Дело № 2-282/2014
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 мая 2014 года г.Сковородино
Сковородинский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Федорчук Н.Б.,
при секретаре Бей О.Н.,
с участием представителя истца помощника прокурора Сковородинского района – Дидик А.А.,
представителя ответчика – ООО «Сковородинский ЖКС» - ФИО4, действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Сковородинского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц – жителей г. Сковородино к Обществу с ограниченной ответственностью «Сковородинский жилищно-коммунальный сервис» о приведении подвала многоквартирного жома в надлежащее состояние, проведение текущего ремонта систем водоснабжения и водоотведения, ремонта кровли и электросчетовых,
у с т а н о в и л :
Прокурор Сковородинского района, действующий в интересах неопределенного круга лиц – жителей г. Сковородино обратился с иском к ООО «Сковородинский жилищно-коммунальный сервис» о приведении подвала многоквартирного жома в надлежащее состояние, проведение текущего ремонта систем водоснабжения и водоотведения, ремонта кровли и электросчетовых. В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой Сковородинского района проведена проверка обращения жительницы ФИО3, проживающей в квартире <адрес> по вопросу соблюдения жилищного законодательства предприятиями жилищно-коммунального хозяйства. В ходе проверки установлено, что на полу в техническом подвальном помещении имеются места скопления влаги, системы водоснабжения и водоотведения находятся в неудовлетворительном состоянии, имеются течи. При осмотре кровли установлено, что крыша имеет открытые участки, слуховые окна в неудовлетворительном состоянии. При обследовании подъезда № 2 на втором и третьих этажах выявлено, что электросчетовые находятся в предаварийном состоянии. На основании протокола рассмотрения заявок на участие в конкурсе по отбору управляющей организации по управлению многоквартирными жилыми домами на территории г. Сковородино от 23.04.2012 года управление многоквартирным жилым домом <адрес> осуществляет ООО «Сковородинский ЖКС». Несоблюдение организацией по обслуживанию жилищного фонда превентивных мер в соответствии с требованиями правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда привело к тому, что в подвальном помещении указанного многоквартирного жилого дома не соблюдается температурно-влажностный режим, в квартирах №, №, №, № верхних этажей подъезда № 2 дома отмечается запах плесени и гнили, чем нарушаются права граждан на благоприятные и безопасные условия проживания. Кроме того, неисполнение ООО «Сковородинский ЖКС» обязанностей по надлежащему содержанию общего имущества многоквартирного дома ставит под угрозу безопасность граждан, надежность функционирования общедомовых коммуникаций. В связи с чем, ответчику необходимо провести комплекс мер по устранению выявленных нарушений согласно требованиям федерального законодательства. По результатам проверки 31.03.2014 года прокурором Сковородинского района генеральному директору ООО «Сковородинский ЖКС» внесено представление об устранении нарушений законодательства, регламентирующего порядок содержания жилищного фонда. 11.04.2014 года на указанное представление от ООО «Сковородинский ЖКС» поступил ответ, в котором указано на невозможность удовлетворить законные требования прокурора Сковородинского района, в связи с неоплатой жильцами дома <адрес> услуг за техническое обслуживание. Не исполнение ответчиком обязанностей по надлежащему содержанию общего имущества многоквартирного жилого дома ставит под угрозу жизнь и здоровье граждан. На основании изложенного, просит обязать ООО «Сковородинский ЖКС» привести температурно-влажностный режим в техническом подвальном помещении в соответствие с нормативами путем проведения текущего ремонта систем водоснабжения и водоотведения; провести ремонт кровли; ремонт электросчетовых по адресу: <адрес> в двухмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании помощник прокурора Сковородинского района Дидик А.А. исковые требования поддержал по основаниям, указанным в иске.
Представитель ответчика ООО «Сковородинский ЖКС» ФИО4, действующая на основании доверенности, суду пояснила, что с исковыми требованиями не согласна в полном объеме. Дом <адрес>, 1976 года постройки признан домом, требующим капитального ремонта и включен в План мероприятий проведения капитального ремонта многоквартирных домов г. Сковородино с 2014 по 2043 годы, заказчиком является губернатор Амурской области. Данная программа по капитальному ремонту включает в себя ремонт общедомового имущества многоквартирных домов, в том числе крыш, подвалов, электрических сетей, инженерных коммуникаций по водоотведению, водоснабжению, канализации и отоплению и требует финансирования из средств федерального субъекта и фонда по капитальному ремонту. Требования прокурора Сковородинского района подпадают под программу капитального ремонта, а управляющая компания капитальный ремонт многоквартирных домов не производит, так как не располагает средствами на его проведение. Управляющая компания ООО «Сковородинский ЖКС» осуществляет работы по текущему ремонту и устранению аварий по заявкам жильцов в полном объеме. Считает, что ООО «Сковородинский ЖКС» не будет являться надлежащим ответчиком, поскольку ответчиком должен быть субъект РФ. Просит суд учесть, что в связи с неоплатой жителями многоквартирного жилого дома <адрес>, они не могут осуществлять в полном объеме комплекс мер по обслуживанию многоквартирного жилого дома. Также просит суд учесть, что помощник прокурора Сковородинского района не имел право на составление акта по результатам проверки обращения граждан, кроме того, акт не соответствует закону, поскольку, должен быть составлен в присутствии специалистов жилищно-коммунального хозяйства, так как помощник прокурора Сковородинского района не имеет специальных познаний в данной отрасли. На основании изложенного, просит в удовлетворении исковых требований отказать.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Судом установлено, что в прокуратуру Сковородинского района 27 марта 2014 года поступило заявление от ФИО3, которая принять меры к руководству управляющей компании, поскольку ими не исполняются меры по надлежащему содержанию общедомового имущества многоквартирного жилого дома <адрес> в части ремонта кровли.
В связи с чем, прокуратурой Сковородинского района 31 марта 2014 года проведена проверка обращения жительницы ФИО3, проживающей в квартире <адрес> по вопросу соблюдения жилищного законодательства предприятиями жилищно-коммунального хозяйства, по результатам которой составлен акт. В ходе проверки установлено, что на полу в техническом подвальном помещении имеются места скопления влаги, системы водоснабжения и водоотведения находятся в неудовлетворительном состоянии, имеются течи. При осмотре кровли установлено, что крыша имеет открытые участки, слуховые окна в неудовлетворительном состоянии. При обследовании подъезда № 2 на втором и третьих этажах выявлено, что электросчетовые находятся в предаварийном состоянии.
По результатам проверки 31.03.2014 года прокурором Сковородинского района генеральному директору ООО «Сковородинский ЖКС» внесено представление об устранении нарушений законодательства, регламентирующего порядок содержания жилищного фонда.
Из ответа на указанное представление от 11.04.2014 года следует, что ООО «Сковородинский ЖКС» не может удовлетворить законные требования прокурора Сковородинского района, в связи с тем, что дом <адрес>, 1976 года постройки признан домом, требующим капитального ремонта и включен в План мероприятий проведения капитального ремонта многоквартирных домов г. Сковородино с 2014 по 2043 годы, заказчиком является губернатор Амурской области. Данная программа по капитальному ремонту включает в себя ремонт общедомового имущества многоквартирных домов, в том числе крыш, подвалов, электрических сетей, инженерных коммуникаций по водоотведению, водоснабжению, канализации и отоплению и требует финансирования из средств федерального субъекта и фонда по капитальному ремонту. Требования прокурора Сковородинского района подпадают под программу капитального ремонта, а управляющая компания капитальный ремонт многоквартирных домов не производит, так как не располагает средствами на его проведение. Управляющая компания ООО «Сковородинский ЖКС» осуществляет работы по текущему ремонту и устранению аварий по заявкам жильцов в полном объеме, что подтверждается выпиской из журнала выполненных работ по указанному дому. Кроме того, управляющая компания не выполняет некоторые обязанности по содержанию многоквартирного жилого дома в связи с неоплатой жильцами дома <адрес> услуг за техническое обслуживание.
Согласно положениям п. 2 ст. 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.
Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме (п. 3 ст. 161 ЖК РФ).
В силу п. 4 ст. 161 ЖК РФ, орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.
Судом установлено, что услуги по содержанию и ремонту общедомового имущества жителям дома <адрес> оказывает ООО «Сковородинский ЖКС», что подтверждается протоколом рассмотрения заявок на участие в конкурсе по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами на территории г. Сковородино.
В соответствии с п. 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме в состав общего имущества включаются: помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее - помещения общего пользования), в том числе и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование); крыши; электрическое оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры).
П. 5 указанных Правил предусматривает, что в состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств.
В силу п. 7 Правил в состав общего имущества включается внутридомовая система электроснабжения, состоящая из вводных шкафов, вводно-распределительных устройств, аппаратуры защиты, контроля и управления, коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, этажных щитков и шкафов.
Согласно ч. 1 и ч. 1.1 ст. 161 ЖК РФ и п. 10 Правил содержания общедомового имущества многоквартирного жилого дома управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать: 1) соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; 2) безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества; 3) доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; 4) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц; 5) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.
При этом в соответствии с подп. "з" п. 11 Правил содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе, текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а" - "д" пункта 2 настоящих Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества.
В силу положений, закрепленных ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ, при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации Правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
В соответствии с п. 42 указанных Правил управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Согласно п. 4.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству, жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170, предусматривает, что должен быть обеспечен нормируемый температурно-влажностный режим подвалов и техподполий; предотвращение сырости и замачивания грунтов оснований и фундаментов, конструкций подвалов и техподполий. Не допускается подтопление подвалов и техподполий из-за неисправностей и утечек от инженерного оборудования.
В соответствии с п. 4.1.15 вышеуказанных Правил не допускается подтопление подвалов и техподполий из-за неисправностей и утечек от инженерного оборудования, а также их захламление и загрязнение.
П. 4.10.2.5. Правил предусматривает, что впадины, трещины в покрытиях и на водоотводящих устройствах придомовой территории должны быть заделаны, а выпуклости на путях стока воды – срезаны. Просадки, образовавшиеся в местах прокладки инженерных сетей (водопровода, канализации, теплотрасса и т.д.) или в насыпных грунтах, необходимо немедленно засыпать песчаным грунтом с послойным трамбованием, а покрытие – восстановить.
П. 4.6 Правил установлено, что исправное состояние конструкций чердачного помещения, кровли и системы водоотвода; защиту от увлажнения конструкций от протечек кровли или инженерного оборудования; воздухообмен и температурно-влажностный режим, препятствующие конденсатообразованию и переохлаждению чердачных перекрытий и покрытий; обеспечение проектной высоты вентиляционных устройств; чистоту чердачных помещений и освещенность; достаточность и соответствие нормативным требованиям теплоизоляции всех трубопроводов и стояков; усиление тепловой изоляции следует выполнять эффективными теплоизоляционными материалами; исправность в местах сопряжения водоприемных воронок с кровлей, отсутствие засорения и обледенения воронок, протекания стыков водосточного стояка и конденсационного увлажнения теплоизоляции стояка; выполнение технических осмотров и профилактических работ в установленные сроки.
Кроме того, п. 4.6.1.4. Правил предусмотрено, что разрушенные защитные слои железобетонных несущих элементов крыш и выбоины с частичным оголением арматуры необходимо восстанавливать, а трещины - заделывать цементным раствором. Если повреждения привели к потере несущей способности конструктивных элементов, то их следует усилить или заменить.
В соответствии со ст. 309, 310 ГК РФ обязательства по договору должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательств не допускается.
Таким образом, исходя из вышеизложенных актов следует, что управляющая компания, осуществляющая содержание и ремонт общего имущества многоквартирного жилого дома должна проводить текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома.
Судом установлено, что в ходе проверки, проведенной помощником прокурора Сковородинского района Дидик А.А., установлено, что на полу в техническом подвальном помещении имеются места скопления влаги, системы водоснабжения и водоотведения находятся в неудовлетворительном состоянии, имеются течи. При осмотре кровли установлено, что крыша имеет открытые участки, слуховые окна в неудовлетворительном состоянии. При обследовании подъезда № 2 на втором и третьих этажах выявлено, что электросчетовые находятся в предаварийном состоянии.
Из технической инвентаризации жилого дома <адрес> следует, что данный дом 1976 года постройки и капитальный ремонт дома ни разу не проводился, что подтверждается также справкой администрации г. Сковородино от 12 мая 2014 года.
Из акта осмотра технического состояния многоквартирного жилого дома <адрес> следует, что на потолке и стенах мокрые, желтые подтеки от воды, крыша имеет открытые участки, слуховые окна в неудовлетворительном состоянии, электрощиты и электропроводка в предаварийном состоянии, имеются места скопления влаги, система водоснабжения и канализации в неудовлетворительном состоянии, имеются течи. Дом включен в план по капитальному ремонту, что подтверждается также Паспортом муниципальной программы «Капитальный ремонт многоквартирных домов на территории <адрес> на 2014-2018 годы» и муниципальной программой «Повышение качества и надежности жилищно-коммунального обслуживания населения <адрес> на 2014-2018 годы».
Согласно приложению к постановлению Правительства Амурской области № 26 от 23.01.2014 года утверждена региональная программа «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Амурской области в 2014-2043 годах» и, согласно которой жилой дом <адрес> включен в указанную программу: ремонт внутридомовых инженерных сетей запланирован на 2034-2038 годы; ремонт крыши – 2024-2028; ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу – 2024-2028 годы и т.д..
Поскольку управляющая компания ООО «Сковородинский ЖКС» не исполнила своевременно и надлежащим образом свои обязанности по содержанию общедомового имущества – систем водоснабжения и водоотведения в подвальном помещении, кровли и электросчетовых в многоквартирном жилом доме <адрес> это повлекло нарушение прав граждан на благоприятные условия проживания в указанном доме.
Довод ответчика о том, что жилому дому <адрес> необходим капитальный ремонт, о том, что жилой дом включен в программу по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома, в связи с чем, управляющая компания не является надлежащим ответчиком, судом признается несостоятельным, поскольку именно на управляющей компании лежит обязанность по проведению текущего ремонта многоквартирного жилого дома, кроме того, неисполнение обязанности по проведению текущего ремонта может привести к разрушению общего имущества многоквартирного жилого дома и увеличению поврежденного имущества.
Убедительных и бесспорных доказательств того, что для устранения указанных в акте помощника прокурора Сковородинского района недостатков содержания общего имущества многоквартирного жилого дома требуется проведение именно капитального ремонта, что работ по текущему ремонту и содержанию крыши дома недостаточно, ответчиком не представлено. Кроме того, действующее законодательство не устанавливает первоочередности проведения работ, относящихся к капитальному ремонту, по отношению к работам, относящимся к текущему ремонту.
Доводы ответчика о том, что помощник прокурора Сковородинского района не имел право на составление акта по результатам проверки обращения граждан, акт не соответствует закону, судом признаются несостоятельными, поскольку, данный акт был составлен в ходе проведения прокурорской проверки, осуществляемой в рамках полномочий, предоставленных прокурору Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации». Привлечение специалистов в ходе проводимой проверки осуществляется с целью выяснения возникших вопросов, требующих специальных познаний, а при составлении акта, фиксирующего визуальные повреждения общего имущества многоквартирного жилого дома, такие вопросы не возникали, необходимости в привлечении специалистов в области жилищно-коммунального хозяйства, не имелось.
Доводы о том, что в связи с неоплатой жителями многоквартирного жилого дома <адрес>, управляющая компания не может осуществлять в полном объеме комплекс мер по обслуживанию многоквартирного жилого дома, судом также признается несостоятельным, поскольку, как следует из пояснений ответчика задолженность за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного жилого дома, управляющей компанией взыскана. Кроме того, отсутствие денежных средств не должно нарушать права граждан на благоприятные условия проживания в многоквартирном жилом доме.
Таким образом, судом установлено, что управляющая компания ООО «Сковородинский ЖКС» должна осуществлять меры по надлежащему содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного жилого дома <адрес>, в связи с чем, требования прокурора Сковородинского района подлежат удовлетворению.
В силу ст. 206 ГПК РФ при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает срок, в течении которого решение суда должно быть исполнено.
Учитывая время необходимое на вступление решения суда в законную силу и его исполнение, суд считает необходимым установить срок для устранения допущенных нарушений по содержанию общего имущества многоквартирного жилого дома – 2 месяца со дня вступления решения суда в законную силу, данный срок является разумным и достаточным для исполнения решения суда.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194,198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Исковые требования прокурора Сковородинского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц – жителей г. Сковородино к Обществу с ограниченной ответственностью «Сковородинский жилищно-коммунальный сервис» о приведении подвала многоквартирного жома в надлежащее состояние, проведение текущего ремонта систем водоснабжения и водоотведения, ремонта кровли и электросчетовых - удовлетворить.
Обязать ООО «Сковородинский ЖКС» провести текущий ремонт систем водоснабжения и водоотведения в подвальном помещении, текущий ремонт кровли и текущий ремонт электросчетовых в многоквартирном жилом доме <адрес> в течении двух месяцев в момента вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с ООО «Сковородинский ЖКС» государственную пошлину в доход местного бюджета в сумме 200 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Амурского областного суда через Сковородинский районный суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме, то есть с 30 мая 2014 года.
Председательствующий Н.Б. Федорчук