Дело № 2а-460/2020
УИД: 28RS0019-01-2020-000759-59
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 октября 2020 года пгт Серышево
Серышевский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Кулагиной И.В.,
при секретаре Наймушиной Л.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Администрации Широкологского сельсовета Серышевского района Амурской области к Отделу судебных приставов по Серышевскому району об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
У С Т А Н О В И Л:
Административный истец администрация Широкологского сельсовета Серышевского района Амурской области обратилась в суд с данным административным иском, мотивируя свои требования тем, что 10.07.2020 г. судебным приставом-исполнителем ОСП по <адрес> на основании исполнительного документа: исполнительного листа № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Серышевским районным судом по делу № возбуждено исполнительное производство №, об обязании Администрации Широкологского сельсовета Серышевского района Амурской области организовать на территории кладбищ, расположенных в <адрес> оборудовать общественные туалеты (выгребного типа) с требованиями СанПиН2.1.2882-11 в срок до 01.09.2018 года. В связи с тем, что требования исполнительного документа в установленный срок для добровольного исполнения заявителем не исполнены, судебный пристав-исполнитель вынес постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей. Полагают, что у администрации имеются основания для освобождения от уплаты исполнительского сбора, так как отсутствует вина в неисполнении требований исполнительного листа, поскольку административный истец со своей стороны принял все зависящие от него меры для исполнения вышеуказанного исполнительного документа. 01.10.2019 года был заключен договор на строительство и установку общественных туалетов, расположенных на кладбищах в <адрес>. 15.10.2019 г. подписан акт выполненных работ. На основании вышеизложенного, руководствуясь ч. 7 ст. 112, ст. 128 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», ст. 358, ст. 363 КАС РФ, просят освободить должника - Администрацию Широкологского сельсовета от взыскания исполнительского сбора по исполнительному производству от ДД.ММ.ГГГГ №.
В судебное заседание представитель административного истца – Администрации Широкологского сельсовета, уведомленного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения деда, не явился, в своем письменном заявлении просят о рассмотрении дела без их участия.
Представитель административного ответчика Отдела судебных приставов по Серышевскому району, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, заявлений, ходатайств в суд не представлено.
Представитель заинтересованного лица - заместитель прокурора Серышевского района Амурской области Манягина А.И. не возражала против удовлетворения административного иска администрации Широкологского сельсовета и освобождении её от взыскания исполнительского сбора.
В соответствии со ст. ст. 150, 226 КАС РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося административного ответчика.
Выслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, оценив в совокупности все представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с ст. 2 Федерального закона от 02.10.2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных случаях, исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Согласно ч. 1 ст. 121 Федерального закона от 02.10.2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.
Согласно положениям ч. 3 ст. 363 КАС РФ, если порядок разрешения судом вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства и в силу закона подлежащих рассмотрению судом, не установлен в настоящей главе (в частности, об отсрочке или о рассрочке взыскания исполнительского сбора, об уменьшении его размера или освобождении от его взыскания), эти вопросы разрешаются по правилам, установленным ч. 2 ст. 358 настоящего Кодекса.
Администрация Широкологского сельсовета обратилась с административным исковым заявлением об освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Решением Серышевского районного суда Амурской области от 06 июля 2018 года, вступившим в законную силу, на администрацию Широкологского сельсовета Серышевского района Амурской области возложена обязанность уточнить границы земельных участков кладбищ, расположенных в <адрес>, поставить земельные участки на кадастровый учет и зарегистрировать право собственности на земельные участки, в срок до 01.01.2019 года; организовать на территории кладбищ, расположенных в <адрес> установить урны для сбора мусора, площадки для мусоросборников с ограждением, твердым покрытием с подъездами к ним на территории кладбищ в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.2882-11, в срок до 01.09.2018 года; на территории кладбищ, расположенных в <адрес> оборудовать общественные туалеты (выгребного типа) в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.2882-11, в срок до 01.09.2018 года.
Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Серышевскому району от 10 июля 2020 года на основании исполнительного листа серии № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Серышевским районным судом Амурской области по делу №, в отношении администрации Широкологского сельсовета возбуждено исполнительное производство №.
Из указанного постановления следует, что должнику - администрации Широкологского сельсовета Серышевского района Амурской области установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии настоящего постановления. При наличии чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств и других непредвиденных непреодолимых препятствий, могущих сделать невозможным добровольное исполнение исполнительного документа, должнику было предложено в срок, установленный для добровольного исполнения, надлежащим образом уведомить об этом судебного пристава-исполнителя. Кроме того, должник был предупрежден о том, что в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, предоставленный для добровольного исполнения, и непредставления доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие чрезвычайных и непредвиденных обстоятельств, с него будет взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 рублей.
Согласно п.п. 1, 2 ст. 6 Федерального закона "Об исполнительном производстве" законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации.
В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом.
В соответствии с п.п.11, 12 ст. 30 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.
Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
На основании п. 1 ст. 105 Федерального закона от 02.10.2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Серышевскому району от 08 сентября 2020 года с должника - администрации Широкологского сельсовета взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 рублей
В соответствии с ч. 1 ст. 112 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
В силу ч. 2 ст. 112 Закона N 229-ФЗ, исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-организации взыскивается в размере пятидесяти тысяч рублей (ч. 3 ст. 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве").
В соответствии с ч.ч. 6, 7 ст. 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве" должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора. Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30.07.2001 г. N 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции Российской Федерации).
Согласно ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства (п. 1). Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (п. 2).
Из содержания вышеуказанных норм следует, что исполнительский сбор, по сути, относится к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства и представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершением им правонарушения в процессе исполнительного производства. Освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа.
Следовательно, при рассмотрении требований должника об освобождении его от взыскания исполнительского сбора выяснению подлежат вопросы о степени вины должника в неисполнении исполнительного документа в течение срока, предоставленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, наличия или отсутствия оснований для ответственности за нарушение обязательства.
Из разъяснений, содержащихся в п. 75 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17 ноября 2015 года N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" при применении положений п. 7 ст. 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (п. 3 ст. 401 ГК РФ). Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений п. 1 ст. 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора. Должник не может быть освобожден от уплаты исполнительского сбора, даже если требования исполнительного документа были в полном объеме исполнены им сразу после истечения срока для добровольного исполнения, однако такие действия должника с учетом объективных причин задержки исполнения могут учитываться судом при разрешении требований должника об уменьшении размера исполнительского сбора, но не более чем на одну четверть.
Как следует из представленных суду стороной административного истца документов, 01 октября 2019 года администрацией Широкологского сельсовета Серышевского района заключен договор со ФИО3 на строительство и установку общественных туалетов, расположенных на кладбищах в <адрес>. 15 октября 2019 г. подписан акт выполненных работ.. Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Серышевскому району от 25 сентября 2020 года исполнительное производство № в отношении администрации Широкологского сельсовета окончено в связи с исполнением требований исполнительного документа.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что администрацию Широкологского сельсовета следует освободить от уплаты исполнительского сбора, поскольку должником предприняты все меры для надлежащего исполнения обязательства, решение суда исполнено до вынесения судебным приставом-исполнителем соответствующих постановлений.
Руководствуясь ст.ст.175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление Администрации Широкологского сельсовета Серышевского района Амурской области к Отделу судебных приставов по Серышевскому району об освобождении от взыскания исполнительского сбора - удовлетворить.
Освободить администрацию Широкологского сельсовета от обязанности по уплате исполнительского сбора, взысканного постановлением судебного пристава - исполнителя ОСП по Серышевскому району от 08 сентября 2020 года в размере 50000 рублей по исполнительному производству №.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Серышевский районный суд Амурской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Вступившее в законную силу решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Девятый кассационный суд общей юрисдикции (690090, <адрес>) в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу через Серышевский районный суд.
Судья И.В. Кулагина
Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.