РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ Центральный районный суд <адрес> в составе:
председательствующего Поповой Е.В.
с участием прокурора Фаниной О.М.
при секретаре Шушкановой А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Прокурора Центрального района г. Тольятти в интересах Быстровой Н.Г. к ГБУ <адрес> «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов <адрес> г.о. Тольятти», Министерству социально-демографической и семейной политики <адрес> о предоставлении технических средств для реабилитации,
УСТАНОВИЛ:
Первоначально прокурор <адрес> в интересах Быстровой Н.Г. обратился в суд с иском к ГБУ <адрес> «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов <адрес> г.о. Тольятти», Министерству здравоохранения и социального развития <адрес> о предоставлении технических средств для реабилитации, просив обязать Министерство здравоохранения и социального развития Самарской области поставить <данные изъяты> в ГБУ СО «ЦСО граждан пожилого возраста и инвалидов <адрес> г.о. Тольятти», обязать ГБУ СО «ЦСО граждан пожилого возраста и инвалидов <адрес> г.о. Тольятти» выдать Быстровой Н.Г. технические средства реабилитации в соответствии с разработанной индивидуальной программой реабилитации – <данные изъяты>
В соответствии с <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ГД «О внесении изменений в статьи 8 и <адрес> «О <адрес>» с ДД.ММ.ГГГГ в системе органов исполнительной власти <адрес> вместо Министерства здравоохранения и социального развития <адрес> образовались Министерство социально-демографического развития <адрес> и Министерство здравоохранения <адрес>.
Полномочия Министерства здравоохранения и социального развития <адрес> в части реализации государственной политики в отношении инвалидов, в сфере социальной защиты населения и демографического развития региона, руководства системой социальной защиты в целях реализации конституционных прав граждан на социальное обеспечение, государственной защиты семьи и детства на территории <адрес> переданы Министерству социально-демографического развития <адрес>.
На основании постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № Министерство социально-демографического развития <адрес> переименовано в Министерство социально-демографической и семейной политики <адрес>.
В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ помощник прокурора <адрес> Фанина О.М. исковые требования уточнила, просила обязать Министерство социально-демографической и семейной политики <адрес> организовать обеспечение <данные изъяты> Быстровой Н.Г., обязать ГБУ СО «ЦСО граждан пожилого возраста и инвалидов <адрес> г.о. Тольятти» обеспечить выдачу <данные изъяты> Быстровой Н.Г. технических средства реабилитации: <данные изъяты>.
В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ помощник прокурора <адрес> Фанина О.М. уточненные исковые требования поддержала, суду пояснила, что в ходе проверки исполнения законодательства о социальной защите инвалидов в части обеспечения техническими средствами реабилитации было установлено, что решением МСЭ Быстровой Н.Г. установлена <данные изъяты> инвалидности по общему заболеванию на срок до ДД.ММ.ГГГГ В связи с установлением инвалидности Быстровой Н.Г. была разработана индивидуальная программа реабилитации на срок до ДД.ММ.ГГГГ В соответствии с ИПР Быстровой Н.Г. прописаны следующие технические средства реабилитации: <данные изъяты>. Срок применения реабилитационных мероприятий с применением ТСР установлен до ДД.ММ.ГГГГ, исполнитель проведения реабилитационных мероприятий с применением ТСР – Министерство социально-демографической и семейной политики <адрес>. Индивидуальная программа реабилитации является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Организация обеспечения инвалидов ТСР по <адрес> осуществляется в настоящее время Министерством социально-демографической и семейной политики <адрес>. Предписанные Быстровой Н.Г. технические средства реабилитации включены в Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденный распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-р, и в региональный перечень, утвержденный Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №. Услуги по приему документов на получение ТСР, постановке инвалидов на учет и выдаче ТСР осуществляют государственные бюджетные учреждения <адрес> – центры социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов. До настоящего времени необходимые технические средства реабилитации Быстровой Н.Г. не представлены. Министерством социально-демографической и семейной политики <адрес> указанный вид ТСР в ГБУ <адрес> «ЦСО граждан пожилого возраста и инвалидов <адрес> г.о. Тольятти» не поставлены. Просит удовлетворить уточненные исковые требования.
Быстрова Н.Г. в судебное заседание не явилась, о дне рассмотрения дела извещена, о причинах не явки не сообщила.
Представитель ГБУ <адрес> «ЦСО граждан пожилого возраста и инвалидов <адрес> г.о. Тольятти» С., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, суду пояснила, что их Центр только по мере поступления ТСР в ЦСО и в соответствии со списком учета извещает инвалидов о необходимости получения ТСР и выдает их. Заявление о постановке на учет было подано Быстровой Н.Г. в «Центр» ДД.ММ.ГГГГ Также ДД.ММ.ГГГГ Быстрова Н.Г. была поставлена на учет. В соответствии с индивидуальной программой реабилитации от ДД.ММ.ГГГГ Быстрова Н.Г. состоит в списках учета на получение технических средств реабилитации: <данные изъяты>. Срок проведения реабилитационных мероприятий с применением ТСР установлен до ДД.ММ.ГГГГ. Выдача технических средств реабилитации происходит за счет средств областного бюджета, в соответствии с графиком их поставки, но не позднее срока действия ИПР. Поступления ТСР на данного инвалида от Министерства социально-демографической и семейной политики <адрес> не производились. В связи с чем, выдать ТСР Быстровой Н. Г. не представляется возможным. Таким образом, нарушений ГБУ СО «ЦСО <адрес> г.о. Тольятти» законодательства о социальной защите инвалидов не было. Просит в иске отказать.
Представитель Министерства социально-демографической и семейной политики <адрес> в судебное заседание не явился, о дне рассмотрения дела извещены надлежащим образом, письменно просили рассмотреть дело в их отсутствие, в деле имеется отзыв на иск, из которого следует, что в соответствии с ИПР от ДД.ММ.ГГГГ Быстрова Н.Г. состоит в ГБУ <адрес> «ЦСО граждан пожилого возраста и инвалидов <адрес> г.о. Тольятти» в списках учета на получение технических средств реабилитации в соответствии с федеральным перечнем: <данные изъяты>, в соответствии с региональным перечнем: <данные изъяты>. Обеспечение данных ТСР не произведено. В Главное управление торгов <адрес> Министерством направлена дополнительная заявка на проведение открытого аукциона в электронной форме на поставку <данные изъяты>, после заключения государственного контракта по результатам проведения аукциона, будет осуществлена поставка указанных ТСР в Центр и обеспечение инвалидов, в том числе Быстровой Н.Г. В 2011 году были выделены из областного бюджета денежные средства для приобретения ТСР из регионального перечня для обеспечения около 5500 инвалидов. В 2012 году - для обеспечения 3000 инвалидов. Быстрова Н.Г. будет обеспечена данными ТСР согласно существующему списку учета по мере поступления денежных средств из областного бюджета. Внеочередное обеспечение Быстровой Н.Г. ТСР не может быть осуществлено без нарушения прав других инвалидов, вставших на учет на получение ТСР в более ранние сроки. Просят в иске отказать.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения лиц, участвовавших в деле, суд считает уточненные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:
В силу ст. 9 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» реабилитация инвалидов – это система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности. Реабилитация инвалидов направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, в целях социальной адаптации инвалидов, достижения ими материальной независимости и их интеграции в общество.
Основные направления реабилитации инвалидов включают в себя: восстановительные медицинские мероприятия, реконструктивную хирургию, протезирование и ортезирование, санаторно-курортное лечение; профессиональную ориентацию, обучение и образование, содействие в трудоустройстве, производственную адаптацию; социально-средовую, социально-педагогическую, социально-психологическую и социокультурную реабилитацию, социально-бытовую адаптацию; физкультурно-оздоровительные мероприятия, спорт.
Реализация основных направлений реабилитации инвалидов предусматривает использование инвалидами технических средств реабилитации, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной, социальной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации, а также обеспечение инвалидов и членов их семей информацией по вопросам реабилитации инвалидов.
В силу ст. 10 ФЗ № 181-ФЗ государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федеральное бюджета.
В соответствии со ст. 11 ФЗ № 181-ФЗ индивидуальная программ реабилитации инвалида — это разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации, медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.
Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Обеспечение инвалидов ТСР согласно Федеральному перечню реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденному распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-р осуществляется в соответствии с Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №. Предоставление гражданам ТСР, входящих в федеральный перечень, является расходным обязательством РФ, которое передано субъекту. Финансовое обеспечение переданных федеральных полномочий осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, передаваемых бюджету <адрес> в форме субвенций.
Дополнительно в <адрес> обеспечение инвалидов ТСР осуществляется за счет областного бюджета на основании Постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении перечня вспомогательных технических средств реабилитации, в том числе изготовленных по индивидуальному заказу, выдаваемых инвалидам бесплатно за счет средств областного бюджета» (региональный перечень) и Порядка обеспечения техническими средствами реабилитации за счет средств областного бюджета, утвержденного Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №.
В силу п.п. 1.2 и 1.3 Порядка обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации за счет средств областного бюджета, утвержденного Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № Организация обеспечения инвалидов ТСР осуществляется министерством социально-демографической и семейной политики <адрес>. Прием документов на получение ТСР, постановка инвалидов на учет и выдача ТСР осуществляются государственными учреждениями <адрес> - центрами социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов ТСР осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством.
Судом установлено, что Быстрова Н.Г. признана инвалидом <данные изъяты> по общему заболеванию на срок до ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается справкой МСЭ-20011 №, индивидуальной программой реабилитации инвалида, выданной на основании акта освидетельствования № от ДД.ММ.ГГГГ и не оспаривается сторонами.
На основании карты № к акту освидетельствования № от ДД.ММ.ГГГГ Быстровой Н.Г. была разработана индивидуальная программа реабилитации на срок до ДД.ММ.ГГГГ и предписаны следующие технические средства реабилитации: <данные изъяты>.
Технические средства реабилитации в виде <данные изъяты> входят в федеральный перечень и их предоставление обеспечивается за счет ассигнований из федерального бюджета в областной бюджет.
Технические средства реабилитации в виде <данные изъяты> входят в региональный перечень и их предоставление обеспечивается за счет средств областного бюджета.
Судом также установлено, что Быстрова Н.Г. ДД.ММ.ГГГГ обратилась в ГБУ <адрес> «ЦСО граждан пожилого возраста и инвалидов <адрес> г.о. Тольятти» с заявлением о постановке на учет на предоставление в безвозмездное пользование вышеуказанных технических средств реабилитации, в этот же день была поставлена на учет, что подтверждается заявлением Быстровой Н.Г.
Из пояснений помощника прокурора следует, что предоставление Быстровой Н.Г. ТСР в виде <данные изъяты> не произведено до настоящего времени. Это связано с тем, что Министерством социально-демографической и семейной политики <адрес> указанный вид ТСР в ГБУ <адрес> «ЦСО граждан пожилого возраста и инвалидов <адрес> г.о. Тольятти» не поставлены.
Вышеуказанные обстоятельства подтверждаются пояснениями представителей ответчиков, которые факт обязанности предоставления Быстровой Н.Г. указанных ТСР и факт непредставления ей данных ТСР не оспорили, указав, что Быстрова Н.Г. будет обеспечена ими согласно существующим спискам учета по мере поступления денежных средств из областного бюджета, после чего данные ТСР будут направлены в ЦСО для передачи Быстровой Н.Г. в порядке очередности.
Однако вышеуказанные доводы ответчиков суд считает необоснованными, поскольку действующим законодательством не предусмотрено ограничение прав инвалидов исходя из объемов финансирования и не ставиться в зависимость от каких-либо условий, в том числе в зависимость от списка учета.
Таким образом, суд считает, что ответчиками допущено неисполнение и ненадлежащее исполнение обязанности по организации обеспечения и выдаче технических средств реабилитации, предусмотренных индивидуальной программой реабилитации инвалида Быстровой Н.Г., а именно: сиденья <данные изъяты>, что влечет за собой нарушение прав инвалида, гарантированных государством, в связи с чем, уточненные исковые требования подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования удовлетворить.
Обязать Министерство социально-демографической и семейной политики <адрес> организовать обеспечение <данные изъяты> Быстровой Н.Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Обязать ГБУ <адрес> «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов <адрес> г.о. Тольятти» обеспечить выдачу инвалиду <данные изъяты> Быстровой Н.Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, технических средств реабилитации: <данные изъяты>.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Центральный районный суд <адрес> в течение месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий: подпись
Копия верна.
Судья: