гр. дело №2-3680/15
строка 59
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
<данные изъяты>
«14» августа 2015 года Центральный районный суд г. Воронежа в составе:
председательствующего судьи Сахаровой Е.А.
при секретаре Мазиной Н.И.
с участием прокурора Пихтарь М.А.
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Севальневой ФИО8 о признании недействующим со дня принятия п.1 ст.19 Правил землепользования и застройки г.Воронежа, утвержденных решением Воронежской городской Думы от 25.12.2009г. №384-11, в части установления коэффициента плотности застройки: для отдельно стоящих индивидуальных жилых домов – не более 0,4;, для домов блокировочного типа одно-, двухквартирных 1-2 этажа – не более 0,8 – 1,6; для домов блокировочного типа многоквартирных не выше 3 этажей – не более 0,8 противоречащими: частям 1-3 статьи 209 ГК РФ, Решению Воронежской городской Думы от 3.12.2008г. №404-11 «Об утверждении Положения о местных нормативах градостроительного проектирования городского округа город Воронеж», региональному нормативу градостроительного проектирования «Планировка, общественно-деловых и рекреационных зон населенных пунктов Воронежской области», утвержденных Приказом управления архитектуры и градостроительства Воронежской области от 17.04.2008г. №9-п, Закону Воронежской области от 7.07.2006г. №61-ОЗ «о регулировании градостроительной деятельности в Воронежской области, иным параметрам разрешенного строительства, изложенным в п.1 ст.19 оспариваемого нормативного акта, суд
У С Т А Н О В И Л :
Севальнева В.А. обратилась в суд с названным заявлением, указывая, что п.1 ст.19 Правил землепользования и застройки городского округа г. Воронеж, утвержденных решением Воронежской городской Думы N 384-II от 25.12.2009г., устанавливает коэффициент плотности застройки: для отдельно стоящих индивидуальных жилых домов – не более 0,4;, для домов блокировочного типа одно-, двухквартирных 1-2 этажа – не более 0,8 – 1,6; для домов блокировочного типа многоквартирных не выше 3 этажей – не более 0,8. При этом, заявитель полагает, что в указанной части нормативный акт противоречит частям 1-3 статьи 209 ГК РФ, Решению Воронежской городской Думы от 3.12.2008г. №404-11 «Об утверждении Положения о местных нормативах градостроительного проектирования городского округа город Воронеж», региональному нормативу градостроительного проектирования «Планировка, общественно-деловых и рекреационных зон населенных пунктов Воронежской области», утвержденных Приказом управления архитектуры и градостроительства Воронежской области от 17.04.2008г. №9-п, Закону Воронежской области от 7.07.2006г. №61-ОЗ «о регулировании градостроительной деятельности в Воронежской области, иным параметрам разрешенного строительства, изложенным в п.1 ст.19 оспариваемого нормативного акта и в связи с чем, является недействующим со дня его принятия. Заявитель полагает, что указанный нормативный акт устанавливает коэффициент плотности застройка к земельным участкам, в то время как иные нормативные акты, имеющие большую юридическую силу устанавливают указанные параметры относительно кварталов, территориальных зон, и установление коэффициента плотности относительно земельного участка приводит к нарушению прав заявителя, так как ограничивают её право на застройку участка с целью улучшения жилищных условий, предполагая строительство социального жилья небольшой площади, при этом, с учетом иных норм и параметров строительства без учета коэффициента плотности застройки, установленного указанным нормативным актом, может быть построен более благоустроенный индивидуальный жилой дом. Установленный коэффициент плотности застройки применительно к земельному участку 0,4 для отдельно стоящих индивидуальных жилых домов ухудшает положения норм регионального законодательства, которым аналогичный коэффициент установлен для территории квартала. При этом, заявитель считает, что правильно указывать коэффициент 0,4 именно к территории квартала, при этом, коэффициент 0,4 к территории земельного участка ухудшает положение застройщиков при строительстве индивидуальных жилых домов, а так же заявитель указывает, что при подсчета указанного коэффициента применительно к территориальным зонам, кварталам, учитывается не только территория квартала, но и необходимые расчетные данные для определения мест общего пользования, в связи с чем, заявитель полагает, что коэффициент плотности застройки невозможно рассчитать к конкретному индивидуальному земельному участку. По указанным основаниям заявитель просит признать подложным доказательство, представленное представителем Воронежской городской Думы информацию от ДД.ММ.ГГГГ. №, выданную Управлением главного архитектора Администрации городского округа город Воронеж. В связи с указанным заявитель просит суд признать недействующим со дня принятия п.1 ст.19 Правил землепользования и застройки г.Воронежа, утвержденных решением Воронежской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ. №№, в части установления коэффициента плотности застройки: для отдельно стоящих индивидуальных жилых домов – не более 0,4;, для домов блокировочного типа одно-, двухквартирных 1-2 этажа – не более 0,8 – 1,6; для домов блокировочного типа многоквартирных не выше 3 этажей – не более 0,8. Судом рассматриваются требования Севальневой В.А. применительно к уточненному заявлению согласно ст.39 ГПК РФ.
Заявитель Севальнева В.А. в судебном заседании уточненное заявление поддержала и просила его удовлетворить.
Представитель Воронежской городской Думы по доверенности Левина Ю.Н. считает заявление не обоснованным и не подлежащим удовлетворению. Суду представителем представлен отзыв, приобщенный к материалам дела.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив, представленные доказательства, заключение прокурора, суд считает заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Обращаясь в суд с заявлением о признании незаконным ст.19 Правил землепользования и застройки городского округа г. Воронеж, утвержденных решением Воронежской городской Думы N 384-II от 25.12.2009 г., в порядке, предусмотренном главой 24 ГПК РФ, Севальнева В.А. ссылался на нарушение её прав как собственника земельного участка для индивидуального жилищного строительства, права которого нарушаются установлением коэффициента плотности застройки в указанном размере.
Согласно ч.1 ст.251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
В силу требований ч.1 ст.249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Верховного Суда РФ от 29.11.2007г. N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" о том, что при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять порядок принятия нормативного правового акта, в частности: полномочия органа (должностного лица) на издание нормативных правовых актов и их пределы, форму (вид), в которой орган (должностное лицо) вправе принимать нормативные правовые акты, предусмотренные правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе правила их опубликования.
В соответствии с требованиями ст.31 Градостроительного кодекса РФ решение о подготовке проекта правил землепользования и застройки принимается главой местной администрации. Одновременно утверждаются состав и порядок деятельности комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки (ч. ч. 5, 6).
Орган местного самоуправления осуществляет проверку проекта правил землепользования и застройки, представленного комиссией, на соответствие требованиям технических регламентов, генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схемам территориального планирования муниципальных районов, схемам территориального планирования субъектов Российской Федерации, схемам территориального планирования Российской Федерации (ч. 9 ст. 31 Градостроительного кодекса РФ).
Судом было установлено, что главой городского округа г. Воронеж было издано распоряжение от 19.05.2009 г. N 260-р "О подготовке проекта "Правил землепользования и застройки городского округа город Воронеж", которым утвержден состав комиссии по подготовке проекта оспариваемого документа, а также определен порядок ее работы. Также главой городского округа г.Воронеж издано распоряжение от 19.05.2009 г. N 260-р "О подготовке проекта "Правил землепользования и застройки городского округа город Воронеж", которым был утвержден состав комиссии по подготовке проекта Правил землепользования и застройки городского округа г. Воронеж, а также определен порядок ее работы.
В соответствии с ч.11 ст.31 Градостроительного кодекса РФ глава муниципального образования при получении от органа местного самоуправления проекта Правил землепользования и застройки принимает решение о проведении публичных слушаний по такому проекту в срок не позднее чем через десять дней со дня получения такого проекта.
Публичные слушания по проекту правил землепользования и застройки проводятся комиссией в порядке, определяемом уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, в соответствии со статьей 28 настоящего Кодекса и с частями 13 и 14 настоящей статьи (ч. 12 ст. 31).
На основании распоряжения главы городского округа N 260-р комиссией по подготовке проекта Правил землепользования и застройки были проведены публичные слушания 15.08.2009г. и 27.08.2009г. Из заключения комиссии по подготовке проекта "Правила землепользования и застройки" от 01.10.2009г. следует, что проект одобрен и главе городского округа г.Воронеж рекомендовано представить проект в Воронежскую городскую Думу на утверждение.
В соответствие со ст.7 ч.1 п.3 Градостроительного кодекса РФ к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в области градостроительной деятельности относится… утверждение региональных нормативов градостроительного проектирования, а к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности согласно ст.8 ч.3 Градостроительного кодекса РФ утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городских округов и утверждение правил землепользования и застройки городских округов.
Ч.16 ст.31 Градостроительного кодекса РФ предусмотрена обязанность главы местной администрации в течение десяти дней после представления ему проекта Правил землепользования и застройки о принятии решения о направлении указанного проекта в представительный орган местного самоуправления или об отклонении проекта Правил землепользования и застройки и о направлении его на доработку с указанием даты его повторного представления.
В соответствии со ст.32 Градостроительного кодекса РФ Правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления.
Судом также было установлено, что главой городского округа г.Воронеж в Воронежскую городскую Думу, которая в соответствии с Уставом городского округа г. Воронеж является представительным органом местного самоуправления, был направлен проект решения "Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа город Воронеж". Воронежской городской Думой на заседании от 25.12.2009 г. было принято решение N 384-II "Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа город Воронеж".
Согласно ст.14 п.20 Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 28.12.2013) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения относятся…утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля за использованием земель поселения, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений…
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что данный нормативный акт был принят Воронежской городской Думой в предусмотренном законом порядке, с учетом требований Градостроительного кодекса РФ, в пределах компетенции данного представительного органа местного самоуправления и с соблюдением действующего законодательства. Порядок введения в действие данного акта и его опубликования также нарушен не был.
Однако, данный нормативный акт не соответствует иным нормативным правовым актам, регулирующим данные отношения и имеющим большую юридическую силу. Суд полагает, в части установления коэффициента плотности застройки: для отдельно стоящих индивидуальных жилых домов – не более 0,4;, для домов блокировочного типа одно-, двухквартирных 1-2 этажа – не более 0,8 – 1,6; для домов блокировочного типа многоквартирных не выше 3 этажей – не более 0,8 указанный нормативный акт противоречит Приказу управления архитектуры и градостроительства Воронежской области от 17.04.2008г. №9-п, действующему на момент принятия оспариваемого нормативного акта, который в настоящее время утратил силу в связи с изданием Приказа Департамента АСП Воронежской области от 29.12.2014г.№61-02-03/374 «Об утверждении региональных нормативов градостроительного проектирования Воронежской области».
Согласно ст.1 ч.1 п.п.8,9 Градостроительного кодекса РФ указано, что правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений; градостроительный регламент - устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства…
Согласно градостроительного законодательства утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городских округов действительно относится к полномочиям органов местного самоуправления, при этом в соответствие со ст.24 ч.4-6 Градостроительного кодекса РФ ( в ред.Закона 41-ФЗ от 20.03.2011г., которая утратили силу согласно ФЗ№131-ФЗ от 5.05.2014г.) региональные и местные нормативы градостроительного проектирования содержат минимальные расчетные показатели обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека (в том числе объектами социального и коммунально-бытового назначения, доступности таких объектов для населения (включая инвалидов), объектами инженерной инфраструктуры, благоустройства территории). Утверждение региональных нормативов градостроительного проектирования осуществляется с учетом особенностей поселений, городских округов в границах субъекта Российской Федерации. Состав, порядок подготовки и утверждения региональных нормативов градостроительного проектирования устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации. Утверждение местных нормативов градостроительного проектирования осуществляется с учетом особенностей населенных пунктов в границах муниципальных образований, межселенных территорий. Состав, порядок подготовки и утверждения местных нормативов градостроительного проектирования устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Не допускается утверждение местных нормативов градостроительного проектирования, содержащих минимальные расчетные показатели обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека ниже, чем расчетные показатели обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека, содержащиеся в региональных нормативах градостроительного проектирования.
Решением Воронежской городской Думы №404-11 от 3.12.2008г. «Об утверждении положения о местных нормативах градостроительного проектирования городского округа город Воронеж» утверждено Положение о местных нормативах градостроительного проектирования городского округа город Воронеж, согласно которого местные нормативы градостроительного проектирования городского округа город Воронеж (далее - местные нормативы) разрабатываются в целях обеспечения предупреждения и устранения вредного воздействия на человека факторов среды обитания, благоприятных условий жизнедеятельности населения, устойчивого развития и сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности на территории городского округа город Воронеж (п.3). Местные нормативы содержат минимальные расчетные показатели обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека (в том числе объектами социального и коммунально-бытового назначения, доступности таких объектов для населения (включая маломобильные группы), объектами благоустройства территории, инженерной инфраструктуры), которые должны соблюдаться при подготовке, согласовании и утверждении документов территориального планирования, а также документации по планировке территорий городского округа город Воронеж (п.4). В местных нормативах должны содержаться…непосредственно местные нормативы, содержащие расчетные показатели планировочной организации территории городского округа город Воронеж, расчетные показатели в сфере жилищного обеспечения, сфере социального и коммунально-бытового обеспечения, сфере обеспечения объектами рекреационного назначения и иные минимальные расчетные показатели, обеспечивающие безопасные и благоприятные условия жизнедеятельности населения (п.5). Не допускается утверждение местных нормативов, содержащих минимальные расчетные показатели обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека, ниже, чем расчетные показатели обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека, содержащиеся в региональных нормативах градостроительного проектирования (п.10). Местные нормативы обязательны для использования, применения и соблюдения структурными подразделениями администрации городского округа город Воронеж, организациями и предпринимателями, действующими без образования юридического лица, иными юридическими и физическими лицами, действующими на территории городского округа город Воронеж…(п.11).
Как было указано выше в решении суда в п.1 ст.19 Правил землепользования и застройки г.Воронежа, утвержденных решением Воронежской городской Думы от 25.12.2009г. №384-11, установлен коэффициент плотности застройки: для отдельно стоящих индивидуальных жилых домов – не более 0,4;, для домов блокировочного типа одно-, двухквартирных 1-2 этажа – не более 0,8 – 1,6; для домов блокировочного типа многоквартирных не выше 3 этажей – не более 0,8, установление которого и оспаривается заявителем. При этом, указанный коэффициент плотности застройки установлен применительно к земельному участку, в то время как он должен быть установлен относительно к жилой зоне (кварталу). При этом, сама норма ст.19 указывает на характеристику территориальных зон и указывает в п.1 на жилые зоны (индекс зоны Ж-1 зона малоэтажной индивидуальной застройки), которые предназначены для формирования жилых районов из отдельно стоящих и блокировочных индивидуальных жилых домов (коттеджей) и с минимальным размещением набором услуг местного значения.
Суд полагает, что при установлении коэффициента плотности застройки относительно земельного участка в указанном размере противоречит региональным нормативам – коэффициенту плотности застройки, установленным Приказом Управления архитектуры и градостроительства Воронежской обл. от 17.04.2008 N 9-п с такими же параметрами, только относительно жилых зон, и, следовательно, установление коэффициента плотности застройки относительно земельного участка в размере не более 0,4 для отдельно стоящих индивидуальных жилых домов не более 0,8-1,6 для домов блокированного типа – одно-, двухквартирных 1-2 этажа, не более 0,8 для домов блокированного типа многоквартирных не выше 3 этажей, является ниже, чем расчетные показатели, содержащиеся в региональных нормативах градостроительного проектирования.
Согласно п.п. 1.1.1, 1.1.2, 1.1.4, 1.1.5 Приказа Управления архитектуры и градостроительства Воронежской обл. от 17.04.2008 N 9-п "Об утверждении регионального норматива градостроительного проектирования" нормативы разработаны в соответствии с законодательством Российской Федерации и Воронежской области и распространяются на планировку, застройку и реконструкцию территорий городских и сельских населенных пунктов Воронежской области в пределах их границ, а также резервных территорий, находящихся за пределами границ населенных пунктов. Нормативы градостроительного проектирования Воронежской области - минимальные расчетные показатели обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека (в том числе объектами социального и коммунально-бытового назначения, доступности таких объектов для населения (включая инвалидов и маломобильные группы), объектами инженерно-транспортной инфраструктуры, благоустройства и озеленения территории) … Настоящие нормативы применяются при подготовке, согласовании и утверждении документов территориального планирования области и муниципальных образований, а также документации по планировке территории, утверждаемой администрацией Воронежской области и органами местного самоуправления поселений и городских округов Воронежской области, а также используются для принятия решений органами государственной власти и местного самоуправления, органами контроля и надзора Воронежской области. Нормативы градостроительного проектирования, принятые на муниципальном уровне, не могут содержать минимальные расчетные показатели обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека ниже, чем расчетные показатели обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека, содержащиеся в областных нормативах градостроительного проектирования.
Как указывается в п.п. 2.2.2.1 нормируемыми уровнями структурной организации территории жилой застройки являются:
квартал - территория застройки в границах красных линий улично-дорожной сети площадью от 1 до 10 гектаров;
микрорайон - территория застройки в границах красных линий улично-дорожной сети площадью до 40 гектаров в средних и больших городских населенных пунктах в увязке с планировочной структурой города;
жилой район - группа кварталов (микрорайонов), ограниченная автомобильными магистралями, линиями железных дорог, естественными рубежами или другими линиями градостроительного регулирования. Площадь территории жилого района, как правило, от 80 до 120 гектаров, но не более 250 гектаров.
Таким образом, земельный участок не является нормируемым уровнем структурной организации территории жилой застройки, в связи с чем, Воронежская городская Дума как представительный орган местного самоуправления в противоречие регионального нормативного акта применяет коэффициент плотности застройки к земельному участку как нормируемому уровню структурной организации территории жилой застройки, что уже само по себе является основанием для признания указанного нормативного акта в оспариваемой части недействительным. При этом, сама администрация городского округа город Воронеж в своем Постановлении №650 от 26.07.2010г. « Об утверждении местного норматива градостроительного проектирования «Планировка жилых, общественно-деловых и рекреационных зон городского округа город Воронеж», которое так же является нормативным актом органа местного самоуправления в Приложении №2 устанавливает показатели плотности застройки участков территориальных зон и указывает применительно к жилой зоне коэффициент плотности застройки 0,4 для застройки одно-, двухквартирными жилыми домами с приусадебными земельными участками, 0,8 застройка многоквартирными жилыми домами малой и средней этажности… При этом, в примечании указывает, что для жилых, общественно-деловых зон коэффициент плотности застройки приведен для территории квартала с учетом необходимых по расчету учреждений и предприятий обслуживания, гаражей,...Из указанного следует, что в постановлении №650 Администрации городского округа город Воронеж установлены нормативы, которые соответствуют региональному законодательству, в то время как установление нормативов в виде коэффициента плотности застройки применительно к земельному участку противоречит региональному законодательству.
В соответствие с п.2.2.6.3 Приказа… интенсивность использования территории малоэтажной застройки характеризуется показателями, определенными в пункте 2.2.3.3 настоящих нормативов. Кроме этого, для участка малоэтажной жилой застройки применяется коэффициент использования территории участка (коэффициент плотности застройки). Предельно допустимые значения коэффициента использования территории участка жилой застройки для различных типов малоэтажного строительства приведены в таблице 15.
Таблица 15
Тип жилых домов | Коэффициент использования территории, не более |
Индивидуальные (усадебного типа) | 0,4 |
Одно-, двухквартирные (блокированного типа, 1 - 2 этажа) | 0,8 - 1,6 |
Многоквартирные (блокированного типа, не выше 3 этажей) | 0,8 |
Интенсивность использования территории (интенсивность застройки) населенного пункта характеризуется показателями плотности застройки, коэффициентом (в процентах) застройки территории.
Коэффициент плотности застройки (Кпз) - отношение площади всех этажей зданий и сооружений к площади участка, о чем указано в Приложении №1 к Приказу...
Приказ Управления архитектуры и градостроительства Воронежской обл. от 17.04.2008 N 9-п "Об утверждении регионального норматива градостроительного проектирования" применяется судом в редакции, действующей на момент принятия Решения Воронежской городской Думы от 25.12.2009г. №384-11, так как указанный нормативный акт представительного органа местного самоуправления должен был не противоречить нормативным актам, имеющим большую юридическую силу на момент его принятия. В настоящее время указанный Приказ утратил силу в связи с принятием регионального нормативного акта Приказа Департамента АСП Воронежской области от 29.12.2014г. №61-02-03/374 «Об утверждении региональных нормативов градостроительного проектирования Воронежской области».
Как указывается в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 N 48 (ред. от 09.02.2012) "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" если суд установит, что при издании оспариваемого нормативного правового акта были нарушены требования законодательства хотя бы по одному из оснований, влекущих признание акта недействующим, он вправе принять решение об удовлетворении заявления без исследования других обстоятельств по делу, в том числе содержания оспариваемого акта. Если судом будет установлено, что оспариваемый акт принят в пределах полномочий органа или должностного лица с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие, суду следует проверить, соответствует ли содержание акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. Установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд в соответствии с частью 2 статьи 253 ГПК РФ признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени. Если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
В данном случае, в связи с тем, что оспариваемый нормативный акт применялся на протяжении длительного времени и на его основании были реализованы права граждан и организаций, суд полагает возможным, с учетом указаний Постановления Пленума, признать его недействующим в оспариваемой части со дня вступления решения в законную силу. Признавая заявление Севальневой В. А. обоснованным, суд считает, что Воронежской городской Думой не было суду представлено доказательств того, что оспариваемые положения нормативного акта соответствуют региональным нормативам, имеющим большую юридическую силу. Так, представитель Воронежской городской Думы в своем отзыве на заявление ссылается на то обстоятельство, что заявителем не соблюдены нормы ст.131 ГПК РФ при подаче заявления и в заявлении не указано о нарушении прав, в чем заключается угроза нарушения прав заявителя и обстоятельства, на которых заявитель основывает свои требования, при этом, представитель Воронежской городской Думы пытается вмешиваться в судопроизводство по данному конкретному делу, так как согласно ГПК РФ только суду принадлежит право принятия заявления к производству и проверка его на соответствие требованиям ГПК РФ, другим лицам такое право не предоставлено. При этом, доводы о том, что данное дело подлежит прекращению, так же на нормах права не основаны, так как ст.220 ГПК РФ не содержит указанных представителем оснований для прекращения производства по делу. Доказывать нарушение конкретных прав оспариваемым нормативным актом в силу указаний закона заявитель не обязан, а о нарушении его прав указано в заявлении. При этом ссылка представителя на Приказ Департамента архитектуры и строительной политики Воронежской области от 29.12.2014г. №61-02-03/374 «Об утверждении региональных нормативов градостроительного проектирования Воронежской области» фактически является признанием заявления, так как только в п.12.2.8 данного Приказа исполнительный орган субъекта РФ предоставил органу местного самоуправления устанавливать дополнительные показатели… плотность застройки земельного участка, максимальный процент застройки земельного участка…, в то время как ранее действующий приказ указанных норм не содержал, более того, на момент принятия Решения думы указанный представителем Приказ от 29.12.2014г. не действовал. Расчеты представителем заинтересованного лица в своем отзыве так же приводятся применительно к региональным нормативам нового приказа, что не имеет отношения к рассматриваемому делу. Из ответа Главы городского округа город Воронеж на имя Председателя Воронежской городской Думы от 1.07.20115г., представленного суду представителем заинтересованного лица так же следует, что Правила землепользования и застройки г.Воронежа, утвержденных решением Воронежской городской Думы от 25.12.2009г. №384-11 приводятся в соответствие Генеральному плану городского округа город Воронеж и региональному нормативу и не применяются, однако, данные обстоятельство не может служить основанием для отказа в удовлетворении заявления. В ланом сообщении так же приводятся расчеты применительно к региональным нормативам и не применяются местные нормативы, утвержденные решением Воронежской городской Думы от 25.12.2009г. При этом, не соответствие возведенного Севальневой В.А. объекта на земельном участке по <адрес> не в соответствие с региональными нормативами, как указано в сообщении, не может повлиять на решение суда по данному делу, так как судом указанный вопрос не рассматривался и предмет судебного разбирательства был иной. попытка представителя Воронежской городской Думы свести судебное разбирательство по оспариванию нормативного акта представительного органа местного самоуправления применительно к спору Севальневой В.А. относительно возведенного ею объекта не основано на нормах права, так как сам факт возведения заявителем объекта недвижимости, который даже может и не соответствует каким-либо параметрам разрешенного строительства, хотя данный вопрос судом в рамках данного дела не рассматривался и может рассматриваться, не является основанием для отказа в удовлетворении заявления.
Руководствуясь ст. ст. 67, 194-198, гл.24 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать недействующим с момента вступления решения суда в законную силу п.1 ст.19 Правил землепользования и застройки г.Воронежа, утвержденных решением Воронежской городской Думы от 25.12.2009г. №384-11, в части установления коэффициента плотности застройки: для отдельно стоящих индивидуальных жилых домов – не более 0,4; для домов блокировочного типа одно-, двухквартирных 1-2 этажа – не более 0,8 – 1,6; для домов блокировочного типа многоквартирных не выше 3 этажей – не более 0,8.
На решение может быть подана апелляционная жалоба и подано представление прокурором в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий:
гр. дело №2-3680/15
строка 59
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
<данные изъяты>
«14» августа 2015 года Центральный районный суд г. Воронежа в составе:
председательствующего судьи Сахаровой Е.А.
при секретаре Мазиной Н.И.
с участием прокурора Пихтарь М.А.
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Севальневой ФИО8 о признании недействующим со дня принятия п.1 ст.19 Правил землепользования и застройки г.Воронежа, утвержденных решением Воронежской городской Думы от 25.12.2009г. №384-11, в части установления коэффициента плотности застройки: для отдельно стоящих индивидуальных жилых домов – не более 0,4;, для домов блокировочного типа одно-, двухквартирных 1-2 этажа – не более 0,8 – 1,6; для домов блокировочного типа многоквартирных не выше 3 этажей – не более 0,8 противоречащими: частям 1-3 статьи 209 ГК РФ, Решению Воронежской городской Думы от 3.12.2008г. №404-11 «Об утверждении Положения о местных нормативах градостроительного проектирования городского округа город Воронеж», региональному нормативу градостроительного проектирования «Планировка, общественно-деловых и рекреационных зон населенных пунктов Воронежской области», утвержденных Приказом управления архитектуры и градостроительства Воронежской области от 17.04.2008г. №9-п, Закону Воронежской области от 7.07.2006г. №61-ОЗ «о регулировании градостроительной деятельности в Воронежской области, иным параметрам разрешенного строительства, изложенным в п.1 ст.19 оспариваемого нормативного акта, суд
У С Т А Н О В И Л :
Севальнева В.А. обратилась в суд с названным заявлением, указывая, что п.1 ст.19 Правил землепользования и застройки городского округа г. Воронеж, утвержденных решением Воронежской городской Думы N 384-II от 25.12.2009г., устанавливает коэффициент плотности застройки: для отдельно стоящих индивидуальных жилых домов – не более 0,4;, для домов блокировочного типа одно-, двухквартирных 1-2 этажа – не более 0,8 – 1,6; для домов блокировочного типа многоквартирных не выше 3 этажей – не более 0,8. При этом, заявитель полагает, что в указанной части нормативный акт противоречит частям 1-3 статьи 209 ГК РФ, Решению Воронежской городской Думы от 3.12.2008г. №404-11 «Об утверждении Положения о местных нормативах градостроительного проектирования городского округа город Воронеж», региональному нормативу градостроительного проектирования «Планировка, общественно-деловых и рекреационных зон населенных пунктов Воронежской области», утвержденных Приказом управления архитектуры и градостроительства Воронежской области от 17.04.2008г. №9-п, Закону Воронежской области от 7.07.2006г. №61-ОЗ «о регулировании градостроительной деятельности в Воронежской области, иным параметрам разрешенного строительства, изложенным в п.1 ст.19 оспариваемого нормативного акта и в связи с чем, является недействующим со дня его принятия. Заявитель полагает, что указанный нормативный акт устанавливает коэффициент плотности застройка к земельным участкам, в то время как иные нормативные акты, имеющие большую юридическую силу устанавливают указанные параметры относительно кварталов, территориальных зон, и установление коэффициента плотности относительно земельного участка приводит к нарушению прав заявителя, так как ограничивают её право на застройку участка с целью улучшения жилищных условий, предполагая строительство социального жилья небольшой площади, при этом, с учетом иных норм и параметров строительства без учета коэффициента плотности застройки, установленного указанным нормативным актом, может быть построен более благоустроенный индивидуальный жилой дом. Установленный коэффициент плотности застройки применительно к земельному участку 0,4 для отдельно стоящих индивидуальных жилых домов ухудшает положения норм регионального законодательства, которым аналогичный коэффициент установлен для территории квартала. При этом, заявитель считает, что правильно указывать коэффициент 0,4 именно к территории квартала, при этом, коэффициент 0,4 к территории земельного участка ухудшает положение застройщиков при строительстве индивидуальных жилых домов, а так же заявитель указывает, что при подсчета указанного коэффициента применительно к территориальным зонам, кварталам, учитывается не только территория квартала, но и необходимые расчетные данные для определения мест общего пользования, в связи с чем, заявитель полагает, что коэффициент плотности застройки невозможно рассчитать к конкретному индивидуальному земельному участку. По указанным основаниям заявитель просит признать подложным доказательство, представленное представителем Воронежской городской Думы информацию от ДД.ММ.ГГГГ. №, выданную Управлением главного архитектора Администрации городского округа город Воронеж. В связи с указанным заявитель просит суд признать недействующим со дня принятия п.1 ст.19 Правил землепользования и застройки г.Воронежа, утвержденных решением Воронежской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ. №№, в части установления коэффициента плотности застройки: для отдельно стоящих индивидуальных жилых домов – не более 0,4;, для домов блокировочного типа одно-, двухквартирных 1-2 этажа – не более 0,8 – 1,6; для домов блокировочного типа многоквартирных не выше 3 этажей – не более 0,8. Судом рассматриваются требования Севальневой В.А. применительно к уточненному заявлению согласно ст.39 ГПК РФ.
Заявитель Севальнева В.А. в судебном заседании уточненное заявление поддержала и просила его удовлетворить.
Представитель Воронежской городской Думы по доверенности Левина Ю.Н. считает заявление не обоснованным и не подлежащим удовлетворению. Суду представителем представлен отзыв, приобщенный к материалам дела.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив, представленные доказательства, заключение прокурора, суд считает заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Обращаясь в суд с заявлением о признании незаконным ст.19 Правил землепользования и застройки городского округа г. Воронеж, утвержденных решением Воронежской городской Думы N 384-II от 25.12.2009 г., в порядке, предусмотренном главой 24 ГПК РФ, Севальнева В.А. ссылался на нарушение её прав как собственника земельного участка для индивидуального жилищного строительства, права которого нарушаются установлением коэффициента плотности застройки в указанном размере.
Согласно ч.1 ст.251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
В силу требований ч.1 ст.249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Верховного Суда РФ от 29.11.2007г. N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" о том, что при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять порядок принятия нормативного правового акта, в частности: полномочия органа (должностного лица) на издание нормативных правовых актов и их пределы, форму (вид), в которой орган (должностное лицо) вправе принимать нормативные правовые акты, предусмотренные правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе правила их опубликования.
В соответствии с требованиями ст.31 Градостроительного кодекса РФ решение о подготовке проекта правил землепользования и застройки принимается главой местной администрации. Одновременно утверждаются состав и порядок деятельности комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки (ч. ч. 5, 6).
Орган местного самоуправления осуществляет проверку проекта правил землепользования и застройки, представленного комиссией, на соответствие требованиям технических регламентов, генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схемам территориального планирования муниципальных районов, схемам территориального планирования субъектов Российской Федерации, схемам территориального планирования Российской Федерации (ч. 9 ст. 31 Градостроительного кодекса РФ).
Судом было установлено, что главой городского округа г. Воронеж было издано распоряжение от 19.05.2009 г. N 260-р "О подготовке проекта "Правил землепользования и застройки городского округа город Воронеж", которым утвержден состав комиссии по подготовке проекта оспариваемого документа, а также определен порядок ее работы. Также главой городского округа г.Воронеж издано распоряжение от 19.05.2009 г. N 260-р "О подготовке проекта "Правил землепользования и застройки городского округа город Воронеж", которым был утвержден состав комиссии по подготовке проекта Правил землепользования и застройки городского округа г. Воронеж, а также определен порядок ее работы.
В соответствии с ч.11 ст.31 Градостроительного кодекса РФ глава муниципального образования при получении от органа местного самоуправления проекта Правил землепользования и застройки принимает решение о проведении публичных слушаний по такому проекту в срок не позднее чем через десять дней со дня получения такого проекта.
Публичные слушания по проекту правил землепользования и застройки проводятся комиссией в порядке, определяемом уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, в соответствии со статьей 28 настоящего Кодекса и с частями 13 и 14 настоящей статьи (ч. 12 ст. 31).
На основании распоряжения главы городского округа N 260-р комиссией по подготовке проекта Правил землепользования и застройки были проведены публичные слушания 15.08.2009г. и 27.08.2009г. Из заключения комиссии по подготовке проекта "Правила землепользования и застройки" от 01.10.2009г. следует, что проект одобрен и главе городского округа г.Воронеж рекомендовано представить проект в Воронежскую городскую Думу на утверждение.
В соответствие со ст.7 ч.1 п.3 Градостроительного кодекса РФ к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в области градостроительной деятельности относится… утверждение региональных нормативов градостроительного проектирования, а к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности согласно ст.8 ч.3 Градостроительного кодекса РФ утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городских округов и утверждение правил землепользования и застройки городских округов.
Ч.16 ст.31 Градостроительного кодекса РФ предусмотрена обязанность главы местной администрации в течение десяти дней после представления ему проекта Правил землепользования и застройки о принятии решения о направлении указанного проекта в представительный орган местного самоуправления или об отклонении проекта Правил землепользования и застройки и о направлении его на доработку с указанием даты его повторного представления.
В соответствии со ст.32 Градостроительного кодекса РФ Правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления.
Судом также было установлено, что главой городского округа г.Воронеж в Воронежскую городскую Думу, которая в соответствии с Уставом городского округа г. Воронеж является представительным органом местного самоуправления, был направлен проект решения "Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа город Воронеж". Воронежской городской Думой на заседании от 25.12.2009 г. было принято решение N 384-II "Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа город Воронеж".
Согласно ст.14 п.20 Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 28.12.2013) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения относятся…утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля за использованием земель поселения, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений…
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что данный нормативный акт был принят Воронежской городской Думой в предусмотренном законом порядке, с учетом требований Градостроительного кодекса РФ, в пределах компетенции данного представительного органа местного самоуправления и с соблюдением действующего законодательства. Порядок введения в действие данного акта и его опубликования также нарушен не был.
Однако, данный нормативный акт не соответствует иным нормативным правовым актам, регулирующим данные отношения и имеющим большую юридическую силу. Суд полагает, в части установления коэффициента плотности застройки: для отдельно стоящих индивидуальных жилых домов – не более 0,4;, для домов блокировочного типа одно-, двухквартирных 1-2 этажа – не более 0,8 – 1,6; для домов блокировочного типа многоквартирных не выше 3 этажей – не более 0,8 указанный нормативный акт противоречит Приказу управления архитектуры и градостроительства Воронежской области от 17.04.2008г. №9-п, действующему на момент принятия оспариваемого нормативного акта, который в настоящее время утратил силу в связи с изданием Приказа Департамента АСП Воронежской области от 29.12.2014г.№61-02-03/374 «Об утверждении региональных нормативов градостроительного проектирования Воронежской области».
Согласно ст.1 ч.1 п.п.8,9 Градостроительного кодекса РФ указано, что правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений; градостроительный регламент - устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства…
Согласно градостроительного законодательства утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городских округов действительно относится к полномочиям органов местного самоуправления, при этом в соответствие со ст.24 ч.4-6 Градостроительного кодекса РФ ( в ред.Закона 41-ФЗ от 20.03.2011г., которая утратили силу согласно ФЗ№131-ФЗ от 5.05.2014г.) региональные и местные нормативы градостроительного проектирования содержат минимальные расчетные показатели обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека (в том числе объектами социального и коммунально-бытового назначения, доступности таких объектов для населения (включая инвалидов), объектами инженерной инфраструктуры, благоустройства территории). Утверждение региональных нормативов градостроительного проектирования осуществляется с учетом особенностей поселений, городских округов в границах субъекта Российской Федерации. Состав, порядок подготовки и утверждения региональных нормативов градостроительного проектирования устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации. Утверждение местных нормативов градостроительного проектирования осуществляется с учетом особенностей населенных пунктов в границах муниципальных образований, межселенных территорий. Состав, порядок подготовки и утверждения местных нормативов градостроительного проектирования устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Не допускается утверждение местных нормативов градостроительного проектирования, содержащих минимальные расчетные показатели обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека ниже, чем расчетные показатели обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека, содержащиеся в региональных нормативах градостроительного проектирования.
Решением Воронежской городской Думы №404-11 от 3.12.2008г. «Об утверждении положения о местных нормативах градостроительного проектирования городского округа город Воронеж» утверждено Положение о местных нормативах градостроительного проектирования городского округа город Воронеж, согласно которого местные нормативы градостроительного проектирования городского округа город Воронеж (далее - местные нормативы) разрабатываются в целях обеспечения предупреждения и устранения вредного воздействия на человека факторов среды обитания, благоприятных условий жизнедеятельности населения, устойчивого развития и сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности на территории городского округа город Воронеж (п.3). Местные нормативы содержат минимальные расчетные показатели обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека (в том числе объектами социального и коммунально-бытового назначения, доступности таких объектов для населения (включая маломобильные группы), объектами благоустройства территории, инженерной инфраструктуры), которые должны соблюдаться при подготовке, согласовании и утверждении документов территориального планирования, а также документации по планировке территорий городского округа город Воронеж (п.4). В местных нормативах должны содержаться…непосредственно местные нормативы, содержащие расчетные показатели планировочной организации территории городского округа город Воронеж, расчетные показатели в сфере жилищного обеспечения, сфере социального и коммунально-бытового обеспечения, сфере обеспечения объектами рекреационного назначения и иные минимальные расчетные показатели, обеспечивающие безопасные и благоприятные условия жизнедеятельности населения (п.5). Не допускается утверждение местных нормативов, содержащих минимальные расчетные показатели обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека, ниже, чем расчетные показатели обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека, содержащиеся в региональных нормативах градостроительного проектирования (п.10). Местные нормативы обязательны для использования, применения и соблюдения структурными подразделениями администрации городского округа город Воронеж, организациями и предпринимателями, действующими без образования юридического лица, иными юридическими и физическими лицами, действующими на территории городского округа город Воронеж…(п.11).
Как было указано выше в решении суда в п.1 ст.19 Правил землепользования и застройки г.Воронежа, утвержденных решением Воронежской городской Думы от 25.12.2009г. №384-11, установлен коэффициент плотности застройки: для отдельно стоящих индивидуальных жилых домов – не более 0,4;, для домов блокировочного типа одно-, двухквартирных 1-2 этажа – не более 0,8 – 1,6; для домов блокировочного типа многоквартирных не выше 3 этажей – не более 0,8, установление которого и оспаривается заявителем. При этом, указанный коэффициент плотности застройки установлен применительно к земельному участку, в то время как он должен быть установлен относительно к жилой зоне (кварталу). При этом, сама норма ст.19 указывает на характеристику территориальных зон и указывает в п.1 на жилые зоны (индекс зоны Ж-1 зона малоэтажной индивидуальной застройки), которые предназначены для формирования жилых районов из отдельно стоящих и блокировочных индивидуальных жилых домов (коттеджей) и с минимальным размещением набором услуг местного значения.
Суд полагает, что при установлении коэффициента плотности застройки относительно земельного участка в указанном размере противоречит региональным нормативам – коэффициенту плотности застройки, установленным Приказом Управления архитектуры и градостроительства Воронежской обл. от 17.04.2008 N 9-п с такими же параметрами, только относительно жилых зон, и, следовательно, установление коэффициента плотности застройки относительно земельного участка в размере не более 0,4 для отдельно стоящих индивидуальных жилых домов не более 0,8-1,6 для домов блокированного типа – одно-, двухквартирных 1-2 этажа, не более 0,8 для домов блокированного типа многоквартирных не выше 3 этажей, является ниже, чем расчетные показатели, содержащиеся в региональных нормативах градостроительного проектирования.
Согласно п.п. 1.1.1, 1.1.2, 1.1.4, 1.1.5 Приказа Управления архитектуры и градостроительства Воронежской обл. от 17.04.2008 N 9-п "Об утверждении регионального норматива градостроительного проектирования" нормативы разработаны в соответствии с законодательством Российской Федерации и Воронежской области и распространяются на планировку, застройку и реконструкцию территорий городских и сельских населенных пунктов Воронежской области в пределах их границ, а также резервных территорий, находящихся за пределами границ населенных пунктов. Нормативы градостроительного проектирования Воронежской области - минимальные расчетные показатели обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека (в том числе объектами социального и коммунально-бытового назначения, доступности таких объектов для населения (включая инвалидов и маломобильные группы), объектами инженерно-транспортной инфраструктуры, благоустройства и озеленения территории) … Настоящие нормативы применяются при подготовке, согласовании и утверждении документов территориального планирования области и муниципальных образований, а также документации по планировке территории, утверждаемой администрацией Воронежской области и органами местного самоуправления поселений и городских округов Воронежской области, а также используются для принятия решений органами государственной власти и местного самоуправления, органами контроля и надзора Воронежской области. Нормативы градостроительного проектирования, принятые на муниципальном уровне, не могут содержать минимальные расчетные показатели обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека ниже, чем расчетные показатели обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека, содержащиеся в областных нормативах градостроительного проектирования.
Как указывается в п.п. 2.2.2.1 нормируемыми уровнями структурной организации территории жилой застройки являются:
квартал - территория застройки в границах красных линий улично-дорожной сети площадью от 1 до 10 гектаров;
микрорайон - территория застройки в границах красных линий улично-дорожной сети площадью до 40 гектаров в средних и больших городских населенных пунктах в увязке с планировочной структурой города;
жилой район - группа кварталов (микрорайонов), ограниченная автомобильными магистралями, линиями железных дорог, естественными рубежами или другими линиями градостроительного регулирования. Площадь территории жилого района, как правило, от 80 до 120 гектаров, но не более 250 гектаров.
Таким образом, земельный участок не является нормируемым уровнем структурной организации территории жилой застройки, в связи с чем, Воронежская городская Дума как представительный орган местного самоуправления в противоречие регионального нормативного акта применяет коэффициент плотности застройки к земельному участку как нормируемому уровню структурной организации территории жилой застройки, что уже само по себе является основанием для признания указанного нормативного акта в оспариваемой части недействительным. При этом, сама администрация городского округа город Воронеж в своем Постановлении №650 от 26.07.2010г. « Об утверждении местного норматива градостроительного проектирования «Планировка жилых, общественно-деловых и рекреационных зон городского округа город Воронеж», которое так же является нормативным актом органа местного самоуправления в Приложении №2 устанавливает показатели плотности застройки участков территориальных зон и указывает применительно к жилой зоне коэффициент плотности застройки 0,4 для застройки одно-, двухквартирными жилыми домами с приусадебными земельными участками, 0,8 застройка многоквартирными жилыми домами малой и средней этажности… При этом, в примечании указывает, что для жилых, общественно-деловых зон коэффициент плотности застройки приведен для территории квартала с учетом необходимых по расчету учреждений и предприятий обслуживания, гаражей,...Из указанного следует, что в постановлении №650 Администрации городского округа город Воронеж установлены нормативы, которые соответствуют региональному законодательству, в то время как установление нормативов в виде коэффициента плотности застройки применительно к земельному участку противоречит региональному законодательству.
В соответствие с п.2.2.6.3 Приказа… интенсивность использования территории малоэтажной застройки характеризуется показателями, определенными в пункте 2.2.3.3 настоящих нормативов. Кроме этого, для участка малоэтажной жилой застройки применяется коэффициент использования территории участка (коэффициент плотности застройки). Предельно допустимые значения коэффициента использования территории участка жилой застройки для различных типов малоэтажного строительства приведены в таблице 15.
Таблица 15
Тип жилых домов | Коэффициент использования территории, не более |
Индивидуальные (усадебного типа) | 0,4 |
Одно-, двухквартирные (блокированного типа, 1 - 2 этажа) | 0,8 - 1,6 |
Многоквартирные (блокированного типа, не выше 3 этажей) | 0,8 |
Интенсивность использования территории (интенсивность застройки) населенного пункта характеризуется показателями плотности застройки, коэффициентом (в процентах) застройки территории.
Коэффициент плотности застройки (Кпз) - отношение площади всех этажей зданий и сооружений к площади участка, о чем указано в Приложении №1 к Приказу...
Приказ Управления архитектуры и градостроительства Воронежской обл. от 17.04.2008 N 9-п "Об утверждении регионального норматива градостроительного проектирования" применяется судом в редакции, действующей на момент принятия Решения Воронежской городской Думы от 25.12.2009г. №384-11, так как указанный нормативный акт представительного органа местного самоуправления должен был не противоречить нормативным актам, имеющим большую юридическую силу на момент его принятия. В настоящее время указанный Приказ утратил силу в связи с принятием регионального нормативного акта Приказа Департамента АСП Воронежской области от 29.12.2014г. №61-02-03/374 «Об утверждении региональных нормативов градостроительного проектирования Воронежской области».
Как указывается в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 N 48 (ред. от 09.02.2012) "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" если суд установит, что при издании оспариваемого нормативного правового акта были нарушены требования законодательства хотя бы по одному из оснований, влекущих признание акта недействующим, он вправе принять решение об удовлетворении заявления без исследования других обстоятельств по делу, в том числе содержания оспариваемого акта. Если судом будет установлено, что оспариваемый акт принят в пределах полномочий органа или должностного лица с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие, суду следует проверить, соответствует ли содержание акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. Установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд в соответствии с частью 2 статьи 253 ГПК РФ признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени. Если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
В данном случае, в связи с тем, что оспариваемый нормативный акт применялся на протяжении длительного времени и на его основании были реализованы права граждан и организаций, суд полагает возможным, с учетом указаний Постановления Пленума, признать его недействующим в оспариваемой части со дня вступления решения в законную силу. Признавая заявление Севальневой В. А. обоснованным, суд считает, что Воронежской городской Думой не было суду представлено доказательств того, что оспариваемые положения нормативного акта соответствуют региональным нормативам, имеющим большую юридическую силу. Так, представитель Воронежской городской Думы в своем отзыве на заявление ссылается на то обстоятельство, что заявителем не соблюдены нормы ст.131 ГПК РФ при подаче заявления и в заявлении не указано о нарушении прав, в чем заключается угроза нарушения прав заявителя и обстоятельства, на которых заявитель основывает свои требования, при этом, представитель Воронежской городской Думы пытается вмешиваться в судопроизводство по данному конкретному делу, так как согласно ГПК РФ только суду принадлежит право принятия заявления к производству и проверка его на соответствие требованиям ГПК РФ, другим лицам такое право не предоставлено. При этом, доводы о том, что данное дело подлежит прекращению, так же на нормах права не основаны, так как ст.220 ГПК РФ не содержит указанных представителем оснований для прекращения производства по делу. Доказывать нарушение конкретных прав оспариваемым нормативным актом в силу указаний закона заявитель не обязан, а о нарушении его прав указано в заявлении. При этом ссылка представителя на Приказ Департамента архитектуры и строительной политики Воронежской области от 29.12.2014г. №61-02-03/374 «Об утверждении региональных нормативов градостроительного проектирования Воронежской области» фактически является признанием заявления, так как только в п.12.2.8 данного Приказа исполнительный орган субъекта РФ предоставил органу местного самоуправления устанавливать дополнительные показатели… плотность застройки земельного участка, максимальный процент застройки земельного участка…, в то время как ранее действующий приказ указанных норм не содержал, более того, на момент принятия Решения думы указанный представителем Приказ от 29.12.2014г. не действовал. Расчеты представителем заинтересованного лица в своем отзыве так же приводятся применительно к региональным нормативам нового приказа, что не имеет отношения к рассматриваемому делу. Из ответа Главы городского округа город Воронеж на имя Председателя Воронежской городской Думы от 1.07.20115г., представленного суду представителем заинтересованного лица так же следует, что Правила землепользования и застройки г.Воронежа, утвержденных решением Воронежской городской Думы от 25.12.2009г. №384-11 приводятся в соответствие Генеральному плану городского округа город Воронеж и региональному нормативу и не применяются, однако, данные обстоятельство не может служить основанием для отказа в удовлетворении заявления. В ланом сообщении так же приводятся расчеты применительно к региональным нормативам и не применяются местные нормативы, утвержденные решением Воронежской городской Думы от 25.12.2009г. При этом, не соответствие возведенного Севальневой В.А. объекта на земельном участке по <адрес> не в соответствие с региональными нормативами, как указано в сообщении, не может повлиять на решение суда по данному делу, так как судом указанный вопрос не рассматривался и предмет судебного разбирательства был иной. попытка представителя Воронежской городской Думы свести судебное разбирательство по оспариванию нормативного акта представительного органа местного самоуправления применительно к спору Севальневой В.А. относительно возведенного ею объекта не основано на нормах права, так как сам факт возведения заявителем объекта недвижимости, который даже может и не соответствует каким-либо параметрам разрешенного строительства, хотя данный вопрос судом в рамках данного дела не рассматривался и может рассматриваться, не является основанием для отказа в удовлетворении заявления.
Руководствуясь ст. ст. 67, 194-198, гл.24 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать недействующим с момента вступления решения суда в законную силу п.1 ст.19 Правил землепользования и застройки г.Воронежа, утвержденных решением Воронежской городской Думы от 25.12.2009г. №384-11, в части установления коэффициента плотности застройки: для отдельно стоящих индивидуальных жилых домов – не более 0,4; для домов блокировочного типа одно-, двухквартирных 1-2 этажа – не более 0,8 – 1,6; для домов блокировочного типа многоквартирных не выше 3 этажей – не более 0,8.
На решение может быть подана апелляционная жалоба и подано представление прокурором в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий: