Определение суда апелляционной инстанции по делу № 33а-1198/2022 от 11.03.2022

судья: фио

адм. дело №33а-1198/2021

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

               17 марта 2022 года                                                                                        адрес

 

Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи фио,

судей фио, фио,

при секретаре фио,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи фио, административное дело № 2а-384/2021 по апелляционной жалобе административного истца фио и его представителя по доверенности фио, на решение Хамовнического районного суда адрес от 11 октября 2021 года, которым постановлено:

в удовлетворении административного иска фио к ГУ МЧС России по адрес о признании незаконным решения, оформленного протоколом №1 от 23.03.2021 об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения    - отказать,

 

УСТАНОВИЛА:

 

               Административный истец фио обратился в суд и просил признать незаконным решение Комиссии Главного управления МЧС России, оформленного протоколом №1 от 23.03.2021, которым ему отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, возложить обязанность отменить указанное решение и решить вопрос о постановке на учет, мотивируя требования тем, что он является сотрудником федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и имеет право на социальные гарантии, реализуя которое, обратился в Комиссию и просил поставить его на учёт для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения. Рассмотрев вопрос. Комиссия сочла, что административный истец обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более 15 квадратных метров, в связи с чем отказала в удовлетворении заявления. По мнению административного истца, данное решение носит незаконный характер, не учитывает право на площадь всех лиц, проживающих в квартире, в связи с чем расчет общей площади, приходящейся на административного истца арифметически не верный.

Административный истец и его представитель по доверенности фио, в судебное заседание явились, заявленные требования поддержали.

Представители административного ответчика, действующие на основании доверенности фио, фио, в судебном заседании возражали против удовлетворения заявленных требований.

Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просят административный истец и его представитель, указывая на то, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для административного дела, нарушены нормы материального права.

Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения административного истца и его представителя, доводы апелляционной жалобы поддержавших, возражения на апелляционную жалобу представителей административного ответчика по доверенности фио, фио, проверив решение, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда отмене не подлежит в силу следующего.

В соответствии с ч. 2 ст. 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:

1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела;

2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела;

3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела;

4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, изученным по материалам дела, не имеется.

Так материалами дела подтверждается, что фио находится в разводе, имеет дочь фио (двадцать полных лет), сына фио (шестнадцать полных лет), дочь фио (3 полных года).

С 13.12.1994 года фио зарегистрирован по месту жительства в отдельной трехкомнатной  квартире, общей площадью 68,4 кв.м., расположенной по адресу: адрес. В указанном жилом помещении также зарегистрированы три человека: мать заявителя – фио, его дочь – фио, его брат – фио

Квартира принадлежит на праве собственности брату заявителя  - фио, дочери заявителя  - фио и сыну брата  - фио, каждому по 1/3 в праве общей долевой собственности.

Согласно рапорту фио, представленному жилищной комиссии, дети   фио, 2000 г.р., фио, 2004 г.р., фио, 2018 г.р., совместно с ним не проживают.

15.02.2021 года фио обратился в Комиссию Главного управления МЧС России по адрес по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы из федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с заявлением о постановке на учёт для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.  

По результатам рассмотрения заявления Комиссия отказала фио в постановке на учет, поскольку обеспеченность общей площадью жилого помещения на каждого члена семьи фио составляет 17,1 кв.м. (68,4/4=17,1). Решение оформлено протоколом № 1 от 23 марта 2021 года.

Разрешая спор, и отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции руководствовался отсутствием законных оснований для его удовлетворения.

Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда в связи со следующим.

Социальные гарантии сотрудникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы установлены Федеральным законом от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"(далее Федеральным законом от 30.12.2012 N 283-ФЗ).

Согласно части 1 статьи 4 Федеральный закон от 30.12.2012 N 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата).

Право на единовременную социальную выплату имеют сотрудник при условии, что он является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров(пункт 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ); проживает в смежной неизолированной комнате либо в однокомнатной квартире в составе двух семей и более независимо от размеров занимаемого жилого помещения, в том числе если в состав семьи входят родители и постоянно проживающие с сотрудником и зарегистрированные по его месту жительства совершеннолетние дети, состоящие в зарегистрированном браке(пункт 7 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации.

Согласно пункту 4 Правил предоставления единовременной социальной выплаты принятие сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты осуществляется при наличии у сотрудника общей продолжительности службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, определяемой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Пунктом 5 Правил предусмотрено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения (далее - комиссия) заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись.

К заявлению прилагаются документы, перечисленные в пункте 5 Правил, в том числе копии свидетельств о регистрации по месту пребывания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи (в случае если у сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи отсутствует регистрация по месту жительства либо фактическое место проживания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи не соответствует месту постоянной регистрации) (подпункт "б" пункта 5 Правил); выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы (в случаях, если по не зависящим от сотрудника обстоятельствам указанные документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения (подпункт "з" пункта 5 Правил); документы, подтверждающие наличие или отсутствие в собственности сотрудника и проживающих совместно с ним членов его семьи жилых помещений (подпункт "и" пункта 5 Правил).

Согласно положениям пункта 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ во взаимосвязи с пунктом 11 Правил, при определении уровня обеспеченности жилой площадью сотрудника в целях предоставления единовременной социальной выплаты учету подлежит занимаемая сотрудником и членами его семьи по договору социального найма или на праве собственности общая площадь жилого помещения вне зависимости от того, кто является нанимателем или собственником жилого помещения.

В силу части 1 статьи 30 ЖК РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены Жилищным кодексом Российской Федерации.

Частью 1 статьи 31 ЖК РФ определено, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

Согласно ч. 2 ст. 31 ЖК РФ вселенные собственником жилого помещения члены его семьи имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.

В пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений части 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, исходя из того, что членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки.

Как верно установлено судом, в квартире, расположенной по адресу: адрес, зарегистрированы 4 человека: фио, мать заявителя – фио, его дочь – фио, его брат – фио, в связи с чем при разделе общей площади жилого помещения на указанных лиц, на каждого приходится 17,1 кв.м., что превышает размер площади, предоставляющей право на единовременную социальную выплату.

При таких обстоятельствах у суда первой инстанции отсутствовали основания для удовлетворения исковых требований, поскольку нарушений прав фио административным ответчиком допущено не было.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе о том, что в квартире проживает не имеющий в ней регистрации собственник 1/3 доли – сын брата фио, на правильность выводов суда не влияют, поскольку в качестве постоянного места проживания фио избрал иное место жительства, по которому имеет регистрацию.

Соглашение о порядке пользования жилым помещением, заключенное между фио, фио, фио, фио и фио от  9 ноября 2021 года на рассмотрение жилищной комиссии не представлялось, в связи с чем не может являться предметом исследования данного судебного разбирательства.

Разрешая спор, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства. Установленные судом обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку. Выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам. Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.

Доводы апелляционной жалобы истца не опровергают вывод суда об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований и направлены лишь на переоценку установленных судом обстоятельств, что в свою очередь не может являться основанием для отмены постановленного решения суда.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 177, 309-311 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

 

 

решение Хамовнического районного суда адрес от 11 октября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу административного истца фио и его представителя по доверенности фио – без удовлетворения.

Решение районного суда и апелляционное определение могут быть обжалованы в кассационном порядке во Второй кассационный суд общей юрисдикции, Верховный Суд Российской Федерации в течение шести месяцев.

 

Председательствующий

 

Судьи

1

 

33а-1198/2022

Категория:
Административные
Статус:
Оставить судебное постановление без изменения, жалобу без удовлетворения, 17.03.2022
Истцы
Сазонов Д.А.
Ответчики
ГУ МЧС по Москве
Суд
Московский городской суд
Дело на странице суда
mos-gorsud.ru
17.03.2022
Определение суда апелляционной инстанции

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее