Дело № 12-157/2016 -копия-
РЕШЕНИЕ
г. Мелеуз. 30 августа 2016 года.
Судья Мелеузовского районного суда РБ. Байрашев А.Р.,
с участием директора ООО «Эверест» Зиберт В.А.,
представителя Национального парка «Башкирия» Мелеузовского района РБ Гимранова С.Г.,
при секретаре Сычковой Н.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по жалобе директора ООО «Эверест» Зиберт В.А. на постановление заместителя главного государственного инспектора Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по РБ Янчук О.А. о назначении административного наказания от <дата обезличена>,
УСТАНОВИЛ:
Как следует из представленных материалов, постановлением заместителя главного государственного инспектора Российской Федерации по Республике Башкортостан Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по РБ Янчук О.А. от <дата обезличена> – юридическое лицо ООО «Эверест» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 300 000 руб. в связи с отсутствием согласования с уполномоченным органом – Министерством природных ресурсов и экологии РФ вопросов социально-экономической деятельности хозяйствующих субъектов.
Не согласившись с указанным постановлением, директор ООО «Эверест» обратился с жалобой в суд, обосновывая тем, что выводы Росприроднадзора не соответствуют фактическим обстоятельствам, поскольку ими были предприняты все возможные меры по соблюдению требований п. 4 ч. 15 Федерального закона от <дата обезличена> № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях». Так план социально-экономической деятельности базы отдыха «Жемчужина» ООО «Эверест» на 2015 год разработан и утвержден бывшим в то время директором Нигматуллиным А.Ф. и представлен на согласование в Министерство природных ресурсов и экологии РФ. Однако, административным органом не дана должная оценка данных действий ООО «Эверест», как и оценка невозможности влияния Общества на порядок и сроки согласования, направленного в Министерство природных ресурсов и экологии РФ плана социально-экономической деятельности. Указывает, о том, что если ООО «Эверест» обращалось в Министерство природных ресурсов и экологии РФ для согласования плана социально-экономической деятельности, освобождает Общество от административной ответственности. Роспироднадзором не указано, какие конкретно меры предприняты ООО «Эверест» для соблюдения требования природоохранного законодательства, не указано в чем именно выразилось бездействие ООО «Эверест».
Просил отменить постановление главного государственного инспектора РФ по РБ Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по РБ Янчук О.А. <№> от <дата обезличена> о назначении административного наказания и прекратить производство по административному делу в отношении ООО «Эверест».
В судебном заседании представитель ООО «Эверест, поддержав доводы жалобы, просил отменить постановление главного государственного инспектора РФ по РБ Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по РБ Янчук О.А. <№> от <дата обезличена> о назначении административного наказания и прекратить производство по административному делу в отношении ООО «Эверест», указав при этом, что план социально-экономической деятельности ООО «Эверест» на территории Национального парка «Башкирия» с Министерством природных ресурсов и экологии РФ в настоящее время согласован.
В судебном заседании представитель Национального парка «Башкирия» Мелеузовского района РБ Гимранов С.Г. вынесение решения в отношении ООО «Эверест» оставил на усмотрение суда, указав при этом, что сведениями о наличии социально-экономической деятельности со стороны Общества не располагает.
В судебное заседание представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, извещенный надлежащим образом, о дате, месте и времени рассмотрения дела не явился. При этом Отзывом просил постановление Управления Росприроднадзора по РБ от <дата обезличена> <№> оставить без изменения, поскольку, исходя положений п. 4 ст. 15 ФЗ от <дата обезличена> N 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» не допускается осуществление какой-либо хозяйственной деятельности на территории национальных парков и их охранных зон без согласования с уполномоченными органами вопросов социально-экономической деятельности хозяйствующих субъектов, а также проектов развития населенных пунктов, находящихся на территориях данных парков и их охранных зон. Таким образом, законодательством РФ на природопользователя возложена обязанность по согласованию вопросов социально-экономической деятельности с Министерством природных ресурсов и экологии РФ. При исследовании материалов дела на момент проверки установлено, что план социально-экономической деятельности базы отдыха «Жемчужина» на 2015 год у ООО «Эверест» отсутствовал, указанный документ лишь был представлен на согласование в Министерство природных ресурсов и экологии РФ и направлен 24.07.2015. Разработка и утверждение плана социально-экономической выполнение требований п.4 ст. 15 ФЗ от 14.03.1995 N 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», поскольку необходимо наличие заранее согласованного плана с Министерством природных ресурсов и экологии РФ, в котором отражены вопросы социально-экономической деятельности.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему:
Согласно п. 8 ч.2 и ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ - судом, при рассмотрении жалобы, проверяется законность и обоснованность вынесенного постановления, при этом судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В ходе рассмотрения дела достоверно установлено, что действительно в ходе плановой выездной проверки, проводимой в соответствие с приказом Управления Росприроднадзора по РБ от <дата обезличена> <№> в период с <дата обезличена> по <дата обезличена> было установлено, что юридическое лицо ООО «Эверест», обязанное соблюдать требования природоохранного законодательства РФ, осуществляет свою деятельность с нарушением требований природоохранного законодательства РФ на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения.
При этом ООО «Эверест» является арендатором лесного участка площадью 13600 кв.м., расположенного в квартале <№> Бельского участкового лесничества ФГБУ «Национальный парк «Башкирия», предоставленного обществу для осуществления рекреационной деятельности на основании договора аренды земельного участка <№> от <дата обезличена>
В соответствие с п. 4.4.1 условий договора аренды земельного участка <№> от <дата обезличена>, арендатор обязан выполнять в полном объеме все условия договора и соблюдать требования, установленные законодательством РФ.
Согласно ч. 2 ст. 15 Федерального закона от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», на территориях национальных парков запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка.
Исходя положений п. 4 ст. 15 Федерального закона от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», не допускается осуществление какой-либо хозяйственной деятельности на территории национальных парков и их охранных зон без согласования с уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в области охраны окружающей среды вопросов социально-экономической деятельности хозяйствующих субъектов, а также проектов развития населенных пунктов, находящихся на территориях данных парков и их охранных зон.
Таким образом, законодательством Российской Федерации на заявителя жалобы возложена обязанность по согласованию вопросов социально-экономической деятельности с Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Статьей 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах.
Как следует из материалов административного дела, в ходе проведенной в период с <дата обезличена> по <дата обезличена> выездной проверки Управления Росприроднадзора по РБ было установлено, что ООО «Эверест» является арендатором земельного участка площадью ... кв.м., расположенного в квартале <адрес обезличен> предоставленного ему для размещения и эксплуатации базы отдыха «Жемчужина». Земельный участок отнесен к землям особо охраняемых территорий и объектов.
Согласно протоколу осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от <дата обезличена> на базе отдыха «Жемчужина» ООО «Эверест» имеются объекты недвижимости, ведется строительство домов.
Исходя акта проверки от <дата обезличена> <№>, протоколу об административном правонарушении от <дата обезличена> <№> на момент проверки план социально-экономической деятельности базы отдыха «Жемчужина» ООО «Эверест» на 2015 год разработан и утвержден директором Нигматуллиным А.Ф., представлен на согласование в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (исх. <№> от <дата обезличена>, по кассовому чеку <№> направлен <дата обезличена>).
Оценив собранные по делу и представленные в материалы дела доказательства в их совокупности, суд находит доводы жалобы ООО «Эверест» о недоказанности вины юридического лица в совершении административного правонарушения заслуживающим внимания.
В силу положений ст. 1.5 КоАП РФ - лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствие с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ - административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Обязанность доказывания состава нарушения возлагается на административный орган.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ - юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Данные обстоятельства подлежали установлению административным органом при вынесении постановления.
При этом в оспариваемом постановлении отсутствуют сведения: имелась ли возможность у ООО «Эверест» совершить иные действия помимо тех, которые были совершены и в чем состоит бездействие юридического лица, к тому же при вынесении оспариваемого постановления вопрос о наличии вины ООО «Эверест» в совершении вменяемого ему административного правонарушения должным образом не был исследован, ограничившись лишь суждением о том, что юридическое лицо не обеспечило исполнение требований природоохранного законодательства, а именно п. 4 ст. 15 Федерального закона от <дата обезличена> № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», тем самым описание объективной стороны вменяемого административного правонарушения в оспариваемом постановлении отсутствует.
Кроме того, достаточных доказательств, достоверно подтверждающих осуществление юридическим лицом социально-экономической деятельности по делу не имеется, не установлено их наличие и в судебном заседании.
Между тем, в ходе рассмотрения жалобы установлено, что план социально-экономической деятельности на 2015 год разработан и утвержден директором ООО «Эверест», направлен на согласование в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Кроме того, директором ООО «Эверест» направлены в Министерство природных ресурсов и экологии РФ план мероприятий по обеспечению экологической безопасности на территории базы отдыха ООО «Эверест», план мероприятий по восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, необходимых для проведения на территории базы отдыха ООО «Эверест», план мероприятий по охране окружающей среды, что подтверждается сопроводительным письмом от <дата обезличена>.
Исходя сопроводительного письма от <дата обезличена>, директору Департамента государственной политики и регулирования в сфере охраны окружающей среды Минприроды России директором ООО «Эверест» были направлены также и копии правоустанавливающих документов на земельный участок и объекты капитального строительства, учредительные документы ООО «Эверест» для принятия решения о согласовании социально-экономической деятельности на территории национального парка.
<дата обезличена> директору Департамента государственной политики и регулирования в сфере охраны окружающей среды Минприроды России директором ООО «Эверест» было направлено письмо с просьбой сообщить о принятом решении, о согласовании социально-экономической деятельности на территории Национального парка «Башкирия».
При этом план социально-экономической деятельности ООО «Эверест» на территории Национального парка «Башкирия» в настоящее время согласован.
Таким образом, всевозможные зависящие от Общества меры для согласования вопросов социально-экономической деятельности хозяйствующих субъектов с Министерством природных ресурсов и экологии РФ со стороны юридического лица - ООО «Эверест» были предприняты в соответствие с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах, суд считает, что заинтересованным лицом не доказана вина заявителя жалобы в совершении правонарушения, установленного ст. 8.39 КоАП РФ и находит постановление заместителя главного государственного инспектора Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по РБ Янчук О.А. <№> от <дата обезличена> о привлечении ООО «Эверест» к административной ответственности по ст. 8.39 КоАП РФ подлежащим отмене, а производство по делу прекращению в связи с отсутствием в действиях юридического лица события административного правонарушения на основании п. 1 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ.
Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
Постановление заместителя главного государственного инспектора Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по РБ Янчук О.А. <№> от <дата обезличена> о привлечении ООО «Эверест» к административной ответственности по ст. 8.39 КоАП РФ – отменить.
Производство по делу об административном правонарушении в отношении ООО«Эверест» по ст. 8.39 КоАП РФ - прекратить.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение 10 суток.
Судья: А.Р. Байрашев.
...
...
...