Дело №2а-4798/2020
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
10RS0011-01-2020-008565-19
г. Петрозаводск 28 июля 2020 года
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Цеханович М.К.,
при секретаре Соснович С.В.,
с участием представителя МВД по Республике Карелия Черепанова Д.В.,
помощника прокурора г. Петрозаводска Елисеева А.А.,
административного ответчика Абдугафарова Х.А.,
рассмотрев в судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Министерства внутренних дел по Республике Карелия о помещении Абдугафарова Х. А. в специальное учреждение временного содержания иностранных граждан до исполнения решения о реадмиссии,
установил:
Министерство внутренних дел по Республике Карелия (далее МВД по РК) обратилось в суд с административным исковым заявлением о помещении Абдугафарова Х.А. в специальное учреждение временного содержания иностранных граждан МВД по Республике Карелия до исполнения решения о его реадмиссии по тем основаниям, что Абдугафаров Х.А. 28 июля 2020 года по постановлению Сегежского городского суда Республики Карелия от 15.07.2020 года освобожден из ФКУ ЛИУ-4 УФСИН России по Республике Карелия условно-досрочно. Распоряжением Министерства юстиции РФ от 16 июля 2019 года его пребывание (проживание) в Российской Федерации признано нежелательным, и в отношении Абдугафарова Х.А. принято решение о возбуждении процедуры реадмиссии. Ввиду необходимости исполнения решения о реадмиссии ставится вопрос о помещении Абдугафарова Х.А. в специальное учреждение временного содержания иностранных граждан на срок с 28 июля 2020 года до исполнения решения о реадмиссии, но не более чем на 3 месяца. Административный истец полагает о нераспространении положений Указа Президента Российской Федерации №274 от 18.04.2020 на правоотношения, возникающие, в том числе в связи с реадмиссией иностранных граждан по причине нежелательности их пребывания в России, связанной с созданием ими угрозы общественного порядка, а также в целях защиты прав и интересов других лиц, решение о возбуждении процедуры реадмиссии в отношении Абдугафарова Х.А. принято в указанный период с учетом степени общественной опасности, представленной нахождением административного ответчика на территории Российской Федерации.
В судебном заседании представитель административного истца Черепанов Д.В. заявленные требования поддержал по изложенным в заявлении основаниям.
Административный ответчик возражал против удовлетворения административного иска, пояснив, что проживать на территории Российской Федерации не намерен и самостоятельно покинет ее пределы, в дальнейшем намерен проживать на территории Кыргызской Республики.
Прокурор указал на отсутствие оснований для удовлетворения заявленных требований.
Заслушав участников процесса, заключение прокурора, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно положениям ч.3 ст.1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе административные дела о помещении иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащих депортации или передаче Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, в предназначенное для этого специальное учреждение, предусмотренное федеральным законом, регулирующим правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации.
В соответствии с положениями ст.269 КАС РФ суд, рассмотрев по существу административное исковое заявление о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение, принимает решение, которым удовлетворяет административный иск или отказывает в его удовлетворении. Содержание решения должно соответствовать требованиям, предусмотренным статьей 180 настоящего Кодекса, в мотивировочной части решения, которым удовлетворено административное исковое заявление, должен быть также установлен и обоснован разумный срок пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении, а в резолютивной части - конкретный срок пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении.
В судебном заседании установлено, что <данные изъяты> ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, осужден приговором Верховного Суда Республики Карелия от 29 августа 2013 года за совершение преступления, предусмотренного п.п. «ж, з» ч.2 ст. 105 УК РФ, к 11 годам 06 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
28 июля 2020 года Абдугафаров Х.А. освобожден из ФКУ ЛИУ-4 УФСИН России по Республике Карелия.
В соответствии с распоряжением Министерства юстиции РФ от 16 июля 2019 года его пребывание (проживание) в Российской Федерации признано нежелательным.
На основании указанного распоряжения принято решение о возбуждении процедуры реадмиссии ответчика, о чем заместителем министра внутренних дел по РК утверждено соответствующее решение.
Освобожденный из исправительного учреждения Абдугафаров Х.А. является гражданином Кыргызской Республики о его гражданской принадлежности к иным государствам, в том числе Российской Федерации, не имеется.
Личность и гражданская принадлежность Абдугафарова Х.А. подтверждается заключением МВД по РК от ДД.ММ.ГГГГ №, копией паспорта <данные изъяты>
В соответствии с заключением проверки принадлежности к гражданству Российской Федерации УФМС России по РК от 22 мая 2020 года Абдугафаров Х.А. гражданином Российской Федерации не является.
В целях документирования Абдугафарова Х.А. направлен запрос в Консульский отдел Посольства Кыргызской Республики в г. Москве на оформление свидетельства на возвращение в Кыргызскую Республику (исх. 21/5657 от 17.07.2020), ответ до настоящего времени не поступил.
17 июля 2020 г. МВД по Республике Карелия вынесено решение о помещении Абдугафарова Х.А. после освобождения из исправительного учреждения УФСИН России по Республике Карелия в специальное учреждение - Центр временного содержания иностранных граждан МВД по Республике Карелия на срок, не превышающий 48 часов, с 12 час. 00 мин. 28 июля 2020 г.
Согласно пунктам 11 и 12 статьи 31 Федерального закона от 25.07.2002 №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» в случае, если уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в отношении иностранного гражданина, находящегося в местах лишения свободы, вынесено решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации или решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию, такое решение в течение трех рабочих дней со дня его вынесения направляется в соответствующий территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, который принимает решение о депортации данного иностранного гражданина либо в случае наличия международного договора Российской Федерации о реадмиссии, который затрагивает данного иностранного гражданина, решение о его реадмиссии. Исполнение решения о депортации иностранного гражданина либо решения о его реадмиссии осуществляется после отбытия данным иностранным гражданином наказания, назначенного по приговору суда.
В соответствии со статьей 32.2 Федерального закона от 25.07.2002 №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» передача иностранного гражданина Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии осуществляется федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориальным органом на основании решения о реадмиссии, за исключением случая, предусмотренного пунктом 1.1 настоящей статьи (пункт 1). Если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации, иностранный гражданин, подлежащий передаче Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, и иностранный гражданин, принятый Российской Федерацией от иностранного государства в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, но не имеющий законных оснований для пребывания (проживания) в Российской Федерации, могут содержаться в специальном учреждении. В обязательном порядке в специальное учреждение помещается иностранный гражданин, подлежащий реадмиссии, в случае отсутствия документа, удостоверяющего его личность (пункт 2). Доставку иностранного гражданина, подлежащего реадмиссии, в специальное учреждение, а в случае необходимости в суд, при наличии медицинских показаний в медицинскую организацию, в, дипломатическое представительство или консульское учреждение иностранного государства в Российской Федерации, а также доставку иностранного гражданина, подлежащего передаче Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, к месту передачи данному иностранному государству либо до пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации осуществляет территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел (пункт 3). Помещение иностранного гражданина, подлежащего реадмиссии, в специальное учреждение на срок, не превышающий сорока восьми часов, осуществляется федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориальным органом на основании решения руководителя указанного федерального органа или его заместителя либо руководителя соответствующего территориального органа или его заместителя, а в остальных случаях - только на основании решения суда (пункты 4,5). Содержание иностранного гражданина, подлежащего реадмиссии, в специальном учреждении осуществляется до передачи иностранного гражданина Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии либо до депортации данного иностранного гражданина в соответствии с законодательством Российской Федерации в случае, предусмотренном пунктом 12 настоящей статьи (пункт 6).
Согласно пункту 1 статьи 35.1 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» содержание иностранных граждан в специальных учреждениях предусматривает ограничение свободы передвижения помещенных в них иностранных граждан, исключающее возможность самовольного оставления указанных учреждений, в целях обеспечения исполнения принятых в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и настоящим Федеральным законом постановления судьи о назначении административного наказания в виде принудительного выдворения за пределы Российской Федерации, решения о депортации либо решения о передаче иностранного гражданина Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии или решения о приеме Российской Федерацией иностранного гражданина, передаваемого иностранным государством Российской Федерации в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии. В целях исполнения указанных в абзаце первом настоящего пункта решений суда и должностных лиц федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или его соответствующего территориального органа иностранные граждане доставляются в специальные учреждения.
Вместе с тем подпунктом «б» пункта 2 Указа Президента Российской Федерации №274 установлено, что в период с 15 марта по 15 сентября 2020 года включительно в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства не принимаются решения о нежелательности их пребывания (проживания), об административном выдворении за пределы Российской Федерации, о депортации или передаче иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, решения о лишении статуса беженца, временного убежища, об аннулировании ранее выданных виз, разрешений на работу, патентов, разрешений на временное проживание, видов на жительство, свидетельств участника Государственной программы.
Таким образом, МВД по РК в силу прямого запрета не имело права 17 июля 2020 года принимать решение о возбуждении процедуры реадмиссии в отношении административного ответчика.
Доводы представителя административного истца относительно законности принятого решения о реадмиссии судом не принимаются, поскольку основаны на неверном толковании норм права, положениями Указа Президента Российской Федерации № 274 установлено не принимать решения о реадмиссии всех иностранных граждан и лиц без гражданства в период с 15.03.2020 по 15.09.2020, решение о возбуждении процедуры реадмиссии принято 17 июля 2020 года, основания полагать о наличии каких-либо исключений судом не усматриваются.
С учетом изложенного, в том числе действующего на день принятия решения о возбуждении процедуры реадмиссии и рассмотрения настоящего дела судом моратория, установленного подпунктом «б» пункта 2 Указа Президента Российской Федерации №274, суд полагает необходимым в удовлетворении административного искового заявления отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 269 КАС РФ,
решил:
в удовлетворении административного искового заявления Министерства внутренних дел по Республике Карелия о помещении Абдугафарова Х. А. в специальное учреждение временного содержания иностранных граждан до исполнения решения о реадмиссии отказать.
Решение может быть обжаловано через Петрозаводский городской суд Республики Карелия:
– в апелляционном порядке – в Верховный Суд Республики Карелия в течение десяти дней со дня принятия судом решения;
– в кассационном порядке – в Третий кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу при условии, что ранее решение было предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции.
Судья М.К. Цеханович
Решение в окончательной форме
изготовлено 28.07.2020 г.