Дело №2-3737/18
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
адрес дата
Измайловский районный суд адрес в составе председательствующего судьи фио
при секретаре фио,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Государственного учреждения – Главное Управление ПФР №7 по адрес и адрес к Сплетухову фио о взыскании незаконно полученных денежных средств,
установил:
истец обратился в суд с указанным иском к ответчику, мотивируя свои требования тем, что фио являлся получателем трудовой пенсии по случаю потери кормильца, по основанию, предусмотренному п.п.1 п.2 ст.9 Федерального закона от дата №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». В заявлении о назначении пенсии фио, действовавшая в интересах фио, указала, что обязуется известить пенсионный орган об обстоятельствах, в том числе влекущих прекращении ее выплаты. фио своевременно не представил в пенсионный орган такую информацию, вследствие чего произошла переплата за период с дата по дата в размере сумма. после предъявления иска в суд ответчик частично вернул незаконно полученные денежные средства в размере сумма В настоящее время задолженность ответчика перед городским бюджетом составляет сумма, в связи с чем истец, уточнив исковые требования в соответствии со ст.39 ГПК РФ, просит взыскать с ответчика сумма, а также расходы по оплате госпошлины в размере сумма
Стороны в судебное заседание не явились, извещены. Об отложении судебного разбирательства не ходатайствовали, об уважительной причине неявки суд в известность не поставили, в связи с чем дело рассмотрено без их участия в соответствии со ст.167 ГПК РФ.
Представителем ответчика фио представлено заявление, из которого следует, что ответчик исковые требования в размере сумма признает, обязуется погасить переплату в данном размере.
Исследовав письменные доказательства, суд находит иск обоснованным, подлежащим удовлетворению. Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования, суд учитывает следующее.
Статьей 9 Федерального закона от дата №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее Федеральный закон №173-ФЗ) предусмотрено право нетрудоспособных членов семьи умершего кормильца, состоявших на его иждивении, на получение трудовой пенсии по случаю потери кормильца. Нетрудоспособными членами семьи умершего признаются, в том числе дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, обучающиеся по очной форме в образовательных учреждениях всех типов и видов независимо от организационно-правовой формы, за исключением образовательных учреждений дополнительного образования, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет.
Согласно п.п.3 п.1 ст.22 Федерального закона №173-ФЗ выплата трудовой пенсии (части трудовой пенсии по старости) прекращается в случае утраты пенсионером права на назначенную ему трудовую пенсию (часть трудовой пенсии по старости) (обнаружения обстоятельств или документов, опровергающих достоверность сведений, представленных в подтверждение права на указанную пенсию; истечения срока признания лица инвалидом; приобретения трудоспособности лицом, получающим пенсию по случаю потери кормильца; поступления на работу (возобновления иной деятельности, подлежащей включению в страховой стаж) лиц, предусмотренных в подпункте 2 пункта 2 статьи 9 настоящего Федерального закона, и в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации) - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором обнаружены указанные выше обстоятельства или документы, либо истек срок инвалидности, либо наступила трудоспособность соответствующего лица.
Пунктом 4 статьи 23 данного Федерального закона предусмотрено, что пенсионер обязан безотлагательно извещать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, о наступлении обстоятельств, влекущих за собой изменение размера трудовой пенсии или прекращение ее выплаты.
Пенсионное законодательство предусматривает, что лица, которым назначена пенсия, несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в заявлениях, представляемых ими в пенсионный орган, для назначения и выплаты пенсии. В случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений повлекло за собой перерасход средств на выплату пенсий, виновные лица возмещают пенсионному органу причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ст. 25 Федерального закона от дата №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», п. 4 ст. 24 Федерального закона от дата №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»).
Обязательства вследствие неосновательного обогащения регулируются гл. 60 ГК РФ.
В судебном заседании установлено и подтверждается письменными доказательствами, что фио на основании решения ГУ - Главное Управление ПФР №7 по адрес и адрес с дата являлся получателем трудовой пенсии по случаю потери кормильца на основании и в размере, предусмотренными ст.ст.9, 16 Федерального закона №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (л.д.15-17).
При обращении в ГУ – Главного Управления ПФР №7 по адрес и адрес с заявлением о назначении пенсии дата фио, действовавшая в интересах фио, в соответствии с требованиями ст. 23 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» была ознакомлена, что обязана сообщить в ПФР о обстоятельствах, влекущих изменение размера трудовой пенсии или прекращении ее выплаты, в том числе, о поступлении на работу или выполнении иной деятельности, в период которой фио подлежит обязательному пенсионному страхованию (л.д.9-13).
При обработке сведений персонифицированного учета получателей пенсии, истцом выявлено, что фио дата призван на военную службу в Вооруженные силы РФ. Согласно справке №639, выданной войсковой частью №6681, фио, паспортные данные, проходил военную службу по призыву в в/ч 6681 адрес с дата по дата (л.д.21).
Таким образом, обязательство, принятое при обращении в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии по случаю потери кормильца, фио нарушено, что повлекло за собой перерасход бюджетных средств в размере сумма за период с дата по дата.
Таким образом, судом установлено, что переплата пенсии фио произошла по вине последнего вследствие несвоевременного исполнения им обязанности, предусмотренной п.4 ст.23 Федерального закона №173-ФЗ.
Следовательно, со стороны фио имело место неосновательное обогащение.
В соответствии с п.1 ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 1103 ГК РФ поскольку иное не установлено настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами и не вытекает из существа соответствующих отношений, правила, предусмотренные настоящей главой, подлежат применению, в том числе, и к требованиям одной стороны в обязательстве к другой о возврате исполненного в связи с этим обязательством.
На основании п.3 ст.1109 ГК РФ не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.
Получателем и пользователем компенсационной выплаты являлся фио
Таким образом, заявленные ко взысканию денежные средства подлежат взысканию с ответчика в случае, если имеется недобросовестность с его стороны, либо счетная ошибка.
В данном случае имеется недобросовестность в действиях ответчика по получению компенсационных выплат.
На основании установленных обстоятельств истцом принято решение о возвращении ответчиком суммы незаконно полученных денежных средств в размере сумма, о чем он был уведомлена письменно с предложением вернуть сумму переплаты в добровольном порядке (л.д.8).
Расчет, представленный истцом, ответчиком не оспорен.
В добровольном порядке фио частично погасил задолженность перед городским бюджетом в размере сумма, что подтверждается чеками-ордерами.
Доказательствами возврата ответчиком неосновательно полученной пенсии по случаю потери кормильца в полном размере суд не располагает, а потому требования истца основаны на законе и подлежат удовлетворению в размере сумма
Удовлетворяя исковые требования, суд учитывает, что в соответствии с п.2 ст.1102 ГК РФ правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
При этом суд принимает во внимание, что оснований для освобождения фио от обязанности вернуть незаконно полученную пенсию по случаю потери кормильца (недобросовестность пенсионного органа или счетная ошибка), не имеется, а также учитывает признание представителем ответчика обоснованности заявленных истцом требований.
Истец при подаче иска уплатил госпошлину в размере сумма, исходя из цены иска сумма
Учитывая, что фио погасил задолженность до предъявления иска в суд на сумму сумма, расчет госпошлины следует произвести из расчета цены иска, равной сумма
Поскольку фио не представил доказательств, являющихся основанием для освобождения его от уплаты госпошлины, то в соответствии с ч.1 ст.98, ч.1 ст.101 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежат присуждению расходы по оплате госпошлины в размере сумма
Руководствуясь ст.ст. 98,101,167, 194-198 ГПК РФ,
решил :
░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ №7 ░░ ░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░ ░░░