Дело № 2-697/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
06 июня 2019 года
Смоленский районный суд Смоленской области
В составе:
председательствующего судьи Праксина А.А.,
при секретаре Никоновой П.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Смоленской области к МУЭП «Корохоткинское» о признании бездействия незаконным и понуждении к выполнению обязательственных требований санитарного законодательства,
УСТАНОВИЛ:
Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Смоленской области обратилось в суд с иском к МУЭП «Корохоткинское» о признании бездействия незаконным и понуждении к выполнению обязательственных требований санитарного законодательства, указав, что согласно платежным документам МУЭП «Корохоткинское» является исполнителем услуги по холодному водоснабжению. При проведении административного расследования в отношении МУЭП «Корохоткинское» <дата> произведен отбор проб воды из артезианской скважины и распределенных сетей (кранов в домах) Корохоткинского сельского поселения, обслуживаемых МУЭП «Корохоткинское». При этом установлены нарушения санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению: в части ст19 Закона РФ от 30.03.99г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», СанПиН 2.<дата>-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» выразившиеся в следующем: Согласно экспертному заключению ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Смоленской области» № <номер> от <дата> качество холодной питьевой воды, отобранной из артезианской скважины № <номер> по адресу: <адрес> по исследованным санитарно-химическим показаниям (мутность, содержания железа) не соответствует действующим государственным санитарным нормам и гигиеническим нормам СанПиН 2.<дата>-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения». В исследованной пробе холодной питьевой воды мутность (по формазину), содержание железа превышает гигиенический норматив в 7,6 раз. Согласно экспертному заключению ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Смоленской области» № <номер> от <дата> качество холодной питьевой воды, отобранной из артезианской скважины № <номер> по адресу: <адрес> <адрес> по исследованным санитарно-химическим показаниям (мутность, содержания железа) не соответствует действующим государственным санитарным нормам и гигиеническим нормам СанПиН 2.<дата>-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения». В исследованной пробе холодной питьевой воды мутность (по формазину), содержание железа превышает гигиенический норматив в 4,83 раз. Согласно экспертному заключению ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в <адрес>» № <номер> от <дата> качество холодной питьевой воды, отобранной из распределительной сети (кран в доме) по адресу: <адрес> по исследованным санитарно-химическим показаниям (мутность, содержания железа) не соответствует действующим государственным санитарным нормам и гигиеническим нормам СанПиН 2.<дата>-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения». В исследованной пробе холодной питьевой воды мутность (по формазину), содержание железа превышает гигиенический норматив в 5,6 раз. Согласно экспертному заключению ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в <адрес>» № <номер> от <дата> качество холодной питьевой воды, отобранной из распределительной сети (кран в доме) по адресу: <адрес> по исследованным санитарно-химическим показаниям (мутность, содержания железа) не соответствует действующим государственным санитарным нормам и гигиеническим нормам СанПиН 2.<дата>-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения». В исследованной пробе холодной питьевой воды мутность (по формазину), содержание железа превышает гигиенический норматив в 5,40 раз. Согласно экспертному заключению ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Смоленской области» № <номер> от <дата> качество холодной питьевой воды, отобранной из распределительной сети (кран в доме) по адресу: <адрес> по исследованным санитарно-химическим показаниям (мутность, содержания железа) не соответствует действующим государственным санитарным нормам и гигиеническим нормам СанПиН 2.<дата>-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения». В исследованной пробе холодной питьевой воды мутность (по формазину), содержание железа превышает гигиенический норматив в 5 раз. Обязанность по обеспечению надлежащего качества предоставляемых коммунальных услуг возлагается на МУЭП «Корохоткинское», несущее ответственность за надлежащее качество холодной питьевой воды. Просит признать бездействие МУЭП «Корохоткинское» незаконным, обязать привести качество холодной питьевой воды д.<адрес> в соответствии с требованиями санитарного законодательства в течение года со дня вступления решения в законную силу.
В судебном заседании представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Смоленской области – Птушкина А.Н. поддержала заявленные требования в полном объеме, по основаниям, указанным в исковом заявлении.
Представитель ответчика МУЭП «Корохоткинское» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя ответчика.
Выслушав представителя истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 7 Закона РФ «О защите прав потребителей» потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке.
Изготовитель (исполнитель) обязан обеспечивать безопасность товара (работы) в течение установленного срока службы или срока годности товара (работы).
Если на товары (работы, услуги) законом или в установленном им порядке установлены обязательные требования, обеспечивающие их безопасность для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды и предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, соответствие товаров (работ, услуг) указанным требованиям подлежит обязательному подтверждению в порядке, предусмотренном законом и иными правовыми актами.
Согласно ст. 8 данного Закона потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах).
Согласно ст.8 ФЗ от <дата> N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Согласно ч.1 ст.19 данного Закона питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям (ч.2 ст.19).
Статьёй 2 ФЗ от <дата> N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» определено, что абонент - физическое либо юридическое лицо, заключившее или обязанное заключить договор горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения;
водоподготовка - обработка воды, обеспечивающая ее использование в качестве питьевой или технической воды;
водоснабжение - водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение)
водопроводная сеть - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки воды, за исключением инженерных сооружений, используемых также в целях теплоснабжения;
гарантирующая организация - организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, определенная решением органа местного самоуправления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом), которая обязана заключить договор холодного водоснабжения, договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения с любым обратившимся к ней лицом, чьи объекты подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения;
под питьевой водой понимается вода, за исключением бутилированной питьевой воды, предназначенная для питья, приготовления пищи и других хозяйственно-бытовых нужд населения, а также для производства пищевой продукции.
Согласно ст.12 данного Закона органы местного самоуправления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) для каждой централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения определяют гарантирующую организацию и устанавливают зоны ее деятельности. Для централизованных ливневых систем водоотведения гарантирующая организация не определяется.
Организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение и эксплуатирующая водопроводные и (или) канализационные сети, наделяется статусом гарантирующей организации, если к водопроводным и (или) канализационным сетям этой организации присоединено наибольшее количество абонентов из всех организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и (или) водоотведение.
Гарантирующая организация обязана обеспечить холодное водоснабжение и (или) водоотведение в случае, если объекты капитального строительства абонентов присоединены в установленном порядке к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения в пределах зоны деятельности такой гарантирующей организации. Гарантирующая организация заключает с организациями, осуществляющими эксплуатацию объектов централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, договоры, необходимые для обеспечения надежного и бесперебойного холодного водоснабжения и (или) водоотведения в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Согласно ст.13 Закона «О водоснабжении и водоотведении» По договору горячего или холодного водоснабжения (далее также - договор водоснабжения) организация, осуществляющая горячее водоснабжение или холодное водоснабжение, обязуется подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть горячую, питьевую и (или) техническую воду установленного качества в объеме, определенном договором водоснабжения, а абонент обязуется оплачивать принятую воду и соблюдать предусмотренный договором водоснабжения режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных сетей и исправность используемых им приборов учета.
Существенными условиями договора водоснабжения являются, в том числе, качество воды, границы эксплуатационной ответственности по водопроводным сетям абонента и организации, осуществляющей горячее водоснабжение или холодное водоснабжение, определенные по признаку обязанностей (ответственности) по эксплуатации этих систем или сетей; права и обязанности сторон по договору; ответственность в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения сторонами обязательств по договору.
Судом установлено, что <дата> между администрацией Корохоткинского сельского поселения Смоленского района Смоленской области и МУЭП «Корохоткинское» заключен договор на право хозяйственного ведения муниципальным имуществом (л.д.19-20).
В адрес Управления Роспотребнадзора по Смоленской области поступили обращения жителей д.Быльники, Корохоткинского сельского поселения, Смоленского района Смоленской области о плохом качестве воды (л.д.21-23).
Согласно заключенному <дата> с администрацией Корохоткинского сельского поселения Смоленского района Смоленской области договору на право хозяйственного ведения муниципальным имуществом (л.д.12-13), а также перечню имущества, передаваемого на праве хозяйственного ведения, МУЭП «Корохоткинское» переданы в хозяйственное ведение артезианские скважины, водонапорные башни, водопроводы, теплосети, теплотрассы, находящиеся на территории Корохоткинского сельского поселения.
Постановлением Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Смоленской области № <номер> от <дата> МУЭП «Корохоткинское» привлечено к административной ответственности в соответствии со ст.6.5 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде штрафа в размере <данные изъяты> руб. (л.д.6-8).
В соответствии с вышеуказанным договором МУЭП владеет, пользуется и распоряжается закрепленным за ним муниципальным имуществом на праве хозяйственного ведения в соответствии с назначением имущества и целями деятельности предприятия, а также в соответствии с действующим законодательством РФ, уставом предприятия.
МУЭП обязано осуществлять капитальный и текущий ремонт муниципального имущества, при этом не подлежат возмещению любые производственные улучшения закрепленного на праве хозяйственного ведения имущества; не допускать ухудшения технического состояния имущества, за исключением случаев, связанных с нормативным износом этого имущества в процессе эксплуатации.
Согласно статьям 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, односторонний отказ от исполнения обязательств и одностороннее изменение его условий не допускается.
Статьёй 23 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» установлено, что Организация, осуществляющая холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, обязана подавать абонентам питьевую воду, соответствующую установленным требованиям.
Органы местного самоуправления, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям.
Питьевая вода, подаваемая абонентам с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, считается соответствующей установленным требованиям в случае, если уровни показателей качества воды не превышают нормативов качества питьевой воды более чем на величину допустимой ошибки метода определения.
В соответствии с частью 15 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации Организация, осуществляющая поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, отвечает за поставки указанных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома, если иное не установлено договором с такой организацией.
Из материалов дела усматривается, что по исследованным санитарно-химическим показателям вода как в артезианских скважинах, так и в квартирах жильцов в д.<адрес> не соответствует действующим государственным санитарным нормам и гигиеническим нормативам: СанПиН 2.<дата>-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества». Данный вывод подтверждается экспертными заключениями ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в <адрес>» № <номер> от <дата> (л.д.9-10), № <номер> от <дата> (л.д.11-12), № <номер> от <дата> (л.д.13-14), № <номер> от <дата> (л.д.15-16), № <номер> от <дата> (л.д.17-18).
Таким образом, суд находит, что МУЭП «Корохоткинское» в нарушение положений Закона «О водоснабжении и водоотведении», действующих государственных санитарных норм и гигиенических нормативов, условий заключенных с гражданами договоров на водоснабжение не выполнило принятые на себя обязательства по обеспечению д.<адрес> питьевым водоснабжением, в связи с чем исковое заявление Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Смоленской области подлежит удовлетворению.
В силу ст.206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком.
Представитель истца ходатайствовал об установлении срока для исполнения решения суда - в течение 12 месяцев со дня вступления решения в законную силу, в свою очередь ответчиком не заявлено возражений относительно заявленного срока исполнения решения суда, суд устанавливает указанный срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Смоленской области к МУЭП «Корохоткинское» о признании бездействия незаконным и понуждении к выполнению обязательственных требований санитарного законодательства - удовлетворить.
Признать незаконным бездействие МУЭП «Корохоткинское».
Обязать МУЭП «Корохоткинское» в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу привести качество холодной питьевой воды в д.Быльники Смоленского района Смоленской области в соответствие с требованиями санитарного законодательства.
Решение может быть обжаловано в течение месяца в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Смоленский районный суд Смоленской области.
4 Праксин
решение изготовлено в окончательной форме <дата>.