Дело № 2-1067/2016
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Новокузнецк 08 августа 2016 года
Судья Кузнецкого районного суда г. Новокузнецка Кемеровской области Татарникова В.В.,
при секретаре Гуторовой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шкляр А.С. к Администрации г<****> о признании права собственности на объект недвижимости (гараж),
УСТАНОВИЛ:
Шкляр А.С. обратился в суд с иском, в котором признать за ним право собственности на объект недвижимости (гараж), назначение нежилое, расположенный по адресу: <****>
Свои требования мотивирует тем, что он является членом Гаражного Строительного кооператива «Алюминщик -1» с 2012г. В 2012 году он приобрел гараж находящийся по адресу: <****>. В соответствии с Уставом ему был определен размер членского взноса, составляющий 800 (восемьсот) рублей. В декабре 2012 года им был выплачен взнос в определенном размере. --.--.----. им был получен технический план помещения. --.--.----. объект поставлен на кадастровый учет. В марте 2016 года он обратился в УФРС по <****> Новокузнецкий отдел для регистрации права собственности на объект недвижимого имущества (гараж), находящийся по адресу: <****>А, корпус 2, помещение 403, но в устной форме получил отказ. Ему пояснили, что данная процедура возможна только на основании решения суда. Иных лиц, оспаривающих его право на гараж, приобретенный им, в результате выплаты паевого взноса, не имеется,
В ходе рассмотрения дела по существу истцом в лице представителя были уточнены первоначальное заявленные исковые требования, а именно изменено основание иска. Шкляр А.С. просит суд признать за ним право собственности на нежилое помещение как на самовольную постройку в соответствии со ст. 222 ГК РФ.
В судебное заседание истец Шкляр А.С. не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие, доверил представлять вои интересы в суде представителю, выдав нотариально удостоверенную доверенность.
В судебном заседании представитель истца Звонова О.Б., действующая на основании доверенности от --.--.----., уточненные требования поддержала в полном объеме, просила суд признать за истцом право собственности на нежилое помещение (гараж), расположенный по адресу: <****> площадью 27,1кв.м. как на самовольную постройку. Пояснила о том, что ее доверителю был предоставлен земельный участок под строительство гаража. Гараж был выстроен без разрешительной на строительство документации. Шкляр А.С. гаражом пользуется, оплачивает все членские взносы в кооператив. Является членом кооператива, зарегистрированного в установленном законом порядке. Однако, в настоящее время узаконить свое право на гараж не может, поскольку отсутствует разрешительная документация на строительство.
В судебное заседание представитель ответчика - Администрации <****> не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом, направил в суд отзыв на исковое заявление.
В судебное заседание представитель третьего лица Комитета градостроительства и земельных ресурсов Администрации <****> не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом, направил в суд отзыв на исковое заявление.
Представитель третьего лица – Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <****>, отдел по <****>, в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом, направил отзыв на исковое заявление, в котором просил дело рассмотреть в отсутствие представителя.
В судебное заседание представитель третьего лица ГСК «Алюминщик-1» не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом, причины неявки не сообщил.
Суд считает, что в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, дело может быть рассмотрено в отсутствие указанных лиц, так как они о судебном заседании извещены надлежащим образом.
Суд, выслушав представителя истца, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему:
В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем признания права.
В соответствии со ст. 218 ГК РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
Согласно ч. 1 ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Согласно ч. 3 вышеуказанной нормы право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка. Право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанным лицом, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, либо создает угрозу жизни и здоровью граждан.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку. Иск о признании права собственности на самовольную постройку подлежит удовлетворению при установлении судом того, что единственными признаками самовольной постройки являются отсутствие разрешения на строительство и/или отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию, к получению которых лицо, создавшее самовольную постройку, предпринимало меры. Учитывая, что самовольная постройка не является имуществом, принадлежащим наследодателю на законных основаниях, она не может быть включена в наследственную массу. Вместе с тем это обстоятельство не лишает наследников, принявших наследство, права требовать признания за ними права собственности на самовольную постройку. Однако такое требование может быть удовлетворено только в том случае, если к наследникам в порядке наследования перешло право собственности или право пожизненного наследуемого владения земельным участком, на котором осуществлена постройка, при соблюдении условий, установленных статьей 222 ГК РФ.
На основании подп. 1 п. 2 ст. 40 Земельного кодекса РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Согласно ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
Согласно ч. 1 ст. 16 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ, государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица, при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя.
Судом установлено, что Шкляр А.С. владеет объектом недвижимости – нежилым помещением (гаражом), площадью 27,1 кв.м, расположенным по адресу: <****> Данный капитальный гараж был выстроен истцом, на его денежные средства. Строительство гаража было осуществлено именно на том земельном участке, который Шкляр А.С. был предоставлен кооперативом. Истец принимал меры к оформлению правоустанавливающих документов на гараж. Однако, право собственности он не может оформить во внесудебном порядке, т.к. отсутствуют правоустанавливающие документы на него.
Указанные обстоятельства подтверждается пояснениями в судебном заседании представителя истца, а также письменными материалами дела.
Согласно выписке из распоряжения городской администрации ПГСК «Алюминщик-1» предоставлен в аренду земельный участок площадью 20596 га под индивидуальные гаражи.
В соответствии с договором аренды земельного участка от --.--.----. Администрация <****> предоставила ПГСК «Алюминщик-1» земельный участок с кадастровым номером № площадью 20596 га в <****> для индивидуальных гаражей.
ПГСК «Алюминщик-1» действует на основании уставных документов и состоит на учете в налоговом органе, что подтверждается свидетельством о постановке на учет и свидетельством о государственной регистрации юридического лица.
Шкляр А.С. является членом ПГСК «Алюминщик-1», что следует из личной карточки (л.д. 17), а также подтверждается справкой, в соответствии с которой Шкляр А.С. является владельцем гаража, расположенного по адресу: <****> (л.д. 19). Паевые взносы выплачены полностью.
Согласно выписки из адресного реестра № нежилому помещению (гаражу), расположенному в блоке гаражей на <****>, (ранее ГСК «Алюминщик-1», <****>, помещение 403) присвоен адрес: <****>
В установленном законом порядке Шкляр А.С. не имеет возможности зарегистрировать право собственности на нежилое помещение, поскольку у него отсутствуют разрешительная документация на строительство гаража.
Истцом на гараж, владельцем которого он является, получен кадастровый паспорт, в соответствии с которым гараж расположен по адресу: <****>, корпус 2, помещение 403, общая площадь гаража 27,1 кв.м (л.д. 5-7).
Согласно технического паспорта на нежилое помещение – гараж общей площадью 27,1 кв.м. расположен по адресу: <****>, корпус 2, помещение 403 (л.д. 8-10).
ГСК «Алюминщик-1» зарегистрирован в качестве юридического лица --.--.----. за государственным регистрационном номером №
Из Протокола собрания Правления Кооператива ГСК «Алюминщик-1» усматривается, что учредителями кооператива являются Ш.Н.Н., С.С.Г., Б.С.Ф., О.В.И., Р.С.М. (л.д. 25).
Из кадастровой выписки о земельном участке, проекта границ земельного участка, топографической съемки следует, что объект недвижимости - нежилое задние (гараж) находится в черте границ земельного участка, предоставленного ГСК «Алюминщик-1» (л.д. 12-16).
Согласно Заключения специалиста № Э-15/16 от --.--.----. конструктивные элементы и гараж в целом по адресу: <****> не нарушают требований градостроительных, пожарных, санитарных и строительных норм и правил. Постройка соответствует параметрам, установленным документацией по планировке территории, правилами землепользования и застройки или обязательными требованиями к параметрам постройки, содержащимися в иных документах. Гараж пригоден для использования по основному назначению (хранение и ремонт автомобилей), соответствует техническим нормам и правилам по строительству, не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Суд доверяет исследованным доказательствам по делу, поскольку они взаимно подтверждают и дополняют друг друга.
Таким образом, судом установлено, что истец Шкляр А.С. является членом потребительского гаражного кооператива «Алюминщик-1», своими силами и за свой счет построил объект недвижимости нежилое помещение на земельном участке, предоставленном в аренду кооперативу, им выплачены паевые взносы в полном объеме, задолженности истец по членским вносам не имеет. До настоящего времени истец осуществляет право владения, то есть фактически является собственником объекта недвижимости нежилого здания, общей площадью 27,1кв.м., расположенного по адресу: <****>
Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 26 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ и Верховного Суда РФ от 29 апреля 2010 года N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", если иное не установлено законом, иск о признании права собственности на самовольную постройку подлежит удовлетворению при установлении судом того, что единственными признаками самовольной постройки являются отсутствие разрешения на строительство и/или отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию, к получению которых лицо, создавшее самовольную постройку, предпринимало меры. В этом случае суд также должен установить, не нарушает ли сохранение самовольной постройки права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает ли угрозу жизни и здоровью граждан.
В силу пункта 2 статьи 264 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не являющееся собственником земельного участка, осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования участком на условиях и в пределах, установленных законом или договором с собственником. Согласно статье 263 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о назначении земельного участка.
В соответствии со ст.ст. 48,51,55 Градостроительного кодекса РФ проектирование, строительства и эксплуатация объектов капитального строительства осуществляется в границах принадлежащего застройщику земельного участка.
Документы, которые могли бы свидетельствовать о том, что земельный участок, на котором возведен спорный объект, был отведен истцу для этой цели, в материалах дела отсутствуют.
Однако, истцом представлены доказательства, свидетельствующие о том, что земельный участок, на котором расположен объект недвижимого нежилого помещения, предоставлен кооперативу ГСК «Алюминщик-1», истец является его членом, выплатил все паевые взносы, истцу как члену ПГК был выделен земельный участок для строительства объекта в пределах отведенного земельного отвода, построив спорный объект, истец не допустил не целевого использования земельного участка.
То есть истец подтвердил правомерность пользования гаражным кооперативом земельным участком, на котором расположен спорный объект, истцом были представлены суду документы, подтверждающие, что постройка соответствует требованиям действующего санитарного законодательства, строительным нормам и правилам, требованиям противопожарной безопасности. Также истец представил суду доказательства, что сохранение постройки не влечет за собой нарушение прав и охраняемых законом интересов других лиц, а также не создаст угрозу их жизни и здоровью.
Из отзыва представителя третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии отдела <****>, следует, что согласно данным Единого государственного реестра прав право собственности и другие вещные права на нежилое помещение (гараж), расположенный по адресу: <****> не зарегистрированы.
Кроме того, ответчик не представил суду в нарушение требований ст. 56 ГПК РФ доказательств о том, что земельный участок под строительство гаражей не выделялся, что возведенное строение нарушает санитарно-гигиенические, противопожарные, градостроительные нормы и требования СНиП, а также законные интересы и права граждан, что имеется угроза здоровью и жизни граждан.
Заявляя иск о признании права собственности на объект недвижимости, истец также указал, что приобрел такое право, являясь членом ГСК «Алюминщик-1» и в порядке п. 4 ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В силу п. 4 ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации член жилищного, жилищно-строительного, дачного, гаражного или иного потребительского кооператива, другие лица, имеющие право на паенакопления, полностью внесшие свой паевой взнос за квартиру, дачу, гараж, иное помещение, предоставленное этим лицам кооперативом, приобретают право собственности на указанное имущество.
Из данной нормы следует, что член кооператива приобретает право собственности на имущество, предоставленное этим кооперативом. Права на такое имущество у членов кооператива производно от прав кооператива (право собственности на имущество возникает у члена кооператива при полной выплате паевого взноса).
Судом достоверно установлено, что ГСК «Алюминщик-1» не возводил спорный объект недвижимости. При таких обстоятельствах право кооператива на гараж не подтверждено, не возникло, что свидетельствует о невозможности как легальной передачи этого объекта от кооператива истцу, так и возникновения у истца права собственности на объект в порядке п. 4 ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Исходя из вышеизложенного, суд полагает необходимым признать за истцом право собственности на объект недвижимости - нежилое помещение (гараж), площадью 27,1кв.м., расположенный по адресу: <****>, как на самовольно возведенный.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Шкляр А.С. к Администрации <****> о признании права собственности на объект недвижимости (гараж) - удовлетворить.
Признать право собственности Шкляр А.С., --.--.----. года рождения, уроженца <****>, проживающего по адресу: <****>, на объект самовольной постройки - нежилое помещение (гараж) общей площадью 27,1кв.м., расположенный по адресу: <****>
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 13.08.2016.
Судья В.В. Татарникова