№ 2-320/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации20 мая 2016 года г.Сковородино
Сковородинский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Сушко Е.Ю.,
при секретаре Умец О.А.,
с участием истца Тагаевой <данные изъяты>.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Тагаевой <данные изъяты> к ГКУ АО – Управление социальной защиты населения по <адрес> и <адрес> о возложении обязанности осуществить выплату компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору,
УСТАНОВИЛ:
Тагаева <данные изъяты> обратилась в суд с исковым заявлением к ГКУ АО – Управление социальной защиты населения по <адрес> и <адрес> о возложении обязанности осуществить выплату компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору.
В обоснование предъявленных требований истица указала, что ДД.ММ.ГГГГ между ОАО «Сбербанк России» и Тагаевой <данные изъяты> был заключен Кредитный договор №, по условиям которого Заёмщику (Истцу) был предоставлен ипотечный кредит в размере <данные изъяты> рублей, для приобретения объекта недвижимости - квартиры, находящейся по адресу: <адрес>, на срок 312 (триста двенадцать) месяцев с даты его фактического предоставления.
Постановлением Правительства Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ № (с последующими изменениями) утверждено Постановление о предоставлении социальных выплат в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам, полученным гражданами на строительство или приобретение жилья, и компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) гражданам, пострадавшим от действия (бездействия) застройщиков.
В соответствии с пунктом 1 Положения, данной нормативный документ устанавливает условия и порядок предоставления социальных выплат в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам, полученным гражданами на строительство или приобретение жилья, и компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) гражданам, пострадавшим от действия (бездействия) застройщиков.
Согласно пункту 4 Положения компенсации подлежат фактические расходы граждан, понесенные за первые 36 (тридцать шесть) месяцев пользования ипотечным кредитом. Размер компенсации рассчитывается за каждый месяц по приведенной в данной норме формуле.
Исходя из пунктов 6 и 7 Положения, Гражданин, претендующий на получение компенсации, обращается в государственное казенное учреждение - управление социальной защиты населения по городским округам и муниципальным районам области (далее -ГУ УСЗН) по месту регистрации с заявлением о компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору по форме согласно Приложения № к настоящему Положению.
ГУ УСЗН в течение 5 рабочих дней рассматривает заявление и принимает при первом обращении гражданина решение о принятии (отказе в принятии) расходов к компенсации по форме согласно приложениям №№ к настоящему Положению.
Согласно пунктам 8.1,9 и 10 Положения, предоставление компенсации гражданам и гражданам, пострадавшим от действий (бездействий) застройщиков, производится на основании решения о принятии расходов к компенсации в порядке очередности подачи заявления в ГКУ УСЗН при условии соблюдения требований настоящего Положения.
Выплаты компенсации производятся ГКУ УСЗН в течение 5 рабочих дней после получения денежных средств от министерства социальной защиты населения Амурской области путем перечисления денежных средств на банковский счет гражданина, гражданина пострадавшего от действия (бездействия) застройщика, открытый в банке или иной кредитной организации. Реквизиты банковского счета для перечисления средств указываются гражданином (гражданином, пострадавшим от действий (бездействия) застройщика) в заявлении.
Выплата компенсации, а также расходы на оплату банковских услуг по зачислению средств на счет граждан осуществляются за счет средств областного бюджета, предусмотренных министерству социальной защиты населения области на текущий год.
В 2012 году Истец обратился в государственное казенное учреждение Амурской области - управление социальной защиты населения по городу Сковородино и Сковородинскому району с заявлением о компенсации части расходов по уплате процентов по указанному Кредитному договору в соответствии с условиями подпрограммы «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области на 2012 - 2013 годы» долгосрочной целевой программы «Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ населения Амурской области на 2012 - 2015 годы».
В 2012 году Решением государственного казенного учреждения Амурской области - управление социальной защиты населения по городу Сковородино и Сковородинскому району, расходы по уплате процентов по Кредитному договору, заключенному Истцом (Тагаевой <данные изъяты> приняты к компенсации.
Согласно Справке государственного казенного учреждения Амурской области управление социальной защиты населения по городу Сковородино и Сковородинскому району от ДД.ММ.ГГГГ № сумма задолженности по компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору перед Тагаевой <данные изъяты>. (Истец) за периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - составляет <данные изъяты> рублей; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ- составляет <данные изъяты> копеек; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - составляет <данные изъяты> копеек; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составляет <данные изъяты> 16 копеек; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - составляет <данные изъяты> 17 копеек.
В общем, задолженность составляет сумму в размере - 129660 (сто двадцать девять рублей шестьсот шестьдесят тысяч) рублей 35 копеек.
Исходя из описания подпрограмм «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области на 2012 - 2013 года» и «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области», запланированные ими программные мероприятия направлены на поддержку и стимулирование граждан со средним и невысокими доходами.
Как отмечено в подпрограмме «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области на 2012 - 2013 года», высокая по сравнению с доходами граждан стоимость жилья и постоянный рост цен на него делают для многих жителей области неразрешимой задачу приобретения и строительства нового жилья. Проблемы жилищной политики имеют не только экономический, но и социальный характер, непосредственно затрагивают жизненные интересы всего населения и каждой семьи в отдельности. Существующие сегодня предложения жилья и предложения ипотечных кредитов не соответствуют спросу населения.
Принимая во внимание, что Истец Тагаева <данные изъяты> в установленном порядке приобрела статус участника подпрограммы, предполагающей оказание мер социальной поддержки с 2012 года, сохраняла указанный статус весь спорный период, соответственно - была вправе рассчитывать на получение социальной выплаты.
Истец полагает, что отсутствие достаточного финансирования не может стать препятствием к реализации предоставленных заявителю прав на получение компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечному кредиту.
В результате вышеуказанного, у Ответчика образовалась задолженность по компенсации части расходов по уплате процентов по Кредитному договору № от ДД.ММ.ГГГГ за период: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - составляет 129660 <данные изъяты> копеек. Размер задолженности подтверждается справкой от ДД.ММ.ГГГГ №, выданной государственным казенным учреждением Амурской области - управление социальной защиты населения по городу Сковородино и <адрес>.
В связи с вышеизложенным, просит суд обязать ГКУ АО УСЗН по <адрес> и <адрес> за счет средств областного бюджета осуществить выплату компенсации части расходов по уплате процентов по Кредитному договору № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному между ОАО «Сбербанк России» и Тагаевой <данные изъяты>, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> копеек в пользу Тагаевой <данные изъяты>, а также взыскать с ответчика расходы по оплате госпошлины в сумме 300 рублей.
Истец Тагаева <данные изъяты>. в судебном заседании поддержала заявленные требования в полном объеме.
Начальник ГКУ АО – Управление социальной защиты населения по <адрес> и <адрес> – обратилась в суд с ходатайством о рассмотрении данного дела в отсутствие представителя. Из представленного отзыва следует, что механизм предоставления социальных выплат, указанных в исковом заявлении, установлен Положением о предоставлении социальных выплат в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам, полученным гражданами на строительство или приобретение жилья, и компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков, утвержденным постановлением Правительства Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - Положение).
В соответствии с Порядком принятия решений о разработке государственных программ Амурской области, их формирования и реализации, а также проведения оценки эффективности», утвержденным постановлением Правительства Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ №, подпрограмма государственной программы - это основная часть государственной программы, представляющая собой комплекс мероприятий, направленных на решение отдельных задач государственной программы, взаимоувязанных по целям, срокам и ресурсам.
Финансовое обеспечение реализации государственных программ в части расходных обязательств Амурской области осуществляется за счет бюджетных ассигнований областного бюджета.
В силу части 2 статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации объем бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации государственных программ утверждается законом о бюджете по соответствующей каждой целевой статье расходов бюджета в соответствии с утвердившим программу нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Статьей 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации утвержден закрытый перечень видов бюджетных ассигнований, а именно: оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), включая ассигнования на закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд; социальное обеспечение населения; предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями и государственными (муниципальными) унитарными предприятиями; предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам; предоставление межбюджетных трансфертов; предоставление платежей, взносов, безвозмездных перечислений субъектам международного права; обслуживание государственного (муниципального) долга; исполнение судебных актов по искам к Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям о возмещении вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов.
В рамках бюджетных правоотношений любая выплата гражданам может быть осуществлена только в виде бюджетных ассигнований на социальное обеспечение населения.
Статьей 74.1. Бюджетного кодекса Российской Федерации к бюджетным ассигнованиям на социальное обеспечение населения относятся бюджетные ассигнования на предоставление социальных выплат гражданам либо на приобретение товаров, работ, услуг в пользу граждан для обеспечения их нужд в целях реализации мер социальной поддержки населения.
Расходные обязательства на социальное обеспечение населения могут возникать в результате принятия публичных нормативных обязательств.
Статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации к публичным нормативным обязательствам отнесены публичные обязательства перед физическим лицом, подлежащие исполнению в денежной форме в установленном соответствующим законом, иным нормативным правовым актом размере или имеющие установленный порядок его индексации.
Согласно пунктам 4, 6 статьи 21 Бюджетного кодекса Российской Федерации перечень разделов, подразделов, целевых статей (государственных (муниципальных) программ и непрограммных направлений деятельности), групп (групп и подгрупп) видов расходов бюджета утверждается в составе ведомственной структуры расходов бюджета законом (решением) о бюджете либо в установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации случаях сводной бюджетной росписью соответствующего бюджета.
Едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации группами и подгруппами видов расходов являются группы «Социальное обеспечение и иные выплаты населению»: подгруппа «Публичные нормативные социальные выплаты гражданам»; подгруппа «Социальные выплаты гражданам, кроме публичных нормативных социальных выплат»; подгруппа «Публичные нормативные выплаты гражданам несоциального характера»; подгруппа «Стипендии»; подгруппа «Премии и гранты»; подгруппа «Иные выплаты населению».
Согласно Законам Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ № «Об областном бюджете на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов» и от ДД.ММ.ГГГГ № «Об областном бюджете на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов» расходы областного бюджета на компенсацию части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), полученным гражданам на строительство или приобретение жилья на территории Амурской области, и расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков не отнесены к подгруппе «Публичные нормативные социальные выплаты гражданам».
Утвержденные постановлениями Правительства Амурской области государственные программы не содержат размер публичного обязательства (и порядок его индексации) перед физическим лицом, подлежащий исполнению в денежной форме.
Соответственно, указанные выше обязательства на социальное обеспечение населения возникли не в результате принятия публичных нормативных обязательств, и указанные обязательства подлежат исполнению в пределах средств, предусмотренных в областном бюджете на соответствующий год.
Пунктом 10 Положения установлено, что выплата компенсации, а также расходы на оплату банковских услуг по зачислению средств на счета граждан осуществляются за счет средств областного бюджета, предусмотренных министерству социальной защиты населения области на текущий год.
В соответствии с пунктом 8.1 Положения, предоставление компенсации гражданам производится на основании решения о принятии расходов к компенсации в порядке очередности подачи заявления в ГКУ АО УСЗН при условии соблюдения требований Положения.
Считают, что в случае удовлетворения судом заявленных истцом требований, вынесенное судом решение будет затрагивать права иных граждан, которые обратились в ГКУАО УСЗН раньше истца с заявлениями о предоставлении социальных выплат в виде компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору.
Законом Амурской области об областном бюджете на 2016 год на данную статью расходов (выплата компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), полученным гражданами на строительство или приобретение жилья на территории Амурской области, и расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков, по заявлениям которых приняты решения о принятии расходов к компенсации) предусмотрено 79410,00 тыс. рублей (приложение № к закону Амурской области «Об областном бюджете Амурской области за 2016 год» «Распределение бюджетных ассигнований по целевым статьям (государственным программам и непрограммным направлениям деятельности), группам видов расходов классификации расходов областного бюджета на 2016 год»). Вся данная сумма предусмотрена на погашение задолженности предъявленным в 2015 году исполнительным листам. На основании этого Управление предполагает исполнить судебное решение по данному делу в 2016 году за счет ассигнований 2017 года. На основании вышеизложенного, ГКУ АО УСЗН по <адрес> и <адрес> просит суд отказать в удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме.
Представители Правительства Амурской области, Министерства финансов Амурской области, Министерства социальной защиты населения Амурской области, извещенные о месте и времени проведения судебного заседания, своего представителя в суд не направили, о причинах неявки не сообщили.
Суд, руководствуясь положениями ст.167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей Правительства Амурской области, Министерства финансов Амурской области, Министерства социальной защиты населения Амурской области.
Выслушав объяснения истца, изучив позицию представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Постановлением Правительства Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ № была утверждена долгосрочная целевая государственная программа Амурской области «Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ населения Амурской области на 2012-2015 годы», в том числе, подпрограмма «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области на 2012-2013 годы». Постановлением Правительства Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ № постановление Правительства Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ № признано утратившим силу с ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением Правительства Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ № утверждена государственная программа Амурской области «Обеспечение доступным и качественным жильем населения Амурской области на 2014-2020 годы», в рамках которой предусмотрена подпрограмма «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области». Государственная программа введена в действие с ДД.ММ.ГГГГ.
В число программных мероприятий включено оказание государственной поддержки путем компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), полученным гражданами на строительство или приобретение жилья на территории Амурской области.
Постановлением Правительства Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ № было утверждено Положение о предоставлении социальных выплат в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам, полученным гражданами на строительство или приобретение жилья, и компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков, абз. 2 п. 2 которого предусматривал право на компенсацию всех граждан, зарегистрированных по месту жительства на территории Амурской области, заключивших ранее ДД.ММ.ГГГГ с банком или иной кредитной организацией, ипотечным агентством кредитный договор (договор займа) на сумму не более 2000000 рублей на строительство или приобретение жилья на территории Амурской области, в обеспечение обязательств по которому установлена ипотека кредитуемого объекта.
В соответствии с государственной программой Амурской области «Обеспечение доступным и качественным жильем населения Амурской области на 2014 год-2020», утвержденной постановлением Правительства Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ №, постановлением Правительства Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ № «О признании утратившими силу Постановлений Правительства Амурской области» постановление Правительства № с ДД.ММ.ГГГГ признано утратившим силу.
Пунктом 2 постановления Правительства Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ № установлено, что гражданам, по заявлениям которых в порядке, установленном постановлениями Правительства Амурской области, указанными в пункте 1 настоящего постановления, до ДД.ММ.ГГГГ были приняты решения о предоставлении социальных выплат (дополнительных социальных выплат), указанные выплаты производятся в установленном данным постановлением порядке.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между истцом и ОАО «Сбербанк России» был заключен кредитный договор №, по условиям которого банк предоставил истцу кредит в сумме <данные изъяты> рублей под 14,0% годовых на срок 312 месяцев на приобретение объекта недвижимости: квартира, общей площадью 24 кв.м, расположенная по адресу: <адрес>.
Между тем, в спорный период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, выплаты компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору истцу не осуществляются. Указанное обстоятельство ответчиком не оспаривается.
В рамках настоящего дела истец ставит вопрос о возложении на ответчика обязанности осуществить выплату суммы задолженности, полагая, что ответчик уклоняется от выполнения принятых социальных обязательств.
Судом установлено и не оспаривается истцом, а также подтверждается справкой о задолженности, что истец соответствует условиям действия государственной программы, введённой с ДД.ММ.ГГГГ, и вправе рассчитывать на получение социальных выплат, предусмотренных программными мероприятиями подпрограммы «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области» государственная программа Амурской области «Обеспечение доступным и качественным жильем население Амурской области на 2014-2020 годы».
Из материалов дела также следует, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, выплата, предусмотренная в качестве программных мероприятий указанных подпрограмм, истцу не осуществлялась. При этом, лицами, участвующими в деле, не оспаривалось, что Тагаева <данные изъяты> установленные законодательством сроки подтверждала свое намерение и право участвовать в подпрограммах, предоставив необходимые документы.
Отсутствие выплаты денежных средств за указанный период обусловлено недостаточным финансированием программных мероприятий из бюджета Амурской области.
В соответствии с приложением № Закона Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ «Об областном бюджете на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов» финансовое обеспечение государственной поддержки путем компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) полученным гражданами на строительство или приобретение жилья на территории ФИО3 <адрес> и расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) гражданам, пострадавшим от действий (бездействий) застройщиков составило 40000 тыс. рублей.
Согласно п. 4 Положения (утв. Постановлением Правительства Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ №) компенсации подлежали фактические расходы граждан, понесенные за период 36 месяцев пользования ипотечным кредитом. Размер компенсации рассчитывается за каждый месяц по приведенной в данной норме формуле.
Исходя из п.п.6 и 7 Положения, гражданин, претендующий на получение компенсации, обращается в государственное казенное учреждение – управление социальной защиты населения по городским округам и муниципальным районам области по месту регистрации с заявлением о компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору по форме согласно приложению № к настоящему Положению.
ГКУ УСЗН в течение 5 рабочих дней рассматривает заявление и принимает при первом обращении гражданина решение о принятии (отказе в принятии) расходов к компенсации по форме согласно приложениям №,4 к настоящему Положению.
Согласно п.п.8.1,9 и 10 Положения, предоставление компенсации гражданам, пострадавшим от действий (бездействий) застройщиков, производится на основании решения о принятии расходов к компенсации в порядке очередности подачи заявления в ГКУ УСЗН при условии соблюдения требований настоящего Положения.
Выплаты компенсации производятся ГКУ УСЗН в течение 5 дней после получения денежных средств от министерства социальной защиты населения Амурской области путем перечисления денежных средств на банковский счет гражданина, открытый в банке или иной кредитной организации. Реквизиты счета для перечисления средств указываются гражданином в заявлении.
Выплата компенсации, а также расходы на оплату банковских услуг по зачислению средств на счета граждан осуществляются за счет средств областного бюджета, предусмотренных министерству социальной защиты населения области на текущий год.
Таким образом, функции ГКУ АО УСЗН по <адрес> и <адрес> ограничены приемом заявлений для участия в подпрограмме и перечислением денежных средств, поступивших в рамках доведенных лимитов бюджетного финансирования, учитывая, что Управление не участвует в процессе формирования объема финансирования, распределяет полученные средства в пределах доведенного лимита.
Конституция Российской Федерации, провозглашая Российскую Федерацию правовым и социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, признает и гарантирует права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципами нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, устанавливает, что в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты, и гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности и в иных случаях, установленных законом (статья 1; статья 7; часть 1 статьи 17; часть 1 статьи 39).
В силу приведенных конституционных положений и исходя из гуманистических начал социального государства, призванного, прежде всего защищать права и свободы человека и гражданина, которые определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статьи 2 и 18 Конституции Российской Федерации), законодатель обязан создать такую систему социальной защиты, которая позволяла бы наиболее уязвимым категориям граждан получать поддержку, включая материальную, со стороны государства и общества и обеспечивала бы благоприятные, не ущемляющие охраняемое государством достоинство личности (часть 1 статьи 21 Конституции РФ) условия для реализации своих прав теми, кто в силу возраста, состояния здоровья или по другим, не зависящих от них причинам не может надлежащий уровень материального благосостояния.
Исходя из описания подпрограмм «Развития ипотечного жилищного кредитования в Амурской области на 2012-2013 годы» и «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области», запланированные ими программные мероприятия направлены на поддержку и стимулирование граждан со средними и невысокими доходами.
Как отмечено в программе «Развития ипотечного жилищного кредитования в Амурской области на 2012-2013 годы», высокая по сравнению с доходами граждан стоимость жилья постоянный рост цен на него делают для многих жителей области неразрешимой задачу приобретения и строительства нового жилья. Проблемы жилищной политики имеют не только экономический, но и социальный характер, непосредственно затрагивают жизненные интересы всего населения и каждой семьи в отдельности.
Существующие сегодня предложения жилья и предложение ипотечных кредитов не соответствует спросу населения.
Таким образом, по своей правовой природе предусмотренная программами государственная Поддержка в виде компенсации части расходов по уплате по ипотечным кредитам (займам) представляет собой меру социальной защиты, право на введение которой, определение круга субъектов, на которые она распространяется, источника и порядка ее финансирования, а также ее изменения является дискрецией органов государственной власти Амурской области.
Однако, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, в сфере социального регулирования должен соблюдаться принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, предполагающий правовую определенность, сохранения разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм и предсказуемость законодательной и правоприменительной политики с тем, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенным в неизменности своего официального признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты, т.е. в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано (определение от ДД.ММ.ГГГГ №-О).
Применение данного принципа к официально установленным между гражданином и государством (и не подвергшимся к этому моменту каким-либо изменениям) отношениям по поводу оказания социальной поддержки означает недопустимость произвольного отказа государства от ранее принятых на себя социальных обязательств, в том числе по мотиву недостаточности финансовых средств.
Указанная позиция согласуется и с прецедентной практикой Европейского суда по правам человека, чье толкование понятия «имущество» (содержащегося в статье 1 Протокола № к Конвенции о защите прав человека и основных свобод) предполагает распространение этого термина на обещанные гражданину со стороны государства меры социальной поддержки и социальные льготы, в том числе право на пенсию, выплаты и помощь в рамках системы социального обеспечения.
Как указал Европейский Суд по правам человека, национальные органы не могут отказать в социальной помощи, пока она предусмотрена законодательством (решения по делу «Миллер против Австрии» (1974 год), по делу «Стек и другие против Великобритании» (2006 год)
При толковании указанного принципа в решении по делу «Сук против Украины» (2011 год) Европейский Суд по правам человека подчеркнул, что отсутствие средств у государства не может быть основанием для несоблюдения своих социальных обязательств.
Позицию недопустимости для власти какого-либо государства ссылаться на недостаток денежных средств как причину невыплаты признанного этой властью долга занял Европейский Суд по правам человека и в решении по делу «Бурдов против Российской Федерации» (2002 год).
Российская Федерация как участник Конвенции о защите прав человека и основных свобод признает юрисдикцию Европейского Суда по правам человека и обязательной по вопросам толкования и применения Конвенции Протоколов к ней в случае предполагаемого нарушения Российской Федерацией положений этих договорных актов, когда предполагаемое нарушение имело место после вступления их в силу в отношении Российской Федерации.
Как разъяснено в п.10 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации», применение судами Конвенции должно осуществляться с учетом практики Европейского Суда по правам человека во избежание любого нарушения Конвенции.
Из положений ст.46 Конвенции, ст.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 54-ФЗ «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней» следует, что правовые позиции Европейского Суда по правам человека, которые содержаться в его окончательных постановлениях, являются обязательными для судов.
Принимая во внимание принципы и прецедентную практику Европейского Суда по правам человека, учитывая при этом, что истец в установленном порядке приобрела статус участника подпрограммы, предполагающей оказание мер социальной поддержки, сохраняла указанный статус весь спорный период и была вправе рассчитывать на получение социальной выплаты (что в ходе судебного разбирательства не оспаривалось), суд находит, что отсутствие достаточного финансирования не может стать препятствием к реализации представленного истцу права. Иное означало бы произвольный отказ государства от принятых социальных обязательств в условиях, когда признанное право и связанные с этим ожидания гражданина должны уважаться.
Довод представителя ответчика о том, что решением суда затрагиваются права других граждан, также имеющих право на предоставление компенсации, является несостоятельным.
В соответствии с положениями подпрограммы « Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области на 2012-2013 годы» долгосрочной целевой программы «Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ населения Амурской области на 2012-2015 годы» предоставление мер социальной поддержки граждан, о котором идет речь в данном случае, является расходным обязательством Амурской области, выплаты компенсации производятся территориальными управлениями социальной защиты населения за счет средств областного бюджета.
С учетом указанных обстоятельств и в связи с признанием права гражданина нарушенным, принимая во внимание механизм реализации государственной поддержки в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), полученным гражданами на строительство или приобретение жилья на территории Амурской области, а также функции ГКУ Амурской области УСЗН по <адрес> и <адрес>, суд считает необходимым возложить на ГКУ Амурской области УСЗН по <адрес> и <адрес> обязанность осуществить истцу Тагаевой <данные изъяты>. выплату компенсацию части расходов по уплате процентов по кредитному договору № от ДД.ММ.ГГГГ за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, за счет средств областного бюджета.
В соответствии со ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных ч.2 ст.96 ГПК РФ.
Руководствуясь ст.ст.194-198, ст.235 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Тагаевой <данные изъяты> к ГКУ АО – Управление социальной защиты населения по <адрес> и <адрес> о возложении обязанности по осуществлению выплаты компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору удовлетворить.
Возложить на Государственное казенное учреждение Амурской области - управление социальной защиты населения по <адрес> и <адрес> обязанность осуществить выплату Тагаевой <данные изъяты> компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору № от ДД.ММ.ГГГГ за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты> копеек, за счет средств областного бюджета.
Взыскать с ГКУ АО – Управление социальной защиты населения по <адрес> и <адрес> в пользу Тагаевой <данные изъяты> судебные расходы в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Сковородинский районный суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме, то есть, с ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Е.Ю. Сушко