Ф\С Пархоменко Ж. В.
Гр. Дело № 33-38963
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
20 октября 2017 года Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе: председательствующего Салтыковой Л.В., судей Гончаровой О.С. и Дорохиной Е.М., при секретаре Ляховой М.С., заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Гончаровой О.С. дело по апелляционной жалобе представителя Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации на решение Пресненского районного суда гор. Москвы от 26 апреля 2017 года, которым постановлено:
Исковые требования удовлетворить.
Признать незаконным решение Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации № …. г. об отказе в принятии на учет нуждающихся в постоянных жилых помещениях, Гриценко А.М.
Обязать Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации включить Гриценко А.М. и его супругу Гриценко Е.В. в единый реестр военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма,
У С Т А Н О В И Л А:
Гриценко А.М. и Гриценко Е.В. обратились в суд с иском к Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, с учетом уточненных требований, о признании права майора запаса Гриценко А.М. (личный № …) и члена его семьи - Гриценко Е.В. на обеспечение жилым помещением для постоянного проживания по договору социального найма от Министерства обороны Российской Федерации; признании незаконным решения Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ № …. г. об отказе в принятии на учет нуждающихся в постоянных жилых помещениях майора запаса Гриценко Андрея Михайловича и члена его семьи: жену - Гриценко Елену Вячеславовну в единый реестр военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма. Требования обоснованы истцов тем, что майор запаса Гриценко A.M. проходил военную службу по контракту в в/ч 6196, дислоцированной в г. …, в должности энергетика полка технической части. Первый контракт о прохождении военной службы заключен … г., о чем указано в карточке учета жилой площади. Приказом командира 1 корпуса ПВО от … истец уволен с военной службы с зачислением в запас по достижении предельного возраста пребывания на военной службе. Приказом командира в/ч 61996 от …., Гриценко A.M. исключен из списков личного состава части с … г. Календарная выслуга в Вооруженных силах составляет …лет. По месту прохождения военной службы в в/ч 61996 жилой площадью не был обеспечен.
Решением жилищной комиссии в/ч 61996 от … г. (протокол № 117), истец признан нуждающимся в обеспечении жилой площадью с составом семьи 4 человека в первоочередном обеспечении жилой площадью в в/ч 61996, как военнослужащий, подлежащий увольнению с военной службы в запас, в связи с предельным возрастом пребывания на военной службе. В представлении на увольнение с военной службы указано: «Жильем не обеспечен. Согласен на увольнение с военной службы с оставлением в списках очередников на получение жилья. Решением жилищной комиссии войсковой части 61996 оставлен в списках очередников на получение жилья (протокол № ….)».
В настоящее время истец является нуждающимся в жилом помещении с составом семьи 2 человека: он и жена Гриценко Е.В., так как сын Гриценко Я.А. с истцами не проживает, а дочь Гриценко В.А. обеспечена жилой площадью. Истцы проживают в коммунальной квартире, состоящей из трех комнат по адресу: …. В этой квартире комната № .. площадью … кв.м. принадлежит на праве собственности Гриценко М.Ф. (отцу), комната № 3 площадью … кв.м., в которой проживают истцы, принадлежит на праве собственности Гриценко В.А. (дочери), а комната № … принадлежит постороннему лицу, не состоящему с истцами в родстве, что подтверждается карточкой учета № … и выпиской из домовой книги. Истцы проживают в коммунальной квартире и являются нуждающимися в жилом помещении, так как не обеспечены жилой площадью по нормам, установленным Законом г. Москвы № 29.
В едином реестре военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма истец себя не обнаружил и обратился в ДЖО Минобороны РФ с заявлением о принятии на учет нуждающихся жилом помещении по договорам социального найма и включении в единый реестр военнослужащих, принятых на учет. Решением Департамента № … г. истцу отказано в принятии на учет, поскольку на момент увольнения в .. г. Гриценко A.M. не был признан нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом для постоянного проживания.
Гриценко А.М. с указанным решением Департамента не согласен, поскольку жилым помещением от Минобороны РФ он не обеспечивался, в связи с чем считает, что имеет право на обеспечение жильем в составе семьи из двух человек.
В судебном заседании истец Гриценко Е.В., представитель истца Гриценко A.M. по доверенности Новикова Е.А. заявленные требования поддержали.
Представитель ответчика Минобороны РФ Галушкин А.В. требования не признал по доводам, изложенным в письменных возражениях.
В соответствии с п. 3 ст. 167 ГПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие истца Гриценко A.M., представителя ответчика ДЖО МО РФ, извещенных о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом.
Судом постановлено вышеуказанное решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит представитель Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации.
Проверив материалы дела, выслушав представителей сторон, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда, постановленного в соответствии с требованиями действующего законодательства и представленными доказательствами.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. №76-ФЗ «О статусе военнослужащих», государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
Военнослужащие-граждане признаются федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 13 ст. 15 Закона № 76-ФЗ, граждане, уволенные с военной службы, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилищной субсидией или жилыми помещениями, не могут быть без их согласия сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилищной субсидией или жилыми помещениями в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом для военнослужащих.
В соответствии со ст. 23 Федерального закона от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти или федеральном государственном органе, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии, за исключением случаев, предусмотренных абзацем третьим настоящего пункта. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту жительства в порядке, предусмотренном пунктом 14 статьи 15 настоящего Федерального закона.
Приказом Министра обороны РФ от 30.09.2010 г. № 1280 «О предоставлении военнослужащим вооруженных сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений» утверждена Инструкция о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, в соответствии с п. 10 которой, военнослужащие, принятые на учет нуждающихся в жилых помещениях, снимаются с учета в случае утраты оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма или выявления в представленных документах в уполномоченный орган сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием для принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях, а также неправомерных действий должностных лиц уполномоченного органа при решении вопроса о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях.
В соответствии с частью 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 г., в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до предоставления им жилых помещений по договорам социального найма.
Судом установлено, что решением жилищной комиссии войсковой части 61996 от …., увольняемый в запас в … году по достижении предельного возраста пребывания на военной службе Гриценко A.M. в составе семьи из 4-х человек признан нуждающимся в первоочередном обеспечении жилой площадью в войсковой части 61996 .
Истец признан нуждающимся в обеспечении жилой площадью, уволен с военной службы приказом от … г. по достижении предельного возраста пребывания на военной службе при выслуге лет более 20 лет, представлен к увольнению с оставлением в списках очередников. Приказом командира войсковой части 61996 от … г. Гриценко А.М. исключен из списка личного состава части.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции указал, что решением Департамента жилищного обеспечения Минобороны РФ от … истцу отказано в принятии его на учет нуждающихся в постоянных жилых помещениях по тем основаниям, что Гриценко A.M. уволен в … году, на момент увольнения не был признан нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом для постоянного проживания.
Оценивая представленные доказательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что оспариваемое решение Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации является незаконным.
Судом бесспорно установлено, что на момент увольнения с военной службы (.. г.) Гриценко A.M. жильем обеспечен не был, признан нуждающимся в предоставлении жилого помещения, что подтверждается решением жилищной комиссии войсковой части 61996 от .. г., а также представлением на увольнение.
Возражая против удовлетворения исковых требований, представитель Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации ссылается на данные автоматизированной системы учета военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений, согласно которых Гриценко A.M. распределено жилое помещение общей площадью … кв.м., расположенное по адресу: …. Гриценко A.M. снят с учета нуждающихся в постоянном жилом помещении.
Между тем указанные обстоятельства материалами дела не подтверждены.
Учетное дело истца не содержит каких-либо документов, подтверждающих факт предоставления Гриценко A.M. жилого помещения в Серпуховском районе.
Согласно выписке из домовой книги, истцы зарегистрированы по адресу: …..
Из Единого жилищного документа следует, что квартира по адресу: …, является коммунальной, собственниками 2-комнат являются Гриценко М.Ф. и Гриценко В.А., истцы собственниками не являются.
В соответствии с уведомлением об отсутствии в ЕГРН запрашиваемых сведений от … г., какое-либо право в отношении жилого помещения по адресу: …, не зарегистрировано.
Истцы жилых помещений на праве собственности не имеют, что подтверждается уведомлением Управления Росреестра по Москве от … г.
Суд принял во внимание, что в материалах дела отсутствует решение о снятии семьи истца с жилищного учета в связи с обеспечением его жилой площадью.
Доводы ответчика о том, что Минобороны РФ не является органом, уполномоченным на обеспечение истца жильем, поскольку Гриценко A.M. утратил статус военнослужащего в … году, являются необоснованными, поскольку свои обязательства по обеспечению жильем военнослужащего, подлежащего увольнению и признанного нуждающимся в предоставлении жилья, ответчик не исполнил, в связи с чем, требования заявлены к надлежащему ответчику.
Данные автоматизированной системы учета военнослужащих, в соответствии с которыми истец обеспечен жилой площадью и снят с учета, опровергаются материалами дела, поскольку не представлены доказательства предоставления истцу жилого помещения, решение о снятии с учета в установленном законом порядке не принималось.
На сегодняшний день состав семьи Гриценко A.M. 2 человека: он и супруга Гриценко Е.В.,, которые в установленном законом порядке жилой площадью не обеспечены и имеют право состоять на жилищном учете в составе семьи из 2-х человек.
При таких обстоятельствах, суд обоснованно удовлетворил исковые требования Гриценко А. М., признав незаконным решение Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации от …… в отказе принять на учет нуждающихся в постоянных жилых помещениях и обязал ответчика включить истцов в единый реестр военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма.
Данный вывод суда соответствует нормам материального права, подлежащих применению к данным правоотношениям и подтверждается доказательствами, которым дана оценка согласно требованиям ст. 67 ГПК РФ. Доводы сторон и фактические обстоятельства дела тщательно исследованы судом первой инстанции, значимые по делу обстоятельства определены правильно.
Доводы апелляционной жалобы представителя Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации направлены на переоценку доказательств, которые были предметом исследования суда первой инстанции и не свидетельствуют о неправильности выводов суда. Представленные суду доказательства опровергают доводы ответчика, в нарушении положений ст. 56 ГПК РФ доказательств в подтверждение своих доводов ответчик не представил.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия,
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Пресненского районного суда гор. Москвы от 26 апреля 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи