Дело № 2а-54/2020
УИД: 28RS0016-01-2020-000076-36
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 мая 2020 года <адрес>
Ромненский районный суд <адрес> в составе:
Председательствующего судьи Коломеец М.А.,
при секретаре Косицыной И.И.,
с участием помощника прокурора <адрес> Самойленко А.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению и.о. прокурора <адрес>, в интересах неопределенного круга лиц, в интересах Российской Федерации о признании информации запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, размещенной в сети «Интернет» на сайте: <данные изъяты>
УСТАНОВИЛ:
И.о. прокурора <адрес>, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском о признании информации, расположенной в сети Интернет на сайте <данные изъяты> запрещенной к распространению в Российской Федерации. В обоснование заявленных требований ссылается на то, что прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения законодательства о безопасности дорожного движения в ходе которой выявлен ряд нарушений требований федерального законодательства при размещении информации на интернет сайтах, предлагающих в свободном доступе приобрести водительское удостоверение. 27 апреля 2020 года в 15 часов 00 минут в рабочем кабинете прокуратуры <адрес>, с использованием служебного компьютера, подключенным к информационно телекоммуникационной сети была проведена проверка и поиск ресурсов, допускающих объявления о свободной продаже водительских удостоверений либо услуг по их незаконному получению. Проверка и поиск Интернет- ресурсов осуществлялся с использованием программы браузера: "Яндекс". В адресной строке браузера был введен запрос ключевых слов "Купить права", в результате чего отобразился список ресурсов (Интернет сайтов). Установлено, что в свободном доступе на интернет сайте размещена информация, а именно сайт с доменным именем <данные изъяты> на котором содержится предложение о покупки водительского удостоверения, а именно статья с указанием преимуществ покупки водительского удостоверения без сдачи экзаменов в органах внутренних дел. Также, приведены расценки на права. Таким образом, на указанных страницах находится информационный материал, который содержит сведения о нелегальном изготовлении водительских удостоверений и их продаже, то есть размещена информация о возможности возмездного приобретения водительского удостоверения, минуя установленный законом порядок получения данного документа. Вход на сайт свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием может любой пользователь, указанный интернет - ресурс доступен для неограниченного лиц. Основывая свои требования на положениях Федерального закона от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", Федерального закона от 10.12.1195 г. № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" истец просит суд признать информацию, размещенную на сайте по электронному адресу: <данные изъяты> запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> Самойленко А.С. настаивал на удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Представитель заинтересованного лица Управления Роскомнадзора по <адрес>, в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом. Ходатайствовало о рассмотрении административного искового заявления без их участия.
Предоставлен письменный отзыв на административное исковое заявление от 21.05.2020, согласно которого считает требования прокурора не подлежащими удовлетворению, так как в ходе мониторинга установлено, что доступ неопределённого круга лиц к интернет - странице <данные изъяты> невозможен, установить какая информация размещена на указанной странице не представляется возможным.
Представитель заинтересованного лица Роскомнадзора в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Возражений и отзывов суду не предоставлено.
Учитывая требования ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, положения ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о дате и месте слушания дела.
Выслушав административного истца, исследовав материалы дела, суд считает заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
На основании ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Административное исковое заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, являющегося субъектом административных и иных публичных правоотношений, может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
В силу части 4 статьи 29 и части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Это право может быть ограничено только федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно пункту 1 статьи 10 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее - Федеральный закон № 149-ФЗ) в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.
В соответствии со статьей 9 Федерального закона № 149-ФЗ ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (часть 5 статьи 15 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ).
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Федеральный закон N 196-ФЗ) обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством организации подготовки водителей транспортных средств и обучения граждан правилам и требованиям безопасности движения.
Согласно статье 25 и 26 Федерального закона № 196-ФЗ право на управление транспортными средствами предоставляется лицам, сдавшим соответствующие экзамены, при соблюдении установленных условий. Экзамены принимаются на транспортных средствах с механической или автоматической трансмиссией с учетом имеющихся медицинских ограничений и (или) медицинских показаний. Экзамены проводятся уполномоченными должностными лицами органов внутренних дел Российской Федерации. Экзамены могут проводиться с применением технических средств, контроля теоретических знаний и практических навыков экзаменуемых. Право на управление транспортными средствами подтверждается водительским удостоверением. К сдаче экзаменов допускаются лица, достигшие определенного возраста, имеющие медицинское заключение об отсутствии противопоказаний к управлению транспортными средствами, прошедшие в установленном порядке соответствующее профессиональное обучение.
Согласно пункту 2 Правил проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 октября 2014 года № 1097, проведение экзаменов, выдача российских национальных и международных водительских удостоверений и обмен иностранных водительских удостоверений осуществляются подразделениями Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, на которые возложены обязанности по проведению экзаменов, выдаче российских национальных и международных водительских удостоверений и обмену иностранных водительских удостоверений.
Таким образом, установленный федеральным законодательством порядок получения водительских удостоверений на право управления транспортными средствами предусматривает прохождение теоретической и практической подготовки, оценки состояния здоровья, сдачу экзаменов. При этом в процедуре получения прав на управление транспортными средствами принимают участие органы системы здравоохранения, образования, МВД России.
В соответствии с пунктом 6 статьи 10 Федерального закона № 149-ФЗ запрещено распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Статьей 324 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за незаконное приобретение или сбыт официальных документов, предоставляющих права или освобождающих от обязанностей, статьей 327 Уголовного кодекса Российской Федерации установлена уголовная ответственность за подделку официального документа, предоставляющего права и освобождающего от обязанностей, в целях его использования либо сбыт такого документа, использование заведомо подложного документа.
Таким образом, размещенная на вышеуказанном сайте информация распространяется на неограниченный круг лиц и содержит признаки пропаганды совершения преступлений с использованием информационно телекоммуникационных услуг сетей, в том числе сети "Интернет".
Кроме того, свободное приобретение водительских прав без получения в специализированной школе соответствующих навыков вождения, и особенно лицами, лишенными в установленном порядке прав на управление транспортными средствами в связи с нахождением в состоянии алкогольного либо наркотического опьянения, ставит под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц, которые могут пострадать (вплоть до летального исхода) в результате действий лиц, не допущенных до управления транспортными средствами в установленном законе порядке.
Кроме того, сеть "Интернет" является информационно-телекоммуникационной сетью. Предоставление возможности доступа к информации, содержащей информацию о возможности незаконного приобретения или сбыта официальных документов (водительского удостоверения), по своей сути элементами противозаконной деятельности, за осуществление которой законодательством предусмотрена уголовная ответственность. Размещение такой информации в сети "Интернет", фактически является распространением запрещенной информации.
Нахождение в открытом доступе сети "Интернет" указанной информации фактически способствует совершению таких преступлений, тем самым нарушаются публичные интересы Российской Федерации и права неопределенного круга лиц, в том числе право граждан на гарантированную Конституцией Российской Федерации жизнь в правовом государстве.
В соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее Федеральный закон № 149-ФЗ), в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность (п. 6 указанной статьи).
Согласно ч. 5 ст. 15 Федерального закона № 149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Из ч. 1 ст. 9 Федерального закона № 149-ФЗ следует, что ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Пункт 26 Правил оказания телематических услуг связи, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10 сентября 2007 года № 575 предусматривает, что оператор связи обязан оказывать абоненту и (или) пользователю телематические услуги связи в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящими Правилами, лицензией и договором.
Согласно положением ч. 1 ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено".
В реестр включаются: доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено (ч. 2 данной статьи).
Создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (ч. 3 указанной статьи).
Основанием для включения в реестр сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, является, в том числе, решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (п. 2 ч. 5 названной статьи).
Таким образом, в целях ограничения доступа в сети "Интернет" к страницам сайта <данные изъяты> содержащим информацию, распространение которой запрещено в Российской Федерации, необходимо внесение данного сайта в единую автоматизированную информационную систему "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено" в соответствии со ст. 15.1 Федерального закона N 149-ФЗ.
Судом установлено, что в ходе проведенной прокуратурой <адрес> проверки установлено, что в свободном доступе на Интернет-сайте <данные изъяты> размещена информация о незаконной продаже документов на право управления транспортными средствами любых категорий, в том числе для лиц, лишенных права управления транспортными средствами за нарушение Правил дорожного движения. Также, приведен контактный телефон, порядок направления заявок, а также расценки на права. Таким образом, на указанных страницах находится информационный материал, который содержит сведения о нелегальном изготовлении водительских удостоверений и их продаже, то есть размещена информация о возможности возмездного приобретения водительского удостоверения, минуя установленный законом порядок получения данного документа.
Поскольку информация о незаконной продажи документов на право управления транспортными средствами любых категорий, в том числе для лиц, лишенных права управления транспортными средствами за нарушение Правил дорожного движения, является нарушением требований действующего законодательства, то размещение (распространение) информации о подобной информации на Интернет-сайте <данные изъяты> является запрещенным в Российской Федерации.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> Самойленко А.С. предоставил в подтверждение возможности в настоящее время доступа к информации, размещенной на интернет - странице <данные изъяты> скриншот страницы, сделанной ДД.ММ.ГГГГ, с указанной на ней информацией о продаже водительских удостоверений.
В связи с чем, суд не принимает довод заинтересованного лица - Управления Роскомнадзора по <адрес> о невозможности доступа к сайту и отказе в удовлетворении иска, в связи его работай на день рассмотрения судом административного искового заявления и возможностью доступа к информации, за распространение которой предусмотрена уголовная ответственность в Российской Федерации.
Согласно ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, способами защиты гражданских прав, в частности, является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Основная особенность таких мер защиты заключается в том, что они принимаются компетентными государственными органами при разрешении гражданско-правовых споров и не связаны с определенным имущественным воздействием на правонарушителя, в отличие от мер гражданско-правовой ответственности.
Таким образом, информация о незаконной продажи документов на право управления транспортными средствами любых категорий, в том числе для лиц, лишенных права управления транспортными средствами за нарушение Правил дорожного движения, должна быть признана запрещенной к распространению на территории Российской Федерации. С учетом юридически значимых обстоятельств по делу, в том числе, представленных доказательств, суд находит заявленные требования и.о. прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии с частью 4 статьи 265.5 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175 – 180, 265.5 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ "░░░░░░░░", ░░ ░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ "░░░░░░░░", ░░ ░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ 35 ░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ - ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ (░. ░░░░░░░░░░░, ░░. ░░░░░░░░░░░, ░.54) ░ ░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░>.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 01.06.2020 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░ № 2░-54/2020
░░░: 28RS0016-01-2020-000076-36
░░░░░░░
░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░
29 ░░░ 2020 ░░░░ <░░░░░>
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░:
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░.,
░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░.,
░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░ ░.░.
░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░ <░░░░░>, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ «░░░░░░░░» ░░ ░░░░░: <░░░░░░ ░░░░░░>
░░░░░░░░░░░░░░ ░░. ░░. 175 – 180, 265.5 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░
░░░░░:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ "░░░░░░░░", ░░ ░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ "░░░░░░░░", ░░ ░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ 35 ░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ - ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ (░. ░░░░░░░░░░░, ░░. ░░░░░░░░░░░, ░.54) ░ ░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░>.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░