Дело № 2-702/2012 20 декабря 2012 года
Р Е Ш Е Н И Е
И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и иСланцевский городской суд Ленинградской области в составе
председательствующего судьи Дударевой О.Ф.
при секретаре Григорьевой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Иванова Виктора Васильевича к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Сланцевском районе Ленинградской области о восстановлении срока для обращения за выплатой средств пенсионных накоплений правопреемнику умершего застрахованного лица, обязании произвести указанную выплату,
у с т а н о в и л:
Истец Иванов В.В. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Сланцевском районе Ленинградской области (далее – УПФР в Сланцевском районе), отделу ЗАГС администрации Сланцевского муниципального района Ленинградской области об установлении юридического факта смерти его сына ФИО1, восстановлении срока для обращения за выплатой средств пенсионных накоплений правопреемнику умершего застрахованного лица.
Впоследствии истец неоднократно изменял исковые требования. Представитель истца Иванова М.А., действовавшая на основании доверенности, заявила ходатайство об отказе от иска к отделу ЗАГС администрации Сланцевского муниципального района Ленинградской области об установлении юридического факта смерти ФИО1. Определением суда в этой части производство по делу прекращено.
Окончательно представитель истца просила восстановить Иванову В.В. срок для обращения за выплатой средств пенсионных накоплений как правопреемнику умершего застрахованного лица, обязать УПФР в Сланцевском районе произвести указанную выплату истцу Иванову В.В. как правопреемнику умершего застрахованного лица ФИО1.
Истец Иванов В.В. в судебное заседание не явился, представил заявление, в котором просил рассмотреть спор в его отсутствие с участием представителя Ивановой М.А.
Представитель истца Иванова М.А. исковые требования поддержала и пояснила, что в последних числах марта 2012 года умер сын истца ФИО1. Учитывая, что на день смерти сына истцу не было известно о существующем праве правопреемника умершего сына, иного родственника получать пенсионные накопления, учтенные в специальной части индивидуального лицевого счета умершего застрахованного лица, а также то, что истец с 2007 года является инвалидом 2 группы, самостоятельно не передвигается, состояние его здоровья в связи со смертью сына ухудшилось, полагает, что имеются основания для восстановления срока для обращения за выплатой пенсионных накоплений. О существующем праве на получение указанной выплаты истцу стало известно в октябре 2012 года, после чего 22 октября 2012 года она, действуя по доверенности от имени истца, обратилась к ответчику с соответствующим заявлением о выплате средств пенсионных накоплений. Ответчиком в удовлетворении заявления истцу отказано в связи с тем, что обращение последовало по истечении шестимесячного срока, установленного законом для обращения в территориальный орган ПФР с заявлением о выплате средств пенсионных накоплений. Кроме того, ответчик в письменном отказе указал на необходимость установления в судебном порядке юридического факта: внесения изменения в актовую запись о дате смерти застрахованного лица. Истцу было рекомендовано обратиться в суд. Кроме истца, наследников первой очереди по закону после смерти наследодателя ФИО1 не имеется.
В связи с чем представитель истца просит суд признать причины пропуска срока истцом уважительными, восстановить срок для обращения за выплатой средств пенсионных накоплений, обязать УПФР в Сланцевском районе произвести указанную выплату истцу Иванову В.В. как правопреемнику умершего застрахованного лица Иванова Валерия Викторовича без внесения изменений в актовую запись о дате его смерти. Представитель ответчика – УПФР в Сланцевском районе в судебное заседание не прибыл, в письменном отзыве просил рассмотреть дело в отсутствие своего представителя, по существу спора со ссылкой на нормы п. 3 ст. 38 Федерального закона от 24.07.2002 года № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» указал, что возражает против заявленных истцом требований в полном объеме <данные изъяты>
Суд, заслушав в судебном заседании истца, изучив материалы дела, приходит к выводу, что исковое заявление подлежит удовлетворению.
Установлено, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являющийся застрахованным лицом Пенсионного фонда РФ, умер в марте 2012 года <данные изъяты>
Из представленной копии свидетельства о рождении следует, что истец Иванов Виктор Васильевич является отцом умершего ФИО1 <данные изъяты>
В соответствии с абз.1 п. 3 ст. 38 Федерального Закона от 24.07.2002 г. № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» (с изменениями на 2 февраля 2006 года) и ч. 2 п. 9 Постановления Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2007 года № 741 «Об утверждении Правил выплаты Пенсионным фондом Российской Федерации правопреемникам умершего застрахованного лица средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета» выплата правопреемникам умершего застрахованного лица осуществляется при условии обращения за указанной выплатой в Пенсионный фонд Российской федерации в течение шести месяцев со дня смерти застрахованного лица.
Срок для обращения с заявлением о выплате средств пенсионных накоплений может быть восстановлен в судебном порядке по заявлению правопреемника, пропустившего такой срок.
Правопреемниками по закону, согласно данному постановлению Правительства РФ, являются родственники умершего застрахованного лица, которым выплата средств пенсионных накоплений умершего застрахованного лица производится независимо от возраста и состояния трудоспособности в первую очередь – детям, в том числе усыновленным, супругу и родителям (усыновителям) (правопреемники по закону первой очереди).
В судебном заседании из объяснений представителя истца, подтвержденных материалами дела, установлено, что истец Иванов В.В. является правопреемником по закону первой очереди умершего сына ФИО1 и имеет право на выплату средств пенсионных накоплений умершего застрахованного лица.
Из письменного отказа ответчика следует, что представитель истца Иванова М.А. за выплатой средств пенсионных накоплений обратилась 22 октября 2012 года <данные изъяты>, т.е. по истечении шести месяцев со дня смерти застрахованного лица.
Согласно представленной медицинской справке МСЭ истцу Иванову В.В. 12.04.2007 года установлена вторая группа инвалидности бессрочно. Представитель истца Иванова М.А., являющаяся супругой истца, пояснила, что по состоянию здоровья истец не может самостоятельно передвигаться, нуждается в постороннем уходе, не имеет возможности самостоятельно обратиться в государственные органы и иные учреждения. О своем праве истец узнал в октябре 2012 года из телепередачи, после чего она в его интересах обратилась к ответчику.
Оснований не доверять представителю истца у суда не имеется, и с учетом представленных медицинских документов суд находит изложенные представителем истца Ивановой М.А. причины пропуска срока уважительными, а поэтому полагает возможным восстановить срок Иванову В.В. для обращения за выплатой средств пенсионных накоплений умершего сына, ФИО1.
Довод ответчика, изложенный в письменном отказе истцу, о том, что ему необходимо обратиться в федеральный суд для установления факта, имеющего юридическое значение, а именно: о внесении изменения в актовую запись о дате смерти застрахованного лица, суд находит не основанным на требованиях закона.
Факт смерти застрахованного лица установлен медицинским свидетельством о смерти серии № № от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается записью акта о смерти ФИО1 <данные изъяты>. Отсутствие указания на дату смерти в записи акта гражданского состояния не может являться законным основанием для отказа в реализации гражданином - правопреемником умершего застрахованного лица права на выплату средств пенсионных накоплений, предусмотренного федеральным законом, поскольку неустановление медицинским свидетельством даты смерти гражданина в силу части 3 ст. 192 ГК РФ не препятствует определению срока, исчисляемого месяцами.
В соответствии с ч. 3 ст. 192 ГК РФ срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца срока.
Если окончание срока, исчисляемого месяцами, приходится на такой месяц, в котором нет соответствующего числа, то срок истекает в последний день этого месяца.
С учетом приведенных положений закона окончание шестимесячного срока, установленного абз. 1 п. 3 ст. 38 Федерального Закона от 24.07.2002 г. № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» для выплаты средств пенсионных накоплений, в случае отсутствия даты смерти застрахованного лица приходится на последний день месяца, в котором наступила смерть застрахованного лица, т.е. в данном случае на 31 марта 2012 года.
По этим же правилам нотариусом исчислялся срок выдачи истцу свидетельства о праве на наследство по закону после смерти ФИО1, установленный ст. 1063 ГК РФ, что подтверждается представленной копией свидетельства о праве на наследство по закону <данные изъяты>.
При таких обстоятельствах суд находит, что требования Иванова В.В. являются законными и обоснованными, подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░1, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ 2012 ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░1, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ 2012 ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░