Дело № 2-44/2014
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
С. Корткерос 18 февраля 2014 года
Корткеросский районный суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Буян Э.Ф., при секретаре Карповой М.М., с участием истца- Панюковой Н.Н., представителя ответчика– ГУ-Управления Пенсионного фонда в Корткеросском районе РК Логиновой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску
Панюковой Н.Н.
к ГУ-Управлению Пенсионного фонда в Корткеросском районе РК
о включении в специальный стаж работы и назначении досрочной трудовой пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Панюкова Н.Н. обратилась в суд с иском к ГУ- Управлению Пенсионного фонда РФ в Корткеросском районе (далее- УПФ) с требованием о признании решения ХХХ от <дата> об отказе в установлении досрочной трудовой пенсии по старости незаконным; включить периоды работы с <дата> по <дата> и с <дата> по <дата> в качестве медсестры-анестезиста в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости; обязании назначить трудовую пенсию досрочную с даты обращения, а именно с <дата>. В обоснование своих требований указала, что с <дата> после прохождения курсов повышения квалификации по циклу «Медсестры-анестезисты отделений анестезиологии и реанимации» работала медсестрой-анестезистом группы анестезиологии-реанимации, в ее обязанности входило подготовка наркозной дыхательной аппаратуры и другого специального оборудования, подготовка необходимых медикаментозных средств и наркоз, вела их учет, укладывала больных на операционный стол, во время операций контролировала пульс, давление больного, вела наркозные карты и другую документацию. Считает ошибочное указание должности в трудовой книжке и отсутствие указаний о группе является ошибкой администрации, право на пенсию за выслугу лет не может быть поставлено в зависимость от организационно-правовой формы, наименования учреждения, его структурного подразделения либо наименования должности.
В последующем истец уточнила требования в части включения в специальный стаж периода работы, просив обязать ответчика включить оспариваемые периоды работы в специальный стаж работы в связи с лечебной деятельностью для назначения досрочной трудовой пенсии по старости по пп.20 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ от 17.12.2001г. в льготном исчислении 1г. 6 мес. за 1 год работы при расчете специального стажа работы, в связи с лечебной деятельностью, для назначения досрочной трудовой пенсии по старости.
В судебном заседании Панюкова Н.Н. требования поддержала в полном объеме, суду пояснив, что она действительно с <дата>. выполняла функции по анестезиологии в операционном блоке <адрес> районной больнице в большей части в период проведения операций, подтвердив наличие в структуре операционного блока одного койко-места в одной палате, где находились тяжелобольные, за которыми необходим был постоянный уход, чем занималась она по назначению врача анестезиолога-реаниматолога.
Представитель ГУ-Управления Пенсионного фонда РФ в Корткеросском районе РК Логинова А.В. поддержала отзыв, представленный по исковому заявлению, просила отказать в заявленных требованиях в полном объеме.
Заслушав истца, представителя Управления Пенсионного фонда РФ в Корткеросском районе, свидетелей ФИО1, ФИО2, ФИО2, проверив материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что требования Панюкова Н.Н. подлежат удовлетворению частично по следующим основаниям.
Согласно отказному пенсионному делу, представленному ответчиком, истец обратился в Управление Пенсионного фонда в Корткеросском районе с письменным заявлением о назначении ей досрочной пенсии <дата>.
Решением ХХХ от <дата> УПФ отказано Панюковой Н.Н. в установлении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп.20 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». Основанием для отказа ей в назначении досрочной пенсии явилось отсутствие необходимого 25 летнего специального стажа работы в связи с лечебной деятельностью в сельской местности, который составил на день обращения календарно <...>, с применением льготного исчисления -<...>.
Согласно протоколу заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ХХХ от <дата>. из специального стажа работы в связи с лечебной деятельностью Панюковой Н.Н., с учетом представленных заявителем документов и сведений из индивидуального лицевого счета застрахованного лица за период работы после <дата>., акта документальной проверки и справки ХХХ от <дата>, выданной ГБУЗ РК «<адрес> районная больница» исключены курсы повышения квалификации по подготовке и переподготовки кадров с отрывом от производства, отпуска без содержания, периоды ухода за детьми до <...> лет, начавшиеся после <дата>, в связи с тем, что Правила ХХХ и Правила ХХХ не содержат норм о включении данных периодов в специальный стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение. Кроме того, в соответствии с актом проверки от <дата> ХХХ периоды работы с <дата> по <дата> и с <дата> по <дата> в качестве медсестры-анестезиста в специальный стаж засчитаны без применения льготного исчисления (1 год-1 год 6 мес.), в связи с тем, что согласно справке ХХХ от <дата>, а также по штатному расписанию и тарификационным спискам <адрес> больницы нет должности врача-анестезиста-реаниматолога, не подтверждается наличие структурного подразделения- «отделения (группы, палаты) анестезиологии-реанимации, предусмотренное Перечнем структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала постановления ХХХ от <дата>.
В соответствии с пп.20 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» №173-ФЗ от 17.12.2001 г. ( далее- Закон № 173-ФЗ) трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Положениями п. 2 ст. 27 Закона от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в РФ» установлено, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г № 781 утверждены Списки профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее- Списки № 781) и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения ( далее- Правила № 781).
Так пп. б п. 5 Правил № 781 предусмотрено, что периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню, год работы засчитывается в указанный стаж работы как год и 6 месяцев.
Вышеуказанным Перечнем предусмотрены оперирующие врачи, оперирующие медсестры в хирургических отделениях, операционных, операционных блоках (оперблоках) стационаров учреждений, а также врачи-анестезиологи-реаниматологи (врачи-анестезилогоги-реаниматоры), медицинские сестры палатные, медицинские сестры-анестезисты в отделениях (группах, палатах) анестезиологии-реанимации, а также реанимации и интенсивной терапии учреждений, в том числе больниц.
Кроме того, при исчислении стажа работы применяются Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.27 Закона № 173-ФЗ, утвержденные постановлением Правительства РФ от 11.07.2002г. № 516 ( далее- Правила № 516). Данными правилами ( п.4,5) определено, что в стаж работы засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в пенсионный фонд РФ.
Согласно положениям ст.13 Закона № 173-ФЗ и Правилам подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовой пенсии, утвержденным постановлением Правительства РФ № 555 от 24.07.2002г., при подсчете страхового стажа подтверждаются периоды работы и (или) иной деятельности до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования" (далее- до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица) - документами, выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка; периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
По сведениям трудовой книжки в оспариваемые периоды Панюкова Н.Н. работала медсестрой- анестезисткой ГБУЗ <адрес> центральной районной больницы (до реорганизации <адрес> районная больница № 2, МБУЗ «<адрес> районная больница № 2», ГБУЗ «<адрес> районная больница»- далее <адрес> РБ) с <дата> по день обращения за назначением досрочной трудовой пенсии.
Согласно справке, уточняющей стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, выданной ГБУЗ «<адрес> районная больница», ХХХ от <дата> Панюкова Н.Н. с <дата> на момент выдачи справки работала медсестрой-анестезистом на полную ставку в отделении анестезиологии и реанимации.
Однако в результате проведенной специалистами УПФ проверки установлено, что документы, указанные в основании выдачи уточняющей справки ХХХ от <дата>, содержат противоречивые сведения о наличии в оспариваемый период: с <дата> по <дата> и с <дата> по <дата> группы анестезиологии и реанимации в <адрес> РБ и противоречат сведениям о наличии отделения анестезиологии и реанимации.
По сообщению <адрес> РБ ХХХ от <дата> с <дата> по настоящее время на базе хирургического отделения стационара развернута палата интенсивной терапии, работу которой обеспечивает врач анестезиолог и медсестра-анестезист, введенные в должность по ведомости замены. Кроме того в <адрес> РБ на базе хирургического отделения функционировала палата интенсивной терапии на <...> место без указания в структуре ЛПУ и без выделения отдельных штатных единиц. Статистическая работа по использованию койко-мест палаты интенсивной терапии не проводилась, поскольку плановые показатели не доводились. Данные сведения в ходе судебного заседания подтвердили как сама истец, так и опрошенные свидетели.
По сведениям индивидуального (персонифицированного) учета Панюкова Н.Н. зарегистрирована в качестве застрахованного лица- <дата>. По данным сведениям оспариваемый период работы Панюковой начиная с <дата>. содержат код, подтверждающий условие для досрочного назначения трудовой пенсии за осуществление лечебной деятельности в сельской местности, с учетом льготного исчисления <...> год за <...>.
В ходе судебного заседания однозначно установлено, что в оспариваемые периоды в <адрес> больнице медсестра-анестезист работала в операционном блоке хирургического отделения, в палате интенсивной терапии работа не носила постоянный характер. При этом доказательств частоты использования палаты интенсивной терапии и работы в ней истца полный рабочий день суду не предоставлено.
Согласно пункту 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Наличие же группы анестезиологии-реанимации в <адрес> РБ в оспариваемые периоды также не подтверждается представленными документами. Так, при наличии в штатном расписании данной группы (за исключением <дата>., <дата>, когда в штатном расписании предусмотрена группа анестезиологии), состоящей из врача-анестезиолога-реаниматолога и медсестры-анестезиста, фактически группа не существовала, т.к. по тарификационному списку врач–анестезиолог-реаниматолог отсутствует. Доказательств обратного суду не представлено.
Довод истца, что право на пенсию за выслугу лет не может быть поставлено в зависимость от организационно-правовой формы, наименования учреждения, его структурного подразделения либо наименования должности является не обоснованным.
Право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой, а лишь с такой, при выполнении которой организм работника подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером профессиональной деятельности. При этом, учитываются также и различия в характере труда, функциональных обязанностях лиц, работающих на одних и тех же должностях, но в разных по профилю и задачам деятельности учреждениях и организациях. Право определения должностей и учреждений, работа в которых дает право на досрочное назначение пенсии, предоставлено Правительству Российской Федерации.
При этом суд считает необходимым согласиться с доводами истца о возможности исчисления специального стажа с учетом законодательства, действующего на период выполнения соответствующих работ, позволяющих засчитать такие периоды в стаж при назначении пенсии.
С учетом положений статей 6(ч.2), 15 (ч.4), 17 (ч.1), 18, 19 и 55 (ч.1) Конституции РФ, предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, суд считает возможным при рассмотрении дела применить нормы действующего на момент выполнения истцом функций законодательства. Так по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", периоды работы до 1 января 2002 г. могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.
По состоянию на 31 декабря 2001 г. пенсионное обеспечение медицинских работников регулировалось, в частности, постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения" (далее - Постановление N 1066).
Согласно п. 3 постановления Правительства РФ от 22 сентября 1999 года N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды до 1 ноября 1999 года засчитывались в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464.
В соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет" (далее- Постановление № 464), исчисление выслуги лет из расчета один год работы к одному году шести месяцам установлено для среднего медицинского персонала отделений (палат) хирургического профиля стационаров, среднего медицинского персонала отделений (групп) анестезиологии - реанимации, отделений (палат) реанимации и интенсивной терапии.
Таким образом, с учетом установленного факта работы Панюковой в оспариваемый период с <дата>. медсестрой-анестезистом в операционном блоке отделения хирургического профиля стационара <адрес> РБ, суд считает необходимым засчитать период работы Панюковой в качестве медсестры в операционном блоке как среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационаров один год работы за один год и 6 месяцев в соответсвии с Постановлением № 464. При этом, специальный стаж работы в связи с лечебной деятельностью для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, рассчитанный ответчиком, а также с применением льготного исчисления <...> год работы за <...> с <дата> по <дата> (без учета дней нахождения в отпуске без содержания), на момент вынесения решения составил <...>.
Однако, по материалам отказного пенсионного дела в период <дата> годы истец переводилась медсестрой детского, терапевтического отделений, глазного кабинета. Установить по материалам дела точные периоды, на которые переводилась истец, и факт выполнения Панюковой в период переводов функций по основной должности- медсестры-анестезиста на полную ставку, не представляется возможным из-за отсутствия данных сведений. Таким образом, судом не может быть установлен точный стаж специальной работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по пп.20 п.1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ на момент рассмотрения дела. При этом, судом однозначно установлено, что на момент рассмотрения дела специальный стаж составляет менее 25 лет.
С учетом вышеизложенного, положений ст.196 ГПК РФ, суд принимает решение по заявленным истцом требованиям и считает необходимым обязать УПФ включить в специальный стаж работы в связи с лечебной деятельностью для назначения досрочной трудовой пенсии по старости по пп.20 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ от 17.12.2001г. Панюковой Н.Н. период работы в должности медсестры-анестезиста в операционном блоке хирургического отделения в <адрес> районной больнице с <дата>. (за исключением отпусков без сохранения заработной платы и выполнения работы по другим должностям) в льготном исчислении <...> за <...> год работы при расчете специального стажа работы, в связи с лечебной деятельностью, для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, как среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационаров.
По вышеуказанным основаниям, с учетом льготного исчисления периода с <дата>. как <...> год работы за <...>, судом установлено, что у истца отсутствует необходимый специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости как на момент обращения с заявлением в УПФ о назначении досрочной пенсии по пп.20 п.1 ст.27 Закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», так и на день вынесения решения суда.
При установленных судом обстоятельствах, следует отказать Панюковой Н.Н. в требованиях о признании решения Государственного учреждения- Управления Пенсионного фонда в Корткеросском районе РК ХХХ от <дата> об отказе в установлении досрочной пенсии по старости незаконным и обязании назначить досрочную трудовую пенсию с даты обращения, а именно с <дата>.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 197,198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Иск Панюковой Н.Н. удовлетворить частично.
Обязать Государственное учреждение- Управление Пенсионного фонда в Корткеросском районе РК включить в специальный стаж работы в связи с лечебной деятельностью для назначения досрочной трудовой пенсии по старости по пп.20 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ от 17.12.2001г. Панюковой Н.Н. период работы в должности медсестры-анестезиста в операционном блоке хирургического отделения в <адрес> районной больнице с <дата> (за исключением отпусков без сохранения заработной платы и выполнения работы по другим должностям) в льготном исчислении <...>. за <...> год работы при расчете специального стажа работы, в связи с лечебной деятельностью, для назначения досрочной трудовой пенсии по старости.
Отказать Панюковой Н.Н. в требованиях о признании решения Государственное учреждение- Управление Пенсионного фонда в Корткеросском районе РК ХХХ от <дата> об отказе в установлении досрочной пенсии по старости незаконным и обязании назначить досрочную трудовую пенсию с даты обращения, а именно с <дата>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Коми через Корткеросский суд в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме.
Судья Э.Ф.Буян
В окончательной форме решение изготовлено 21 февраля 2014 года.