Решение по делу № 2-2684/2018 ~ М-2469/2018 от 06.08.2018

Гражданское дело №2-2684/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24 сентября 2018 года                  город Киров

Первомайский районный суд города Кирова в составе:

председательствующего судьи     Рогачёвой Ю.А.,

при секретаре     Зыряновой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Фоминых Ю.В. к администрации МО «Город Киров», администрации Юрьянского района Кировской области о восстановлении срока для включения в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда,

УСТАНОВИЛ:

Фоминых Ю.В. обратился в суд с иском к администрации муниципального образования «Город Киров» о восстановлении срока для включения в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.

В обоснование требований указал, что относился к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Устно обращался в администрацию п. Даровской Кировской области, в администрацию МО «Город Киров» с целью предоставлению ему жилья, в чем ему отказано. Органами опеки ему право на жилье как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не разъяснялось. Считает, что срок для обращения в органы опеки пропущен по уважительной причине. Пропустил срок для обращения в компетентные органы по вопросу предоставления жилья в связи с незнанием закона и нахождением в местах лишения свободы. Жилого помещения для проживания не имеет.

С учетом уточнения исковых требований от {Дата} просит восстановить ему срок для обращения за постановкой на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей, обязать администрацию Юрьянского района Кировской области включить его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

Определением суда от {Дата} к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление опеки и попечительства администрации г. Кирова, администрация Юрьянского района Кировской области, которая впоследствии переведена в статус ответчика.

Определением суда от {Дата} к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство образования Кировской области.

В судебном заседании истец Фоминых Ю.В. уточненные исковые требования поддержал, ссылаясь на доводы, изложенные в иске.

Представители ответчика администрации муниципального образования «Город Киров» Батухтин А.В. исковые требования не признал, пояснил, что истец до достижения 23-х лет имел возможность обратиться за включением его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, но не сделал этого без уважительных к тому причин. Нахождение его в местах лишения не исключало возможность обращения за защитой своих жилищных прав как непосредственно, так и через представителей. Незнание закона не освобождает от обязанности соблюдения сроков и порядка реализации своих прав.

Представитель третьего лица Управления опеки и попечительства администрации г. Кирова Мокрушина В.С. пояснила, что истец не лишен дееспособности, находясь в местах лишения свободы мог обратиться в Управление опеки и попечительства с заявлением о признании нуждающимся в предоставлении жилого помещения, однако сделал это только в возрасте 30 лет.

Представитель ответчика администрации Юрьянского района Кировской области в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела без его участия, в письменном отзыве пояснил, что истец по вопросам реализации права на обеспечение жилым помещением на территории Юрьянского района до достижении 23 летнего возраста не обращался.

Представители третьего лица Министерства образования Кировской области, в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела без его участия, вопрос об удовлетворении исковых требований отнес на усмотрение суда.

Выслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

Право каждого на жилище гарантировано Конституцией Российской Федерации. Органы государственной власти и органы местного самоуправления призваны создавать условия для осуществления права на жилище.

Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ (статья 109.1 Жилищного кодекса РФ).

Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ) определены общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Так, к числу лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, которые, когда они находились в возрасте до 18 лет, остались без попечения единственного родителя или обоих родителей, в том числе, в связи с лишением их родительских прав (статья 1 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ).

Согласно положениям части 1 статьи 8 Закона РФ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции, действующей с 1 января 2013 года), детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Согласно редакции этой же статьи, действовавшей до 1 января 2013 года, указанной категории лиц, не имеющей закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья).

В силу статьи 4 Федерального Закона РФ от 29.02.2012 года №15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа», действие статьи 8 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в редакции Федерального Закона от 29.02.2012 года №15-ФЗ распространено законодателем на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального Закона (т.е. до 01.01.2013 года) в том случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального Закона.

Судом установлено, что Фоминых Ю.В., {Дата} года рождения выявлен и первично учтен в качестве ребенка, оставшегося без попечения родителей, на территории Юрьянского района Кировской области.

Мать истца ФИО2 лишена родительских прав в отношении него решением Юрьянского районного народного суда Кировской области от {Дата}. Отец ФИО3 умер {Дата}.

После лишения матери родительских прав Фоминых Ю.В. находился в Нолинском дошкольном детском доме Кировской области.

С {Дата} по {Дата} опекуном истца являлась ФИО1 После ее отказа от выполнения обязанностей опекуна истец помещен в Уржумский детский дом. С {Дата} истец находился в Яранском детском доме Кировской области. В {Дата} поступил на обучение в сельскохозяйственный лицей {Адрес}, откуда {Дата} отчислен, после чего занимался бродяжничеством.

Истец неоднократно судим, отбывал наказание в местах лишения свободы в периоды с {Дата} по {Дата}, с {Дата} по {Дата}, с {Дата} по {Дата}.

Распоряжением администрации Даровского района Кировской области от {Дата} {Номер} за истцом закреплено право на получение жилого помещения в {Адрес} после окончания пребывания в школе-интернате для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. Однако реализация данного права носит заявительный характер. Между тем, истец до достижения 23-летнего возраста ни в администрацию Даровского района Кировской области, ни в администрацию Юрьянского района Кировской области по вопросу признания нуждающимся в предоставлении жилого помещения не обращался. Конкретное жилое помещение за истцом не закреплялось.

{Дата} Фоминых Ю.В. обратился в администрацию Даровского района Кировской области с заявлением о предоставлении жилого помещения ему как лицу из числа детей-сирот, в чем ему было отказано в связи с достижением 29-летнего возраста.

{Дата} истец обращался с таким же заявлением в администрацию МО «Город Киров», получил отказ в связи с достижением 29-летнего возраста.

Истец на учете нуждающихся в жилом помещении не состоит, жилых помещений в собственности не имеет, в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, не включен.

В настоящее время истец достиг 30-летнего возраста.

Разрешая вопрос о праве истца на дополнительные гарантии по социальной поддержке в виде предоставления жилого помещения специализированного жилищного фонда, суд учитывает следующее.

Как уже отмечалось ранее к числу лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, которые, когда они находились в возрасте до 18 лет, остались без попечения единственного родителя или обоих родителей.

Фоминых Ю.В. до достижения возраста 23-х лет являлся лицом, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, и в отношении него распространялись положения Федерального закона № 159-ФЗ от 21.12.1996 года.

Вместе с тем, на момент достижения истцом 23-летнего возраста (2011 год) частью 1 статьи 8 Закона РФ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» было предусмотрено обеспечение жилыми помещениями лиц, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, которые не имели закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди равноценной ранее занимаемому ими (или их родителями) жилому помещению жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Как следует из преамбулы указанного Закона, а также из положений статьи 1, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.

По смыслу приведенных норм права гарантируемая данным лицам социальная поддержка, в том числе, внеочередное обеспечение жилой площадью, должна была предоставляться до достижения детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей и лицами из их числа вышеуказанного возраста.

В силу статей 52, 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете.

В силу п. 3.1. Порядка обеспечения жилыми помещениями детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», утвержденного постановлением администрации г. Кирова от 12 июля 2016 г. №2162 - П (далее - Порядок), территориальные управления по районам осуществляют включение лиц, указанных в подразделе 1.2 настоящего Порядка, достигших возраста 14 лет, в целях обеспечения жилыми помещениями специализированного жилищного фонда для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в списки детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, по районам.

В соответствии с п.3.2 Порядка, в целях включения в списки территориальных управлений лица, указанные в подразделе 1.2 Порядка, достигшие возраста 14 лет, обращаются в территориальные управления по районам по месту выявления и первичного учета в качестве детей, оставшихся без попечения родителей, и (или) по месту жительства с заявлением по форме, утвержденной органом исполнительной власти Кировской области, осуществляющим государственное управление в сфере образования. Место жительства на территории муниципального образования «Город Киров» заявителем должно быть подтверждено наличием регистрации по месту жительства или по месту пребывания на территории муниципального образования «Город Киров».

В соответствии с указанными нормами лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для реализации права на жилое помещение должны быть учтены в качестве нуждающихся в жилом помещении до достижения возраста 23 лет.

По достижении лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей возраста 23 лет, и не вставшим (поставленным) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до указанного возраста, возможность для получения жилья во внеочередном порядке по основанию, предусмотренному пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ, у такого лица утрачивалась.

В данном случае право на предоставление жилого помещения по договору социального найма могло быть реализовано при наличии к тому оснований в общем порядке.

При рассмотрении дела установлено, что до достижения 23 лет и до июля 2017 года в уполномоченный орган с целью постановки на учет для получения во внеочередном порядке жилого помещения по категории "дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа" истец не обращался.

Наличие на то уважительных причин судом не установлено.

Несмотря на длительные периоды нахождения в местах лишения свободы Фоминых Ю.В. имел возможность обратиться в органы опеки и попечительства с целью постановки его на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях. Доказательств, препятствующих истцу реализовать данное право, не представлено.

Незнание закона также не освобождает от обязанности соблюдения сроков и порядка реализации своих прав.

При изложенных обстоятельствах оснований для восстановления срока для постановки Фоминых Ю.В. на учет нуждающихся в жилом помещении и включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, не имеется.

Признавая необходимость государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, статья 39 Конституции РФ предполагает создание для соответствующей категории граждан условий, обеспечивающих их достойную жизнь.

Вместе с тем, закрепленное в Конституции РФ обязанности государства по защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не подразумевает право этих граждан на получение мер социальной поддержки без ограничения каким-то сроком, в течение которого социально незащищенная категория граждан требует особого внимания.

Поэтому достижение лицом 23-летнего возраста не вставшим (поставленным) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до указанного срока, а также не обратившегося в суд с иском о предоставлении жилого помещения до достижения указанного возраста является основанием для отказа в удовлетворении требований о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке.

Фоминых Ю.В. до достижения установленного законом возраста 23 лет предусмотренной законом мерой социальной поддержки не воспользовался, с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения не обращался, в связи с чем утратил право на получение мер социальной поддержки для указанной категории лиц.

На момент обращения с исковым заявлением Фоминых Ю.В. достиг возраста 30 лет, соответственно уже утратил статус категории лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Оценив изложенное, суд приходит к выводу о том, что на день вступления в законную силу Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ (01.01.2013 года) истец не имел права на предоставление однократно благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, поскольку нереализованное право на обеспечение жильем истец утратил по достижению 23 лет, так как до достижении указанного возраста с заявлением о постановке на учет по категории "дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа" в установленном порядке не обращался, как следствие, не был принят на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по указанной категории.

При изложенных обстоятельствах, в силу требований вышеприведенных правых норм, предъявленные исковые требования удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований прокурора Фоминых Ю.В. к администрации МО «Город Киров», администрации Юрьянского района Кировской области о восстановлении срока для включения в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кировский областной суд через Первомайский районный суд города Кирова в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий              Ю.А. Рогачёва

Мотивированное решение изготовлено 28.09.2018 года.

2-2684/2018 ~ М-2469/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Фоминых Юрий Владимирович
Ответчики
администрация Юрьянского района Кировской области
администрация МО "Город Киров"
Другие
Управление опеки и попечительства администрации г.Кирова
Министерство образования Кировской области
Суд
Первомайский районный суд г. Кирова
Судья
Рогачёва Ю.А.
06.08.2018[И] Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
06.08.2018[И] Передача материалов судье
10.08.2018[И] Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.08.2018[И] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.08.2018[И] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
04.09.2018[И] Судебное заседание
18.09.2018[И] Судебное заседание
24.09.2018[И] Судебное заседание
28.09.2018[И] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.10.2018[И] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.12.2018[И] Дело оформлено
16.01.2019[И] Дело передано в архив
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее