Судья Норец В.А. Дело № 12-55/2019
(дело № 5-309/2019)
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
город Севастополь 30 сентября 2019 года
Судья Севастопольского городского суда Артамонова Татьяна Александровна, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда (г. Севастополь, ул. Суворова, д. 20) жалобу главного специалиста – эксперта Управления государственного строительного надзора и экспертизы города Севастополя (Севгосстройнадзор) П.О. на постановление судьи Гагаринского районного суда города Севастополя от 25 июля 2019 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Строительная компания «Высотспецстрой»,
установил:
постановлением судьи Гагаринского районного суда г. Севастополя от 25.07.2019 производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.3 КоАП РФ, в отношении ООО «СК «Высотспецстрой» прекращено на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
Не согласившись с данным постановлением суда, должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, подало в адрес Севастопольского городского суда жалобу, в которой просит постановленный судебный акт отменить, привлечь ООО «СК «Высотспецстрой» к административной ответственности, предусмотренной ст. 6.3 КоАП РФ. В обоснование незаконности принятого судебного акта заявитель ссылается на то, что суд необоснованно пришел к выводу о том, что должностным лицом не проведены необходимые исследования в отношении объекта капитального строительства: «Строительство школы, <адрес>», II этап проектирования и строительство школы», расположенного по адресу: <адрес>, с целью установления класса опасности отходов. По мнению заявителя, такое обследование не должно было быть проведено Севгосстройнадзором, поскольку указанный объект находится под надзором Севгосстройнадзора и на проектную документацию данного объекта юридическим лицом получено положительное заключение № от 15.09.2017, а также положительное заключение о достоверности определения сметной стоимости № от 15.09.2017, выданные Государственным автономным учреждением «Государственная экспертиза города Севастополя». В связи с этим, Севгосстройнадзор в отношении названного объекта строительства обязан разрабатывать программу проверок на основании Графика выполнения работ и проводить соответствующие программные проверки поднадзорного объекта. Также заявитель обращает внимание суда второй инстанции на то, что ООО «СК Высотспецстрой» постановлением Севгосстройнадзора от 16.04.2019 повторно привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 9.4 КоАП РФ, в указанном постановлении одно из нарушений являлось, что строительные материалы складируются не в соответствии проектной документацией «Проект организации строительства» шифр 92С-Ш-П этап-ПОС, а именно: материалы складируются в непосредственной близости и по периметру самоходного крана, что является нарушением требований проектной документации «Проект организации строительства» шифр <данные изъяты>. Указанное постановление ООО «СК Высотспецстрой» не обжаловалось
Настоящая жалоба подана в установленный ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ срок, в связи с чем подлежит рассмотрение по существу.
В судебном заседании представители Севгосстройнадзора Н.В., П.О. доводы жалобы поддержали по изложенным в ней основаниям, просили ее удовлетворить.
Представитель ООО «СК Высотспецстрой» в судебное заседание не явился, извещен своевременно и надлежащим образом.
Изучив доводы жалобы, заслушав пояснения явившихся лиц, исследовав материалы дела в полном объеме в соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ, прихожу к следующим выводам.
В силу ст. 11 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Федеральный закон № 52-ФЗ) юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции; выполнять другие обязанности, возложенные настоящим Законом на юридических лиц.
Пунктом 1 ст. 2 вышеназванного Закона установлено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством обязательного соблюдения юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
Согласно ст. Федерального закона № 52-ФЗ отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Статьей 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Сброс отходов производства и потребления на почву запрещен.
Статьей 6.3 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
Объективную сторону рассматриваемого правонарушения образует, в том числе, нарушение требований СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.04.2003 № 80.
Из материалов дела следует, что Севгосстройнадзором в ходе проведённой в период с 15.04.2019 по 26.04.2019 проверки выявлены нарушения в деятельности ООО «СК Высотспецстрой» при осуществлении строительства объекта капитального строительства «Строительство школы, <адрес>», II этап проектирование и строительство школы», а именно: на используемом земельном участке ООО «СК Высотспецстрой» осуществлено складирование строительных отходов - бетонной смеси в неизолированных и непредусмотренных для этого местах, своевременный вывоз строительных и бытовых отходов не производится, в связи с чем пользователем земельного участка допускается загрязнение и причинение вреда окружающей среде. При хранении отходов на открытой площадке поверхность хранящихся насыпью отходов не защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров, что способствует загрязнению не только используемого под застройку земельного участка, а также прилегающей территории, чем нарушены требования ст. 22 Федерального закона № 52-ФЗ и пункта 3.7 Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. СанПиН 2.1.7.1322-03».
Согласно протоколу об административном правонарушении № от 29.04.2019, ООО «СК Высотспецстрой» вменено совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 КоАП РФ, выразившегося в осуществлении строительных работ на объекте капитального строительства «Строительство школы, <адрес>», II этап проектирование и строительство школы», с нарушением требований ст. 22 Федерального закона № 52-ФЗ и пункта 3.7 «Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. СанПиН 2.1.7.1322-03».
Прекращая производству по настоящему делу, судья районного суда исходил из того, что административным органом не установлены классы опасности обнаруженных отходов, доказательства, подтверждающие выводы должностного лица, изложенные в протоколе об административном правонарушении, материалы дела об административном правонарушении не содержат.
Между тем, такой вывод судьи нельзя признать правильным.
Согласно материалам дела об административном правонарушении ООО «СК Высотспецстрой» вменено в вину нарушение п. 3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03, в силу которого при временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия: временные склады и открытые площадки должны располагаться с подветренной стороны по отношению к жилой застройке; поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников-накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.); поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.); по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями; допускается ее присоединение к локальным очистным сооружениям в соответствии с техническими условиями; поступление загрязненного ливнестока с этой площадки в общегородскую систему дождевой канализации или сброс в ближайшие водоемы без очистки не допускается.
Следовательно, законодательством предусматриваются условия, которые должны соблюдаться при временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре.
Данный пункт СанПиН 2.1.7.1322-03 не содержит указания на необходимость установления класса опасности отходов для таких случаев хранения.
Пункт 3.6 названных Правил, на который сослался суд в состоявшемся решении, предусматривающий накопление и временное хранение промотходов на производственной территории, не вменялся в вину Обществу.
В ходе проверки административным органом установлено, что на используемом земельном участке ООО «СК Высотспецстрой» осуществляется складирование строительных отходов, а именно бетонной смеси в неизолированных и непредусмотренных для этого местах, не производится своевременный вывоз строительных и бытовых отходов, в связи с чем пользователем земельного участка допускается загрязнение и причинение вреда окружающей среде. При хранении отходов на открытой площадке поверхность хранящихся насыпью отходов не защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров, что способствует загрязнению не только используемого под застройку земельного участка.
Данные обстоятельства зафиксированы в акте проверки № от 26.04.2019 и изложены в протоколе об административном правонарушении № от 29.04.2019.
Таким образом, ООО «СК Высотспецстрой» в вину вменяется допущение складирования на вышеуказанном земельном участке отходов производства (строительных отходов) в не установленном и не оборудованном в соответствии с действующим законодательством месте (не в соответствии с проектной документацией), не своевременный вывоз строительных и бытовых отходов.
То обстоятельство, что административный орган при составлении материалов дела об административном правонарушении не определил класс опасности соответствующий отходов, в рассматриваемом случае правового значения не имеет, поскольку вышеприведенное законодательство не содержит указания на необходимость соблюдения санитарных норм только в отношении отходов определенного класса опасности.
Кроме того, СанПиН 2.1.7.1322-03 устанавливает агрегатные формы отходов: твердые отходы, концентрированные жидкие и пастообразные отходы, которые не совпадают с кодами Федерального классификационного каталога отходов.
При этом соблюдение требований п. 3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03 устанавливается для любых промышленных отходов, независимо от способа (формы) их образования.
Согласно Федеральному закону «Об отходах производства и потребления» промышленные отходы представляют собой остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары, утратившие свои потребительские свойства. Поэтому при обращении с отработанными строительными материалами Обществом должны соблюдаться требования вышеуказанного пункта санитарных правил и норм.
Вышеизложенное свидетельствует о нарушении судьей районного суда процессуальных требований, предусмотренных ст. ст. 24.1, 26.1 и ст. 26.11 КоАП РФ, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
В силу п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении подлежит отмене, а дело - возвращению на новое рассмотрение судье, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При таких обстоятельствах, учитывая, что на момент рассмотрения в Севастопольском городском суде, срок давности ООО «СК Высотспецстрой» к административной ответственности не истек, обжалуемое постановление судьи подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении судье следует учесть изложенное, рассмотреть дело об административном правонарушении в соответствии требованиями действующего законодательства, надлежащей оценкой имеющихся в деле доказательств и вынести законное и обоснованное постановление согласно требованиям ст. 29.10 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6 – 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
жалобу главного специалиста – эксперта Управления государственного строительного надзора и экспертизы города Севастополя (Севгосстройнадзор) П.О. – удовлетворить.
Постановление судьи Гагаринского районного суда города Севастополя от 25 июля 2019 года - отменить, дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Строительная компания «Высотспецстрой», возвратить на новое рассмотрение в Гагаринский районный суд города Севастополя.
Решение вступает в законную силу после его вынесения.
Судья Т.А. Артамонова