Производство № 2-2371/2021
УИД 28RS0004-01-2021-001217-78
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 февраля 2021 года г. Благовещенск
Благовещенский городской суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Астафьевой Т.С.,
при секретаре Мусатове К.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Администрации г. Благовещенска об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
Администрация г. Благовещенска обратилась в суд с данным исковым заявлением, в обоснование указав, что апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 23.12.2019 г. на администрацию г. Благовещенска возложена обязанность выполнить капитальный ремонт тепловой сети по ул. Артиллерийская между ул. Зейская и ул. Амурская (2Д-300 мм, L-300,5 м) в срок до 01 сентября 2020 года; выполнить капитальный ремонт тепловой сети по пер. Релочный от ул. Комсомольская (ТК-515) до ул. Мухина (ТК-337) (2Д-300 мм, L-300, 5 м) в срок до 01 сентября 2020 года. 13.10.2020 г. судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства, 22.10.2020 г. в связи с неисполнением судебного акта вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50000 рублей. Между тем, администрацией г. Благовещенска были приняты все зависящие от нее меры к исполнению судебного решения. Поэтому просит суд освободить администрацию города Благовещенска Амурской области от взыскания исполнительского сбора в размере 50000 рублей по исполнительному производству № 30107/20/28025-ИП, возбужденному по исполнительному листу, выданному Благовещенским городским судом по делу № 2-7489/2019.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства уведомлены надлежащим образом. Суд, определил, в порядке статьи 167 ГПК РФ рассмотреть дело при данной явке.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Решением Благовещенского городского суда от 19 сентября 2019 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 23.12.2019 года, на администрацию г. Благовещенска возложена обязанность выполнить капитальный ремонт тепловой сети по ул. Артиллерийская между ул. Зейская и ул. Амурская (2Д-300 мм, L-300,5 м) в срок до 01 сентября 2020 года; выполнить капитальный ремонт тепловой сети по пер. Релочный от ул. Комсомольская (ТК-515) до ул. Мухина (ТК-337) (2Д-300 мм, L-300, 5 м) в срок до 01 сентября 2020 года.
13.10.2020 г. судебным приставом-исполнителем СОСП по ИОВИД УФССП России по Амурской области возбуждено исполнительное производство № 30107/20/28025-ИП.
22.10.2020 г. в рамках исполнительного производства № 30107/20/28025-ИП, в связи с неисполнением должником требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, заместителем начальника отдела - заместителем старшего судебного пристава Специализированного отдела по исполнению особо важных исполнительных документов УФССП России по Амурской области Абрамовым А.П. вынесено постановление о взыскании с администрации г. Благовещенска исполнительского сбора в размере 50 000 руб.
Истец просит суд освободить его от взыскания исполнительского сбора, ссылаясь на то, что им были приняты все зависящие от него меры к исполнению судебного решения.
Частью 11 статьи 30 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником, содержащихся в исполнительном документе требований, и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 названного Федерального закона.
В соответствии со ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере 5 000 рублей, с должника-организации 50 000 рублей.
В соответствии с разъяснениями, данными в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 г. № 13-П, исполнительский сбор является не правовосстановительной санкцией, т.е. санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов, а представляет собой санкцию штрафного характера, т.е. возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
Согласно ч. 6 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Частью 7 названной статьи предусмотрено право суда освободить должника от взыскания исполнительского сбора при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства.
Как следует из разъяснений, содержащихся в п. 75 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 г. № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», лица (не субъекты предпринимательской деятельности) могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
Согласно ст. 15 Бюджетного Кодекса РФ каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет, предназначенный для исполнения расходных обязательств муниципального образования.
Использование органами местного самоуправления иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств муниципальных образований не допускается.
В соответствии со ст. 65 Бюджетного Кодекса РФ формирование расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству Российской Федерации, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде) за счет средств соответствующих бюджетов.
В силу положений ст. 83 Бюджетного кодекса РФ выделение бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств или увеличение бюджетных ассигнований на исполнение существующих видов расходных обязательств может осуществляется только с начала очередного финансового года при условии включения соответствующих бюджетных ассигнований в закон (решение) о бюджете либо в текущем финансовом году после внесения соответствующих изменений в закон (решение) о бюджете при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета.
Как следует из представленных материалов, 17.12.2020 года администрация г. Благовещенска направила в адрес судебного пристава-исполнителя Стефановой Н.В. уведомление о невозможности проведения мероприятий по ремонту тепловых сетей в 2020 году в связи с вынужденным перераспределением бюджетных ассигнований на устранение последствий чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории г. Благовещенска в летний период. Выполнение работ по ремонту тепловых сетей по пер.Релочиый планируется в 2021 году при условии предоставления средств областного бюджета. Соответствующее обращение направлено в адрес министерстве ЖКХ Амурской области. Реализация мероприятия по ремонту тепловых сетей по ул. Артиллерийская между ул. Зейская и ул. Амурская планируется в рамках производственной программы ООО «Амурские коммунальные системы» по теплоснабжению на 2022 год.
В целях исполнения требований исполнительного документа, 13.01.2021 г. исх. № 02-11/150 администрацией города Благовещенска в министерство ЖКХ Амурской области направлено обращение о рассмотрении возможности дополнительного финансирования из бюджета Амурской области 228 162,0 тыс. руб. на реализацию мероприятий по ремонту инженерных сетей на 2021-2022 годы в рамках национального проекта «Безопасные и качественные дороги».
Так, в соответствии с законом Амурской области от 11.12.2020 г. № 651-03 «Об областном бюджете на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов» предусмотрено предоставление межбюджетных трансфертов на суммы 60 626240 руб. и 519 718700 руб., что подтверждается уведомлениями о предоставлении субсидий, субвенций, иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение от 25.12.2020 г. № 1859, № 1849.
В связи с принятием данного закона, 28.01.2021 года администрация г. Благовещенска направила в адрес судебного пристава-исполнителя Стефановой Н.В. уведомление, в котором сообщено, что в рамках муниципальной программы «Развитие и модернизация жилищно-коммунального хозяйства, энергосбережение и повышение энергетической эффективности, благоустройства территории города Благовещенска» на условиях софинансирования областного и городского бюджетов в 2021 году предусмотрены мероприятия государственной программы Амурской области «Модернизация жилищно-коммунального комплекса, энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Амурской области»:
- по капитальному ремонту тепловой сети по пер. Релочный от ул.Комсомольская (ТК-515) до ул. Мухина (ТК-337) (2д-300мм, Ь=300.5м). Стоимость мероприятия - 25 513,8 тыс. руб. Выполнение работ планируется в летний период 2021 года.
- по капитальному ремонту тепловых сетей по ул. Артиллерийская между ул.Зейская и ул.Амурская (2Д-300 мм, L=300.5m). Стоимость мероприятия 37 927,1 тыс.руб. Выполнение работ планируется в летний период 2021 года.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что администрацией города Благовещенска предпринимаются все возможные меры для исполнения судебного акта.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о возможности освобождения должника - администрации г. Благовещенска от взыскания исполнительского сбора в рамках исполнительного производства № 30107/20/28025-ИП от 13.10.2020.
Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ суд,
РЕШИЛ:
Заявление администрации г. Благовещенска – удовлетворить.
Освободить Администрацию г. Благовещенска от взыскания исполнительского сбора в размере 50000 рублей, установленного постановлением судебного пристава – исполнителя специализированного отдела судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных документов Стефановой Н.А. от 21 октября 2020 года по исполнительному производству № 30107/20/28025-ИП от 13.10.2020 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья Т.С. Астафьева
Решение в окончательной форме принято 01 марта 2021 года