Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2878/2020 ~ М-2727/2020 от 06.08.2020

Дело № 2-2878/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

11 сентября 2020 года                                                                                                        г. Псков

Псковский городской суд Псковской области в составе:

председательствующего судьи                                                                          Новиковой М.В.

с участием прокурора                                                                                         Аториной А.С.

при секретаре                                                                                                      Макаровой М.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора г. Пскова, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Управлению образования Администрации г. Пскова, Муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Центр образования «Псковский педагогический комплекс» об обязании принять меры по организации и выполнению работ по ремонту и установке ограждения по периметру территории по адресу: <адрес>, переданной в постоянное пользование Муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Центр образования «Псковский педагогический комплекс»,

УСТАНОВИЛ:

    Заместитель прокурора г. Пскова действуя в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд в порядке ст.45 ГПК РФ с иском к Управлению образования Администрации г. Пскова, Муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Центр образования «Псковский педагогический комплекс» (далее – МБОУ «Центр образования Псковский педагогический комплекс», школа) об обязании принять меры по организации и выполнению работ по ремонту и установке ограждения по периметру территории по адресу: <адрес>, переданной в постоянное пользование указанному образовательному учреждению.

    В обоснование иска указывалось, что проведенной прокуратурой города Пскова проверкой с участием специалистов Управления Роспотребнадзора по Псковской области установлено, что в учебном корпусе МБОУ «Центр образования «Псковский педагогический комплекс» по адресу: <адрес>, не обеспечены безопасные условия обучения, а именно часть территории школы часть огорожена декоративными стенками из бутового камня, между которыми имеются разрывы около 8 м, в остальной части территория обнесена забором из секций сетки-рабицы, которые имеют множественные разрывы и повреждения, а местами вообще отсутствуют, что допускает свободный проход посторонних лиц через территорию школы.

    Поскольку отсутствие надлежащего ограждения образовательного учреждения является нарушением пункта 2 части 6 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», части 13 статьи 30 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», пунктов 1.3, 3.1 санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденных Постановлением главного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189, прокурор просил суд обязать Управление образования Администрации города Пскова принять меры по организации выполнения работ по ремонту и установке ограждения по периметру территории по адресу: <адрес> переданной в постоянное пользование МБОУ «Центр образования «Псковский педагогический комплекс», в том числе путем выделения соответствующего финансирования, а также обязать МБОУ «Центр образования «Псковский педагогический комплекс» принять меры по организации и выполнению работ по ремонту и установке ограждения по периметру территории школы.

    В судебном заседании прокурор Аторина А.С. заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении, настаивала на удовлетворении иска в полном объеме, поскольку отсутствие надлежащего ограждения территории образовательного учреждения представляет угрозу для жизни и здоровья обучающихся.

    Представители ответчиков Управления образования Администрации города Пскова Воробьева А.С. и директор МБОУ «Центр образования «Псковский педагогический комплекс» Николаева Л.А. в судебном заседании заявленный иск не признали.

    Не оспаривая по существу правомерность заявленных требований представитель Управления образования Администрации города Пскова Воробьева А.С., отмечала, что, не смотря на неоднократные обращения руководства школы, денежных средств на установку ограждения выделено не было, поскольку согласно ранее составленной смете на установку ограждения требуется 1635390,11 руб. Рассмотрение вопроса о выделении дополнительного финансирования на эти цели планируется на сессии Псковской городской Думы 22.09.2020 года, однако повестка дня до настоящего времени не утверждена. После уточнения кодов бюджетной классификации и выделения денежных средств будет проведен конкурс в порядке Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" на проведение работ по обустройству ограждения, и в случае благоприятных погодных условий данные работы могут быть выполнены до конца 2020 года.

    Представитель МБОУ «Центр образования «Псковский педагогический комплекс» Николаева Л.А. позицию представителя Управление образования Администрации города Пскова поддержала. Дополнительно пояснила, что школа построена в 1993 году, когда еще не были приняты повышенные требования к обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности. За время ее существования вокруг территории школы вырос крупный жилой массив. Она (Николаева Л.А.) неоднократно обращалась к учредителю образовательного учреждения Управлению образования Администрации города Пскова о выделении денежных средств на ремонт ограждения, поскольку внебюджетных средств в требуемой сумме школа не имеет. Ранее МБОУ «Центр образования «Псковский педагогический комплекс» оказывало платные образовательные услуги по подготовке к школе, однако сейчас данная деятельность не ведется в связи с распространением новой короновирусной инфекции. Некоторые повреждения в ограждении устраняются собственными силами персоналом школы, однако исправить ситуацию без дополнительного финансирования невозможно.

    Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

    Пунктом 2 части 6 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №273-ФЗ) предусматривает, что образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

В силу части 13 статьи 30 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» в зданиях образовательных организаций должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.

Пунктом 1.3 санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденных Постановлением главного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 (далее – СанПиН 2.4.2.2821-10), установлено, что санитарные правила распространяются на проектируемые, действующие, строящиеся и реконструируемые общеобразовательные учреждения независимо от их вида, организационно-правовых форм и форм собственности. Согласно пункту 3.1 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189, территория общеобразовательной организации должна быть ограждена.

Согласно пункту «д» статьи 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009, одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей.

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Федерального закона от 06.03.2006 №35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее - Федеральный закон №35-ФЗ) противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма. В соответствии со статьей 2 Федерального закона №35-ФЗ к основным принципам противодействия терроризму относятся в том числе: обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму; приоритет мер предупреждения терроризма.

Из анализа приведенных правовых норм следует, что требования СанПиН 2.4.2.2821-10 в совокупности с положениями антитеррористического законодательства носят обязательный характер. Таким образом, ограждение территории учебного учреждения является обязательным в силу закона.

Как установлено по делу, МБОУ «Центр образования «Псковский педагогический комплекс» осуществляет образовательную деятельность в нежилом учебном здание по адресу: <адрес>; земельный участок по указанному адресу общей площадью ** кв.м (КН **) с разрешенным использованием «для осуществления образовательной деятельности» являются собственностью муниципального образования «Город Псков». На основании распоряжения Администрации города Пскова от 12.04.1993 №941-р здание учебного корпуса по адресу: <адрес>, передано в оперативное управление МБОУ «Центр образования «Псковский педагогический комплекс» /л.д.22, 25/, на основании постановления Администрации города Пскова от 20.05.2008 №1149, земельный участок передан школе в постоянное (бессрочное) пользование /л.д.21, 24/.

Учредителем МБОУ «Центр образования «Псковский педагогический комплекс» является муниципальное образование «Город Псков» в лице органа местного самоуправления Администрации города Пскова, что подтверждается п. 1.7 Устава образовательного учреждения /л.д.35-65/ и Решением Администрации города Пскова от 29.03.1993 года №234 /л.д.23/.

06.07.2020 года в новостной передаче на телеканале «ГТРК Псков» был продемонстрирован видеосюжет, в котором сообщалось, что в МБОУ «Центр образования «Псковский педагогический комплекс» не обеспечиваются безопасные условия для учащихся, поскольку территория школы не огорожена, а дворовая территория длительное время не ремонтировалась, в связи с чем была организована проверка. /л.д.8-11/.

В ходе проверки прокуратурой города совместно со специалистами Управления Роспотребнадзора по Псковской области проведено обследование земельного участка МБОУ «Центр образования «Псковский педагогический комплекс» по адресу: г<адрес>

Проверкой установлено, что согласно плану территории МБОУ «Центр образования «Псковский педагогический комплекс», расположенного по адресу: <адрес> границы земельного участка с северо-восточной стороны проходят по фасаду здания, со стороны которого имеется основной вход для учащихся в образовательное учреждение. Согласно плана часть территории школы часть огорожена декоративными стенками из бутового камня, между которыми имеются разрывы около 8 м /л.д.18/. Входе проверки также установлено, что в остальной части территория обнесена забором из секций сетки-рабицы, который имеет множественные разрывы и повреждения, а местами вообще отсутствуют, что допускает свободный проход посторонних лиц через территорию школы, что подтверждается актом обследования с фототаблицей /л.д.13-17/.

На основании п.1 ст.209 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ) собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Статьей 161 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что деятельность образовательных учреждений, являющихся бюджетными учреждениями, должна финансировать из соответствующего бюджета на основе сметы доходов и расходов.

Статья 120 ГК РФ также указывает на то, что учреждения финансируются собственниками полностью или частично. Порядок финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений определяется законом. В силу пунктов 1 и 3 ст.125, п.3 ст.214 ГК РФ права собственника от имени субъектов Российской Федерации могут осуществлять государственные органы, нацеленные в установленном порядке соответствующими полномочиями.

Организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами) относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования (пункт 1 части 1 статьи 9 Федерального закона №273-ФЗ).

В соответствии с пунктом 5 части 1 указанной выше нормы обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов.

В части 1 статьи 158 Бюджетного кодекса РФ предусмотрены полномочия главного распорядителя бюджетных средств, в том числе он обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств; формирует перечень подведомственных ему распорядителей и получателей бюджетных средств; осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета, оставляет обоснования бюджетных ассигнований; составляет, утверждает и ведет бюджетную роспись, распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета; обеспечивает соблюдение получателями межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий и бюджетных инвестиций, определенных настоящим Кодексом, условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении.

В соответствии с частью 1 статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 №7-Ф3 «О некоммерческих организациях» бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации и муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) и органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

В силу части 6 указанной статьи финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации. Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за бюджетным учреждением учредителем или приобретенных бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов.

В соответствии с пунктом 8 Положения об Управлении образования Администрации города Пскова, утвержденного Решением Псковской городской Думы от 14.07.2017 №2443, Управление образования выполняет функции главного распорядителя бюджетных средств по отношению к подведомственным образовательным организациям.

В силу ч.1 ст.24 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Отсутствие надлежащего ограждения образовательного учреждения, где находятся несовершеннолетние дети, с очевидностью свидетельствует о нарушении их прав на безопасные условия обучения.

Ходатайства о выделении дополнительных средств на финансирование работ, связанных с ремонтом и обустройством ограждения школы в Управление образования Администрации города Пскова образовательным учреждением направлялись неоднократно, начиная с 2016 года /л.д.29-33/, однако согласно информации, представленной Управлением образования Администрации города Пскова, в 2020 году средства на замену ограждения, благоустройство территории образовательному учреждению в бюджете МО «Город Псков» не предусмотрены, будет рассмотрена возможность внесения в проект бюджета МО «Город Псков» финансовых средств на 2021-2023 годы для установки ограждения МБОУ «Центр образования «Псковский педагогический комплекс». При таких обстоятельствах заявленные требования прокурора являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Учитывая изложенное суд устанавливает для ответчиков двухмесячный срок для исполнения решения, поскольку в данном случае существует угроза безопасности несовершеннолетних.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ :

░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░» ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░<░░░░░>, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░░

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░> ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░», ░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░» ░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░                                                   .                                      ░.░. ░░░░░░░░

.

.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 14.09.2020

2-2878/2020 ~ М-2727/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Заместитель прокурора города Пскова в интересах неопределенного круга лиц
Ответчики
МБОУ "Центр образования "Псковский педагогический комплекс"
Управление образования Администрации г.Пскова
Суд
Псковский городской суд Псковской области
Судья
Новикова Марина Валентиновна
Дело на сайте суда
pskovskygor--psk.sudrf.ru
06.08.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
06.08.2020Передача материалов судье
12.08.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
12.08.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.08.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.09.2020Судебное заседание
14.09.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.11.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.11.2020Дело оформлено
06.11.2020Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее