Дело №2-601/2019
03RS0040-01-2019-000674-04
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
06 августа 2019 года г. Дюртюли РБ
Дюртюлинский районный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Крамаренко Е.Г., при секретаре Гареевой Р.Ф., с участием истца Царева С.А., помощника прокурора Абакарова Э.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Дюртюлинского межрайонного прокурора РБ в интересах Царева С.А. к Обществу с ограниченной ответственностью «Дюртюлинский комбинат хлебопродуктов» в лице конкурсного управляющего Аглямова А.И. о взыскании заработной платы, денежной компенсации за задержку выплаты заработной платы, компенсации морального вреда,
у с т а н о в и л:
Дюртюлинский межрайонный прокурор РБ обратился в суд с иском в интересах Царева С.А. к Обществу с ограниченной ответственностью «Дюртюлинский комбинат хлебопродуктов» (далее по тексту Общество ООО «Дюртюлинский КХП») в лице конкурсного управляющего Аглямова А.И. о взыскании заработной платы, денежной компенсации за задержку выплаты заработной платы, компенсации морального вреда, указывая, что в ходе проверки Дюртюлинской межрайонной прокуратурой соблюдения требований трудового законодательства в ООО «Дюртюлинский КХП», установлено, что Царев С.А. работал в ООО «Дюртюлинский КХП» в должности <данные изъяты>. На основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ Царев С.А. уволен с ДД.ММ.ГГГГ. Согласно информации конкурсного управляющего Аглямова А.И. от ДД.ММ.ГГГГ №, задолженность по заработной плате перед Царевым С.А. составляет <данные изъяты>,54 рубля. Решением Арбитражного суда РБ от ДД.ММ.ГГГГ Общество признано несостоятельным (банкротом)). Конкурсным управляющим утвержден Аглямов А.И. С учетом уточнений исковых требований Дюртюлинский межрайонный прокурор РБ просит суд взыскать с Общества долг по заработной плате в размере 67068,54 рубля, компенсацию за задержку выплаты заработной платы в размере 9939,56 рублей, компенсацию морального вреда в размере 10000 рублей в пользу Царева С.А.
02.07.2019 года истцом представлены уточненные исковые требования, в которых истец отказался от взыскания компенсации за задержку заработной платы.
В судебном заседании истец Царев С.А. исковые требования поддержал, просил удовлетворить уточненные исковые требования в полном объеме.
Помощник прокурора Абакаров Э.А. уточненные исковые требования поддержал, просил удовлетворить.
Ответчик – представитель Общества, надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в суде не присутствовал.
При таких обстоятельствах, в соответствии со ст.167 ГПК РФ, учитывая мнение участника процесса, суд полагает возможным рассмотрение настоящего гражданского дела, в отсутствие указанных лиц.
Суд, выслушав истца, помощника прокурора, изучив материалы гражданского дела, приходит к следующему.
Согласно ст. 135 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы (абз. 5 ч. 1 ст. 21абз. 5 ч. 1 ст. 21 Трудового кодекса Российской Федерации); на работодателя возлагается обязанность выплачивать в полном размере причитающуюся работнику заработную плату в сроки, установленные в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовым договором (абз. 7 ч. 2 ст. 22абз. 7 ч. 2 ст. 22 Трудового кодекса Российской Федерации).
Из ч.ч. 1, 2 ст. 178 ТК РФ следует, что за первый и второй месяц со дня увольнения в связи с ликвидацией организации за работником сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства в безусловном порядке.
За третий месяц со дня увольнения за ним сохраняется средний месячный заработок только в исключительных случаях и по решению органа службы занятости населения при условии, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Царев С.А. работал в ООО «Дюртюлинский КХП» в должности <данные изъяты>, приказом от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ уволен в связи с ликвидацией организации.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 06.06.2018 г. Общество признано несостоятельным (банкротом).
Факт начисления задолженности по заработной плате перед Царевым С.А. подтверждается расчетными листами (л.д. 20-28) и не оспаривается сторонами, согласно которым задолженность по заработной плате за июнь 2019 года составила <данные изъяты>,54 рубля, из них: начислено <данные изъяты>,72 рубля, долг на начало месяца <данные изъяты>,82 рубля, итого долг за Обществом перед истцом на конец июня 2019 года составил <данные изъяты>,54 рубля. В день увольнения окончательный расчет с истцом произведен не был. Итого общая задолженность, начисленная ответчиком, перед Царевым С.А. с июля 2018 года по июнь 2019 года составляет <данные изъяты>,54 рубля.
Таким образом, судом установлено неисполнение работодателем обязанности по выплате истцу заработной платы, а также отсутствие у ответчика правовых оснований для удержания заработной платы, суд приходит к выводу о взыскании в пользу истца задолженности по заработной плате в размере <данные изъяты>,54 рубля в связи с допущенными работодателем нарушениями трудовых прав истца.
В ходе конкурсного производства производится удовлетворение требований кредиторов ответчика в установленной законом очередности (ст. 134 Закона о банкротстве). Так, требования кредиторов по текущим платежам погашаются вне очереди за счет конкурсной массы преимущественно перед кредиторами, требования которых возникли до принятия заявления о признании должника банкротом. Требования кредиторов по текущим платежам, относящиеся к одной очереди, удовлетворяются в порядке календарной очередности (п. п. 1, 2 ст. 134 Закона о банкротстве).
Вместе с тем, согласно абзацу второму пункта 11 статьи 16 Закона о банкротстве трудовые споры между должником и работником должника рассматриваются в порядке, определенном трудовым законодательством и гражданским процессуальным законодательством. В связи с этим на требования работника об оплате труда или выплате выходного пособия не распространяется правило абзаца седьмого пункта 1 статьи 126 Закона о том, что с даты признания должника банкротом все требования кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, иные имущественные требования могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства. В ходе конкурсного производства, а также любой другой процедуры банкротства требования работников о взыскании с должника задолженности по оплате труда или выплате выходного пособия независимо от даты их возникновения, в том числе возникшие до возбуждения дела о банкротстве, могут быть предъявлены работниками в суд в порядке, определенном трудовым и гражданским процессуальным законодательством.
Таким образом, само по себе наличие установленной законом очередности удовлетворения требований кредиторов не является основанием к отказу в удовлетворении иска.
Согласно п. 63 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", суд вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав (например, при задержке выплаты заработной платы).
Согласно положения п. 1 ст. 126 Федерального закона от 26.10.2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", в силу которой с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства прекращается начисление процентов, неустоек (штрафов, пеней) и иных санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, за исключением текущих платежей, а также процентов, предусмотренных настоящей статьей.
Частью 1 статьи 5 Федерального закона Российской Федерации от 26.10.2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" определено, что в целях настоящего Федерального закона под текущими платежами понимаются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Таким образом, заработная плата, равно как и ряд иных платежей, обязанность по уплате которых возложена на работодателя в соответствии с Федеральным законом, относятся к текущим платежам. В том числе и выплата работнику процентов за задержку выплаты заработной платы, в соответствии с трудовым законодательством, осуществляется из фонда оплаты труда, относится к текущим, первоочередным платежам и призвана компенсировать допущенные работодателем нарушения в части лишения работника средств к существованию.
Поскольку период задержки выплаты заработной платы исчисляется истцом с 29.08.2018 года, то есть после вынесения решения Арбитражным судом Республики Башкортостан от 06.06.2019 года о признании Общества несостоятельным (банкротом), требования о компенсации за задержку выплаты заработной платы, заявлены необоснованно.
По смыслу ст. 237 ТК РФ в случае нарушения работодателем прав и законных интересов работника возникновение у последнего нравственных страданий презюмируется, то есть не требует дополнительного доказывания.
Поскольку в ходе рассмотрения дела факт нарушения ответчиком трудовых прав истца, не выплатившего в полном объеме причитавшуюся заработную плату, нашел свое объективное подтверждение, суд полагает необходимым удовлетворить исковые требования в части компенсации морального вреда в размере 10000 руб., что соответствует требованиям разумности и справедливости.
В соответствии со ст.103 ГПК РФ в доход государства подлежит взысканию государственная пошлина с Общества в размере 2512,06 рублей от уплаты, которой освобожден истец.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Дюртюлинский комбинат хлебопродуктов» в пользу Царева С.А. задолженность по заработной плате в размере 67068,54 рублей, компенсацию морального вреда в размере 10000 рублей. Всего взыскать 77068 (семьдесят семь тысяч шестьдесят восемь рублей) 54 коп.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Дюртюлинский комбинат хлебопродуктов» в доход бюджета муниципального района Дюртюлинский район РБ государственную пошлину в размере 2512,06 рублей от оплаты, которой освобожден истец.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в течение месяца, через Дюртюлинский районный суд Республики Башкортостан.
Решение в окончательной форме составлено 06 августа 2019 года.
Судья Е.Г. Крамаренко