Дело № 12-141/2019РЕШЕНИЕ | |
26 августа 2019 года | г. Няндома |
Судья Няндомского районного суда Архангельской области Арбузова Т.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Струменского В.Г. на постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области от 16 июля 2019 года № по делу об административном правонарушении,
установил:
постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области от 16 июля 2019 года должностное лицо - глава муниципального образования «Няндомский муниципальный район» Струменский В.Г. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей.
В жалобе Струменский В.Г. просит отменить постановление, считая его незаконным. Обращает внимание, что, согласно обжалуемому постановлению, установлена его вина в связи с изданием им постановления администрации района № от ДД.ММ.ГГГГ, однако данное постановление издано администрацией района, а не главой района, то есть другим органом местного самоуправления. Также отмечает, что издание администрацией Няндомского района постановления от 18 июля 2017 года было обусловлено крайней необходимостью.
В судебном заседании Струменский В.Г. доводы жалобы поддержал в полном объеме.
Исследовав материалы дела, рассмотрев доводы жалобы, прихожу к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ действия (бездействие) должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных лиц органов или организаций, государственных внебюджетных фондов, а также организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а равно к ограничению свободного перемещения товаров (работ, услуг), свободы экономической деятельности, за исключением случаев, предусмотренных ч. 7 ст. 14.32 настоящего Кодекса влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Специальными нормами законодательства РФ, регулирующими правоотношения в сфере теплоснабжения, в сфере концессионных соглашений и подлежащими исполнению органами власти и органами местного самоуправления, установлен специальный порядок передачи прав владения и пользования объектами теплоснабжения, что исключает произвольный выбор органом власти и органом местного самоуправления формы конкурса и формы договора в отношении рассматриваемых объектов.
Передача прав владения или пользования объектами теплоснабжения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с учетом требований, установленных ст. 28.1 Федерального закона № 190-ФЗ от 27.07.2010 «О теплоснабжении».
Согласно ч. 1, ч. 3 ст. 28.1 указанного Закона, передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется только по договорам их аренды, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом предусмотренных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) и законодательством Российской Федерации о приватизации случаев передачи прав на такие объекты. В случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении соответствующего конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа данных объектов не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования данными объектами осуществляется только по концессионному соглашению (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на такое имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случае, если передаваемое имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).
Согласно ч. 1 ст. 13 Закона «О концессионных соглашениях», концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения, за исключением случаев, предусмотренных ст. 37 данного закона, а в отношении объектов теплоснабжения – также случаев, предусмотренных ст. ст. 51, 52.1 данного закона.
Как следует из материалов дела, решением Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области от 15 августа 2018 года признано несоблюдение администраций МО «Няндомский муниципальный район» установленного Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» и Федеральным законом от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» порядка предоставления прав владения и пользования в отношении муниципального имущества, предназначенного для теплоснабжения МО «Шалакушское», и необеспечение законных условий доступа на рынок теплоснабжения, в результате чего после ДД.ММ.ГГГГ ООО «Соловки Электросбыт» необоснованно владело и пользовалось муниципальным имуществом, предназначенным для теплоснабжения МО «Шалакушское», по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ №-А/2013, а также действия администрации МО «Няндомский муниципальный район» и комитета по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами администрации МО «Няндомский муниципальный район» по предоставлению впоследствии объектов теплоснабжения МО «Шалакушское» (блочно-модульная котельная, теплотрасса) в пользование АО «Архоблэнерго» на условиях договора аренды № от ДД.ММ.ГГГГ в нарушение требований Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» и Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», были признаны нарушением требований ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
В ходе рассмотрения обращения агентства по тарифам и ценам Архангельской области установлено, что договор аренды муниципального имущества от ДД.ММ.ГГГГ № заключен администрацией МО «Шалакушское» и ООО «Соловки Электросбыт» сроком на 10 лет. При этом условием предоставления прав владения и пользования в отношении данного объекта после 13.08.2016 являлось заключение концессионного соглашения в установленном Законом «О концессионных соглашениях» порядке.
Распоряжением Правительства Архангельской области от 29.12.2015 данные объекты теплоснабжения были переданы в собственность МО «Няндомский муниципальный район».
Каких-либо действий по заключению концессионного соглашения в отношении объектов теплоснабжения на территории МО «Шалакушское» после 13.08.2016 года администрацией МО «Няндомский муниципальный район» не было осуществлено.
18 июля 2017 года между Комитетом по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами администрации МО «Няндомский муниципальный район» и АО «АрхоблЭнерго» заключен договор аренды объектов теплоснабжения №, по которому обществу были переданы находящиеся в муниципальной собственности объекты теплоснабжения, ранее являвшиеся предметом договора аренды муниципального имущества №
Указание на заключение договора аренды с АО «АрхоблЭнерго» содержалось в постановлении главы администрации МО «Няндомский муниципальный район» Струменского В.Г. от ДД.ММ.ГГГГ №.
Факт совершения административного правонарушения и виновность Струменского В.Г. в его совершении подтверждены представленными в дело доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 2 июля 2019 года, пояснениями Струменского В.Г., решением УФАС по Архангельской области от 15 августа 2018 года, предупреждениями от 8 февраля и 20 ноября 2017 года, которым должностным лицом УФАС, вынесшим решение о назначении административного наказания, дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.
Статьей 2.4 КоАП РФ установлено, что должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В соответствии с Уставом МО «Няндомский муниципальный район» глава муниципального образования является высшим должностным лицом Няндомского района и наделяется собственными полномочиями по решению вопросов местного значения; возглавляет администрацию муниципального образования и руководит ею на принципах единоначалия; обеспечивает осуществление органами местного самоуправления Няндомского района по решению вопросом местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления Няндомского района федеральными законами и законами Архангельской области; подписывает договоры и соглашения от имени Няндомского района; определяет основные направления деятельности администрации района и организует ее работу; осуществляет руководство учреждениями, организациями и другими отраслевыми (функциональными) и территориальными органами администрации муниципального образования; осуществляет полномочия по управлению муниципальной собственностью.
Согласно ч. 8 ст. 5 Устава глава Няндомского района в пределах свои полномочий, установленных федеральными законами, законами Архангельской области, настоящим Уставом, решениями Собрания депутатов Няндомского района, издает постановления администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления Няндомского района Федеральными законами и законами Архангельской области, а также распоряжения администрации по вопросам организации работы администрации, а также издает постановления и распоряжения по иным вопросам, отнесенным к его компетенции настоящим Уставом в соответствии с федеральными законами.
Таким образом, Струменский В.Г. является субъектом данного административного правонарушения, и обоснованно привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ.
Указание в жалобе на то, что издание постановления 18 июля 2017 года было вызвано крайней необходимостью, в условиях чрезвычайной ситуации в целях недопущения нарушения функционирования объектов коммунальной инфраструктуры и причинения вреда жизни и здоровью граждан, нарушения их прав, а также причинения существенного ущерба муниципальному имуществу, является несостоятельным.
Согласно ст. 2.7 КоАП РФ, не является административным правонарушением причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред.
Состояние крайней необходимости возникает, когда имеется действительная, реальная, а не мнимая угроза охраняемым законам интересам. Обстоятельства совершения должностным лицом Струменским В.Г. административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ, и его действия не отвечают условиям, предусмотренным ст. 2.7 КоАП РФ, при наличии которых возникает состояние крайней необходимости.
В соответствии с ч. 1 ст. 4.5, ч. 6 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное ст. 14.9 КоАП РФ, составляет один год, и начинает исчисляться со дня вступления в силу решения комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения законодательства Российской Федерации.
Решение Архангельского УФАС России по делу о нарушении антимонопольного законодательства вступило в силу 15 августа 2018 года, то есть срок давности привлечения к административной ответственности по делу № не истек.
Административное наказание назначено Струменскому В.Г. в пределах, установленных санкцией ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ.
Руководствуясь ст. ст. 30.7, 30.9 КоАП РФ,
решил:
постановление руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области от 16 июля 2019 года № о назначении административного наказания - оставить без изменения, жалобу Струменского В.Г. - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд непосредственно или через Няндомский районный суд Архангельской области в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья Арбузова Т.В.