№ 2а- 13/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 марта 2021 года адрес
Симоновский районный суд адрес в составе председательствующего судьи фио, при секретаре фио, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ТСЖ «Каширка 16» к Симоновской межрайонной прокуратуре адрес о признании частично недействительным представления,
Установил:
Административный истец обратился в суд с административным исковым заявлением к Симоновской межрайонной прокуратуре адрес о признании недействительными пункты 2 и 3 представления, и взыскании расходов по оплате государственной пошлине, мотивировав свои требования тем, что в адрес ТСЖ «Каширка 16» поступило представление Симоновской межрайонной прокуратуры адрес от 14.04.2020 № 71-2020/7356 об устранении нарушений законодательства РФ о социальной защите инвалидов в соответствии с которым заместитель прокурора потребовал: незамедлительно рассмотреть представление с участием представителя Симоновской межрайонной прокуратуры; принять конкретные меры к устранению причин и условий способствующих совершению указанных нарушений; рассмотреть вопрос о привлечении виновных лиц к дисциплинарной ответственности. Административный истец считает, что требования указанные в оспариваемом представлении предъявлены к ненадлежащему лицу, являются для товарищества неисполнимыми, а соответственно незаконными, поскольку в представлении прокурор ссылается на нормы законодательства которые применяются ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшие реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам, тогда как многоквартирный дом по адресу: адрес был введен в эксплуатацию в 1956 году и с этого момента не реконструировался, а следовательно, на него не распространяется действие положений ч.1 ст. 15 Закона № 181-ФЗ.
Определением Арбитражного суда адрес от 06.07.2020 года дело по требованиям ТСЖ «Каширка 16» к Симоновской межрайонной прокуратуре адрес о признании частично недействительным представления направлено по подсудности в Симоновский районный суд адрес.
Представитель административного истца по доверенности фио в суд явился, поддержал административно исковые требования в полном объеме, в т.ч. по обстоятельствам указанным в письменных объяснениях.
Представитель административного ответчика помощник прокурора фио в суд явился, административные исковые требования не признал, указав, что представление является законным и обоснованным, поддержал ранее представленный отзыв на иск.
Представитель заинтересованного лица Прокуратуры адрес в суд не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом, причины неявки в суд не известны.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В силу ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных государственными или иными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них не законно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В соответствии со статьей 129 (часть 5) Конституции Российской Федерации полномочия, организация и порядок деятельности органов прокуратуры Российской Федерации определяются федеральным законом. Таким законом является Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации", в соответствии с которым прокуратура Российской Федерации осуществляет от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов (статья 1). Задачи, возложенные на прокуратуру Российской Федерации, и полномочия прокуроров обусловлены целями обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства, что соотносится с положениями статей 2, 4 (часть 2), 15 (части 1 и 2) и 18 Конституции Российской Федерации.
Согласно Федеральному закону "О прокуратуре Российской Федерации" требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статье 22 данного Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок (пункт 1 статьи 6); представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 данного Федерального закона (пункт 3 статьи 22); представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению; в течение месяца со дня вынесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме (пункт 1 статьи 24).
По смыслу приведенных взаимосвязанных положений Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", а также учитывая, что при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы (пункт 2 статьи 21), само по себе представление прокурора не имеет абсолютный характер и силой принудительного исполнения не обладает, поскольку преследует цель понудить указанные в пункте 1 статьи 21 данного Федерального закона органы и должностных лиц устранить допущенные нарушения закона прежде всего в добровольном порядке. Требование о безусловном исполнении представления прокурора реализуется путем специальных процедур - вынесения самим прокурором постановления о возбуждении производства об административном правонарушении либо путем обращения в суд.
Согласно ч.1 ст. 135 ЖК РФ, Товариществом собственников жилья признается вид товариществ собственников недвижимости, представляющий собой объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме либо в случаях, указанных в части 2 статьи 136 настоящего Кодекса, имуществом собственников помещений в нескольких многоквартирных домах или имуществом собственников нескольких жилых домов, обеспечения владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме либо совместного использования имущества, находящегося в собственности собственников помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества, принадлежащего собственникам нескольких жилых домов, осуществления деятельности по созданию, содержанию, сохранению и приращению такого имущества, предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся в соответствии с настоящим Кодексом помещениями в данных многоквартирных домах или данными жилыми домами, за исключением случаев, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, а также для осуществления иной деятельности, направленной на достижение целей управления многоквартирными домами либо на совместное использование имущества, принадлежащего собственникам помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества собственников нескольких жилых домов.
В судебном заседании установлено, что 14.04.2020 года Симоновской межрайонной прокуратурой адрес в адрес председателя правления ТСЖ «Каширка 16» фио внесено представление № 7-1-2020/4356.
Как следует из данного представления, Симоновской межрайонной прокуратурой адрес на основании проведения проверки соблюдения прав и социальных гарантий инвалидов, граждан предпенсионного возраста, пенсионеров, в том числе ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, проведена проверка соблюдения ТСЖ «Каширка 16» законодательства РФ о социальной защите инвалидов.
При проведении проверки в ходе опроса инвалида-колясочника фио, 1939 г.р., проживающего по адресу: адрес, а также осмотра подъездов и входных групп указанного многоквартирного дома установлено, что в нарушение указанных норм, имеющиеся пандусы непригодны к использованию, а дверные проемы не позволяют инвалиду – колясочнику самостоятельно выйти из дома. Кроме того, фио из-за технических особенностей лифтового оборудования не может самостоятельно пользоваться лифтом. Указанные факты свидетельствуют об отсутствии надлежащего контроля со стороны председателя правления ТСЖ «Каширка 16» за работой подчиненных сотрудников.
В представлении Симоновской межрайонной прокуратурой адрес ссылается на нарушение ТСЖ «Каширской 16» федерального законодательства о социальной защите инвалидов.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
В соответствии со ст. 15 указанного Закона, Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников): условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам (п.1); возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски (п.3).
Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи устанавливается федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, исходя из финансовых возможностей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, организаций.
Федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, организациями, предоставляющими услуги населению, в пределах установленных полномочий осуществляется инструктирование или обучение специалистов, работающих с инвалидами, по вопросам, связанным с обеспечением доступности для них объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, муниципального округа, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме.
Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.
Приказом Минстроя России от 14.11.2016 № 798/пр утверждены правила доступности зданий и сооружений для маломобильных групп населения (СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения).
Представитель ответчика оспаривал заявленные истцом требования, указывая, что ТСЖ «Каширка 16» не предприняты надлежащие меры для обеспечении доступности зданий и сооружений для маломобильных групп населения.
Разрешая требования административного истца, учитывая нормы указанные выше, обстоятельства дела, суд находит обоснованными доводы административного истца указанные в иске, поскольку ТСЖ «Каширка 16» является ненадлежащим лицом, кому могут быть предъявлены указанные в представлении требования. Как следует из указанных выше норм, ТСЖ организуется для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме, при этом оно не занимается реконструкцией и капитальным ремонтом многоквартирного дома.
Как усматривается из оспариваемого представления, имеющиеся нарушения, а именно: пандусы не пригодны к использованию, дверные проемы и технические особенности лифта, не позволяют инвалиду-колясочнику самостоятельно выйти из дома, связанны с реконструкцией или капитальным ремонтом многоквартирного дома, учитывая, что многоквартирный дом по адресу: адрес был введен в эксплуатацию в 1956 году и с этого момента не реконструировался, доказательств обратного не представлено.
Кроме того, как следует из пояснений истца и представленных доказательств, учитывая технические характеристики многоквартирного дома, были смонтированы пандусы, однако реконструкция, связанная с расширением лестничных клеток и дверных проемов, и смена лифтового оборудования, не относиться к компетенции ТСЖ.
Удовлетворяя административные исковые требования, суд принимает во внимание тот факт, что в своем представлении прокурор ссылается на законодательство, которое применяется ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию объектам, к которым дом 16 по адрес, не представляется возможным отнести, при этом доказательств обратного стороной ответчика не предствалено.
Согласно п.5.1 ст. 2 ЖК РФ, Органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: обеспечивают инвалидам условия для беспрепятственного доступа к общему имуществу в многоквартирных домах.
В соответствии с п. 2 ст. 12 ЖК РФ, К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений относятся: установление требований к жилым помещениям, их содержанию, содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, а также порядка обеспечения условий их доступности для инвалидов.
В силу п.3 ст. 15 ЖК РФ, 3. Порядок признания помещения жилым помещением и требования, ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░ ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░ «░░░░░░░ 16» ░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 2 ░ 3 ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░. 333.36 ░░ ░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░. ░░░░░, ░░░
░░░░░:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░ 16» ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, - ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 2 ░ 3 ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ 14.04.2020 № 7-1-2020/7356.
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░░░
1