Дело № 2-740/2019
УИД 28RS0---55
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
-- 02 декабря 2019 года
Мазановский районный суд Амурской -- в составе:
председательствующего судьи Кузнецовой Е.Г.,
при секретаре Чиверь М.С.,
с участием:
помощника прокурора -- Амурской -- Бондаренко Т.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора -- Амурской -- действующего в интересах Денисенко Натальи Васильевны к администрации -- Амурской -- о возложении обязанности на администрацию -- предоставить Денисенко Наталье Васильевне по договору найма жилого помещения специализированного жилищного фонда благоустроенное жилое помещение,
УСТАНОВИЛ:
-- Амурской -- обратился в суд с исковым заявлением, в интересах Денисенко Н.В. в порядке ст. 45 ГПК РФ, в обоснование иска истец указал, что прокуратурой -- Амурской -- по обращению Денисенко Н.В. была проведена проверка, в ходе которой было установлено следующее. Денисенко Н.В., -- года рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с лишением матери --3 родительских прав решением Мазановского районного суда от --, сведения об отце отсутствуют.
Постановлением администрации Мазановского района от 29 октября 2014 года № 841 Денисенко Н.В. принята на учет в качестве не имеющего закрепленного жилья в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Ссылаясь на положения ч.1,3 ст. 40 Конституции Российской Федерации, ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной, поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», а также ч.1 ст. 4 Закона Амурской области от 11.04.2005 №472-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», истец полагал, что исходя из анализа указанных правовых норм, законодательством не предусмотрена обязанность администрации Мазановского района выделять финансовые средства на приобретение жилого помещения конкретному ребенку-сироте либо лицу, оставшемуся без попечения родителей, при этом вопросы, касающиеся выделения денежных средств на исполнение государственных полномочий, относятся к сфере межбюджетных отношений и разрешаются в соответствии с порядком, установленным ст. 140 БК РФ. Обеспечение жилым помещением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе и отсутствие денежных средств на приобретение жилых помещений. При этом в случае недостаточности финансовых средств, орган местного самоуправления вправе обратиться за соответствующей финансовой поддержкой к субъекту Российской Федерации.
Решением Мазановского районного Совета народных депутатов от 29.06.2006 «Об утверждении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения на территории Мазановского района» установлена норма предоставления общей площади жилого помещения по договору социального найма, которая равна 33,0 квадратных метра для одиноко проживающих граждан.
Денисенко Н.В. до настоящего времени администрацией Мазановского района жилым помещением не обеспечена, что нарушает ее право на обеспечение жильем вне очереди, не ниже установленных социальных норм.
В соответствии с п. 21 Постановления Правительства Амурской области от 08.04.2013 № 144 «Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления предоставляют детям-сиротам жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений по месту жительства указанных лиц в границах соответствующего муниципального района и городского округа области.
Установлено, что на настоящий момент, Денисенко Н.В. зарегистрирована по адресу Амурская --. Таким образом, жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения должно быть предоставлено на территории --.
В связи с тем, что Денисенко Н.В. обратилась к прокурору -- с заявлением о нарушении её социальных прав в сфере обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном фонде, имеет статус лица из числа детей-сирот, собственного жилья не имеет, вследствие чего находится в трудной жизненной ситуации, прокурор реализует своё право на обращение в суд в заявлением в интересах гражданина.
На основании вышеизложенного прокурор просит суд возложить обязанность на администрацию -- Амурской -- предоставить Денисенко Наталье Васильевне по договору найма жилого помещения специализированного жилищного фонда благоустроенное жилое помещение на территории -- Амурской --, отвечающее санитарным и техническим условиям, общей площадью не менее 33,0 кв.м.
От администрации Мазановского района поступил письменный отзыв, согласно которому с исковыми требованиями прокурора Мазановского района о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда на территории Мазановского района в с. Таскино, отвечающее санитарным и техническим условиям общей площадью не менее 33,0 кв.м. для проживания Денисенко Н.В., 21 ноября 1996 года рождения, не согласны по следующим основаниям: в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее Федеральный закон от 21 декабря 1996 № 159-ФЗ) гражданка Денисенко Н.В. относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 № 159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм, при этом дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Денисенко Н.В. согласно постановлению администрации района от 29 октября 2014 года №841 была принята на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемого по договору найма специализированного жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вне очереди и включена в список на внеочередное предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Жильё у администрации -- отсутствует для предоставления его данной категории лиц, так как жилой фонд был передан в 2008 году в Новокиевский сельсовет -- является дотационным, и за счет собственных средств, приобрести жилое помещение гражданке Денисенко Н.В., не представляется возможным. На сегодняшний день средства субвенции на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из вышестоящего бюджета в бюджет района поступили в полном объёме и направлены по целевому назначению в полном объёме. Имеются не исполненные 16 решений суда по предоставлению жилых помещений для лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. На основании выше изложенного, в удовлетворении исковых требований просят отказать.
От Управления образования администрации -- Амурской -- поступил письменный отзыв, согласно которому с исковыми требованиями прокуратуры -- в интересах Денисенко Н.В. к администрации -- о возложении обязанности предоставления жилого помещения по договору найма жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения ознакомлены, и согласны. Денисенко Наталья Васильевна, -- года рождения, является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Мать, --4, решением Мазановского районного суда Амурской -- от -- лишена родительских прав, сведения об отце внесены в запись акта о рождении ребенка на основании заявления матери. В соответствии с Законом Амурской -- от 11 апреля 2005 года № 472-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», на основании постановления администрации Мазановского района от 29 октября 2014 года № 841 «О принятии Денисенко Н.В. на регистрационный учет в качестве нуждающейся в жилом помещении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вне очереди», Денисенко Н.В. состоит на учете в -- в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма вне очереди, и подлежит обеспечению жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений. С заявлением и пакетом документов на выделение жилого помещения именно в орган опеки и попечительства управления образования администрации -- Денисенко Н.В. не обращалась, в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в орган опеки управления образования администрации -- Денисенко Н.В. не включалась.
Стороны надлежащим образом уведомлены о времени и месте рассмотрения дела. представитель третьего лица - Управление образования администрации -- Амурской -- ходатайствовал о рассмотрении дела в их отсутствии. В соответствии с пунктом 5 ст.167 ГПК РФ - дело рассмотрено в отсутствии третьего лица.
В судебном заседании помощник прокурора, участвующий в деле, исковые требования поддержала, указала на доводы, изложенные в исковом заявлении, дополнила, что Денисенко Н.В. не имеет в собственности жилого помещения, пригодного для проживания, просит удовлетворить исковые требования, предоставить Денисенко Н.В. жилое помещение в --.
Допрошенная в судебном заседании Денисенко Н.В. пояснила, что полностью поддерживает исковые требования прокурора, указав, что через пол года заканчивает очное обучение в Педагогическом университете по специальности психолог, трудоустроиться по месту жительства не представляется возможным, просила рассмотреть вопрос о выделении жилого помещения в районном центре --.
Представитель ответчика администрации -- Амурской -- Чернышова О.А., действующая на основании доверенности, не оспаривая право на обеспечение жильём Денисенко Н.В., ссылаясь на отсутствие у Администрации денежных средств для приобретения ей жилья, не поступления субвенций из бюджета Амурской -- иск не признала, указала на доводы, изложенные в письменном отзыве. Дополнила, что в случае удовлетворения исковых требований полагает необходимым решить вопрос о выделении жилого помещения Денисенко Н.В. в районном центре --, поскольку в результате чрезвычайной ситуации в июле 2019 года жилые дома на территории -- и -- сильно пострадали от наводнения, и предоставить жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим условиям будет затруднительно.
Свидетель Денисенко Н.В. показала, что Денисенко Н.В. ее внучка; с двух месяцев она занимается ее воспитанием, при лишении родительских прав матери Денисенко Н.В. жилое помещение за ней не закреплялось. Внучка проживала в ее доме, который принадлежит ей на праве собственности. Своего жилого помещения внучка не имеет, в интересах защиты своих прав внучка обращалась с целью постановки на учет в качестве нуждающейся в жилье как ребенок, оставшийся без попечения родителей непосредственно в администрацию --.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Частью 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый имеет право на жилище.
В силу части 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Из части 1 статьи 38 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации следует, что материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
Федеральный закон от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Абзац четвертый статьи 1 названного Федерального закона определяет лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей.
Данной нормой законодатель, в исключение из общего правила о необходимости государственной поддержки детей, то есть лиц, не достигших 18-летнего возраста (пункт 1 статьи 54 Семейного кодекса Российской Федерации), лишившихся или ограниченных в возможности иметь содержание от своих родителей и нуждающихся по этой причине в социальной защите, распространил действие названного Федерального закона на лиц, достигших 18-летнего возраста, и предоставил им право пользоваться соответствующими мерами социальной поддержки до достижения возраста 23 лет, обеспечив тем самым единообразный подход к определению оснований социальной защиты таких граждан (аналогичный возрастной критерий установлен пенсионным законодательством, законодательством об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, о социальной защите отдельных категорий граждан).
Такое правовое регулирование осуществлено в интересах названных лиц с целью предоставления им дополнительной социальной поддержки с учетом имевшегося у них ранее статуса детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и не может рассматриваться как нарушающее конституционные права граждан, на которых действие данного Федерального закона не распространяется, в том числе тех, кто к моменту введения в действие данного Федерального закона достиг возраста 23 лет.
В силу ч.1 ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Законом Амурской области от 11 апреля 2005 года № 472-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», установлены дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, норм жилищного права, регулирующих возникшие правовые отношения.
В соответствии с частями 1, 2 и 3 статьи 8 названного Федерального закона, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта первого и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны осуществлять контроль за использованием жилых помещений и (или) распоряжением жилыми помещениями, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния этих жилых помещений.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
В соответствии со ст. 4 Закона Амурской области № 472-ОЗ от 11 апреля 2005 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» - детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых ими жилых помещениях признается невозможным, однократно предоставляются органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов области (далее - органы местного самоуправления) за счет средств областного бюджета благоустроенные применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилые помещения (жилые дома, квартиры) специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органами местного самоуправления, с учетом положений федерального законодательств.
По смыслу правовой нормы указанная категория граждан однократно обеспечивается органами местного самоуправления по месту жительства за счет средств областного бюджета вне очереди жилой площадью по договору социального найма в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения, установленной органами местного самоуправления, и в порядке, определенном губернатором области.
Согласно п.4 ст.5 Закона Амурской области «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», органы местного самоуправления наделяются на неограниченный срок следующими государственными полномочиями по предоставлению дополнительных гарантий по предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае если их проживание в ранее занимаемых ими жилых помещениях признается невозможным, за счет средств областного бюджета благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилых помещений (жилых домов, квартир) специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органами местного самоуправления.
Пунктом 4 Порядка расходования субвенции, предоставляемой бюджетам муниципальных районов и городских округов на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, утвержденного, постановлением правительства Амурской области от 15 мая 2008 года № 113 установлено, что юридически значимые действия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения осуществляют органы местного самоуправления, в соответствии с постановлением Правительства Амурской области от 8 апреля 2013 года № 144 «Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
В соответствии с пунктом 9 Порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, утвержденного постановлением Правительства Амурской области от 8 апреля 2013 года № 144 «Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», по результатам рассмотрения документов органом местного самоуправления принимается решение о предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения или об отказе в предоставлении указанного жилого помещения.
В силу п.21 указанного Порядка, Органы местного самоуправления предоставляют детям-сиротам жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений по месту жительства указанных лиц в границах соответствующего муниципального района и городского округа области. В случае невозможности приобретения органом местного самоуправления жилых помещений в сельских населенных пунктах, расположенных в границах соответствующего муниципального района (городского округа), жилое помещение может быть приобретено в административном центре (городском округе) данного муниципального района. Стоимость приобретенного жилого помещения будет определяться исходя из общей площади предоставленного жилого помещения, но не более норматива общей площади жилого помещения, принимаемого для расчета субвенции, и норматива предельной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по муниципальному району или городскому округу, на территории которого приобретается жилое помещение, установленного Правительством области для расчета субвенции.
Правовой анализ приведенных положений нормативных правовых актов свидетельствует о том, что именно органы местного самоуправления муниципальных районов или городских округов наделены государственными полномочиями по предоставлению социальной поддержки детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и именно на данные органы местного самоуправления возлагается обязанность по предоставлению жилых помещений указанной категории граждан, проживающих в административных центрах муниципальных районов, а также в городских и сельских поселений, территориально входящих в состав данных районов.
При этом вопросы финансирования и предоставления субвенций из областного бюджета органам местного самоуправления для приобретения жилья детям - сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, касаются отношений между субъектом РФ и органом местного самоуправления.
То обстоятельство, что обеспечение должно производиться за счет средств областного бюджета, которые не выделяются, либо которых недостаточно для приобретения жилья, не может служить основанием для ограничения прав Денисенко Н.В., имеющей правовой статус лица, оставшегося без попечения родителей, на обеспечение её жильем органами местного самоуправления.
В силу ст. 1 и 152 Бюджетного кодекса Российской Федерации гражданин не является субъектом бюджетных правоотношений, в связи с чем, право Денисенко Н.В. не может быть поставлено в зависимость от распределения денежных средств, предусмотренных на реализацию мероприятий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, в разные уровни бюджетной системы Российской Федерации.
Из паспорта серии 1016 508634, следует, что Денисенко Наталья Васильевна родилась -- в -- Амурской --, зарегистрирована по адресу: -- Амурской --.
Свидетельством о рождении Денисенко Натальи Васильевны, -- года рождения, серии I-ЖО --, составлена запись акта о рождении -- от --, выданного Варваровской поселковой администрацией -- Амурской -- --, установлено, что родителями Денисенко Н.В. являются: --5 (отец в актовую запись о рождении ребенка внесен на основании заявления матери) и --4 (мать).
Постановлением администрации -- Амурской -- от -- -- «Об установлении попечительства над несовершеннолетней Денисенко Н.В.», на основании заявления матери над несовершеннолетней Денисенко Н.В., -- года рождения, установлено попечительство до --, попечителем назначена Денисенко Наталья Васильевна.
Решением Мазановского районного суда Амурской -- --4, -- года рождения, уроженка -- Амурской --, лишена родительских прав в отношении дочери – Денисенко Натальи Васильевны, -- года рождения. Несовершеннолетняя Денисенко Наталья Васильевна, -- года рождения, передана на попечение попечителю Денисенко Наталье Васильевне, -- года рождения.
В соответствии с представленной копией диплома, Денисенко Н.В. в 2016 году закончила ГПОАУ АО «Амурский педагогический колледж» по специальности учитель музыки. В настоящее время продолжает получать высшее образование.
Согласно постановлению -- Амурской -- от -- -- «О принятии Денисенко Н.В. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору найма специализированного жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вне очереди», ввиду того, что Денисенко Н.В., -- года рождения осталась без попечения родителей: мать --4 решением Мазановского районного суда от -- лишена родительских прав, сведения об отце внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери, жильем несовершеннолетняя Денисенко Н.В. не обеспечена, Денисенко Наталья Васильевна признана нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору найма специализированного жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вне очереди, включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Из уведомления об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений от -- --, выданного филиалом федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Амурской --, следует, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним информация о правах Денисенко Н.В. на имевшиеся (имеющиеся) у неё объекты недвижимого имущества отсутствует.
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что Денисенко Н.В. обладает правом на внеочередное получение жилого помещения, поскольку она относится к лицам, оставшимся без попечения родителей. Кроме того, на основании постановления -- -- от -- она поставлена на учет в качестве лица, подлежащего обеспечению жилым помещением, но до настоящего времени жильем не обеспечена. В настоящее время Денисенко Н.В. зарегистрирована по адресу: Амурская --, данное жилое помещение принадлежит попечителю.
Исходя из сведений ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним, предоставленных Управлением Росреестра по Амурской -- Денисенко Н.В. не имеет на праве собственности жилых помещений и не осуществляла сделок с таковыми.
В настоящем судебном заседании право Денисенко Н.В. на получение жилого помещения сторонами не оспаривается.
Судом установлено, что Денисенко Н.В. с октября 2014 года состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, однако, ответчик до настоящего времени жилую площадь не предоставил, чем нарушил предусмотренное законодательством право Денисенко Н.В. на обеспечение жильем вне очереди.
Как следует из материалов дела, администрацией -- жилое помещение Денисенко Н.В. не было приобретено, как указал ответчик, в связи с отсутствием в администрации свободного жилья, денежных средств и несвоевременное финансирование из бюджета Амурской --.
В соответствии с п.1.1. п. 1 решения -- Совета народных депутатов от -- ---р «Об утверждении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения на территории --» (в редакции решения -- – р от --, принятым -- Советом народных депутатов --), для граждан -- установлена учетная норма в размере 15 кв. метров общей площади жилого помещения на одного человека и норма предоставления общей жилой площади в размере: 33 кв. метра для одиноко проживающий граждан, 42 кв. метра на семью из 2 человек, 18 кв. метров на каждого члена семьи при численности семьи 3 и более человек.
Поскольку признанное за Денисенко Н.В. право на обеспечение жилым помещением не было реализовано, исковые требования прокурора -- в интересах Денисенко Н.В. подлежат удовлетворению.
Обсуждая вопрос о фактическом месте предоставления жилого помещения, суд находит заявление представителя ответчика – Чернышовой О.А. обоснованным по факту того, что жилые помещения в -- в месте регистрации Денисенко Н.В. в период чрезвычайной ситуации в июле 2019 года сильно пострадали, и предоставить жилое помещение Денисенко Н.В., отвечающее санитарным и техническим условиям будет затруднительно.
Так, Распоряжением Губернатора Амурской области от 25.07.2019 года № 136-р на территории Амурской области введен режим чрезвычайной ситуации, в связи с возникновением опасных природных явлений (сильный дождь, очень сильный ливень) и подъемом уровня рек на территориях Благовещенского, Зейского, Мазановского, Свободненского, Селемджинского, Серышевского Сковородинского, Тамбовского районов, городов Благовещенск, Зея, Свободный.
Факт чрезвычайной ситуации природного явления в связи с прошедшими осадками и резкого подъема уровня воды в реках на территории Мазановского района подтверждается решением № 67 от 25.07.2019 года комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации и пожарной безопасности администрации Мазановского района Амурской области «О введении режима чрезвычайной ситуации на территории Мазановского района».
Факт чрезвычайной ситуации природного явления в связи с прошедшими осадками и резкого подъема уровня воды в реке Селемджа на территории Путятинского сельсовета Мазановского района подтверждается решением № 19 от 25.07.2019 года комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации и пожарной безопасности администрации Путятинского сельсовета Мазановского района Амурской области «О введении режима чрезвычайной ситуации на территории Путятинского сельсовета».
Обоснованных возражений от участвующих лиц прокурора, Денисенко Н.В. на заявление ответчика о возможном приобретения жилого помещения в административном центре муниципального района, не поступило. Факт чрезвычайной ситуации и наличие значительного количества пострадавших жилых домов на территории Путятинского сельсовета (--) суд признает исключительным обстоятельством, позволяющим возложить на администрацию -- приобрести жилое помещение для Денисенко Н.В. в административном центре муниципального района – -- Амурской --.
При решении данного вопроса судом принимается во внимание положения п.21 Порядка, согласно которому в случае невозможности приобретения органом местного самоуправления жилых помещений в сельских населенных пунктах, расположенных в границах соответствующего муниципального района (городского округа), жилое помещение может быть приобретено в административном центре (городском округе) данного муниципального района.
Суд приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора, возложив на администрацию -- обязанность обеспечить Денисенко Н.В. по договору найма жилого помещения специализированного жилищного фонда благоустроенное жилое помещение на территории -- Амурской --, отвечающее санитарным и техническим условиям, общей площадью не менее 33,0 кв.м. Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление прокурора -- Амурской -- действующего в интересах Денисенко Натальи Васильевны к администрации -- Амурской --, удовлетворить.
Возложить на администрацию -- Амурской -- обязанность предоставить Денисенко Наталье Васильевне, родившейся --, зарегистрированной по адресу: Амурская --, по договору найма жилого помещения специализированного жилищного фонда благоустроенное жилое помещение в -- Амурской --, отвечающее санитарным и техническим условиям, общей площадью не менее 33,0 кв.м.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Мазановский районный суд Амурской области путем подачи апелляционной жалобы в течение одного месяца с момента принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий судья: Е.Г. Кузнецова
Мотивированное решение изготовлено 03 декабря 2019 года