УИД: 77RS0029-02-2023-010270-28
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 ноября 2023 года адрес
Тушинский районный суд адрес в составе:
председательствующего судьи фио,
при секретаре фио,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-794/2023 по административному иску Корнеева Максима Евгеньевича к адрес Северное Тушино адрес, военному комиссариату, объединенному, адрес, Военному комиссариату адрес о признании решения незаконным, устранении допущенного нарушения прав административного истца,
УСТАНОВИЛ
административный истец Корнеев М.Е. обратился в суд с административным иском, в котором просит признать незаконным решение (заключение) адрес Северное Тушино от 23.11.2022 (протокол № 6-14/113) о признании Корнеева Максима Евгеньевича не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, обязать ОВК адрес выдать ему военный билет. В обоснование заявленных требований ссылается на то, что в период с 04.11.2013 по 04.11.2022 являлся гражданином, подлежащим призыву на военную службу. Состоял на воинском учете в ОВК адрес. С осени 2013 года по лето 2019 года он обучался в ФГБОУ ВО «Рязанский государственный медицинский университет им. фио Павлова», в связи с чем пользовался отсрочкой от призыва на военную службу по п. «а» ч. 2 ст. 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе». С осени 2019 года по конец лета 2021 года обучался в ФГБУ «Национальный исследовательский центр психиатрии и наркологии им. фио» по программе ординатуры по очной форме обучения, в связи с чем пользовался отсрочкой по п. «б» ч. 2 ст. 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе». В период весеннего призыва 2021 года он был призван на военную службу, однако указанное решение было им обжаловано в судебном порядке в Тушинский районный суд адрес, определением которого от 03.09.2021 производство по делу было прекращено, поскольку оспариваемое решение о призыве его на военную службу было отменено как нереализованное. С 22.09.2021 по настоящее время он обучается в ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов» по программе аспирантуры очной формы обучения. Впоследствии, в период осеннего призыва 2021 года, весеннего призыва 2022 года, в отношении него принимались решения о призыве его на военную службу, которые были отменены в судебном порядке. 23.11.2022 призывной комиссией адрес в отношении него вынесено заключение о признании не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, с которым он не согласен, поскольку со своей стороны не совершал действий (бездействия) направленных на уклонение от прохождения военной службы по призыву, в связи с чем обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением.
Представитель административного истца в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объёме.
Административные ответчики в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещались надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания не заявили, в связи с чем суд, руководствуясь ст. 150 КАС РФ, счел возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Суд, огласив административное исковое заявление, выслушав объяснения представителя административного истца, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Как указано в ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ст. 226 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме (ч. 8).
Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в том числе нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (ч. 9).
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В соответствии с частью 1 статьи 59 Конституции Российской Федерации, защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.
Согласно ст. 1 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», воинская обязанность граждан Российской Федерации предусматривает воинский учет; обязательную подготовку к военной службе; призыв на военную службу; прохождение военной службы по призыву; пребывание в запасе; призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.
Как указано в пункте 1 статьи 22 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе.
Согласно пункту 1 статьи 52 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», запас Вооруженных Сил Российской Федерации создается из числа граждан: не прошедших военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии по достижении ими возраста 27 лет.
В судебном заседании установлено, что истец в период с 04.11.2013 по 04.11.2022 являлся гражданином, подлежащим призыву на военную службу.
Из материалов дела следует, что с осени 2013 года по лето 2019 года административный истец обучался в ФГБОУ ВО «Рязанский государственный медицинский университет им. фио Павлова».
Решением адрес Северное Тушино адрес от 17.10.2014 Корнееву М.Е. предоставлена отсрочка от прохождения военной службы на основании подпункта «а» пункта 2 статьи 24 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (на период обучения по очной форме), до 2019 года.
С осени 2019 года по конец лета 2021 года административный истец обучался в ФГБУ «Национальный исследовательский центр психиатрии и наркологии им. фио» по программе ординатуры по очной форме обучения, в связи с чем пользовался отсрочкой по п. «б» ч. 2 ст. 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе».
Решением адрес Северное Тушино адрес от 10.11.2020 Корнееву М.Е. предоставлена отсрочка от прохождения военной службы на основании подпункта «б» пункта 2 статьи 24 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», до 2021 года.
Указанные обстоятельства, подтверждаются представленными в материалы дела дипломами, выданными административному истцу по окончанию обучения, вступившим в законную силе решением Тушинского районного суда адрес от 19.10.2022 по административному делу № 2а-509/22 по административному иску фио к адрес Северное Тушино адрес, Военному комиссариату, объединенному, адрес, Военному комиссариату адрес о признании незаконным и отмене решения призывной комиссии, обязании предоставить отсрочку от призыва на военную службу, не оспаривались административными ответчиками, которыми доказательств того, что в указанные период административный истец не имел права на отсрочку о призыва на военную службу.
Из материалов дела следует, что в отношении административного истца были приняты решения о призыве его на военную службу в периоды весеннего призыва 2021 года, осеннего призыва 2021 года, весеннего призыва 2022 года, данные решения были отменены – решение о призыве административного истца на военную службу в период весеннего призыва 2021 года – как нереализованное, в связи с его оспариванием в судебном порядке, решения о призыве административного истца на военную службу, принятые в периоды осеннего призыва 2021 года, весеннего призыва 2022 года, отменены решениями Тушинского районного суда адрес в связи с признанием их незаконными, решения суда вступили в законную силу.
Приказом 16.08.2021 фио зачислен в аспирантуру РУДН на очную форму обучения.
Согласно справке № 632 от 17.05.2022 датой окончания обучения фио в аспирантуре является 21.09.2024.
Решением Тушинского районного суда адрес от 19.10.2022 по административному делу № 2а-509/22, установлено, что в связи с обучением в аспирантуре РУДН, административный истец имел право на отсрочку в соответствии с подпунктом «б» части 2 статьи 24 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», в редакции, действующей на 16.08.2021.
23.11.2022 Призывной комиссией адрес принято решение (заключение) адрес Северное Тушино (протокол № 6-14/113) о признании фио не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, не согласившись с которым по указанным выше мотивам он обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением.
Суд, разрешая заявленные административным истцом требования, оценив представленные по делу доказательства в их совокупности и взаимосвязи, в соответствии с требованиями ст. 84 КАС РФ, приходит к выводу об их удовлетворении по следующим основаниям.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2006 № 663 утверждено Положение о призыве на военную службу граждан Российской Федерации (далее - Положение).
В данном Положении указано, что при зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пп. 1 и 2, подп. "в" п. 3, п. 4 ст. 23 и ст. 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в отделе (муниципальном) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих отделов (муниципальных) выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 01.01.2014, при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу (п. 34 Положения в редакции, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений).
Согласно п. 19 Положения, призывник, у которого утрачены основания для освобождения от призыва на военную службу или истекли сроки предоставленной ему отсрочки от призыва на военную службу, подлежит призыву на военную службу на общих основаниях.
В силу п. 1 ст. 5 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», проведение мероприятий по медицинскому освидетельствованию и медицинскому осмотру при постановке на воинский учет, призыве на военную службу и проведение иных мероприятий, связанных с призывом на военную службу, осуществляется военными комиссариатами.
Вопросы организации призыва граждан на военную службу регламентированы ст. 26 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе».
В силу п. 1 названной статьи, призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает: явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии; явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы. Призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
На мероприятия, связанные с призывом на военную службу, граждане вызываются повестками военного комиссариата (п. 3 указанной статьи).
Согласно ст. 31 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», граждане, не пребывающие в запасе, подлежащие призыву на военную службу, обязаны явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы, а также находиться в военном комиссариате до начала военной службы (п. 1).
В ходе рассмотрения дела установлено, что в период с 2014 года по 21.09.2024 административный истец пользуется отсрочкой от призыва на военную службу в соответствии с пп. «а», «б» ч. 2 ст. 24 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», в редакции, действующей на 16.08.2021, что подтверждено приведенными выше судебными решениями, вступившими в законную силу, которыми были признаны незаконными решения о призыве административного истца на военную службу в периоды осеннего призыва 2021 года и весеннего призыва 2022 года, в связи с наличием у административного истца права на отсрочку от прохождения военной службы.
В связи с изложенным суд приходит к выводу, что административный истец не прошел военную службу по призыву, при наличии законных оснований, а именно в связи с тем, что имел право на отсрочку от призыва на военную службу в связи с обучением, фактов уклонения административного истца от призывных мероприятий не установлено, реализация им право на обжалование в судебном порядке решение о призыве его на военную службу, не свидетельствует об уклонении от прохождения военной службы по призыву, тем более, что заявленные административным истцом требования признавались обоснованными.
При таких обстоятельствах, суд считает, что у адрес Северное Тушино адрес не имелось законных оснований для принятия решения (заключения) от 23.11.2022 (протокол № 6-14/113) о признании фио не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в связи с чем суд полагает необходимым признать указанное решение незаконным.
В целях устранения допущенного нарушения прав административного истца, суд полагает необходимым обязать военный комиссариат, объединенный, адрес рассмотреть вопрос о выдаче Корнееву М.Е. военного билета
На основании изложенного и руководствуясь статьями 177-180 КАС РФ, суд,
решил
Признать незаконным решение (заключение) адрес Северное Тушино от 23.11.2022 (протокол № 6-14/113) о признании Корнеева Максима Евгеньевича не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Обязать военный комиссариат, объединенный, адрес рассмотреть вопрос о выдаче Корнееву Максиму Евгеньевичу военного билета.
Решение может быть обжаловано в Московский городской суд через Тушинский районный суд адрес в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение принято в окончательной форме 12.12.2023.
Судья