№
ПЕТРОПАВЛОВСК-КАМЧАТСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД КАМЧАТСКОГО КРАЯ
683009 Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, <адрес>
РЕШЕНИЕ
«24» мая 2016 года г. Петропавловск-Камчатский
Судья Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края Лаевская Римма Петровна, при секретаре ФИО2, рассмотрев жалобу ФИО6, защитников ФИО3, ФИО4 на определение заместителя прокурора г. Петропавловска-Камчатского ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении в отношении Открытого акционерного общества «Камчатскэнерго» филиал Энергосбыт по ст. 13.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в связи с отсутствием события административного правонарушения,
УСТАНОВИЛ:
Определением заместителя прокурора г. Петропавловска-Камчатского ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ отказано в возбуждении дела об административном правонарушении в отношении Открытого акционерного общества «Камчатскэнерго» филиал Энергосбыт по ст. 13.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, на основании п. 1 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в связи с отсутствием события административного правонарушения.
Не согласившись с определением, ФИО6, защитники ФИО3 и ФИО7 обратились в суд с жалобой, указав, что обжалуемое определение вынесено прокурором неправомерно, в ходе проверки не был опрошен заявитель по обстоятельствам дела, свидетели. ОАО «Камчатскэнерго» не является управляющей компанией <адрес> в г. Петропавловске-Камчатском, в первом подъезде которого на радиаторе отопления в нарушение требований действующего законодательства лежала пачка квитанций на оплату ЖКУ с персональными данными граждан. Утром следующего дня, спускаясь в подъезде, ФИО6 встретил возмущенную гражданку ФИО8 из <адрес>, державшая эту пачку квитанций и высказывавшая свое возмущение данным фактом. ФИО8 выбрала свои квитанции и знакомой из соседней квартиры, оставшиеся передала ФИО6, которые он вместе с заявлением передал в прокуратуре на личном приеме. При этом прокурором не проверено наличие у ОАО «Камчатскэнерго» правовых оснований на хранение, обработку и распространение персональных данных граждан, а также передачи этих данных для обработки гр. ФИО9 Просил признать незаконным вышеуказанное определение от ДД.ММ.ГГГГ, отменить его и возвратить материалы прокурору для приведения в соответствии с законом, признать незаконным бездействие заместителя прокурора г. Петропавловска-Камчатского ФИО5 при проверке сообщения об административном правонарушении, в ненаправлении заявителю копии определения и дальнейшему отказу по его обращению выдать копию определения, признать незаконным решение о направлении заявления ФИО6 в Управление Роскомнадзора по Камчатскому краю, вынести частное определение по фактам существенных нарушений, допущенных заместителем прокурора г. Петропавловска-Камчатского ФИО5 Просил рассматривать жалобу с его участием и участием представителей ФИО7 и ФИО3
ФИО6 участия в рассмотрении жалобы не принимал, извещен, ходатайств не направлял.
Защитники ФИО3 и ФИО7, действующие на основании доверенности № <адрес>0 от ДД.ММ.ГГГГ участия в рассмотрении жалобы не принимали, извещены.
Помощник прокурора г. Петропавловска-Камчатского ФИО10 письменным ходатайством просил производство по жалобе ФИО6 и его защитников ФИО7 и ФИО3 прекратить, поскольку ФИО6 не является участником производства по указанному делу об административном правонарушении, круг которых перечислен в главе 25 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Также ФИО6 не является заинтересованным лицом, так как в случае возбуждения дела статуса участника производства он не приобрел бы, в связи с тем, что не является собственником (нанимателем) жилого помещения в указанном доме и его персональные данные не могли быть распространены виновными действиями третьих лиц. При таких обстоятельствах у ФИО6 отсутствует право обжалования принятых по данному делу процессуальных решений.
Изучив материалы надзорного производства № по заявлению ФИО6, доводы жалобы, заслушав помощника прокурора г. Петропавловска-Камчатского ФИО10, прихожу к следующему.
В силу ст. ст. 24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со ст. 26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежит выяснению, в том числе виновность лица в совершении административного правонарушения.
Установление виновности предполагает доказывание того факта, что именно данное лицо совершило административное правонарушение. Выяснение указанного вопроса имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного лица к административной ответственности.
В силу ст. 28.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении может быть начато при наличии достаточных данных, указывающих на событие административного правонарушения.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 28.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются: сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (за исключением административных правонарушений, предусмотренных ч. 2 ст. 5.27, ст. 14.12, ст. 14.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях).
Указанные материалы, сообщения, заявления подлежат рассмотрению должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях.
Согласно ч. 3 ст. 28.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных частями 1 и 1.1 статьи 28.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Вопрос о том, являются ли сообщенные в заявлении данные достаточными для возбуждения дела об административном правонарушении, разрешается лицом, уполномоченным возбуждать такие дела.
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.1, 5.7, 5.21, 5.23 - 5.25, 5.39, 5.45, 5.46, 5.48, 5.52, 5.58 - 5.63, 6.19, 6.20, 7.24, частью 1 статьи 7.31, статьями 12.35, 13.11, 13.14, 13.19.1, 13.27, 13.28, статьей 14.13 (за исключением случая, если данные правонарушения совершены арбитражными управляющими), частями 1 и 2 статьи 14.25, статьями 14.35, 14.56, частью 1 статьи 15.10, частью 4 статьи 15.27, статьей 15.33.1, частью 3 статьи 19.4, статьями 19.6.1, 19.9, 19.28, 19.29, 19.32, 20.26, 20.28, 20.29 настоящего Кодекса, возбуждаются прокурором. О возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится постановление, которое должно содержать сведения, предусмотренные статьей 28.2 настоящего Кодекса.
Основанием для привлечения к административной ответственности по ст. 13.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, является нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных).
Как усматривается из материалов дела, заявлением от ДД.ММ.ГГГГ адресованным прокурору г. Петропавловска-Камчатского, зарегистрированным за вх. № от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО6 просил принять меры прокурорского реагирования с привлечением к административной ответственности физических, должностных и юридических лиц по факту нарушения хранения, обработки и распространения персональных данных граждан (ДД.ММ.ГГГГ около 20 час. 00 мин. в первом подъезде <адрес> в г. Петропавловске-Камчатском счета-квитанции на оплату коммунальных платежей лежали стопкой на радиаторе отопления).
Пунктом 1 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрено, что производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии события административного правонарушения.
Событие административного правонарушения характеризует его внешнее проявление и состоит из деяния (действия или бездействия), предусмотренного Особенной частью КоАП РФ, либо законами субъектов РФ, посягающего на охраняемые действующим административным законодательством общественные отношения, наступивших в его результате негативных (вредных) последствий и причинно-следственной связи между ними.
В соответствии со ст. 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях признаком административного правонарушения является противоправность, то есть нарушение в результате действия (бездействия) правовых норм.
Из положения ч. 3 ст. 28.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях не следует, что для возбуждения дела об административном правонарушении необходимо наличие доказательств совершения административного правонарушения. На стадии возбуждения дела об административном правонарушении административный орган, должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, исследует данные, то есть сведения, сообщенные ему заявителем либо полученные в ходе проверки жалобы.
Частью 5 статьи 28.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрено, что в случае отказа в возбуждении дела об административном правонарушении при наличии материалов, сообщений, заявлений, указанных в пунктах 2 и 3 части 1 настоящей статьи, должностным лицом, рассмотревшим указанные материалы, сообщения, заявления, выносится мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.
По результатам рассмотрения заявления ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ заместителем прокурора г. Петропавловска-Камчатского ФИО5 вынесено определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ОАО «Камчатскэнерго» филиала Энергосбыт, предусмотренном ст. 13.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, на основании п. 1 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в связи с отсутствием события административного правонарушения.
Не согласившись с определением, ФИО6, защитники ФИО3 и ФИО7 обратились в суд с жалобой.
Порядок обжалования определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, вынесенного должностным лицом, вышестоящим органом, вышестоящим должностным лицом, исчерпывающим образом определен главой 30 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
В соответствии с ч. 1 ст. 30.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1 - 25.5.1 настоящего Кодекса, в частности, потерпевшим. Иные лица таким правом не наделены.
Согласно ч. 1 ст. 25.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях потерпевшим является физическое лицо или юридическое лицо, которым административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред.
Право заинтересованного лица на обжалование определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении закреплено в ч. 4 ст. 30.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 30.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении объявляется, кто рассматривает жалобу, какая жалоба подлежит рассмотрению, кем подана жалоба.
Исследованием обжалуемого определения и представленных на рассмотрение жалобы материалов надзорного производства № по заявлению ФИО6 установлено, что они не содержат каких-либо сведений о том, что ФИО6 причинен какой-либо вред, в том числе моральный, в рамках проведенной проверки он не признавался потерпевшим, не приобрел статус заинтересованного лица, поскольку его права не нарушены, фактически не является лицом, уполномоченным в силу приведенных норм права обжаловать вышеуказанное определение, в связи с чем, нахожу обоснованным заявленный помощником прокурора г. Петропавловска-Камчатского ФИО10 довод о прекращении производства по жалобе ФИО6
Таким образом, выявлено обстоятельство, препятствующее рассмотрению жалобы ФИО6 по существу, поскольку жалоба подана лицом, не относящимся к надлежащему субъекту обжалования определения.
Учитывая изложенное, прихожу к выводу о прекращении производства по жалобе ФИО6, защитников ФИО7 и ФИО3 на определение заместителя прокурора г. Петропавловска-Камчатского ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ОАО «Камчатскэнерго» филиал Энергосбыт по ст. 13.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, на основании п. 1 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в связи с отсутствием события административного правонарушения
Руководствуясь ст.ст. 30.1, 30.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
ОПРЕДЕЛИЛ:
Прекратить производство по жалобе ФИО6, защитников ФИО7 и ФИО3 на определение заместителя прокурора г. Петропавловска-Камчатского ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении по ст. 13.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении ОАО «Камчатскэнерго» филиал Энергосбыт, на основании п. 1 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в связи отсутствием события административного правонарушения.
Жалобу вернуть заявителю ФИО6
Определение может быть обжаловано в Камчатский краевой суд в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.
Судья Р.П. Лаевская