб.

Решение может быт ░░░░░░░░░  ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░  ░░░░░░ ░░░░░  ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░  ░░░░░░░░░░░░ ░░░░.

░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░.

 

░░░░                                                                                    ..░░░░░░░░░

 

 

02-0298/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Удовлетворено, 19.02.2020
Истцы
Министерство имущественных отношений по Московской области
Ответчики
Дмитрук А.С.
Суд
Тверской районный суд
Судья
Молитвина Т.А.
Дело на сайте суда
mos-gorsud.ru
19.02.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее