Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-42/2020 ~ М-19/2020 от 22.01.2020

                                                                                              Дело № 2а-42/2020

УИД 28RS0---03

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с. Новокиевский Увал                                                                05 февраля 2020 года

Мазановский районный суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Матвеенковой Л.В.,

при секретаре Демьяновой В.В.,

с участием старшего помощника прокурора Мазановского района Амурской области Середа О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело                             по административному исковому заявлению прокурора Мазановского района                         в интересах Остапчука Николая Прохоровича к Министерству социальной защиты населения Амурской области о признании незаконным решения Министерства социальной защиты населения Амурской области, оформленного в виде уведомления от 25.12.2019 года № 06-22/10967, об отказе Остапчуку Николаю Прохоровичу                    в предоставлении выплаты на приобретение или строительство жилого помещения; возложении обязанности на Министерство социальной защиты населения Амурской области принять в отношении Остапчука Николая Прохоровича решение                                о предоставлении выплаты на приобретение или строительство жилого помещения,

    УСТАНОВИЛ:

Прокурор Мазановского района обратился в суд с указанным административным иском, в обоснование которого указал, что уведомлением от 25.12.2019 года                        № 06-22/10967 Министерством социальной защиты населения Амурской области Остапчуку Н.П. отказано в предоставлении выплаты на приобретение или строительство жилого помещения. В качестве основания для отказа указано                            на отсутствие у заявителя документов, подтверждающих право собственности                       на утраченное жилое помещение. Прокурор полагает, что данный отказ нарушает права и законные интересы заявителя в части возможности получения социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения и является незаконным. В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности. Согласно пункту 5 части 2 статьи 14 Федерального закона                  от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются вступившие в законную силу судебные акты. В силу части 1 статьи 58 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ                      «О государственной регистрации недвижимости» права на недвижимое имущество, установленные решением суда, подлежат государственной регистрации                                  в соответствии с настоящим Федеральным законом. Решением Мазановского районного суда Амурской области от 17.12.2019 года по делу № 2-768/2019 (согласно резолютивной части решение обращено к немедленному исполнению) установлен факт владения и пользования заявителем недвижимым имуществом: жилым домом, расположенным по адресу: --, на праве собственности на день введения на территории Амурской области распоряжением губернатора Амурской области от 25.07.2019 года № 136-р регионального режима чрезвычайной ситуации. Данное решение является основанием для государственной регистрации права собственности заявителя на жилое помещение. В силу части 2 статьи 13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации. Иных жилых помещений, пригодных для проживания, или доли в праве общей собственности на иные жилые помещения, пригодные для проживания, заявитель не имеет. По мнению прокурора, заявитель в полной мере соответствует категории граждан, указанных в пп. «а» пункта 6 Правил предоставления трансфертов и соответственно в пп. 1 пункта 2.1 Постановления № 596, т.е. является на день введения режима ЧС собственником утраченного жилого помещения и не имеет на день введения режима ЧС                               в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли                 в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания. В соответствии с подпунктом 3 пункта 2.3 Постановления № 596 для получения выплаты на приобретение или строительство жилого помещения гражданин из числа лиц, указанных в подпункте 1 пункта 1 настоящих Правил, совместно с заявлением               о предоставлении выплаты должен представить копии документов, устанавливающих или подтверждающих право собственности на утраченное жилое помещение, права на которое не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости. Однако данный пункт предусмотрен только для случаев, когда право собственности на утраченное жилое помещение возникло до дня вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Иные случаи (основания) возникновения прав в нем               не указаны. Вместе с тем, имеющееся гарантированное право заявителя на получение выплаты не может быть поставлено в зависимость от отсутствия в региональном нормативном правовом акте указания на иные документы, которые удостоверяют его право собственности на жилое помещение. На основании изложенного,                                 в соответствии со ст. ст. 39, 218 - 220 КАС РФ, прокурор просит признать незаконным решение министерства социальной защиты населения Амурской области, оформленное в виде уведомления от 25.12.2019 № 06-22/10967, об отказе             Остапчуку Н.П. в предоставлении выплаты на приобретение или строительство жилого помещения; обязать министерство социальной защиты населения Амурской области принять в отношении Остапчука Н.П. решение о предоставлении выплаты              на приобретение или строительство жилого помещения.

Административный истец Остапчук Н.П. ходатайствовал о рассмотрении дела               в его отсутствие.

От административного ответчика Министерства социальной защиты населения Амурской области отзыв на административное исковое заявление не поступил.

От заинтересованного лица администрации Мазановского района Амурской области поступил письменный отзыв, из которого следует, что требования прокурора Мазановского района являются обоснованными и направленными на защиту                  прав гражданина РФ на жилище, гарантированных ст. 40 Конституцией РФ. Учитывая тот факт, что жилое помещение, в котором проживает Остапчук Н.П. пострадало в период чрезвычайной ситуации в июле 2019 года, уровень воды в доме был 150 см. и согласно Акта и Заключения от 02.09.2019 № 111 жилой дом по адресу -- был признан аварийным и подлежащим сносу, регистрация по данному адресу гражданина Остапчука Н.П. определяется штампом               в паспорте от 24.07.2002, право собственности на данное жилое помещение                               в соответствии с законодательством не зарегистрировано и другого пригодного для проживания жилья у Остапчука Н.П. в собственности не имеется. Согласно п.5 ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 года № 218-ФЗ (ред. от 02.08.2019)                               "О государственной регистрации недвижимости" основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе вступившие в законную силу судебные акты, признание права собственности на постройку возможно также в судебном порядке. Решением Мазановского районного суда от 17.12.2019 года по делу № 2-768/2019 был установлен факт владения и пользования жилым домом Остапчуком Н.П. по адресу    --. Администрация полагает, что Правила предоставления гражданам выплат на приобретение, строительство или осуществление капитального ремонта жилых помещений в связи с утратой или повреждением жилых помещений в результате паводка, произошедшего в июле - августе 2019 года на территории Амурской области, утвержденные постановлением Правительства Амурской области от 22.10.2019 N 596 (ред. от 05.12.2019) не в полной мере защищают интересы пострадавших граждан в ЧС, в части определения права на социальные выплаты в связи с утратой единственного жилого помещения, на которое в силу определенных обстоятельств отсутствуют правоустанавливающие документы, то сеть своевременно не оформлены. Гражданские права и обязанности возникают               из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. Согласно п. 3 ч.1 ст. 8 Гражданского кодекса РФ гражданские права и обязанности возникают: из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности, из чего следует, что решением суда от 17.12.2019 года по делу № 2-768/2019 был установлен факт владения и пользования жилым домом Остапчуком Н.П. по адресу --. Учитывая выше изложенное, администрация Мазановского района считает требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме. Просят рассмотреть дело без их участия.

От представителей заинтересованных лиц – администрации Угловского сельсовета Амурской области, Министерства строительства и архитектуры Амурской области, Правительства Амурской области отзыв на административное исковое заявление не поступил.

На основании ст. 150, ч. 6 ст. 226 КАС РФ, дело рассмотрено без участия административного истца Остапчук Н.П., административного ответчика – представителя Министерства социальной защиты населения Амурской области, представителей заинтересованных лиц – администрации Угловского сельсовета Амурской области, администрации Мазановского района Амурской области, Министерства строительства и архитектуры Амурской области, Правительства Амурской области, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.

    В судебном заседании старший помощник прокурора Мазановского района Середа О.А. настаивала на заявленных требованиях, подтвердила доводы, изложенные в административном исковом заявлении.

                                                                Исследовав материалы дела, выслушав представителя административного истца, оценив согласно ст. ст. 60 - 61 КАС РФ относимость, допустимость, достоверность каждого из представленных доказательств в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит                  к следующему.

                                                                В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд                        с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

                                                                Суд полагает, что административное исковое заявление, направленное                    на защиту социальных прав Остапчука Н.П. в связи с чрезвычайной ситуацией, учитывая пожилой возраст Остапчука Н.П. и невозможность самостоятельного обращения в суд в своих интересах, подано в рамках предоставленных прокурору Мазановского района полномочий.

                                                                Согласно ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных специальными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия                               к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

                                                                Согласно п. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела                  об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися                  в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные                         в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

                                                                Согласно п. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лица, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающие: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействие); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;              в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

                                                                Согласно п. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части            10 настоящей статьи, на орган, организацию, лицо, наделенных государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В соответствии с положениями ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет требования     об оспаривании решения органа государственной власти, если установит, что оспариваемые решение нарушает права, свободы, законные интересы административного истца, а также не соответствуют нормативным правовым актам.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что сроки обращения             в суд соблюдены административным истцом, у Министерства социальной защиты населения Амурской области имелись полномочия на принятие оспариваемого решения.

                                                                В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти создают условия для осуществления права на жилище.

В силу положений ст. 46 Конституции РФ, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно ч. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права               на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав                              на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности.

Согласно пункту 5 части 2 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 года                № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются вступившие в законную силу судебные акты.

В силу части 1 статьи 58 Федерального закона от 13.07.2015 года № 218-ФЗ                       «О государственной регистрации недвижимости» права на недвижимое имущество, установленные решением суда, подлежат государственной регистрации                                  в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что решением Мазановского районного суда Амурской области от 17 декабря 2019 года по делу              № 2-768/2019 установлен факт владения и пользования Остапчуком Н.П. недвижимым имуществом: жилым домом, расположенным по адресу: --, на праве собственности на день введения            на территории Амурской области распоряжением губернатора Амурской области                   от 25.07.2019 № 136-р регионального режима чрезвычайной ситуации.

Решение суда обращено к немедленному исполнению, в апелляционном порядке не обжаловалось, вступило в законную силу.

В соответствии с пунктом 2 ст. 64 КАС обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию                            при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся                     к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.

Факт владения и пользования Остапчуком Н.П. жилым домом по адресу --, на праве собственности на день введения                           на территории Амурской области режима чрезвычайной ситуации установлен решением Мазановского районного суда Амурской области от 17.12.2019 года и сторонами не оспаривается.

Согласно ст. 268 ГПК РФ решение суда по заявлению об установлении факта, имеющего юридическое значение, является документом, подтверждающим факт, имеющий юридическое значение, а в отношении факта, подлежащего регистрации, служит основанием для такой регистрации.

Конституция Российской Федерации в части 2 статьи 7 закрепляет, что Российская Федерация, как социальное государство обеспечивает государственную поддержку указанным в законе гражданам, устанавливая гарантии социальной защиты.

В силу части 2 статьи 29 Федерального конституционного закона                        от 30.05.2001 № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении», лицам, пострадавшим                         в результате обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения, возмещается причиненный материальный ущерб, оказывается содействие в трудоустройстве и предоставляется необходимая помощь на условиях и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации.

В соответствии с частью 1, 2 статьи 18 Федерального закона РФ от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право, в том числе и на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций. Порядок и условия, виды и размеры компенсации и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации, пострадавших вследствие чрезвычайных ситуаций, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

    Распоряжением Губернатора Амурской области от 25.07.2019 года № 136-р                 на территории Амурской области введен режим чрезвычайной ситуации, в связи                    с возникновением опасных природных явлений (сильный дождь, очень сильный ливень) и подъемом уровня рек на территориях Благовещенского, Зейского, Мазановского, Свободненского, Селемджинского, Серышевского Сковородинского, Тамбовского районов, городов Благовещенск, Зея, Свободный.

    Факт чрезвычайной ситуации природного явления в связи с прошедшими осадками и резкого подъема уровня воды в реках на территории Мазановского района подтверждается решением № 67 от 25.07.2019 года комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации и пожарной безопасности администрации Мазановского района Амурской области «О введении режима чрезвычайной ситуации на территории Мазановского района».

    Факт попадания дома (жилого помещения), расположенного по адресу: Амурская --, в зону затопления подтверждается постановлением главы администрации Угловского сельсовета Мазановского района – от 29.07.2019 № 18 «Об определении зон затопления в с.Угловое».

Жилой дом, расположенный по адресу: Амурская --, в котором длительное время проживал Остапчук Н.П., пострадал в результате чрезвычайной ситуации, что подтверждается актом и заключением межведомственной комиссии № 111 от 02 сентября 2019 года, согласно которым одноквартирный жилой дом, расположенный по адресу: Амурская -- признан аварийным и подлежащим сносу в связи с возникновением опасных природных явлений (сильный дождь, очень сильный ливень) и подъемом уровня рек на территории --                    в период с 25 июля 2019 года.

Правилами предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства РФ, бюджетам субъектов РФ                         на финансовое обеспечение реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате ЧС природного и техногенного характера, утвержденными постановлением Правительства РФ                        от 16.10.2019 года № 1327, предусмотрен перечень граждан, которым предоставляются выплаты на приобретение или строительство жилых помещений                   (в случае утраты жилого помещения), а также граждан, которым предоставляются выплаты на капитальный ремонт (в случае повреждения жилого помещения),                           а именно:

- граждане, являвшиеся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений или нанимателями утраченных жилых помещений по договорам социального найма и не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания;

- граждане, имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации являются основанием для государственной регистрации права собственности на утраченные жилые помещения, и не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания;

- граждане, не являвшиеся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений, но имеющие регистрацию по месту жительства в утраченных жилых помещениях на день введения режима чрезвычайной ситуации, относящиеся к членам семей граждан, указанных в подпункте                              "а" настоящего пункта, и не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, а также граждане, относящиеся к членам семей граждан, указанных                    в подпункте "б" настоящего пункта, и не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания;

- граждане, являвшиеся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками поврежденных жилых помещений и не имеющих на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания.

Указанный перечень граждан продублирован в пункте 1.2 Правил предоставления гражданам выплат на приобретение, строительство или осуществление капитального ремонта жилых помещений в связи с утратой или повреждением жилых помещений в результате паводка, произошедшего в июле-августе 2019 года на территории Амурской области», утвержденных постановлением Правительства Амурской области от 22.10.2019 года № 596 (далее Постановление            № 596).

Из совокупного толкования положений вышеперечисленных нормативных правовых актов в их взаимосвязи следует, что государством гарантировано право             на получение жилого помещения или социальной выплаты для приобретения жилого помещения гражданам Российской Федерации, утратившим жилое помещение по независящим от них обстоятельствам, повлекшим невозможность дальнейшего использования утраченного жилого помещения в связи с разрушением, либо в случаях, когда его дальнейшее использование может создать угрозу для жизни, здоровья и имущества собственника жилого помещения и членов его семьи.

Как установлено судом, Остапчук Н.П. обращался с заявлением на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в ГКУ Управление социальной защиты населения по Мазановскому району.

Уведомлением Министерства социальной защиты населения Амурской области от 25 декабря 2019 года в предоставлении данной выплаты Остапчуку Н.П. было отказано. Основанием для отказа послужило то обстоятельство, что                             в соответствии с пп. 1 п. 1.2 Правил право на получение выплат на приобретение или строительство жилых помещений имеют граждане, являвшиеся на день введения режима ЧС собственниками утраченных жилых помещений и не имеющие на день введения режима ЧС в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания. Решение суда, по мнению Министерства социальной защиты населения Амурской области не может являться документом, подтверждающим право собственности Остапчука Н.П. на утраченное жилое помещение.

Исходя из позиции Министерства социальной защиты населения Амурской области в том случае, если бы Остапчук Н.П., фактически владевший и пользовавшийся данным жилым помещением на праве собственности на момент введения на территории Амурской области регионального режима чрезвычайной ситуации, зарегистрировал свое право на него на момент введения режима чрезвычайной ситуации, то его требования о получении социальной выплаты                 на строительство или приобретение нового жилого помещения были бы приняты Министерством.

Таким образом, создалась ситуация, при которой гарантированное статьей 18 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», право Остапчука Н.П. на возмещение ущерба, причиненного его имуществу вследствие чрезвычайной ситуации, было ограничено.

Решением Мазановского районного суда Амурской области от 17 декабря            2019 года установлен факт длительного (с 1978 года по день введения режима ЧС 25.07.2019 года), добросовестного, открытого и непрерывного владения жилым помещением, расположенным по адресу --, как своим собственным, в связи с чем не имеется оснований полагать, что в обращении истца           с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки имеются признаки злоупотребления правом.

Как следует из выписок из Единого государственного реестра прав                             на недвижимое имущество и сделок с ним по состоянию на 25 июля 2019 года Остапчук Н.П. иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли                 в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, не имел.

Поскольку Остапчук Н.П. на день введения на территории Амурской области регионального режима чрезвычайной ситуации длительное время постоянно проживал в указанном жилом доме, признанном аварийным вследствие ЧС, владел и добросовестно пользовался указанным жилым домом на праве собственности             на день введения на территории Амурской области регионального режима чрезвычайной ситуации, нес расходы по его содержанию, не имел другого жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, то у него возникло право на получение мер социальной поддержки в виде выплаты на приобретение или строительство жилого помещения взамен утраченного в результате чрезвычайной ситуации.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что Остапчук Н.П.                       соответствует категории граждан, указанных в пп. «а» пункта 6 Правил предоставления трансфертов и соответственно в пп. 1 пункта 1.2 Постановления               № 596.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 2.3 Постановления № 596 для получения выплаты на приобретение или строительство жилого помещения гражданин из числа лиц, указанных в подпункте 1 пункта 1.2 настоящих Правил, совместно с заявлением о предоставлении выплаты должен представить копии документов, устанавливающих или подтверждающих право собственности на утраченное жилое помещение, права на которое не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости.

Однако данный пункт предусмотрен только для случаев, когда право собственности на утраченное жилое помещение возникло до дня вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Иные случаи (основания) возникновения прав в нем не указаны.

Вместе с тем, имеющееся гарантированное право заявителя на получение социальной выплаты не может быть поставлено в зависимость от отсутствия                в региональном нормативном правовом акте указания на иные документы, которые удостоверяют его право собственности на жилое помещение.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о наличии у Остапчука Н.П. права на получение мер социальной поддержки в виде социальной выплаты                             на строительство (приобретение) жилья взамен утраченного в результате чрезвычайной ситуации, в связи с чем решение Министерства социальной защиты населения Амурской области, оформленное в виде уведомления от 25.12.2019 года № 06-22/10967, об отказе Остапчуку Н.П. в предоставлении выплаты                                   на приобретение или строительство жилого помещения является незаконным и нарушающим права и законные интересы Остапчука Н.П. на получение указанных мер социальной поддержки.

Учитывая изложенное, суд полагает требования административного искового заявления прокурора Мазановского района к Министерству социальной защиты населения Амурской области в интересах Остапчука Николая Прохоровича подлежащим удовлетворению полностью.

Из материалов дела усматривается, что истец и ответчик в соответствии                         со ст. 333.36 НК РФ освобождены от уплаты государственной пошлины, издержки, понесенные судом, в связи с рассмотрением дела, возмещаются за счет средств бюджета.

                                                                Руководствуясь ст. 175 - 180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

    Требования административного искового заявления прокурора Мазановского района в интересах Остапчука Николая Прохоровича к Министерству социальной защиты населения Амурской области о признании незаконным решения Министерства социальной защиты населения Амурской области, оформленного                       в виде уведомления от 25.12.2019 года № 06-22/10967, об отказе Остапчуку Николаю Прохоровичу в предоставлении выплаты на приобретение или строительство жилого помещения; возложении обязанности на Министерство социальной защиты населения Амурской области принять в отношении Остапчука Николая Прохоровича решение                                о предоставлении выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, удовлетворить полностью.

    Признать незаконным решение Министерства социальной защиты населения Амурской области, оформленное в виде уведомления от 25.12.2019 года                             № 06-22/10967, об отказе Остапчуку Николаю Прохоровичу в предоставлении выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.

    Возложить на Министерство социальной защиты населения Амурской области обязанность принять в отношении Остапчука Николая Прохоровича решение                      о предоставлении выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.

    Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Мазановский районный суд Амурской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий судья:                                                       Л.В. Матвеенкова

Мотивированное решение изготовлено --

2а-42/2020 ~ М-19/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Мазановского района
Ответчики
Министерство социальной защиты населения Амурской области
Другие
Остапчук Николай Прохорович
Министерство строительства и архитектуры Амурской области
Администрация Мазановского района
Правительство Амурской области
Администрация Угловского сельсовета
Суд
Мазановский районный суд Амурской области
Судья
Матвеенкова Л.В.
Дело на странице суда
mazanovskiy--amr.sudrf.ru
22.01.2020Регистрация административного искового заявления
22.01.2020Передача материалов судье
24.01.2020Решение вопроса о принятии к производству
24.01.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.01.2020Подготовка дела (собеседование)
30.01.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
05.02.2020Судебное заседание
05.02.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.08.2020Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее