Решение по делу № 02-4734/2020 от 20.04.2020

      Дело  2-4734/2020

 

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

21 июля 2020 года                                                                             г.  Москва

Мещанский районный суд г. Москвы в составе председательствующего судьи Афанасьевой И.И., секретаря судебного заседания Карташовой Н.П., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело  2-4734/2020 по иску Костромского транспортного прокурора Северо-Западной транспортной прокуратуры в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ОАО «РЖД» об обязании обеспечить проведение дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры и утверждении в установленном порядке ее результатов, обеспечении внесении изменений в план обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры,

УСТАНОВИЛ:

Костромской транспортный прокурор Северо-Западной транспортной прокуратуры  обратился  в суд с исковым заявлением к ОАО «РЖД», в соответствии с которым просил суд обязать ОАО «Российские железные дороги» в отношении объекта транспортной инфраструктуры - железнодорожной станции Мантурово Вологодского центра организации работы железнодорожных станций - структурного подразделения Северной дирекции управления движением - структурного подразделения Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО «РЖД» (реестровый номер ЖСТ 114078): в течении 3 (трех) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить проведение дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры и утверждение в установленном порядке ее результатов; обеспечить внесение изменений в план обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, в том числе по результатам проведенной дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры, и их представление на утверждение в Федеральное агентство железнодорожного транспорта в течение 3 месяцев со дня утверждения результатов проведенной дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры.

В обоснование требований прокурор указывает, что Костромской транспортной прокуратурой с привлечением государственного инспектора отдела НОТБ УГАН НОТБ ЦФО Ространснадзора, проведена проверка исполнения законодательства в области обеспечения транспортной безопасности на объектах Северной дирекции управления движением - структурного подразделения Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО «РЖД», в ходе которой установлено, что в нарушение требований законодательства в отношении объекта транспортной инфраструктуры - железнодорожной станции Мантурово не проведена дополнительная оценка уязвимости. Вышеуказанные нарушения закона были изложены в представлениях об устранении нарушений закона о транспортной безопасности, однако ответчиком мер к устранению нарушений принято не было. В обоснование заявленных требований истец также указывает, что непринятие ОАО «РЖД» мер по обеспечению требований законодательства о транспортной безопасности создает реальную угрозу совершения террористического акта на объектах транспортной инфраструктуры и нарушает права неопределенного круга лиц на безопасное пребывание на объектах транспортной инфраструктуры, на защиту жизни и здоровья от актов незаконного вмешательства.

Представитель прокурора  в судебное заседание не явился,  о дате, месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, направил в суд ходатайство в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель ответчика ОАО «РЖД»  в судебное заседание явился, возражал против удовлетворения требований по доводам письменных возражений, просил в иске отказать.

Суд, выслушав представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, оценив собранные по делу доказательства в совокупности, приходит к выводу о том, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что  Костромской транспортной прокуратурой, с привлечением государственного инспектора отдела НОТБ УГАН НОТБ ЦФО Ространснадзора, проведена проверка исполнения законодательства в области обеспечения транспортной безопасности на объектах Северной дирекции управления движением - структурного подразделения Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО «РЖД», в ходе которой установлено, что в нарушении норм законодательства Российской Федерации о транспортной безопасности, на объекте транспортной инфраструктуры - железнодорожной станции Мантурово не проведена дополнительная оценка уязвимости, принадлежащего ОАО «РЖД» объекта транспортной инфраструктуры.

В соответствии с Федеральным законом от 09.02.2007  16-ФЗ "О транспортной безопасности" транспортная безопасность - состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства. Объекты транспортной инфраструктуры - это технологический комплекс, включающий в себя участки автомобильных дорог, железнодорожных и внутренних водных путей, тоннели, эстакады, мосты, автомобильные, железнодорожные вокзалы и станции, метрополитены, морские торговые, рыбные, специализированные и речные порты, портовые средства, судоходные гидротехнические сооружения, аэродромы, аэропорты, объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование.

Субъекты транспортной инфраструктуры - юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательств.

В силу п. 3 ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 09.02.2007  N 16-ФЗ "О транспортной безопасности» одной из основных задач обеспечения транспортной безопасности является оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.

В соответствии с частью 2 ст. 5 Федерального закона от 09.02.2007  N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры проводится специализированными организациями в области обеспечения транспортной безопасности с учетом требований по обеспечению транспортной безопасности на основе публичного договора.

Часть 3 ст. 5 Федерального закона от 09.02.2007  N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" устанавливает, что результаты проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств утверждаются компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности.

В силу ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 09.02.2007  N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

Во исполнение ст. 8 Федерального закона "О транспортной безопасности" Постановлением Правительства РФ от 26.04.2017 N 495 утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта (далее  Требования  495). 

Требования, утвержденные постановлением Правительства РФ от 26.04.2017  495, вступили в силу с 1 июля 2017 года.

Пунктом 4 Требований  495 предусмотрено, что указанные требования являются обязательными для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками, осуществляющими непосредственную эксплуатацию транспортных средств.

Перечень обязанностей субъектов транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры, а также субъектов транспортной инфраструктуры (перевозчики) в целях обеспечения транспортной безопасности транспортного средства в отношении объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств установлены пунктом 5 Требований.

Подпунктом 17 пункта 5 Требований  495 определено, субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры обязаны при изменении положений настоящего документа, регламентирующих меры по защите объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) от актов незаконного вмешательства, обеспечить проведение дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) и утверждение в установленном порядке ее результатов в течение 3 месяцев со дня возникновения таких изменений. При изменении конструктивных, технических и технологических характеристик объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства), приводящих к изменению присвоенной объекту транспортной инфраструктуры (транспортному средству) категории или изменению утвержденного плана обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства), обеспечиваются проведение дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) в части, касающейся произошедших изменений, и утверждение в установленном порядке результатов дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) в течение 3 месяцев со дня возникновения таких изменений или со дня получения уведомления об изменении присвоенной категории объекту транспортной инфраструктуры (транспортному средству). При переходе права собственности на объект транспортной инфраструктуры (транспортное средство) или переходе права их использования на ином законном основании обеспечиваются проведение оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) и представление в Федеральное агентство железнодорожного транспорта на утверждение ее результатов (при наличии у субъекта транспортной инфраструктуры утвержденных результатов ранее проведенной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) и согласии субъекта транспортной инфраструктуры с утвержденными результатами ранее проведенной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) субъект транспортной инфраструктуры обеспечивает внесение изменений в утвержденные результаты ранее проведенной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) в части, касающейся смены субъекта транспортной инфраструктуры).

Согласно подпункту 6 пункта 5 Требований  495 субъекты транспортной инфраструктуры обязаны на основании утвержденных результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) разработать и представить на утверждение в Федеральное агентство железнодорожного транспорта план обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) в течение 3 месяцев со дня утверждения результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства).

Проведенной транспортной прокуратурой проверкой установлено, что в нарушении подпункта 17 пункта 5 Требований субъектом транспортной инфраструктуры до настоящего времени не обеспечено проведение дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры железнодорожной станции Мантурово, а также не обеспечена разработка и направление на утверждение в Федеральное агентство железнодорожного транспорта плана обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры.

Таким образом, несоблюдение требований законодательства о транспортной безопасности  создает угрозу безопасности и причинения вреда неопределенному кругу лиц - граждан и юридических лиц, пользующихся услугами ОАО «РЖД».

В целях устранения выявленных нарушений, Костромской транспортной прокуратурой в адрес начальника дирекции Северной дирекции управления движением - структурного подразделения Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО «РЖД» вносились представления (09.08.2017, 09.01.2018, 27.05.2019), однако мер к фактическому устранению  принято не было.

При этом доказательств обратному суду не представлено, а как установлено ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Учитывая, что ответчиком не опровергнуты доводы прокурора, требования Костромского транспортного прокурора Северо-Западной транспортной прокуратуры к ОАО «РЖД» об обязании обеспечить проведение дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры и утверждении в установленном порядке ее результатов, обеспечении внесении изменений в план обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, а именно провести дополнительную оценку уязвимости объекта транспортной инфраструктуры в отношении железнодорожной станции Мантурово и обеспечить предоставление ее результатов на утверждение в Федеральное агентство железнодорожного транспорта подлежат удовлетворению.

Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные в решении суда действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Принимая во внимание, что для исполнения решения суда ответчику необходимо произвести значительный объем работ, суд полагает, что для исполнения решения суда ответчику потребуется время не менее 12 месяцев.

Исходя из положений ст. 103 ГПК, суд полагает необходимым взыскать с ответчика в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 6.000 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск Костромского транспортного прокурора Северо-Западной транспортной прокуратуры в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ОАО «РЖД» об обязании обеспечить проведение дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры и утверждении в установленном порядке ее результатов, обеспечении внесении изменений в план обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры удовлетворить частично.

Обязать ОАО «РЖД» в отношении объекта транспортной инфраструктуры - железнодорожной станции Мантурово Вологодского центра организации работы железнодорожных станций - структурного подразделения Северной дирекции управления движением - структурного подразделения Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО «РЖД» (реестровый номер ЖСТ 114078): в течение 12 месяцев с момента вступления решения в законную силу обеспечить проведение дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры и утвердить в установленном порядке ее результаты; внести изменения в план обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, в том числе по результатам проведенной дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры и представить на утверждение в Федеральной агентство железнодорожного транспорта в течение 12 месяцев со дня утверждения результатов проведенной дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры.

Взыскать с ОАО «Российские железные дороги» госпошлину в доход государства в сумме 6000 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через Мещанский районный суд города Москвы.

 

 

Судья                                                                                      И.И. Афанасьева

 

1

 

02-4734/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Удовлетворено, 21.07.2020
Истцы
Костромской транспортный прокурор
Ответчики
ОАО "РЖД"
Суд
Мещанский районный суд
Судья
Афанасьева И.И.
Дело на сайте суда
mos-gorsud.ru
21.07.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее