Судья Заскалько О.В.
Гр. дело № 33-37743/18
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
22 октября 2018 года г. Москва
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Семченко А.В.,
судей Пильгановой В.М., Мызниковой Н.В.,
при секретаре Утешеве С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Мызниковой Н.В. дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Главное управление Пенсионного фонда РФ № 1 по г. Москве и Московской области на решение Зеленоградского районного суда г. Москвы от 12 февраля 2018 года, которым постановлено:
«Иск Толоконникова В.В. к Государственному учреждению - Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации №1 по г. Москве и Московской области о признании незаконным решения комиссии, понуждении к принятию специального стажа для назначения пенсии, понуждении к назначению пенсии удовлетворить частично.
Признать незаконным решение № 46 Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Государственного учреждения - Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации №1 по г. Москве и Московской области от 02 ноября 2017 года в части отказа в принятии к зачету в качестве специального стажа период работы Толоконникова В.В.: с 31.12.1992 г. по 16.10.1995 г. в АОЗТ «ГНС-Пульс» в должности врача-стоматолога.
Обязать Государственное учреждение - Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации №1 по г. Москве и Московской области принять к зачету при досрочном назначении Толоконникову В.В. пенсии по старости по п.п.20 п.1 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», период работ: с 31.12.1992 г. по 16.10.1995 г. в АОЗТ «ГНС-Пульс» в должности врача-стоматолога.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать»,
УСТАНОВИЛА:
Толоконников В.В. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Главному управлению Пенсионного фонда РФ № 1 по г. Москве и Московской области (далее- ГУ- ГУ ПФР № 1 по городу Москве и Московской области), в котором просил признать за ним право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью по охране здоровья населения с 08.08.2017 г.; обязать ответчика включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью по охране здоровья период работы: с 31.12.1992 г. по 16.10.1995 г. в АОЗТ «ГНС-Пульс» в должности врача-стоматолога, мотивируя обращение тем, что оснований для отказа в назначении пенсии не имелось, а специальный трудовой стаж подтвержден необходимыми доказательствами.
Истец в судебном заседании суда первой инстанции исковые требования поддержал; представитель ответчика в судебном заседании исковые требования не признал.
Судом постановлено вышеприведенное решение, об отмене которого просит ответчик ГУ- ГУ ПФР № 1 по городу Москве и Московской области по доводам апелляционной жалобы.
Стороны на заседание судебной коллегии не явились, о месте и времени заседания извещены, о наличии уважительных причин своей неявки не сообщили, в связи с чем дело по апелляционной жалобе рассмотрено в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ст. 327.1 ГПК Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ № 23 «О судебном решении» от 19.12.2003 г., решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В соответствии со статьей 330 ГПК Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой инстанции при рассмотрении данного дела допущено не было.
В соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 30).
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.07.2014 г. № 665 досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, осуществляется с применением Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, и Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781.
Для учета периодов лечебной деятельности, имевших место до 01.01.1992 г., а также по выбору застрахованного лица до 01.10.1993 г., применяется Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», с 01.01.1992 г. по 31.10.1999 г. применяется Постановление Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», с 01.11.1999 г. по 31.12.2001 г. применяется Постановление Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения».
Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781 утверждены Списки должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.
Согласно пункта 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта первого статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 г. № 781, в стаж работы засчитывается на общих основаниях в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, работа в должностях, указанных в списке: в клиниках и больницах высших медицинских образовательных учреждений, Военно-медицинской академии, военно-медицинских институтов и медицинских научных организаций; в центральной консультационно-диагностической поликлинике Военно-медицинской академии; в лечебно-профилактических структурных подразделениях территориальных медицинских объединений; в медико-санитарных частях, медицинских частях, амбулаториях, лазаретах, поликлиниках, поликлинических отделениях, кабинетах (рентгеновских подвижных и стоматологических подвижных), группах специализированной медицинской помощи (военного округа, флота), группах медицинского обеспечения, медицинской службе, медицинской группе, военно-медицинских службах, стационарах, санитарно-эпидемиологических лабораториях, санитарно-контрольных пунктах, медицинских ротах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей).
В соответствии с частью 4 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ при определении стажа на соответствующих видах работ периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
В п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» разъяснено, что при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений. Исходя из пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений в данном случае правового значения не имеет.
В то же время при изменении организационно-правовой формы учреждений, предусмотренных подпунктами 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ, в случае сохранения в них прежнего характера профессиональной деятельности работников суд вправе установить тождественность должностей, работа в которых засчитывается в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, тем должностям, которые установлены после такого изменения.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 08.08.2017 г. Толоконников В.В. обратился в ГУ- ГУ ПФР № 1 по городу Москве и Московской области за назначением досрочной страховой пенсии по старости по п. 20 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
В назначении досрочной пенсии по старости истцу было отказано в связи с отсутствием требуемого специального стажа. При этом, пенсионными органами в специальный стаж истца, были включены периоды работы в БУЗ ВО Грибановская Центральная районная больница Воронежской области с 24.03.1981 г. по 25.03.1981 г. в должности фельдшера, с 26.03.1981 г. по 16.08.1982 г. в должности заведующего фельдшерской-акушерского пункта (данные период засчитаны в льготном исчислении как 1 год за 1 год и 3 месяца (медик-село)), с 19.01.1989 г. по 20.07.1989 г. в должности врача-стоматолог в Городской поликлинике № 182 (медик-город), с 20.09.1989 г. по 22.09.1991 г., с 26.09.1991 г. по 30.12.1992 г. в должности врача- стоматолога стоматологического отделения в Поликлинике Госплана РСФСР (медик-город), с 17.10.1995 г. по 14.05.2010 г. в должности врача- стоматолога, врача- стоматолога-хирурга (кроме периодов отвлечений согласно архивной справке от 12.12.2013 г. № 7687 (1) в Центральной поликлинике государственной налоговой службы РФ (медик- город), с 24.05.2010 г. по 07.08.2017 г. в должности врача- стоматолога- терапевта, заведующего стоматологическим отделением- врача- стоматолога-терапевта в ГУЗ «Стоматологическая поликлиника № 31» (медик-город), общей продолжительностью 27 лет 00 мес. 29 дн.
В подсчет специального стажа истца не был включен, в том числе, период работы с 31.12.1992 г. по 16.10.1995 г. - в должности врача- стоматолога в АОЗТ «ГНС- Пульс», так как наименование организации не предусмотрено Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Советом Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 464 и постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781.
Истец претендовал на включение вышеуказанного периода, а также истец просил признать за ним право на назначение досрочной страховой пенсии по старости с момента обращения в пенсионные органы- 08.08.2017 г.
Как следует из трудовой книжки истца, последний 20.09.1989 г. зачислен врачом-стоматологом в стоматологическое отделение Поликлиники Госплана РСФСР, 25.12.1990 г. г. Поликлиника Госплана РСФСР переименована в поликлинику Госкомэкономики РСФСР, 29.07.1991 г. поликлиника Госкомэкономики РСФСР реорганизована в Арендную поликлинику Госкомэкономики РСФСР, 31.12.1992 г. Арендная поликлиника Госкомэкономики РСФСР реорганизована в Акционерное общество з/т «ГНС-Пульс», 16.10.1995 г. уволен в порядке служебного перевода в Центральную поликлинику Госналогслужбы России.
В материалы дела представлены архивные справки, подтверждающие трудовую деятельность истца в период с 31.12.1992 г. по 16.10.1995 г. в Центральной поликлинике Госплана РСФСР, с последующими переименованиями медицинского учреждения и реорганизациями, из которых также следует, что с 1995 г. АОЗТ «ГНС-Пульс» было реорганизовано в Центральную поликлинику Государственной налоговой службы РФ, с 2002 г. в Центральную поликлинику МНС России, с 2004 г. в Федеральное государственное лечебно-профилактическое учреждение «Поликлиника Министерства РФ по налогам и сбора, с 2005 г. Федеральное государственное лечебно-профилактическое учреждение «Поликлиника Федеральной налоговой службы», в настоящее время поликлиника Госплана РФ носит название Филиал Федерального бюджетного лечебно-профилактического учреждения «Лечебно-реабилитационный центр «Подмосковье» ФНС России, имеет статус федерального бюджетного учреждения; в спорный период истец работал на полную ставку, отпуска без сохранения содержания не предоставлялись (л.д.15-18).
На основании совокупности исследованных в судебном заседании доказательств, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что истец, работая в АОЗТ «ГНС-Пульс», осуществлял лечебную педагогическую деятельность, в течение полного рабочего дня в учреждении здравоохранения, у которого менялась организационно-правовая форма, но характер профессиональной деятельности истца сохранялся, тем самым осуществлял лечебную деятельность в учреждении и на должности, предусмотренных соответствующим Списком, в связи с чем пришел к мотивированному выводу о том, что истец имеет право на включение периода работы с 31.12.1992 г. по 16.10.1995 г. в подсчет его специального стажа.
Доводы апелляционной жалобы, направленные на оспаривание судебного решения в вышеприведенной части, судебная коллегия не может признать состоятельными, поскольку отсутствуют правовые основания для иной оценки представленных сторонами и исследованных судом доказательств, приведенные выводы суда в части удовлетворения заявленных требований не противоречат материалам настоящего дела и ответчиком не опровергнуты.
Поскольку у истца в совокупности, при суммировании периодов его работы, включенных в подсчет специального стажа пенсионными органами, с учетом периода работы истца, включенного по решению суда, не образуется необходимый специальный стаж, требуемый для назначения досрочной пенсии по старости по основаниям п. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона РФ «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ, решение суда в части отказа в признании за истцом права на назначение досрочной страховой пенсии по старости с даты обращения в пенсионные органы с соответствующим заявлением - с 08.08.2017 г., отвечает требованиям действующего законодательства.
Судом полно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, представленным доказательствам дана правильная оценка, выводы суда мотивированы, применены нормы материального права, подлежащие применению, и не допущено нарушений процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены решения суда не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Зеленоградского районного суда г. Москвы от 12 февраля 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Главное управление Пенсионного фонда РФ № 1 по г. Москве и Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи: